Бодалев А.А. » Психология общения



4 страница


дать и уже дает рассмотрение их формирования и развития  

в возрастном аспекте. Об этом свидетельствуют данные,  

содержащиеся в научных трудах М.И. Лисиной, Д.Б. Эль-  

конина.  

 

Во всем этом цикле исследований получено следующее:  

 

личностно значимое для одного участника общения может  

превращаться в процессе их взаимодействия в личностно  

значимое и для его партнера. Становясь личностно значи-  

мым и для последнего, оно порождает в нем динамические  

тенденции и более или менее действенные силы. Тем не  

менее личностно значимое для одного участника не всегда  

становится личностно значимым для другого. В этом случае  

внутреннее убеждение личности, ее позиции выступают  

 

26  

 

как ограничения и регуляторы активности личности в об-  

щении.  

 

Таким образом, понимая субъективное в общении как  

отражение объективного, обладающего собственной актив-  

ностью, мы, естественно, подходим к проблеме управления  

этой активностью и самоуправляющего влияния субъекта  

на это управляющее воздействие.  

 

Управление в общении традиционно осуществляется в  

двух направлениях: 1) сохранение системы; 2) развитие  

системы. В процессе реального общения присутствуют обе  

составляющие, но особенность проявления второй в том,  

что под развитием системы мы прежде всего понимаем раз-  

витие субъекта общения, а в нем способности к самоуправ-  

лению. Это предполагает самостоятельную постановку  

целей, выбор способов реализации коммуникативной дея-  

тельности и внесение корректив в ее осуществление.  

 

Задачей социальной подготовки личности к общению яв-  

ляется.не только обучение правилам успешной коммудика- ,  

тивной деятельности, но и создание условий для  

качественного изменения психических свойств взаимодей-  

ствующих лиц, необходимых для подлинного творческого  

общения.  

 

ГНОСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ  

 

В последние годы в психологической науке повысился  

интерес к теоретическим и прикладным проблемам обще-  

ния. Появилось много работ, в которых раскрываются гно-  

стические особенности общения.  

 

Одни из них посвящены описанию основных феноменов,  

образующих этот гностический компонент, и показывают  

их роль в межличностном взаимодействии. В частности,  

утверждается, что человек, вступая в общение с окружаю-  

щими, должен постоянно решать познавательные задачи:  

 

определять намерения других людей, устанавливать их ра-  

бочие возможности, оценивать характер имеющегося у них  

отношения к той или иной стороне действительности, су-  

дить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему  

необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно с ними  

контактировать. Оценивание человека, по утверждению  

ряда психологов может идти путем отнесения его участни-  

ками общения к одному из типов личности в той классифи-  

кации, которая у каждого из них сформировалась в  

 

27  

STR.28  

прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта  

классификация (или категоризирование людей) образуется  

обычно без специального намерения. Просто, изо дня в день  

взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устой-  

чивые особенности их внешнего облика и поведения, чело-  

век фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет  

этих людей в типы.  

 

В последующем, встретив нового человека, несущего в  

себе, как ему кажется, черты представителей этого типа  

людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, кото-  

рые, по его мнению, для этой категории также характерны.  

 

Большинство людей ведет себя различным образом, на-  

пример, по отношению к иностранцам, к лицам, представ-  

ляющим разные половые группы, значительно  

отличающимся друг от друга по возрасту и т.п.  

 

Другие проявления человека, отмечаемые у него партне-  

рами, категоризируются ими как его временные пережива-  

ния или эмоциональные состояния, а не как постоянные  

личностные характеристики.  

 

Ряд исследователей в последние годы продолжает изуче-  

ние особенностей интерпретации различными группами  

людей эмоционального состояния человека по выражению  

его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр.  

 

Поскольку наибольшее значение в общении имеет лицо  

человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опуб-  

ликованных сравнительно недавно работ по проблеме вос-  

приятия и истолкования выразительного поведения  

анализируется опознание человеком различных эмоцио-  

нальных состояний по выражению лица в возрастном и  

профессиональном аспектах, прослежены их связи сйнди-  

видуальными различиями человека.  

 

В жизни человеку приходится решать не одинаковые по  

степени трудности задачи на опознание эмоций по выраже-  

нию лица: констатировать переживания другого, прогнози-  

ровать характер его эмоциональной реакции при  

возникновении новой ситуации, определять соответствие  

застывшего на лице выражения истинному состоянию че-  

ловека и др. В каждом из этих случаев он применяет разно-  

образные шкалы оценок. Как правило, различные типы  

 

этих задач один и тот же человек решает с разной степенью  

успешности.  

 

Выяснено также, что эффективнее справляются со всеми  

житейскими задачами на дифференцирование выражений  

 

28  

 

лица люди с развитым общим и невербальным интеллектом,  

эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вме-  

сте с тем установлено, что статистически значимые разли-  

чия в опознании состояний имеются только при  

выполнении заданий на опознание неинтенсивных аффек-  

тов. Страх и презрение опознавались, например, в подо-  

бных случаях менее успешно, чем другие состояния. Была  

прослежена и функциональная связь между опознанием  

различных состояний: если человек опознавал гнев, то он  

опознавал также страдание и презрение. Наконец, было  

обнаружено, что на успешность психологической расшиф-  

ровки эмоционального состояния человека по выражению  

его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже  

сложились у людей.  

 

В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в меж-  

личностных контактах взгляд участника общения, а также  

показаны зависимости между характером <игры взглядов>  

взаимодействующих-лиц и -игртношением друг к другу.  

Кроме того, в этих исследованиях измерена средняя про-  

должительность взгляда, останавливаемого на другом чело-  

веке при различных мотивах взаимодействия, прослежены  

маршруты движения глаз во время общения с,ним с учетом  

возраста, пола, профессии, официальногоУнеофициально-  

го статуса участников, изучены;связнежда>фиксировани-  

ем взгляда другого человека,,брлейид1менееосознаваемой  

интерпретацией его значения и;нек9торы(<и особенностями  

тех лиц, которые этот взгляд замечают,  

 

Определенная часть работ посвящена показу роли дви-  

жений рук, конкретнее, жестов участников общения в раз-  

витии межличностных контактов. В них также выясняются  

условия, при которых эти движения фиксируются челове-  

ком и начинают участвовать в формировании его впечатле-  

ния о других людях. Авторы этих работ прослеживают,  

каким образом и когда жесты делают речь более убедитель-  

ной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают  

характер переживаний человека, присущее ему состояние.  

 

В ряде экспериментов выявлено значение позы человека  

для прогнозирования отношения к другим участникам об-  

щения. Группа исследователей попыталась, кроме того, ус-  

тановить особенности поз человека, по которым  

взаимодействующие с ним лица судят о степени его уверен-  

ности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства  

превосходства над ними- Анализ результатов других иссле-  

 

29  

STR.30  

дований показал, что не только поза человека, но и вообще  

невербальные характеристики его поведения воздействуют  

на формирование у окружающих мнения о наличии или  

отсутствии у него не только названных качеств, но и целого  

ряда других.  

 

Параллельно выяснялась роль выражений лица, движе-  

ний рук и ног в отражении состояния, испытываемого чело-  

веком. В частности, установлено, что различные части тела  

человека играют, как правило, разные роли в передаче ос-  

новных характеристик его переживаний. Так, выражение  

лица и движения рук передают главным образом характер  

чувства, испытываемого человеком, и содержит относи-  

тельно меньше информации о силе и активности. Послед-  

ние передаются преимущественно посредством поз и  

движений ног.  

 

В результате проведения исследований удалось устано-  

вить группы экспрессивных движений, которые в разной  

степени несут на себе <печать> соответствующей культуры  

и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры  

действия на них так называемых субкультур.  

 

Ряд психологов выяснили значение характеристик речи  

и голоса человека в образовании впечатления о нем.-Было,  

например, установлено, что в меру тревожные люди гово-  

рят медленнее людей с повышенной тревожностью -и что  

скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким  

уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем ока-  

залось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его  

эмоционального состояния слушающими ее лицами. Люди  

отличаются как способностью выражать свои эмоции- с по-  

мощью речи, так и способностью, воспринимая реч чело-  

века, обращать внимание на его эмоциональное состояние  

и отмечать характер этого состояния. Чем больше оттенков  

эмоционального состояния человек может сознательно пе-  

редавать через свою речь, тем больше оттенков пережива-  

ний он на сознательном уровне способен дифференцировать  

в речи других людей.  

 

Одновременно было выяснено, что при нормальном об-  

щении невербальные средства обычно подкрепляют вер-  

бальные. Но из-за того, что последние человеку легче  

контролировать, невербальные могут действовать рассог-  

ласование с ними и выдавать его подлинное состояние. На-  

пример, движения рук и ног человека могут вовсе не  

соответствовать содержанию его речей, при этом одни лю-  

 

30  

 

ди, фиксируя этот <конфликт речей и действий>, заключа-  

ют, что у него в данный момент <ум с сердцем не в ладу>, а  

другие не замечают этого и оценивают человека только по  

содержанию его речи.  

 

Вместе с тем было показано, что некоторые характери-  

стики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда  

других проявлений человека, люди могут вообще не осоз-  

навать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвер-  

бальном уровне, эти характеристики влияют на  

складывающееся у людей мнение об этом человеке.  

 

Большое внимание в работах отечественных и зарубеж-  

ных психологов в последние годы уделено изучению эмпа-  

тии - явления, возникающего во время непосредственного  

взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда  

ученых, прежде всего в переживании одним человеком при  

виде состояния другого той же эмоции, которую он у послед-  

него отметил. При исследовании эмпатии (русский эквива-  

лент термина - сопереживание) было обнаружено: для  

возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек  

обладал способностью ставить себя на место другого, <вле-  

затьв его шкуру>. Одна лишь установка наблюдать за по-  

ведением другого человека, как правило, эмпатии не  

вызывает.  

 

Вместе с тем оказалось, что на степень, до которой чело-  

век может поставить себя на место другого и в результате  

этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер  

взаимоотношений, которые начали между ними склады-  

ваться.  

 

Было установлено также, что мера и частота соответст-  

вия переживаний одного переживаниям других на уровне  

эмпатии высоко коррелирует с такими качествами сопере-  

живающей личности, как теплота и искренность во взаимо-  

отношениях с людьми.  

 

Далее исследователи пытаются связывать способность  

человека к сопереживанию с формированием в личности  

определенного типа направленности (как интегративного  

качества) на других людей и определенного типа потребно-  

сти, сутью которой выступает стремление им служить.  

 

Часть усилий ученых, работающих над проблемой сопе-  

реживания, направлена на выяснение условий развития у  

человека этой способности. Чтобы индивид учился сопере-  

живать, надо формировать <социальные схемы> взаимодей-  

 

31  

STR.32  

ствия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем со-  

знание идентичности его с ними.  

 

Вступая в общение с другими людьми, человек может  

преследовать разные цели. Более или менее сильно могут  

отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, по-  

буждающие его взаимодействовать с этими людьми. Напри-  

мер, он может хотеть узнать от другого человека о  

причастности его к какому-то событию, когда тот пытается  

этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот  

человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих  

случаях внимание человека будет фиксироваться на разных  

сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и  

характер осмысливания воспринятого в каждом случае бу-  

дет связан с особенностями решаемой им в общении задачи.  

 

К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено  

довольно много исследований, которые подтвердили опи-  

санный факт. Доказано также, что установка воспринимать  

других людей с определенной точки зрения может стать для  

человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с боль-  

шим постоянством начинают проявляться доминирующие  

в структуре его личности потребности и ценностные ориен-  

тации.  

 

Для процесса познания одним человеком других харак-  

терно специфическое интегрирование им отражаемых у них  

особенностей, при котором во внутреннем или внешнем  

облике другого человека выделяются важные в глазах вос-  

принимающего строго определенные свойства и качества и  

медленнее осознаются остальные черты.  

 

Примером такой односторонне осуществляемой интег-  

рации является <эффект ореола>: когда величины приписы-  

ваемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррелируют  

между собой в несравненно более высокой степени, нежели  

тогда, когда зависимости между ними были высчитаны по-  

сле объективного измерения выраженности в познаваемой  

личности каждого из свойств.  

 

Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъек-  

тивному снятию противоречивости в познаваемой лично-  

сти, по мнению некоторых исследователей, является  

следствием процесса планирования человека своего взаи-  

модействия с этой личностью и диктуется необходимостью  

принятия решения по поводу наиболее приемлемого спосо-  

ба будущего взаимодействия с ней.  

 

32  

 

Во многих жизненных ситуациях у людей собираются  

противоречащие друг другу данные об особенностях чело-  

века, и некоторые стараются перепроверить сложившееся  

у них мнение о нем, чтобы более психологически оправдан-  

но строить свое дальнейшее взаимодействие с ним.  

 

Перечисляя несомненно ценные для понимания основ-  

ных феноменов, закономерностей и механизмов познания  

людьми друг от друга в общении факты, полученные отече-  

ственными и зарубежными психологами, нельзя не отме-  

тить, что большинство из них представляет собой  

освещение некоторых новых характеристик социальной  

перцепции самой по себе. Пока лишь небольшая часть по-  

зволяет увидеть новое во взаимосвязях между гностически-  

ми и праксическими характеристиками общения.  

Формирующиеся у одного человека образы и понятия о  

личности других людей выполняют осведомительную и ре-  

гулятивную функции, однако такого не конкретизирован-  

ного представления о сути названных зависимостей теперь  

уже недостаточно. Сейчас нужны работы, которые показа-  

ли бы, как различные формы конкретно-образных и словес -  

но-понятийных знаний человеком других людей  

опосредуют столь же различные виды его действий как в  

сфере общения, так и за ее пределами, как они участвуют  

в регуляции его поведения в основных жизненных ситуаци-  

ях.  

 

Исследование только одного гностического компонента  

общения, или только изучение его эмоциональных харак-  

теристик, или, наконец, описание и анализ его праксиче-  

ского компонента хотя и интересны для науки, но все же  

имеют лишь частное в теоретическом и в прикладном отно-  

шениях значение. В жизни у большинства людей предмет-  

но-практическая и коммуникативная деятельность всегда  

тесно связаны. И в таком же сложном соотношении посто-  

янно находятся цели, мотивы в той и другой деятельности.  

 

Таким образом, изучение <психологической изнанки>




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2160
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь