Бодалев А.А. » Психология общения



14 страница


благоприятствует превращению идей и принципов этого  

учителя в идеи и принципы ученика.  

 

96  

 

"  

 

Однако было бы неверно полагать, что на воспитанника  

могут проецироваться лишь положительные характеристи-  

ки учителя. В народе говорят: дурной пример заразителен.  

И практика показывает, что определенная категория уча-  

щихся может перенимать и недостатки, если они у любимо-  

го учителя имеются (хотя и утверждают: недостатки  

продолжение достоинств).  

 

Например, у педагога, кроме черт, которые давали при-  

мер проявления положительного проецирования, в харак-  

тере оказывается и такая особенность, как крайне  

пренебрежительное отношение к физической культуре и  

спорту. И могут найтись воспитанники, зачарованные его  

достоинствами и перенявшие их, которые <возьмут> у него  

и названный недостаток.  

 

Таким образом, мы рассмотрели феномен проецирова-  

ния, который может выступать в виде иллюзии, когда один  

из участников общения только приписывает собственные  

особенности психических процессов и свойств партнеру,  

либо выражаться в действительном вкладывании своих ха-  

рактеристик одним человеком в другого. Мы также кратко  

осветили основные условия, которые способствуют или ме-  

шают проецированию (как иллюзорному, так и действи-  

тельному). Следует, однако, отметить, что названное  

явление как на теоретическом, так и на экспериментальном  

и особенно на прикладном уровне еще нуждается в глубо-  

ком и всестороннем изучении.  

 

4 А.А. Кодалси  

STR.98  

Раздел III  

 

Психологические факторы,  

обеспечивающие успешность  

или затрудненность общения  

 

О КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ,  

НУЖНЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ  

 

Наверное, не надо тратить много слов на доказательство  

положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профес-  

сией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и  

уметь к каждому из них подойти.  

 

Достижение такого понимания и овладение умением на-  

ходить оптимальные способы общения, создающие у чело-  

века рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад,  

ведущие к развитию доброжелательного отношения к окру-  

жающим,- это дело не такое простое, как может показать-  

ся на первый взгляд.  

 

Одним из условий получения именно такого результата  

является глубокое знание психологии другого человека -  

прежде всего его ценностных ориентации, которые находят  

выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уров-  

не его притязаний. Необходимо также и знание имеющего-  

ся у человека представления о себе, знание того, что  

человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает,  

а против чего восстает.  

 

Выдающийся учитель и замечательный воспитатель А.С.  

Макаренко многократно подчеркивал, что главным прин-  

ципом, которым надо руководствоваться в деловом офици-  

альном общении, должно выступать положение: как можно  

больше требовательности к человеку и одновременно как  

можно больше уважения к нему.  

 

Следование этому принципу в повседневных делах, свя-  

занных с организацией воздействий на людей, предполага-  

ет умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого  

из этих людей. Вместе с тем индивидуальное своеобразие  

другого человека мы всегда будем улавливать только слу-  

 

98  

 

чайно, если у нас отсутствуют качества, делающие нас зна-  

токами других людей.  

."Главное, с чего начинается развитие названных ка-  

 

. чесж.-Гэто формирование у человека такой направленно-  

сти, при которой другие люди стояли бы не на периферии,  

а непременно в центре складывающейся у негр системы  

 

-денност.ей. Что в, этой системе будет на переднем плане -  

гипертрофированное <я> или <ты>,- это оказывается вовсе  

не безразличУА)Дйя проявления нашего умения-глубоко  

проникать в другую личность и правильно строить с ней  

взаимоотношения.  

 

Многие современники В. И. Ленина говорили, что он чув-  

ствовал бытие чужого <ты> так же сильно, как бытие своего  

<я>. И это шло у него от полноты материалистического  

миропонимания, от глубокого и устойчивого интереса к  

 

людям.  

 

Понимая значение развития направленности на других  

людей, необходимой для нормального общения в нашем  

обществе, выдающийся отечественный педагог В.А. Сухо-  

млинский писал: <Умей чувствовать рядом с собой человеч-  

ка, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный  

духовный мир>.  

 

Между тем факты показывают, что такое чувствование  

чужого <ты> с той же силой, как чувствование своего <я>,  

имеет место не у всех людей. Такнапример, петербургская  

исследовательница Н.В. Ревенко установила, что у одной  

части руководителей различных предприятий направлен-  

ность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно  

развита направленность на технику, на продукцию, кото-  

рую должно выпускать предприятие. У другой части их она,  

наоборот, обнаружила ярко выраженную направленность  

на других людей - на подчиненных или на вышестоящих  

начальников, а чаще - на тех и на других со всей сложно-  

стью их взаимоотношений - и сравнительно слабую на-  

правленность на техническую сторону деятельности  

предприятия, на его продукцию и экономику. И наконец, у  

третьей части руководителей она нашла одинаково разви-  

тые до высокого уровня и направленность на людей, и на-  

правленность на технику, продукцию предприятия, на  

экономические показатели его деятельности. Руководите-  

 

СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина. М., 1971 с. 20.  

 

Ревенко Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства:  

 

Автореф.канд.дис. М., 1980.  

 

4  

 

99  

 

STR.100  

ли, отнесенные к последней группе, наиболее успешно ре-  

шали как чисто производственные задачи, так и задачи,  

связанные с необходимостью организации различных вос-  

питательных воздействий но отношению к отдельным ра-  

ботникам предприятия.  

 

Сформированная в личности направленность на челове-  

ка способствует успешности общения, выбору наиболее со-  

ответствующих особенностям другого чел(?века способов  

взаимодействия с ним, если в этой направленности прояв-  

ляется отношение, которое порождает в личности ориенти-  

ровку прежде всего на положительные качества в другом  

человеке. А такая ориентировка важна для общения, так  

как она способствует раскрытию личностного потенциала  

человека, с которым мы общаемся. А.М. Горький, имея в  

виду это значение направленности на человека, говорил,  

что в каждом человеке скрыт бубенчик и если его затронуть,  

человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть.  

 

К сожалению, у человека может быть устойчивая ориен-  

тированность и на отрицательное в другихЯподях, Вспом-  

ним, например, такую колоритную фигуру из русской  

истории, как Иван Грозный, о котором историк В.О. Клю-  

чевский писал: <Он был восприимчивее к дурным, чем к  

добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недоб-  

рых людей, которые скорее, охотнее замечают в других  

слабости и недостатки, чем дарования или добрые качест-  

ва>.  

 

Помимо направленности на людей - своеобразной пси-  

хологической <повернутости> к ним, человек, чтобы гра-  

мотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также  

в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд харак-  

теристик, которые все вместе такое общение и обеспечива-  

ют. В интеллекте это относится буквально ко всем  

познавательным процессам, которые в него входят: и к вни-  

манию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к  

воображению.  

 

Достаточно большой объем внимания, умение его рас-  

пределять, высокая устойчивость его - эти качества вни-  

мания нужны человеку не только для  

предметно-практической деятельности, но прежде всего  

для успешного общения с другими людьми. А между тем и  

наблюдения, и данные экспериментов свидетельствуют о  

том, что у некоторых людей эти качества внимания сильно  

 

Ключевский В.О:Сочинения. М., 1957, т. II, с. 190. ;  

 

1СЮ  

 

дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо  

проявляются при взаимодействии с миром людей.  

 

То же следует сказать и о таком важном для общения  

качестве восприятия, каким является наблюдательность  

человека. Мя очень отличаемся друг от друга по умению  

быть наблюдательными по отношению к окружающим нас  

людям, по способности фиксировать мельчайшие колеба-  

ния в их внешнем поведении и заключать об истинном  

характере изменений в их настроении, отмечать мало за-  

метные большинству из нас особенности поведения или  

внешнего облика и за ними видеть существенное в лично-  

сти. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг,  

когда пишет: <Многие люди поразительно слепы и, не тре-  

нируя свою наблюдательность, лишают себя возможности  

увидеть множество интересных вещей - в путешествиях,  

в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как  

много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его  

речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как  

стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково  

происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками  

пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он  

реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто  

умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир  

становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают  

быть случайными прохожими или попутчиками - они от-  

крывают свои души>.  

 

Наша память, обращенная к другим людям, тоже усло-  

вие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их  

имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их  

выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни  

они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не уме-  

ет,- в этом и во многом другом подобном проявляется та-  

кая память.  

 

У каждого человека, и особенно если он руководитель,  

должна быть память на людей, особенно на хороших людей.  

 

Современники Я.М. Свердлова, перечисляя качества,  

делавшие его ярчайшим организатором, указывают: <Каж-  

дого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Ми-  

хайлович запоминал навсегда, запоминал всего - с его  

характером, способностями, биографией, сильными и сла-  

быми сторонами>.  

 

Ваксберг А. Преступник будет найден. М., 1965, с. 36.  

 

101  

STR.102  

Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с  

сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михай-  

лович в эту минуту разговаривал но телефону. Положив  

трубку; он сказал: "Ну; слушаю тебя, Богдан!"  

 

Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова:  

 

"Откуда Вы меня знаете?" - Потом, вглядевшись, вскрик-  

нул: "Товарищ Андрей! Ты?"  

 

Оказалось, чтоо< когда-то работалсЯйбйом Михайло-  

вичем на Урале, знал его под партийным именем "Андрей"  

и даже не подозревал, что этот "Андрей" Й-есть Свердлов.  

А Яков Михайлович знал и помнил о "Богдане" все - и где  

тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и  

где работает сейчас>.  

 

Важнейшим познавательным процессом, обслуживаю-  

щим общение, является мышление человека. В данном слу-  

чае речь идет о способности каждого из нас анализировать  

поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руко-  

водят им, определять его поведение в-различных ситуаци-  

ях.  

 

Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает  

в своих воспоминаниях генерал юстиции П.А. Доленко, на-  

блюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца - адми-  

рала И.С. Исакова.  

 

Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нару-  

шение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в  

той конкретной ситуации заслуживал самого строгого на-  

казания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с прось-  

бой пощадить его.  

 

<...При всей нечеловеческой загруженности, проводя  

бессонные ночи на самых опасных участках фронта, Исаков  

потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел при-  

вести парня к нему... Когда матроса после встречи увели,  

адмирал сказал: "По закону военного времени его следует  

судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте  

помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным  

нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция...  

Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого  

человека из виду".  

 

Матрос был наказан, но без тюремного заключения.., Я  

время от времени просил докладывать о поведении матроса.  

Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ра-  

 

.Драбкина Е. Черные сухарииМ>, :1970, с.150. :  

 

102  

 

нен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Зна-  

мени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окон-  

чания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь  

он доктор биологических наук, недавно выступил с серьез-  

ным исследованием о перспективах развития подводной  

физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова - Димы,  

я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в  

трагические дяи лета 1942 года: "Вы ирогда верьте в инту-  

ицию".> д  

 

Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны  

развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае  

проявляется в нашем умении ставить себя на место другого  

человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его  

глазами.  

 

Развитием такого умения мы также сильно отличаемся  

друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у  

лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступа-  

ющих в контакт с другими людьми, воображение при взаи-  

модействии с ними может работать недостаточно  

контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания,  

намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек  

с неразвитым социальным воображением вообще просто-  

напросто приписывает свои собственные состояния, свои  

намерения и мысли другим людям.  

 

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко  

выраженной способностью проникать во внутренний мир  

другого человека, ставить себя на его место, <влезать в его  

шкуру>. Например, писатель В.А. Каверин, во время Вели-  

кой Отечественной войны часто встречавшийся с прослав-  

ленным командующим нашим Северным флотом  

адмиралом А.Г. Головко, пишет об этом незаурядном чело-  

веке: <Головко обладал редкой способностью ставить себя  

на место другого человека, с которым его сталкивала судь-  

ба. Более того, на место других,- будь это батальон мор-  

ской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало,  

что он "входил в положение". Он понимал "положение" как  

жизненную задачу>.  

 

Такую же ярко выраженную способность ставить себя на  

место другого человека наблюдали современники у И.Н.  

Ульянова, у Н.К. Крупской, у А.С. Макаренко. И она, без  

 

Арзуманян А, Адмирал. Ереван, 1973, с. 265.  

 

Каверин В. Вечерний день. М., 1980. с. 144.  

 

103  

STR.104  

сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотноше-  

ния с людьми.  

 

Условием успешного общения человека - с другими  

людьми является соответствующая воспитанность его эмо-  

циональной сферы, которая прежде всего проявляется в  

том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувст-  

вовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои,  

способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, <сопеча-  

литься человеку и совеселиться ему>.  

 

Наблюдения и эксперименты показывают, что широта  

проявления этой способности в значительной мере связана  

с тем, насколько велик тот круг людей, который включается  

человеком в категорию <мы>, другими словами, насколько  

много в его окружении людей, которые субъективно значи-  

мы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число  

предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не  

выходит за пределы семьи, а иногда и еще уже, у других  

оно, наоборот; включает широкий круг людей - это еще и  

товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает  

всех людей труда.  

 

К чему приводит узость способности к сопереживанию,  

показывает следующий опыт, поставленный психологами в  

США.  

 

За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к  

телу которого были прикреплены электроды. Этот человек  

в условиях дефицита времени должен был научиться вы-  

полнять определенное задание. По другую сторону перего-  

родки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые,  

которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед  

собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые  

или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от  

раздражения электрическим током, они должны побудить  

его быстрее справиться с заданием.  

 

В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1159
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь