|
Бодалев А.А. » Психология общенияский, компетентных судей и наблюдения за людьми. Для выявления субъективных мнений обследуемых об их обще- нии были применены специально разработанные вопросни- ки, позволяющие, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы обследуемых, выяв- лять и классифицировать поводы, заставляющие вступать людей в общение, а также прослеживать изменения, проис- ходящие в частоте актуализации этих поводов под влияни- ем таких характеристик, как вид деятельности, которым заняты люди, официальный статус, возраст, пол.
Анализ собранных таким путем материалов показал, что расширение границ круга общения у большинства обследо- ванных лиц характеризуется перерывами постепенности. Значительное обновление состава людей, с которыми каж- дый из обследуемых общался, наступало в таких точках жизненного пути, как приход в детский сад, в школу; пере- ход в ее средние, а затем в старшие классы, уход в армию, поступление в институт, начало самостоятельной работы, замужество или женитьба. Было зарегистрировано увели- чение объема общения со сверстниками из той же половой группы и расширение круга общения со взрослыми с пере- ходом обследуемых в средние классы школы. Было отмече- но нарастание объема их общения со сверстниками из противоположной половой группы в старших классах шко- лы и значительное сужение круга общения при интенсифи- кации самого общения к старшим курсам института,
особенно после замужества или женитьбы.
С возрастом происходило значительное изменение ха- рактера причин, заставляющих человека вступать в непос- редственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке жизни.обследуемых 15-23 лет на- блюдался значительный рост контактов, в основе которых лежала необходимость удовлетворения познавательной по- требности, то затем имело место их заметное уменьшение. То же самое приходится говорить и по поводу общения, в
196
которое вступали обследуемые, реализуя цель усовершен- ствоваться в избранном ими виде профессионального труда. Частота контактов по этому поводу у большинства из них не шла по нарастающей по мере приближения пенсионного возраста. Наиболее интенсивный период непосредственно- го общения по указанной причине пришелся на возраст
23-30 лет.
С параметром возраста у обследованных лиц оказался связанным и официальный статус людей, субъективно для них значимых и тоже входивших в круг их непосредствен- ного общения. В любом возрасте число субъективно значи- мых людей, имевших более высокий статус, чем статус обследовавшихся лиц, оказалось значительным. Напри- мер, в старшем школьном возрасте оно составило половину лиц, которые входили в круг ближайшего общения обсле- дуемых. Но с 28-30 лет эта картина начинала постепенно меняться. Соотношение родственников и друзей среди лю- дей, с которыми обследуемые предпочитали общаться, ока- залось 0,88 : 0,62 в первой, более младшей подгруппе испытуемых и 0,65: 0,35 - в более старшей. Соотношение женщин и мужчин составило 0,57:0,43 в первой подгруппе и 0,68: 0,32 - во второй. Таким образом, субъективно зна- чимых для общения женщин в обеих подгруппах было зна- чительно больше, чем мужчин.
Среди субъективно значимых для общения людей в двух подгруппах мужчин лиц, занимавшихся одинаковой с ними деятельностью, оказалось соответственно на 21 и 34 % боль- ше, чем в подгруппе женщин. В подгруппах мужчин по сравнению с подгруппами женщин среди субъективно зна- чимых для них людей, с которыми они непосредственно общались, оказалось и больше лиц с более высоким офици- альным статусом, чем сами обследуемые, соответственно на
24 и 27%.
В круг непосредственного общения в обеих подгруппах
женщин входило существенно более субъективно значимых для них лиц, представлявших самые различные возрастные группы, чем это было в подгруппах обследованных мужчин, для которых большее число субъективно значимых для них лиц относилось к той же возрастной группе, что и они, или к более старшей (в первой подгруппе на 30%, во второй -
на 31%).
В подгруппах мужчин чаще, чем в подгруппах женщин,
основанием для включения определенных лиц в круг субъ- ективно значимых и важных для непосредственного обще-
197 STR.198 ния выступала возможность получения от этих лиц различ- ной помощи, а также участия их в удовлетворении повсед- невных бытовых потребностей (в первой подгруппе на 11 %, во второй - на 27 %).
Средний объем общения у мужчин обеих групп был в полтора раза меньше, чем у женщин. Число значимых дру- гих людей оказалось приблизительно одинаковым у муж- чин, и женщин, хотя и варьировало от возраста к возрасту.
Контактов с другими людьми, шедших у обследуемых на одинаковом уровне психологической близости с ними в течение длительных временных промежутков, оказалось от числа всех отмеченных 9%, постепенно выраставших от никакой до высокой степени близости - 7 %. Все остальные контакты, у обследованных лиц имели более сложную фор- му осознания ими характера психологической близости к людям, с которыми они общались в разные годы своей жиз- ни. Так, в 10% случаев был зарегистрирован рост близости и сохранение ее на высоком уровне в течение сравнительно длительного времени, а затем отмечалось ее исчезновение, и в 3,5% случаев имело место нарастание близости, затем уменьшение и опять нарастание.
Обследуемые женщины считали свое общение с близки- ми им людьми более тесным, чем мужчины (различия ста- тистически достоверны в обеих группах). По оценкам женщин их психологические контакты субъективно значи- мыми для них людьми были более стабильными, чем такие же контакты (в их гностических, эмоциональных и практи- ческих характеристиках), когда их оценивали мужчины. 57% женщин отмечали с возрастом увеличение близости с другими людьми, и лишь 7% из них говорили об ее умень- шении. У мужчин только 25% обследованных подтвердили ее увеличение, а 51 % - уменьшение. 29% мужчин оцени- ли свои коммуникативные контакты с женщинами как бо- лее близкие и вместе с тем как более неустойчивые, чем с мужчинами.
Заканчивая рассмотрение эмпирических данных, пол- ученных в этом исследовании, необходимо отметить, что сопоставление показателей, количественно-качественных характеристик непосредственного общения человека, до- бытых с помощью наблюдения и метода компетентных су- дей, и показателей, полученных путем опроса самих
Психологическую близость с лицами, с которыми обследуемые обща- лись, они дифференцировали от предельно формальной до интимной, приравниваемой к общению человека ссамим собой.
198
обследуемых, выявило наличие расхождений - между этими двумя рядами показателей. Особенно часто эти рас- хождения имели место при оценке причин, которые побуж- дали человека общаться, а также при оценке степени его психологической близости с тем или иным лицом.
Одновременно это исследование выявило существование определенных различий в величине круга общения, а также в его составе, которые были связаны с дифференциально- психологическими характеристиками обследуемых и с кон- кретными особенностями их жизненного пути.
Так, если среднее число лиц, образовавших круг бли- жайшего общения и включавших для обследуемых субъек- тивно значимых людей, равнялось7, то вместе с тем в изученной совокупности были люди, для одних из которых субъективно значимых лиц могло быть 2-3 человека, а для других - 13-15. Причины, заставлявшие обследуемых общаться с другими людьми, могли быть односторонне од- нообразными, выражавшими по преимуществу одну глав- ную доминанту в мотивационно-потребностной сфере обследуемых, и, наоборот, при наличии в ней системы яр- ких и сильных потребностей они могли быть многообразны- ми, и это обстоятельство всегда влияло на состав лиц, с которыми обследуемый предпочитал общаться.
Интересные уточнения характеристик феноменологии и психологических механизмов субъективной значимости одного человека для другого были получены нашим сотруд- ником Н.Б. Шкопоровым, работы которого уже были упо- мянуты выше.
Согласно материалам этих работ, изменения в субъек- тивной значимости других людей для личности, как прави- ло, были обусловленными, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, а с другой - отношением к ней со стороны лиц составлявших круг ее общения. Было выяснено, что эти значимые в разной сте- пени для человека, отношения других людей к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчи- ненные, им тенденции защиты своего <я>, проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверж- дающих это <я>;
Обнаруженные зависимости были часто тесно связаны с ситуативной динамикой субъективной значимости для лич- ности тех людей, от которых эти отношения исходили, и это постоянно, сказывалось на такой существенной характери- стике этого феномена, какой является его интенсивности.
199 STR.200 В подавляющем большинстве случаев рост интенсивно- сти отрицательной субъективной значимости каких-то лю- дей из окружения человека в конкретных ситуациях общения этого человека оказывался сопряженным с увели- чением интенсивности субъективной положительной зна- чимости тех людей, на доброе отношение и поддержку которых, в противовес негативно значимым другим, чело- век в этих ситуациях рассчитывал.
Благодаря многим фактам, полученным в этих исследо- ваниях, можно считать доказанным положение о различии форм ситуативной и общей динамики субъективной значи- мости других людей в зависимости от позиции человека по отношению к самому себе. Это различие выступило в том, что активные по своей натуре люди в ситуациях неуспеха обнаружили тенденцию к расширению имевшегося у них круга общения, в то время как пассивные в подобных ситу- ациях, наоборот, стремились его сузить.
Положительная или отрицательная субъективная значи- мость других людей, отмечавшаяся у обследованных лиц, оказалась тесно связанной у последних с ходом и результа- тами их деятельности с этими людьми, а также и с особен- ностями развертывающегося в этой деятельности общения. Однако для пассивных людей другие люди в значительной мере оказываются положительно или отрицательно значи- мыми не столько из-за особенностей связывающей их всех деятельности, сколько из-за коммуникативных характери- стик, которые этим людям присущи и которые они по отно- шению к каждой из пассивных личностей демонстрируют.
В излагаемых исследованиях было прослежено также, что круг ближайшего общения личности обычно мог быть более или менее сильно <открыт> на контакты и одновре- менно связан такими контактами с другими группами лю- дей. И оказалось, что степень выраженности названной характеристики круга общения личности прямо сказыва- лась на особенностях проявления и развития коммуника- тивной сферы этой личности, способствуя, таким образом, обогащению опыта общения личности со все новыми и раз- ными людьми или, наоборот, ограничивая и сужая этот опыт, а значит, облегчая или затрудняя дальнейшее фор- мирование самой этой личности прежде всего как объекта и субъекта общения.
В целом излагаемый цикл исследований позволил наме- тить некоторые из общих тенденций, которые характеризу-
200
ют процесс становления человека как субъекта общения. Одновременно он определил проблему, которая еще нужда- ется в дальнейшем решении: выяснение того, каким обра- зом, конкретный состав людей, которые образуют круг общения человека в разные годы его жизни, влияет на фор- мирование его личности. (Для решения этой проблемы не- обходимо выяснить не только общие условия, которые делают других людей значимыми для человека и увеличи- вают степень податливости его на их воздействия, но и установить, как эти условия должны меняться от возраста к возрасту, в зависимости от пола человека, его профессии и индивидуально-личностных свойств, чтобы эта высокая степень податливости на воздействие определенных людей у него сохранилась. Вместе с тем необходимо выяснить и то, каким должен быть круг общения у каждого конкретного человека на каждой ступени его жизни, чтобы формирова- ние его личности шло наиболее успешно, и, наконец, как управлять созданием для человека такого круга общения, Особенно в дошкольные и школьные годы его жизни, чтобы не только предметно-практическую деятельность, но и его взаимодействие с другими людьми можно было сознательно и целенаправленно использовать для оптимального разви- тия его личности.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Карл Маркс в свое время полагал, что экономические, политические, национальные, правовые, нравственные и все другие отношения, характеризующие социум, в кото- рый оказывается включенным человек на протяжении своей жизни, обязательно им усваиваются и превращаются в его собственные отношения к различным сторонам дейст- вительности, которая его постоянно окружает. Поэтому К. Маркс утверждал, что сущность человека как личности есть совокупность общественных отношений.
В последние годы у К. Маркса появляется все больше оппонентов, которые оспаривают правильность этого тези- са. Одни из них считают, что в личностных качествах чело- века проявляется его природная предрасположенность, другие полагают, что в них дает себя знать божественная по своему происхождению душа, третьи, рассуждая узко прагматично, думают, что личность - это только всегда своеобразный конкретный <сплав> знаний, переживаний и способов поведения, которые человек приобретает, проходя
201 STR.202 свой жизненный путь. Четвертые, <ужесточая> формули- ровку последней точки зрения на существо характеристики человека как личности и придерживаясь так называемого деятельностного подхода к объяснению тех или иных обра- зований в психическом мире, настаивают на том, что ядром личности выступает совокупность деятельностей - позна- ния, труда, общения и др., которые усваивает человек, и которые, интегрируясь между собой в сложнейший конгло- мерат, и составляют названное ядро.
Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заклю- чаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и развитие.
Начнем поиск ответа на названные весьма трудные воп- росы с напоминания совершенно очевидных для многих положений.
Так, можно предположить, что ни у кого не возникает возражение против утверждения, что все в мире друг с другом связано. И каждый отдельный человек с момента своего появления на свет и дальше, в течение всей своей жизни, тоже оказывается связанным многими зависимостя- ми с той действительностью, которая его окружает. Но у человека большинство его связей с природной и социальной средой, в которую он всегда включен, отличается совершен- но особенной, качественно своеобразной добавкой: он в своей психике отражает предмет, другого человека, об- щность, событие, процесс, с которыми он взаимодействует или в которых он участвует, дает на каждого из них (в каждом случае свой) эмоциональный отклик и отвечает столь же определенной поведенческой реакцией.
Они, эти предметы, вещи, конкретные люди или их объ- единения, события, которые происходят в обществе, про- цессы, которые развертываются в природе, по-разному сопрягаются с имеющимися у него потребностями. Одни из них <срабатывают> на их удовлетворение, другие, наобо- рот, играют роль препятствия к их удовлетворению, третьи - эти потребности только усиливают, четвертые на них никак не влияют.
И это несовпадающее значение различных элементов действительности, в которую всегда включен человек, для удовлетворения его потребностей, обязательно сказывает- ся на том, как он каждый из элементов в своем сознании запечатлевает, каким переживанием на каждый из них от- кликается и какое поведение при этом демонстрирует.
202
Все это, вместе взятое, означает, что у человека форми- руется и проявляется определенное и часто очень конкрет- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|