|
Бодалев А.А. » Психология общенияшении же взрослых необходимо использовать приемы из- менения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентации.
Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно- речевых умений, сколько на коррекцию отношения к дру- гим людям и связанной с ним самооценки преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания. На- иболее эффективным для таких людей является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазви- тию, а также групповой социально-психологический тре- нинг, повышающий готовность к принятию себя и других в общении.
125 STR.126 Специалистами осуществлена систематизация отдель- ных техник социально-психологического тренинга. В пове- денческом тренинге преимущественно имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в ос- новном групповую дискуссию. Ролевая игра может:
- осуществлять поиски эффективных форм взаимодейст- вия в рамках кооперации, демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов поведения;
- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых - психологически нормальные контакты с дру- гими людьми;
- экстериоризировать содержание проблемы и противоре- чия межличностных и внутриличностных отношений оп- ределенного человека (психо- и социодрама). То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интег- рации, в качестве дополнения входить в другие методы., Групповая дискуссия может:
- экстериоризировать содержание проблемы и противоре- чия личностных отношений определенной персоны;
- осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;
- подавать обратную связь относительно поведения в ро- левой игре.
То есть она также может быть средством дезинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы. ""
Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выяв- ления ролевых позиций каждого в первый день до самоор- ганизации группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении це- лей совместной деятельности.
Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально-психологического тренинга, этот вид психокор- рекционной работы с людьми должен включать в себя и особенное, ориентированное на возраст, пол, профессию, и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально-психологического тренинга уско- ряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуни-
126
кативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаи- моотношения с окружающими людьми в целом.
Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов комплексную программу, предполагающую осознание важ- нейших особенностей индивидуального экспрессивного ре- пертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональ- ное общение, а также самосовершенствования экспрессии и форм невербальной интеракции.
В программу включены приемы и упражнения, активи- зирующие направленное осознание различных форм невер- бальной активности, развивающие <чувства тела>, специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области <личностных зажимов>, а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
Для осуществления коррекции разрешения педагогиче- ских конфликтов был предложен цикл занятий, сочетаю- щих традиционные (лекции, круглые столы и др.) и активные (тренинг, социально-ролевое проигрывание пе- дагогических ситуаций, коррекционные педагогические иг- ры и др.) методы обучения. Главная цель курса - ориентировать учителя на личность воспитанника при раз- решении конфликта, видеть смысл конфликта в том, чтобы дать учащемуся положительное <приращение> его лично- сти.
Кроме того, в процессе занятий формируется професси- ональное мышление учителя, адекватное позитивному раз- решению конфликта. Необходимыми компонентами такого мышления являются способность осуществлять процесс проблематизации в конфликтной ситуации, выход в ре- флексивную позицию и рефлексивное мышление, а также навыки диалогического общения, обеспечивающие рефлек- сию конфликта и его разрешение.
Комплексный инструментарий дня осуществления ко- ренной перестройки структуры личности педагога как объ- екта и субъекта общения и резкого увеличения у него запаса обобщенных умений, нужных для творчества при установ- лении контактов с людьми, представлен в работе Т.С. Яценко.
В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель кото- рых обучение психологически грамотному общению роди-
127 STR.128 телей, руководителей различных рангов, актеров, спорт- сменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.
При этом специалисты единодушно отмечают, что осо- бые преимущества для диагностики и коррекции трудно- стей общения появляются в условиях активного социально-психологического обучения и что новые воз- можности для достижения указанных целей дает видеотре- нинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство - пространство <психической реальности>. Последнее обстоятельство создает возможность для реали- зации различных гуманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг специалистами. Правильно утверждает О.В. Суханова, что таким образом появляется возможность превращения видеотренинга из бихевиораль- ного в экзистенциальный.
Одним из основных направлений работы по снятию пси- хологических трудностей в общении является индивиду- альное психологическое консультирование.
А.ф. КопьевиТ.А. Флоренская уже много лет нарабаты- вают инструментарий помощи личности, испытывающей различные психологические трудности в ее повседневной жизни, в том числе при общении. Главным достижением этих поисков следует считать создание способов помощи через доверительное диалогическое общение людям, у ко- торых не ладятся отношения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение. Бесценная изю- минка, которую они наработали,- это филигранно отто- ченная методика усиления побуждений в мотивационной сфере личности, следование которым снимает конфликт- ность в ее отношениях с окружающими, и одновременного торможения побуждений, которые до этого доминировали и мешали ей нормально общаться с людьми.
Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу исчерпывающе представить основную феноменологию пси- хологических трудностей межличностного общения и рас- крыть все субъективные причины, их вызывающие. Мы лишь крайне конспективно указали основные пути предот- вращения и устранения этих трудностей. Конечно же, мож- но и нужно анализировать психологические трудности общения с позиций основных областей психологической науки, но сейчас особенно важна разработка интегративно- го подхода к их научному осмыслению.
.128
Раздел IV
О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
ОБЩЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, тсоторые после сво- его решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.
Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль общения в фор- мировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Задача этой работы заключается в том, чтобы последова- тельно рассмотреть все эти факты и попытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с тру- дом совершенно обязательным личностно формирующим фактором и вместе с тем, что нужно делать, чтобы усилить его значение в воспитании.
Некоторым психологам может показаться, что постав- ленная задача надуманна и что она не заслуживает специ-
См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Брудный А.А. О смыс- ловых компонентах общения.- В сб.: Социально-психологические про- блемы в условиях развитого социалистического общества. М., 1977:
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Ли- синой; Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследова- ния; Ломов Б.Ф. Общение как проблема психологии; его же. Категория деятельности и общения в психологии; его же. Проблема общения в психологии; Мясищев В.Н. Личность и неврозы; Обозов Н.Н. Межлич- ностные отношения. Л., 1979: Соковнин В.И. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1973.
5 А.А. Бодалев
129
STR.130 ального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляется, что они ошиба- ются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике - утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности,
сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно- сторонне: психика, считали они, формируется лишь в пред- метной деятельности.
Утверждая так, они допускали две неточности: во-пер- вых, сужали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факторов, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность че- ловека, направленную на достижение определенных осоз- наваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулируемую столь же определенными мотивами, то деятельностью будут не толь- ко игра, учение, производственный и бытовой труд, не толь- ко работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.
Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сде- лать другого человека единомышленником, добиться от не- го признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экс- прессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.
Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид де- ятельности, необходимо также видеть, что без него не мо- жет происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуаль- ности.
Если процесс этого развития рассматривать не односто- ронне и оценивать его реально, то сразу окажется, что пред- метная деятельность человека во всех ее модификациях и
См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Д-еонтьев А.Н. Дея- тельность. Сознание. Личность. М., 1975; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; его же. Проблемы общей психологии. М., 1973.
130
его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может существовать без другой.
Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как из- вестно, в подавляющем числе случаев требует постоянного взаимодействия людей в форме общения. И от того, как протекает, как организовано общение, зависят результаты предметной практической деятельности занятых ею людей. В свою очередь,ход и результаты этой деятельности посто- янно и неотвратимо воздействуют на многие характеристи- ки коммуникативной деятельности вовлеченных в предметную деятельность людей.
И на формирование ряда устойчивых характеристик пси- хических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность и деятельность общения воздей- ствуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.
На это их совокупное воздействие на личность обратил внимание еще А.С. Макаренко, когда подчеркивал, что труд сам по себе - в известном смысле процесс воспита- тельно нейтральный. Он одинаково может воспитать как коллективиста, так и индивидуалиста. Все дело оказывает- ся в том, как связаны между собой люди - участники тру- дового процесса, образно говоря, работают ли они просто рядом или трудятся в полном смысле вместе по принципу <все - для одного и один - для всех>.
Если продолжать эту, как мне кажется, очень правиль- ную мысль А.С. Макаренко и распространять ее на другие области жизнедеятельности человека - на его быт и отдых, то и в этом случае характер протекания общения (его со- держание и формы) в семье, с товарищами по совместному отдыху, а также с людьми, входящими в его более далекое окружение,- продавцами в магазине, спутниками в поезде и т.п.- будет определенным образом <работать> на разви- тие тех или иных качеств его личности.
См.: Бодалев А. А:, Кондратьева С.В. О комплексном подходе к изуче- нию коммуникативной и предметной деятельности людей.- В сб.: Со- циально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
См.: Макаренко А.С. Сочинения. М., 1958, т. V.
5 131 STR.132 И очевидно, если моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, будут не совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их лич- ности будет носить более или менее противоречивый харак- тер и формирование цельной личности у каждого из них будет затруднено.
Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность пере- дать друг другу знания об окружающей их действительно- сти, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.
Воспитательное значение общения заключается не толь- ко в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию, психических образований, кото- рые необходимы ему для успешного выполнения деятель- ности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно явля- ется обязательным условием формирования общего интел- лекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характери- стик.
Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, когда с ним повседневно общаются, какую по преимуществу <пищу> ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его активности при этом вызывают
- от этого в большой степени зависит то конкретное соче- тание разных характеристик, которые несет в себе интел- лект человека.
Не меньшее значение - общения как деятельность име- ет и для развития эмоциональной сферы человека, для фор- мирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком лю-
См.: Брудный А.А. О смысловых компонентах общения; Мясищев В.Н. Личность и неврозы; Носуленко В.Н. Общение в задачах оценки сигна- лов.- В сб.: Проблема общения в психологии. М., 1981; Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творче- ского подхода.- Там же.
132
дй,. оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|