Бодалев А.А. » Психология общения



18 страница


шении же взрослых необходимо использовать приемы из-  

менения базовых специальных установок их личности или  

ценностных ориентации.  

 

Работа должна быть направлена не столько на отработку  

необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно-  

речевых умений, сколько на коррекцию отношения к дру-  

гим людям и связанной с ним самооценки преодоление  

внутренних конфликтов, активизацию самосознания. На-  

иболее эффективным для таких людей является обучение  

самоанализу как средству, способствующему саморазви-  

тию, а также групповой социально-психологический тре-  

нинг, повышающий готовность к принятию себя и других в  

общении.  

 

125  

STR.126  

Специалистами осуществлена систематизация отдель-  

ных техник социально-психологического тренинга. В пове-  

денческом тренинге преимущественно имеет смысл  

использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в ос-  

новном групповую дискуссию.  

Ролевая игра может:  

 

- осуществлять поиски эффективных форм взаимодейст-  

вия в рамках кооперации, демонстрировать недостатки  

уже имеющихся стереотипов поведения;  

 

- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель  

которых - психологически нормальные контакты с дру-  

гими людьми;  

 

- экстериоризировать содержание проблемы и противоре-  

чия межличностных и внутриличностных отношений оп-  

ределенного человека (психо- и социодрама). То есть она  

может быть средством дезинтеграции, средством интег-  

рации, в качестве дополнения входить в другие методы.,  

Групповая дискуссия может:  

 

- экстериоризировать содержание проблемы и противоре-  

чия личностных отношений определенной персоны;  

 

- осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия  

в рамках кооперации;  

 

- подавать обратную связь относительно поведения в ро-  

левой игре.  

 

То есть она также может быть средством дезинтеграции,  

средством интеграции, в качестве дополнения входить в  

другие методы. ""  

 

Психологические приемы инновационных игр дают в  

групповой динамике скачок эмпатии участников от выяв-  

ления ролевых позиций каждого в первый день до самоор-  

ганизации группы к концу работы через развитие  

действенного сопереживания партнеров в достижении це-  

лей совместной деятельности.  

 

Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления  

социально-психологического тренинга, этот вид психокор-  

рекционной работы с людьми должен включать в себя и  

особенное, ориентированное на возраст, пол, профессию, и  

другие отличительные черты участников тренинговых  

групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами  

актерского и социально-психологического тренинга уско-  

ряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуни-  

 

126  

 

кативные свойства своей личности и грамотно пользоваться  

ими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаи-  

моотношения с окружающими людьми в целом.  

 

Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов  

комплексную программу, предполагающую осознание важ-  

нейших особенностей индивидуального экспрессивного ре-  

пертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по  

тем или иным причинам могут затруднять профессиональ-  

ное общение, а также самосовершенствования экспрессии  

и форм невербальной интеракции.  

 

В программу включены приемы и упражнения, активи-  

зирующие направленное осознание различных форм невер-  

бальной активности, развивающие <чувства тела>,  

специальные техники самомассажа для снятия напряжения  

в области <личностных зажимов>, а также упражнения для  

совершенствования выразительных возможностей мимики,  

жестикуляции, голоса и др.  

 

Для осуществления коррекции разрешения педагогиче-  

ских конфликтов был предложен цикл занятий, сочетаю-  

щих традиционные (лекции, круглые столы и др.) и  

активные (тренинг, социально-ролевое проигрывание пе-  

дагогических ситуаций, коррекционные педагогические иг-  

ры и др.) методы обучения. Главная цель курса -  

ориентировать учителя на личность воспитанника при раз-  

решении конфликта, видеть смысл конфликта в том, чтобы  

дать учащемуся положительное <приращение> его лично-  

сти.  

 

Кроме того, в процессе занятий формируется професси-  

ональное мышление учителя, адекватное позитивному раз-  

решению конфликта. Необходимыми компонентами такого  

мышления являются способность осуществлять процесс  

проблематизации в конфликтной ситуации, выход в ре-  

флексивную позицию и рефлексивное мышление, а также  

навыки диалогического общения, обеспечивающие рефлек-  

сию конфликта и его разрешение.  

 

Комплексный инструментарий дня осуществления ко-  

ренной перестройки структуры личности педагога как объ-  

екта и субъекта общения и резкого увеличения у него запаса  

обобщенных умений, нужных для творчества при установ-  

лении контактов с людьми, представлен в работе Т.С.  

Яценко.  

 

В настоящее время широко практикуются различные  

формы социально-психологического тренинга, цель кото-  

рых обучение психологически грамотному общению роди-  

 

127  

STR.128  

телей, руководителей различных рангов, актеров, спорт-  

сменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и  

испытывающих трудности в общении.  

 

При этом специалисты единодушно отмечают, что осо-  

бые преимущества для диагностики и коррекции трудно-  

стей общения появляются в условиях активного  

социально-психологического обучения и что новые воз-  

можности для достижения указанных целей дает видеотре-  

нинг, потому что его участники выходят в новое для них  

пространство - пространство <психической реальности>.  

Последнее обстоятельство создает возможность для реали-  

зации различных гуманитарных программ по развитию  

личности ведущими тренинг специалистами. Правильно  

утверждает О.В. Суханова, что таким образом появляется  

возможность превращения видеотренинга из бихевиораль-  

ного в экзистенциальный.  

 

Одним из основных направлений работы по снятию пси-  

хологических трудностей в общении является индивиду-  

альное психологическое консультирование.  

 

А.ф. КопьевиТ.А. Флоренская уже много лет нарабаты-  

вают инструментарий помощи личности, испытывающей  

различные психологические трудности в ее повседневной  

жизни, в том числе при общении. Главным достижением  

этих поисков следует считать создание способов помощи  

через доверительное диалогическое общение людям, у ко-  

торых не ладятся отношения с субъективно значимыми для  

них лицами, входящими в их окружение. Бесценная изю-  

минка, которую они наработали,- это филигранно отто-  

ченная методика усиления побуждений в мотивационной  

сфере личности, следование которым снимает конфликт-  

ность в ее отношениях с окружающими, и одновременного  

торможения побуждений, которые до этого доминировали  

и мешали ей нормально общаться с людьми.  

 

Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу  

исчерпывающе представить основную феноменологию пси-  

хологических трудностей межличностного общения и рас-  

крыть все субъективные причины, их вызывающие. Мы  

лишь крайне конспективно указали основные пути предот-  

вращения и устранения этих трудностей. Конечно же, мож-  

но и нужно анализировать психологические трудности  

общения с позиций основных областей психологической  

науки, но сейчас особенно важна разработка интегративно-  

го подхода к их научному осмыслению.  

 

.128  

 

Раздел IV  

 

О формировании человека  

как личности и как объекта  

и субъекта общения  

 

ОБЩЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ  

 

В последнее время ученые, представляющие различные  

области отечественной психологической науки, проявляют  

повышенный интерес к кругу проблем, тсоторые после сво-  

его решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе  

охватить феноменологию, закономерности и механизмы  

общения.  

 

Благодаря их усилиям психология в последние годы была  

обогащена рядом общих и более частных фактов, которые,  

будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития  

человека как индивида и как личности, очень убедительно  

показывают предельно необходимую роль общения в фор-  

мировании многих важных характеристик психических  

процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни  

человека.  

 

Задача этой работы заключается в том, чтобы последова-  

тельно рассмотреть все эти факты и попытаться проследить,  

каким образом и почему общение выступает наряду с тру-  

дом совершенно обязательным личностно формирующим  

фактором и вместе с тем, что нужно делать, чтобы усилить  

его значение в воспитании.  

 

Некоторым психологам может показаться, что постав-  

ленная задача надуманна и что она не заслуживает специ-  

 

См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Брудный А.А. О смыс-  

ловых компонентах общения.- В сб.: Социально-психологические про-  

блемы в условиях развитого социалистического общества. М., 1977:  

 

Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Ли-  

синой; Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследова-  

ния; Ломов Б.Ф. Общение как проблема психологии; его же. Категория  

деятельности и общения в психологии; его же. Проблема общения в  

психологии; Мясищев В.Н. Личность и неврозы; Обозов Н.Н. Межлич-  

ностные отношения. Л., 1979: Соковнин В.И. О природе человеческого  

общения. Фрунзе, 1973.  

 

5 А.А. Бодалев  

 

129  

 

STR.130  

ального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни  

воспитателей-практиков. Представляется, что они ошиба-  

ются, и вот почему. После того как в советской психологии  

- а под ее влиянием и в педагогике - утвердилось в целом  

бесспорное положение о том, что психика формируется в  

деятельности,  

 

сущность этого положения очень многими учеными и еще  

большим числом практиков стала трактоваться очень одно-  

сторонне: психика, считали они, формируется лишь в пред-  

метной деятельности.  

 

Утверждая так, они допускали две неточности: во-пер-  

вых, сужали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли  

значение факторов, по их основным характеристикам к  

предметной деятельности не относящихся, но тем не менее  

оказывающих на развитие психики человека сильнейшее  

влияние. Если под деятельностью разуметь активность че-  

ловека, направленную на достижение определенных осоз-  

наваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в  

котором он живет, способов и стимулируемую столь же  

определенными мотивами, то деятельностью будут не толь-  

ко игра, учение, производственный и бытовой труд, не толь-  

ко работа хирурга или художника-живописца, но и  

взаимодействие людей друг с другом в форме общения.  

 

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом,  

люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сде-  

лать другого человека единомышленником, добиться от не-  

го признания, удержать от неправильного поступка,  

понравиться и т.п. Чтобы осуществить ее, они более или  

менее сознательно используют свою речь, всю свою экс-  

прессию, а побуждают их поступать в подобных случаях  

именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности,  

интересы, убеждения, ценностные ориентации.  

 

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид де-  

ятельности, необходимо также видеть, что без него не мо-  

жет происходить полноценное развитие человека и как  

личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуаль-  

ности.  

 

Если процесс этого развития рассматривать не односто-  

ронне и оценивать его реально, то сразу окажется, что пред-  

метная деятельность человека во всех ее модификациях и  

 

См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания; Д-еонтьев А.Н. Дея-  

тельность. Сознание. Личность. М., 1975; Рубинштейн С.Л. Основы  

общей психологии. М., 1946; его же. Проблемы общей психологии. М.,  

1973.  

 

130  

 

его общение с другими людьми переплетены в его жизни  

самым тесным образом и фактически ни одна из них не  

может существовать без другой.  

 

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение  

обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как из-  

вестно, в подавляющем числе случаев требует постоянного  

взаимодействия людей в форме общения. И от того, как  

протекает, как организовано общение, зависят результаты  

предметной практической деятельности занятых ею людей.  

В свою очередь,ход и результаты этой деятельности посто-  

янно и неотвратимо воздействуют на многие характеристи-  

ки коммуникативной деятельности вовлеченных в  

предметную деятельность людей.  

 

И на формирование ряда устойчивых характеристик пси-  

хических процессов, состояний и свойств личности каждого  

человека, а также и на образование структуры этих свойств  

и предметная деятельность и деятельность общения воздей-  

ствуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их  

соотношения.  

 

На это их совокупное воздействие на личность обратил  

внимание еще А.С. Макаренко, когда подчеркивал, что  

труд сам по себе - в известном смысле процесс воспита-  

тельно нейтральный. Он одинаково может воспитать как  

коллективиста, так и индивидуалиста. Все дело оказывает-  

ся в том, как связаны между собой люди - участники тру-  

дового процесса, образно говоря, работают ли они просто  

рядом или трудятся в полном смысле вместе по принципу  

<все - для одного и один - для всех>.  

 

Если продолжать эту, как мне кажется, очень правиль-  

ную мысль А.С. Макаренко и распространять ее на другие  

области жизнедеятельности человека - на его быт и отдых,  

то и в этом случае характер протекания общения (его со-  

держание и формы) в семье, с товарищами по совместному  

отдыху, а также с людьми, входящими в его более далекое  

окружение,- продавцами в магазине, спутниками в поезде  

и т.п.- будет определенным образом <работать> на разви-  

тие тех или иных качеств его личности.  

 

См.: Бодалев А. А:, Кондратьева С.В. О комплексном подходе к изуче-  

нию коммуникативной и предметной деятельности людей.- В сб.: Со-  

циально-психологические проблемы в условиях развитого  

социалистического общества; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.  

Личность.  

 

См.: Макаренко А.С. Сочинения. М., 1958, т. V.  

 

5 131  

STR.132  

И очевидно, если моральные нормы, по которым строится  

общение людей в основной для них трудовой деятельности,  

будут не совпадать с нормами, которые лежат в основе их  

общения в других видах деятельности, то развитие их лич-  

ности будет носить более или менее противоречивый харак-  

тер и формирование цельной личности у каждого из них  

будет затруднено.  

 

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним  

из сильнейших факторов, участвующих в формировании  

личности, было бы большим упрощенчеством видеть его  

воспитательное значение только в том, что вступающие в  

общение люди получают таким образом возможность пере-  

дать друг другу знания об окружающей их действительно-  

сти, которыми они обладают, а также умения и навыки,  

требующиеся обычно человеку для успешного выполнения  

предметной деятельности.  

 

Воспитательное значение общения заключается не толь-  

ко в том, что оно расширяет общий кругозор человека и  

способствует развитию, психических образований, кото-  

рые необходимы ему для успешного выполнения деятель-  

ности, носящей предметный характер. Воспитательное  

значение общения заключается еще и в том, что оно явля-  

ется обязательным условием формирования общего интел-  

лекта человека и прежде всего многих его аттенционных,  

перцептивных, мнемических и мыслительных характери-  

стик.  

 

Какие требования предъявляют окружающие человека  

люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению,  

мышлению, когда с ним повседневно общаются, какую по  

преимуществу <пищу> ему задают, какие задачи перед ним  

ставят и какой уровень его активности при этом вызывают  

 

- от этого в большой степени зависит то конкретное соче-  

тание разных характеристик, которые несет в себе интел-  

лект человека.  

 

Не меньшее значение - общения как деятельность име-  

ет и для развития эмоциональной сферы человека, для фор-  

мирования его чувств. Какие переживания по  

преимуществу провоцируют общающиеся с человеком лю-  

 

См.: Брудный А.А. О смысловых компонентах общения; Мясищев В.Н.  

Личность и неврозы; Носуленко В.Н. Общение в задачах оценки сигна-  

лов.- В сб.: Проблема общения в психологии. М., 1981; Пономарев Я.А.  

Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творче-  

ского подхода.- Там же.  

 

132  

 

дй,. оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1437
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь