|
Бодалев А.А. » Психология общенияну мира, нет четкой программы, реализация которой воо- ружала бы учащихся действительно системой знаний о человеке как индивиде, как личности, как о субъекте дея- тельности и как неповторимой индивидуальности и о фак- торах, которые обусловливают их основные проявления и их развитие и дают возможность на это развитие влиять.
К сожалению, и повседневная будничная жизнедеятель- ность детей, подростков, юношей не организована таким образом, чтобы, будучи постоянно включенным в нее, они накапливали опыт переживаний, которые бывают тогда, когда они более и менее отчетливо осознают, что их уважа- ют, ценят, любят, иногда они сами неуклонно обогащали бы свою эмоциональную сферу положительными пережи- ваниями в результате собственного обращения с другими людьми в соответствии с нормами гуманистической морали. И, наконец, у нас нет везде и всюду внедряемой практики систематического приучения и упражнения учащихся в та- ких формахповедения, которые означали бы, что они дей- ствительно ценят и уважают другого человека независимо от его возраста, пола, профессии, социального положения, национальной принадлежности.
История развития личности тех людей, у которых обна- руживалось стойкое положительное отношение к окружа- ющим, занимающее ведущее положение в структуре их личности и выступающее как потребность проникать в ин- дивидуальное своеобразие каждого из них, быть к ним-до- брожелательными и проявлять подлинное творчество в обращении с ними, неизменно показывала, что обстоятель- ства их жизни и в дошкольные-и в школьные годы были однозначно такими, что они обеспечивали развитие обоз-
175
STR.176 наченного выше единства познавательного, эмоционально- го и поведенческого компонентов при взаимодействии с таким важным и обязательным элементом их повседневно- го бытия, каким для каждого из них является другой чело- век. И, вместе с тем, тот же анализ истории развития личности давал убедительные факты того, что если форми- рование хотя бы одного звена в указанной триаде запазды- вало или оказывалось в противоречии с двумя остальными ее звеньями, стойко положительное и глубоко вписавшееся в структуру такой личности отношение ее к другим людям, как ярко выраженная потребность, у нее не отмечалось.
Все люди, у которых сформировано отношение к другому человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют интерес, буквально к каждому человеку, который встреча- ется им на жизненном пути. Они фиксируют прежде всего положительные психические свойства в их личности. Они сочувствуют и сопереживают им. Наконец, у них проявля- ется постоянная готовность и способность на действенную помощь каждому нуждающемуся в ней.
Если теперь рассмотреть факторы, которые формируют и развивают отношение учащегося к другому человеку как к высшей ценности, то они дают нужный результат, если число их необходимо и достаточно, и они действуют во взаимодействии друг с другом. Прежде всего среди них сле- дует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первые среди них по значимости - господствующий в обществе, в котором живет и развивается как личность школьник, ре- альный тип взаимоотношений между людьми, и работает ли он на укоренение в каждом молодом человеке отношения к другому человеку как к высшей ценности или же, наобо- рот, способствует развитию отношения противоположного характера. Если в этом аспекте объективно оценить наше бытие в настоящее время, то из-за кризиса политического, экономического, национального, который переживает на- ше общество, условия для формирования отношения к дру- гому человеку как к высшей ценности для нашей молодежи в высшей степени неблагоприятны.
Размытость конечных целей, к которым должно идти наше общество, нахождение за чертой бедности большей части населения нашей страны и в том числе молодежи, усиление центробежных тенденций среди народов, живу- щих в нашем государстве, никак не работают на учащение проявлений гуманистической психологии.
176
И следующие макрофакторы, проявляющиеся в обще- ственном сознании: идеология, ставящая в центр всей дея- тельности общества всестороннее развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, общечеловеческая высокая мораль, право, оберегающее интересы человека, религия, проповедующая принцип <полюби ближнего сво- его как самого себя>, эстетика, возвеличивающая красоту и ценность человека - не занимают в нашем обществе до- минирующего места. И государственные и общественные институты, материализующие через свою деятельность эти формы общественного сознания и призванные приобщать к их содержанию индивидуальное сознание, решают эту за- дачу без должной последовательности и без попыток глубо- ко продуманной координации своих действий,, А ведь и последовательность, и координация особенно важны имен- но сейчас, когда с переходом на рыночные отношения, па- радом суверенитетов, питающим рост национализма, часто проявляется не принцип <другой человек - высшая цен- ность>, а принцип <другой человек - недруг или орудие, которое надо использовать в своих интересах>.
Если теперь остановить наше внимание на мезофакто- рах, от которых зависит формирование у школьника отно- шения к другому человеку, то это содержание образования, которое он получает, особенно в той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на дру- га, о психологических механизмах этого воздействия, о критериях духовности и моральности человека, о его ответ- ственности перед обществом и перед другим человеком, и ответственности и долге общества перед ним. Понятно, что на формирование отношения к другому человеку эта часть образовательной программы влияет должным образом, ес- ли содержание ее пронизано гуманизмом.
Однако, если опять же оценивать положение дел с обес- печением через это звено образования формирования отно- шения к другому человеку как к высшей ценности, то фактически эта цель в содержание входящих в учебные планы учебных предметов на совершенно определенном уровне осознанности не заложена и реализуется лишь эпи- зодически при прохождении некоторых разделов литерату- ры, истории, этики и психологии семейной жизни и
небольшого ряда других дисциплин.
Мезофактором следует считать и содержательную на- полненность и форму организации воспитательной системы
177 STR.178 в республике, регионе, городе или в каком-либо другом населенном пункте, в котором проживает школьник. И здесь, из-за раскола Союза, из-за забвения принципов ин- тернационализма и коллективизма и проповеди и воплоще- ния на практике индивидуализма, не удается эффективно формировать у молодых людей и отношение к другому че- ловеку как к высшей ценности.
К микрофакторам, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, с полным правом следует отнести его семью, шко- лу класс, в котором он учится, и педагогов, которые его воспитывают, референтную для него группу других сверст- ников и взрослых, которые оказывают на него личностно формирующее влияние.
Какими характеристиками отличаются взаимоотноше- ния семье, в систему которых оказался включенным ребе- нок с момента своего рождения и дальше, от этого в большей мере зависит, какое отношение воспитывается у негр к дру- гому человеку. Как мать и отец его, его бабушка и дедушка отзываются в его присутствии о других людях, доброжела- тельны ли они к ним, действенно ли приходят к ним на помощь в трудную минуту, как они относятся к самому ребенку, какое мнение его о других людях поддерживают, а какое отвергают, каким переживаниям его при этом дают ход, какое поведение при взаимодействии его с другими людьми поощряют, а какое осуждают, все это сказывается на том, развивается ли у ребенка отношение к другому человеку как к высшей ценности или нет. И очень затем важно, в каком соответствии друг к другу оказываются отношения к другим людям, прививаемые к ребенку в семье, с теми отношениями, которые культивируются в школе, в которой ребенок учится несколько лет. Они ведь могут оказаться гуманистическими только на словах. Учи- теля его могут не владеть педагогикой сотрудничества, а постоянно практиковать авторитарный стиль воспитания. И в классе, в который попал ребенок, может господствовать не атмосфера движения к высокой духовности и стремление к нравственному поведению, а культ физической силы, по- давления сильными слабых. Естественно, что в таких усло- виях отношение ребенка кдругому человеку как к высшей ценности формироваться йе будет.
Будет ли легко идти это формирование или, наоборот, наталкиваться на внутренние барьеры, это будет зависеть
178
от того, какими окажутся у ребенка товарищи вне школы, а также взрослые за пределами его семьи и школы (напри- мер, руководители спортивных секций, различных круж- ков во внешкольных воспитательных учреждениях). Если они будут авторитетны и его глазах и на уровне, соответст- вующем их возрасту и положению, а также с поправкой на индивидуальность каждого будут проявлять гуманность в своих контактах с другими людьми, то этим самым для ребенка-школьника будет еще одно основание для разви- тия у него отношения к другому человеку как к высшей ценности.
Однако при этом постоянно надо иметь в виду, что в реальной жизни именно такое глобальное отношение ко всем людям у развивающейся личности, так сказать, одно- линейно не формируется.
Начинается все в случае правильного воспитания с уста- новления такого отношения ребенка к самым родным и близким людям, и содержание, и формы его проявления соответствуют возрастным особенностям ребенка. К ос- тальным людям, которые попадают в его окружение и никак не способствуют удовлетворению его интересов и потребно- стей , он может относиться как к чужим и не будет проявлять к ним благорасположения в свом- поведении.
Естественно, что при наличии личностно благоприятных условий общения и совместной деятельности со все новыми людьми и у младшего школьника, и у подростка, и у юноши гуманное отношение к другому человеку будет развиваться и укрепляться. Однако круг людей, объединяемых в созна- нии ребенка, подростка, юноши категорией <мы>, растет постепенно и не так скоро, столь же медленно сокращается в его сознании и круг людей, объединяемых категорией <они>. И может случиться так, что, например, подросток может задержаться в развитии у него гуманного отношения к другим людям на стадии, когда оно проявляется лишь в общении с близкими родственниками и с теми сверстника- ми, которые входят в референтную для него группу. Что же касается взаимодействия его с другими людьми, то у него могут наблюдаться равнодушие, а иногда и жестокость. С фактами, подтверждающими это положение, мы нередко встречаемся в теперешней жизни, когда подростки, живу- щие в одном микрорайоне города, не трогают <своих>, но грубо, а иногда и бесчеловечно обходятся с подростками,
179 STR.180 проживающими в других микрорайонах города или с уча- щимися других школ и т.д.
Из-за каких-то глубоко травмирующих психику пере- живаний от взаимодействия с отдельными лицами, пред- ставляющими определенные профессии, пол, возраст, национальность, у учащихся может сложиться резко нега- тивное отношение ко всем представителям той или иной группы. И в то же время при наличии глубоко положитель- ных переживаний от общения с отдельными лицами, пред- ставляющими определенные социальные группы людей, у них может, из-за ограниченности опыта общения, какое-то время проявляться однозначно положительное отношение ко всем лицам из этих групп.
Таким образом, в реальной жизни у многих учащихся имеет место сосуществование разных уровней сформиро- ванности отношения к различным категориям людей. Эмо- ционально-ценностные оценки их оказываются очень неодинаковыми, и это прямо сказывается на поведении де- тей, подростков, юношей по отношению к людям, представ- ляющим ту или иную социальную группу.
Особенно характерна картина сосуществования у школь- ников сформйрованности отношений к другим людям, раз- личающихся по уровням, для настоящего времени, когда в учебно-воспитательном процессе при значительном объе- ме негативных впечатлений, накапливающемся у учащих- ся от общения с разными и всякими людьми, целенаправленно и последовательно не используются соци- ально-психологические механизмы, которые могут эффек- тивно сработать на развитие у каждого учащегося отношения к другому человеку как к высшей ценности, а именно: убеждение, заражение и подражание.
Что касается убеждения, то о недостатках в использова- нии этого механизма в учебно-воспитательной работе с учащимися речь частично уже шла выше. Чтобы здесь был успех, необходимо согласованное воздействие макро-, ме- зо- и микрофакторов, о которых уже говорилось, на ум, чувства и волю учащихся,
Здесь, действуя через все возможные каналы на сознание учащихся, важно не только доказывать, почему гуманное отношение к другому человеку - ярчайший показатель нравственной воспитанности того, кто такое отношение проявляет, но и важнейший резерв для дальнейшего духов- ного обогащения и совершенствования личности - носи-
180
тельницы такого отношения, потому, что при гуманном, доверительном отношении к нему другой человек показы- вает все лучшее, что накопила его душа, что дал ему нажи- тый жизненный опыт.
Воздействия, направленные на развитие у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, чтобы стать убеждениями, должны обязательно не просто задевать, а захватывать эмоциональную сферу учащегося. А для этого нужны не только идеи, а и обязательно люди, способные своим примером увлечь ребят, побудить к актив- ной работе те социально-психологические механизмы за- ражения и подражания, которые были упомянуты выше. Ведь, как известно, зажигает только тот, кто сам горит.
Чтобы формируемое у школьника убеждение в необхо- димости высокогуманного отношения к другим людям стало действительно регулятором его поведения, для этого край- не существенно создание ситуаций, которые ставили бы ребенка, подростка, юношу в условия, когда они совершали поступки, свидетельствующие об их товариществе, самоот- верженности при защите слабых, милосердии, чуткости и уважении, интернационализме и о наличии у них многих других качеств, подтверждающих, что в их личности интен- сивно идет развитие отношения к другому человеку как к ценности,
Естественно, что на этом пути у школьников любого воз- раста бывают и могут быть личностные проявления и про- тивоположного характера, например, обнаружится зависть, стремление покуражиться над беззащитным, чер- ствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной си- лой и др.
Разумеется, старшими - родителями и педагогами - должна вестись продуманная работа, направленная на ини- циирование и закрепление у детей, подростков, юношей поведения, выражающего высокогуманное отношение к другим людям, и подавляться и искореняться поведение, являющееся антиподом первому. И чем богаче и разнооб- разнее будет педагогическая инструментовка этой работы и чем продуманнее и тоньше будут учитываться при ее проведении индивидуальные особенности личности школь- ника, тем скорее придет желаемый воспитательный резуль- тат, И здесь нельзя рассчитывать на то, что успех принесет одна лишь <парная педагогика>: ребенок - родитель, ребе- нок - учитель. Как и при решении других воспитательных
181 STR.182 задач и в этом случае нужны теснейшая координация уси- лий семьи и школы, непосредственных воздействий на ре- бенка, подростка, юношу авторитетных для них взрослых и непременное привлечение к решению этой задачи ребячь- его коллектива.
О последнем воспитательном факторе я бы хотел сказать особо, потому что в последнее время в педагогической пе- чати наметилась тенденция приглушать его воспитатель- ное значение, а, между тем понятно, что если в классном Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|