|
Бодалев А.А. » Психология общениядать и уже дает рассмотрение их формирования и развития в возрастном аспекте. Об этом свидетельствуют данные, содержащиеся в научных трудах М.И. Лисиной, Д.Б. Эль- конина.
Во всем этом цикле исследований получено следующее:
личностно значимое для одного участника общения может превращаться в процессе их взаимодействия в личностно значимое и для его партнера. Становясь личностно значи- мым и для последнего, оно порождает в нем динамические тенденции и более или менее действенные силы. Тем не менее личностно значимое для одного участника не всегда становится личностно значимым для другого. В этом случае внутреннее убеждение личности, ее позиции выступают
26
как ограничения и регуляторы активности личности в об- щении.
Таким образом, понимая субъективное в общении как отражение объективного, обладающего собственной актив- ностью, мы, естественно, подходим к проблеме управления этой активностью и самоуправляющего влияния субъекта на это управляющее воздействие.
Управление в общении традиционно осуществляется в двух направлениях: 1) сохранение системы; 2) развитие системы. В процессе реального общения присутствуют обе составляющие, но особенность проявления второй в том, что под развитием системы мы прежде всего понимаем раз- витие субъекта общения, а в нем способности к самоуправ- лению. Это предполагает самостоятельную постановку целей, выбор способов реализации коммуникативной дея- тельности и внесение корректив в ее осуществление.
Задачей социальной подготовки личности к общению яв- ляется.не только обучение правилам успешной коммудика- , тивной деятельности, но и создание условий для качественного изменения психических свойств взаимодей- ствующих лиц, необходимых для подлинного творческого общения.
ГНОСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
В последние годы в психологической науке повысился интерес к теоретическим и прикладным проблемам обще- ния. Появилось много работ, в которых раскрываются гно- стические особенности общения.
Одни из них посвящены описанию основных феноменов, образующих этот гностический компонент, и показывают их роль в межличностном взаимодействии. В частности, утверждается, что человек, вступая в общение с окружаю- щими, должен постоянно решать познавательные задачи:
определять намерения других людей, устанавливать их ра- бочие возможности, оценивать характер имеющегося у них отношения к той или иной стороне действительности, су- дить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно с ними контактировать. Оценивание человека, по утверждению ряда психологов может идти путем отнесения его участни- ками общения к одному из типов личности в той классифи- кации, которая у каждого из них сформировалась в
27 STR.28 прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта классификация (или категоризирование людей) образуется обычно без специального намерения. Просто, изо дня в день взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устой- чивые особенности их внешнего облика и поведения, чело- век фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет этих людей в типы.
В последующем, встретив нового человека, несущего в себе, как ему кажется, черты представителей этого типа людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, кото- рые, по его мнению, для этой категории также характерны.
Большинство людей ведет себя различным образом, на- пример, по отношению к иностранцам, к лицам, представ- ляющим разные половые группы, значительно отличающимся друг от друга по возрасту и т.п.
Другие проявления человека, отмечаемые у него партне- рами, категоризируются ими как его временные пережива- ния или эмоциональные состояния, а не как постоянные личностные характеристики.
Ряд исследователей в последние годы продолжает изуче- ние особенностей интерпретации различными группами людей эмоционального состояния человека по выражению его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр.
Поскольку наибольшее значение в общении имеет лицо человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опуб- ликованных сравнительно недавно работ по проблеме вос- приятия и истолкования выразительного поведения анализируется опознание человеком различных эмоцио- нальных состояний по выражению лица в возрастном и профессиональном аспектах, прослежены их связи сйнди- видуальными различиями человека.
В жизни человеку приходится решать не одинаковые по степени трудности задачи на опознание эмоций по выраже- нию лица: констатировать переживания другого, прогнози- ровать характер его эмоциональной реакции при возникновении новой ситуации, определять соответствие застывшего на лице выражения истинному состоянию че- ловека и др. В каждом из этих случаев он применяет разно- образные шкалы оценок. Как правило, различные типы
этих задач один и тот же человек решает с разной степенью успешности.
Выяснено также, что эффективнее справляются со всеми житейскими задачами на дифференцирование выражений
28
лица люди с развитым общим и невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вме- сте с тем установлено, что статистически значимые разли- чия в опознании состояний имеются только при выполнении заданий на опознание неинтенсивных аффек- тов. Страх и презрение опознавались, например, в подо- бных случаях менее успешно, чем другие состояния. Была прослежена и функциональная связь между опознанием различных состояний: если человек опознавал гнев, то он опознавал также страдание и презрение. Наконец, было обнаружено, что на успешность психологической расшиф- ровки эмоционального состояния человека по выражению его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже сложились у людей.
В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в меж- личностных контактах взгляд участника общения, а также показаны зависимости между характером <игры взглядов> взаимодействующих-лиц и -игртношением друг к другу. Кроме того, в этих исследованиях измерена средняя про- должительность взгляда, останавливаемого на другом чело- веке при различных мотивах взаимодействия, прослежены маршруты движения глаз во время общения с,ним с учетом возраста, пола, профессии, официальногоУнеофициально- го статуса участников, изучены;связнежда>фиксировани- ем взгляда другого человека,,брлейид1менееосознаваемой интерпретацией его значения и;нек9торы(<и особенностями тех лиц, которые этот взгляд замечают,
Определенная часть работ посвящена показу роли дви- жений рук, конкретнее, жестов участников общения в раз- витии межличностных контактов. В них также выясняются условия, при которых эти движения фиксируются челове- ком и начинают участвовать в формировании его впечатле- ния о других людях. Авторы этих работ прослеживают, каким образом и когда жесты делают речь более убедитель- ной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают характер переживаний человека, присущее ему состояние.
В ряде экспериментов выявлено значение позы человека для прогнозирования отношения к другим участникам об- щения. Группа исследователей попыталась, кроме того, ус- тановить особенности поз человека, по которым взаимодействующие с ним лица судят о степени его уверен- ности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства превосходства над ними- Анализ результатов других иссле-
29 STR.30 дований показал, что не только поза человека, но и вообще невербальные характеристики его поведения воздействуют на формирование у окружающих мнения о наличии или отсутствии у него не только названных качеств, но и целого ряда других.
Параллельно выяснялась роль выражений лица, движе- ний рук и ног в отражении состояния, испытываемого чело- веком. В частности, установлено, что различные части тела человека играют, как правило, разные роли в передаче ос- новных характеристик его переживаний. Так, выражение лица и движения рук передают главным образом характер чувства, испытываемого человеком, и содержит относи- тельно меньше информации о силе и активности. Послед- ние передаются преимущественно посредством поз и движений ног.
В результате проведения исследований удалось устано- вить группы экспрессивных движений, которые в разной степени несут на себе <печать> соответствующей культуры и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры действия на них так называемых субкультур.
Ряд психологов выяснили значение характеристик речи и голоса человека в образовании впечатления о нем.-Было, например, установлено, что в меру тревожные люди гово- рят медленнее людей с повышенной тревожностью -и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем ока- залось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими ее лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции- с по- мощью речи, так и способностью, воспринимая реч чело- века, обращать внимание на его эмоциональное состояние и отмечать характер этого состояния. Чем больше оттенков эмоционального состояния человек может сознательно пе- редавать через свою речь, тем больше оттенков пережива- ний он на сознательном уровне способен дифференцировать в речи других людей.
Одновременно было выяснено, что при нормальном об- щении невербальные средства обычно подкрепляют вер- бальные. Но из-за того, что последние человеку легче контролировать, невербальные могут действовать рассог- ласование с ними и выдавать его подлинное состояние. На- пример, движения рук и ног человека могут вовсе не соответствовать содержанию его речей, при этом одни лю-
30
ди, фиксируя этот <конфликт речей и действий>, заключа- ют, что у него в данный момент <ум с сердцем не в ладу>, а другие не замечают этого и оценивают человека только по содержанию его речи.
Вместе с тем было показано, что некоторые характери- стики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда других проявлений человека, люди могут вообще не осоз- навать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвер- бальном уровне, эти характеристики влияют на складывающееся у людей мнение об этом человеке.
Большое внимание в работах отечественных и зарубеж- ных психологов в последние годы уделено изучению эмпа- тии - явления, возникающего во время непосредственного взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда ученых, прежде всего в переживании одним человеком при виде состояния другого той же эмоции, которую он у послед- него отметил. При исследовании эмпатии (русский эквива- лент термина - сопереживание) было обнаружено: для возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек обладал способностью ставить себя на место другого, <вле- затьв его шкуру>. Одна лишь установка наблюдать за по- ведением другого человека, как правило, эмпатии не вызывает.
Вместе с тем оказалось, что на степень, до которой чело- век может поставить себя на место другого и в результате этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер взаимоотношений, которые начали между ними склады- ваться.
Было установлено также, что мера и частота соответст- вия переживаний одного переживаниям других на уровне эмпатии высоко коррелирует с такими качествами сопере- живающей личности, как теплота и искренность во взаимо- отношениях с людьми.
Далее исследователи пытаются связывать способность человека к сопереживанию с формированием в личности определенного типа направленности (как интегративного качества) на других людей и определенного типа потребно- сти, сутью которой выступает стремление им служить.
Часть усилий ученых, работающих над проблемой сопе- реживания, направлена на выяснение условий развития у человека этой способности. Чтобы индивид учился сопере- живать, надо формировать <социальные схемы> взаимодей-
31 STR.32 ствия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем со- знание идентичности его с ними.
Вступая в общение с другими людьми, человек может преследовать разные цели. Более или менее сильно могут отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, по- буждающие его взаимодействовать с этими людьми. Напри- мер, он может хотеть узнать от другого человека о причастности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих случаях внимание человека будет фиксироваться на разных сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и характер осмысливания воспринятого в каждом случае бу- дет связан с особенностями решаемой им в общении задачи.
К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено довольно много исследований, которые подтвердили опи- санный факт. Доказано также, что установка воспринимать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с боль- шим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориен- тации.
Для процесса познания одним человеком других харак- терно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике другого человека выделяются важные в глазах вос- принимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются остальные черты.
Примером такой односторонне осуществляемой интег- рации является <эффект ореола>: когда величины приписы- ваемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррелируют между собой в несравненно более высокой степени, нежели тогда, когда зависимости между ними были высчитаны по- сле объективного измерения выраженности в познаваемой личности каждого из свойств.
Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъек- тивному снятию противоречивости в познаваемой лично- сти, по мнению некоторых исследователей, является следствием процесса планирования человека своего взаи- модействия с этой личностью и диктуется необходимостью принятия решения по поводу наиболее приемлемого спосо- ба будущего взаимодействия с ней.
32
Во многих жизненных ситуациях у людей собираются противоречащие друг другу данные об особенностях чело- века, и некоторые стараются перепроверить сложившееся у них мнение о нем, чтобы более психологически оправдан- но строить свое дальнейшее взаимодействие с ним.
Перечисляя несомненно ценные для понимания основ- ных феноменов, закономерностей и механизмов познания людьми друг от друга в общении факты, полученные отече- ственными и зарубежными психологами, нельзя не отме- тить, что большинство из них представляет собой освещение некоторых новых характеристик социальной перцепции самой по себе. Пока лишь небольшая часть по- зволяет увидеть новое во взаимосвязях между гностически- ми и праксическими характеристиками общения. Формирующиеся у одного человека образы и понятия о личности других людей выполняют осведомительную и ре- гулятивную функции, однако такого не конкретизирован- ного представления о сути названных зависимостей теперь уже недостаточно. Сейчас нужны работы, которые показа- ли бы, как различные формы конкретно-образных и словес - но-понятийных знаний человеком других людей опосредуют столь же различные виды его действий как в сфере общения, так и за ее пределами, как они участвуют в регуляции его поведения в основных жизненных ситуаци- ях.
Исследование только одного гностического компонента общения, или только изучение его эмоциональных харак- теристик, или, наконец, описание и анализ его праксиче- ского компонента хотя и интересны для науки, но все же имеют лишь частное в теоретическом и в прикладном отно- шениях значение. В жизни у большинства людей предмет- но-практическая и коммуникативная деятельность всегда тесно связаны. И в таком же сложном соотношении посто- янно находятся цели, мотивы в той и другой деятельности.
Таким образом, изучение <психологической изнанки> Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|