Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница



Бодалев А.А. » Психология общения



11 страница


ность в общении, делают ее поведение непоследователь-  

ным.  

 

Эти прослеженные в самом первом приближении связи  

разных характеристик общения и отношения показывают,  

насколько велико их значение, в субъективном мире каж-  

дого человека, насколько весома их роль в детерминирова-  

нии психического самочувствия человека, в определении  

картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно раз-  

вернуть систематические исследования на теоретическом,  

экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее  

существенных аспектов взаимозависимостей общения и от-  

ношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть,  

что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны  

принять участие все основные области психологической на-  

уки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой  

теории и методического инструментария воспитания.  

 

75  

STR.76  

КОММУНИКАТИВНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ  

И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ  

 

Изменения, происходящие в настоящее время в нашей  

стране, захватили не только политику, экономику, идеоло-  

гию, науку, искусство, образование, здравоохранение, ной  

область человеческих взаимоотношений.  

 

В ней теперь все чаще проявляются индивидуализм, же-  

стокость, конфликтность, посягательство на естественные  

права личности, лицемерие.  

 

Вместе с тем, чтобы реформирование в нашей стране не  

продолжалось и дальше по законам джунглей, в основание  

его проведения должен быть включен и принцип гуманиз-  

ма, защищенный не только одним <общественным догово-  

ром>, но и законами государства и реализуемый в  

деятельности всех его институтов.  

 

В связи с этим остро встает проблема формирования  

гуманистической по своему мировоззрению, поведению, по  

отношению к действительности личности.  

 

О путях решения этой проблемы частично речь в пособии  

уже шла. В данной же статье раскрывается сущность и спе-  

цифика проявления такого еще слабо изученного образова-  

ния личности, как коммуникативное ядро, и кратко  

характеризуются условия, необходимые для того, чтобы  

оно отражало качества личности гуманистического склада.  

 

В понятие <коммуникативное ядро личности> включает-  

ся характерное для нее единство отражения, отношения и  

поведении, проявляемое при прямых или опосредованных  

какими-то техническими средствами (телефон, радио, те-  

левидение) контактах индивида с различными людьми и  

общностями. Это, во-первых, все формы знания (образы  

восприятия, представления, понятия, образы воображе-  

ния) о людях и общностях, которыми располагает человек  

и которые более или менее полно актуализируются у него  

в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляе-  

мые в контактах с другими людьми или общностями; в--  

третьих, все виды вербального и невербального поведения,  

через которые возникают эти контакты.  

 

Вступая в общение с людьми или общностями, человек  

обнаруживает определенную направленность. Жестокость,  

черствость, грубость, лживость, злобность, скрытность и  

другие подобные качества, вместе взятые, составляют ком-  

муникативное ядро одного типа личности. Чуткость, альт-  

руизм, милосердие, совестливость, искренность, доброта и  

 

76  

 

(и.  

 

ж  

 

многие другие похожие качества и совокупности образуют  

коммуникативное ядро личности другого типа.  

 

Следя за проявлением в реальной жизни каждого из вхо-  

дящих в ту или иную совокупность качеств, можно устано-  

вить характерный для человека уровень восприятия и  

понимания других людей или общностей, эмоционального  

отношения к ним.  

 

Используя оригинальные методики, В.Н. Куницына вы-  

делила следующие уровни успешности общения: мастерст-  

ва и свободы в общении, лидерский,  

радикально-партнерский, жестко-консервативный, авто-  

ритарно-агрессивный, невротического одиночества и за-  

стенчивости. При этом она дала содержательные  

характеристики каждого уровня, связанные с особенностя-  

ми психических свойств, в совокупности образующих осно-  

ву коммуникативного ядра личности.  

 

1. Уровень мастерства и свободы и общении предполагает  

высокую совместимость, контактность и гибкость, адап-  

тивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчуж-  

денности, т.е. высокую включенность в социальные свя-  

зи, отсутствие фрустрированности и напряженности,  

адекватность реагирования.  

 

2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хо-  

рошо владеющими навыками и умениями устанавливать  

и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверен-  

ные в себе и удовлетворенные сложившимися отношени-  

ями в близком кругу, находящие взаимопонимание с  

людьми, с чувством собственного достоинства, которое  

избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недо-  

разумений. Они смелы и активны в контактах, без из-  

лишней чувствительности, прибегают к манипуляциям,  

владеют разнообразными способами влияния и воздейст-  

вия на людей, не авторитарны.  

 

3. Радикально-партнерский уровень - характерен для лю-  

дей конформных, умеющих выслушать и найти общее  

решение, хорошо работающих в группе, владеющих са-  

моконтролем, практичных и неагрессивных.  

 

4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей  

закрытых, расчетливых, нон-конформных, погружен-  

ных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не  

наблюдается эмпатия.  

 

77  

 

STR.78  

5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми,  

у которых авторитарность сочетается с высокой агрессив-  

ностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное  

самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоци-  

онально не стабильны, фрустрированны, конфликтны,  

раздражительны, взвинченны, нетерпеливы, недоверчи-  

вы, без партнерской ориентации.  

 

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости  

обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверен-  

ных в себе, глубоко одиноких, аутистичных, крайне не-  

вротизированных, плохо адаптирующихся.  

 

В.Н. Куницына также установила, что важным факто-  

ром успешности общения является его стиль. Манипуля-  

тивный стиль оказался в ее экспериментах самым  

успешным, затем идут партнерский и авторитарный. Авто-  

ритарные люди, как вытекает из данных исследования, об-  

ладают самым сильным влиянием, но конфликтны,  

фрустрированны, манипуляторы имеют лучшие навыки об-  

щения, опытны, расчетливы, эмоционально стабильны, а  

партнерски ориентированные - удовлетворены общени-  

ем, конформны, избирают сильные, но уважительные и  

деликатные способы влияния на других.  

 

Таким образом, существуют относительно устойчивые  

симптомокомплексы, которые выражают сущность комму-  

никативного ядра личности и характер которых благопри-  

ятствует общению гуманистического типа или затрудняет  

его. Вместе с тем нельзя рассматривать качества, входящие  

в коммуникативное ядро, как неизменяющиеся, фатально  

присущие человеку. С перестройкой в мотивационно-по-  

требностной сфере личности, с изменением субъективного  

значения для нее людей и групп, вводящих в круг общения,  

а также под влиянием трансформации в ее Я-концепции  

происходят перемены в проявлениях по отношению к ним  

качеств личности, а следовательно, изменяется и ее комму-  

никативное ядро в целом. В коммуникативном ядре одни  

качества могут играть доминирующую роль в становлении  

личности, а другие - подчиненную. Так, у одного человека  

таким доминирующим качеством может быть альтруизм, у  

другого - черствость. Очевидно, что структуры коммуни-  

кативных ядер у этих людей различны.  

 

Какими же глубинными психологическими причинами  

 

вызываются эти различия:  

 

78  

 

Вероятно, с одной стороны, это связано с содержатель-  

ным богатством или бедностью впечатлений, которые ини-  

циируют уличности лица определенной категории или даже  

общности, а с другой - это зависит от того, что критиче-  

ская масса определенных впечатлений о людях и общно-  

стях, необходимая для наступления у личности  

значительных изменений в отражении, отношении и пове-  

дении, у одних достаточно большая, у других очень малень-  

кая. На отражение, отношение и поведени.е  

непосредственно влияет не только общая масса впечатле-  

ний сама по себе, но и характер этих впечатлений, а также  

на удовлетворение каких потребностей они работают.  

 

Эти впечатления не обязательно должны питать или де-  

ржать на голодном пайке потребности личности в общении.  

Они могут косвенно питать или не питать субъективно важ-  

ную для личности потребность в творческом труде, работать  

или не работать на характер ее притязаний, связанных с  

определенным материальным достатком, и т.д. От того, ка-  

ким оказывается коммуникативное ядро личности, зависят  

потребности не только, непосредственно связанные с обще-  

нием, но и другие.  

 

В психический склад личности входят различные обра-  

зования. В них проявляются ее отражение, отношение и  

поведение, прямо связанные с взаимодействием и со всеми  

другими сторонами действительности, в которую она посто-  

янно включена (например, с природой, техникой, абстрак-  

тными знаковыми системами и др.). Многие исследователи  

доказали, что познание других людей и общностей, отно-  

шение к ним, обращение с ними для большинства людей -  

это тот стержень, который образует личность и оказывает  

сильнейшее воздействие на все другие свойства, входящие  

в ее психический склад.  

 

Но каким в каждом случае оказывается это влияние и  

какие конкретные взаимозависимости связывают в целом  

коммуникативное ядро личности и его основные компонен-  

ты с другими образованиями в ней?  

 

Ответов на подобные этому вопросы еще нет. Пока же  

можно предположить, что к числу основных факторов, вли-  

яющих на развитие названных взаимосвязей, следует отне-  

сти субъективную значимость для человека той стороны  

действительности (природа, труд, учение, семья и др.), по  

поводу которых должна актуализироваться его коммуника-  

тивная сфера.  

 

79  

STR.80  

. Пока у нас речь шла о том, как воздействуют потребно-  

сти личности на отражение других людей и общностей, на  

отношение к ним и на характер поведенческих контактов с  

ними и как через удовлетворение или неудовлетворение их  

в общении изменяются отражение других людей и общно-  

стей, эмоциональный отклик на них и поведение по отно-  

шению к ним. Но не менее важно в этих процессах  

учитывать влияние и способностей личности.  

 

Способностями принято считать психические свойства  

личности, выступающие условием успешного выполнения  

ею деятельности. Можно назвать довольно длинный ряд  

психических свойств, играющих роль способностей, кото-  

рые активно воздействуют на то, как протекают процессы  

познания личностью других людей или общностей, как при  

этом реагирует ее эмоциональная сфера и как сам человек  

ведет себя по отношению к ним. Здесь следует опять-таки  

говорить прежде всего о децентрации личности, ее эмпатии,  

идентификации и рефлексии.  

 

Таким образом, готовность человека к полноценному  

межличностному общению - это сложнейший многоком-  

понентный процесс, который предполагает одновременное  

развитие психики человека по нескольким взаимосвязан-  

ным направлениям. Главное в нем формирование гумани-  

стического по своему характеру коммуникативного ядра  

личности, т.е. достижение такого уровня отражения любого  

человека, отношения к нему и поведения, когда он воспри-  

нимается как самая большая ценность.  

 

ДИАЛОГ КАК ФОРМА  

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  

 

В системе научного человекознания, призванного обес-  

печить социальный заказ, связанный с созданием основ  

восприятия человека одно из ведущих мест занимает пси-  

хология. Целевым назначением развития этой научной дис-  

циплины, как известно, стал поиск и разработка  

концептуальных основ и практических методов формиро-  

вания устойчивых качеств личности, определяющих ее со-  

циальное поведение и деятельность. Теория и практика  

объединены в процессе психологического (а в частном слу-  

чае, воспитательного) воздействия. В проблематике психо-  

логического воздействия наиболее рельефно выражена  

связь запросов и требований общественной практики и  

внутренней логики развития психологической науки.  

 

80  

 

, Историю психологической мысли можно в известных  

пределах трактовать как историю поисков ответа на вопрос  

о сущности, природе, критериях и методах эффективного  

психологического воздействия, как развитие взглядов и  

подходов к пониманию закономерностей и психологиче-  

ских механизмов, обеспечивающих реальное изменение  

субъективного мира личности, условий и факторов, опре-  

деляющих эффективность самого процесса. В качестве клю-  

чевых направлений психологического исследования,  

которые в истории психологии пытались брать на себя ли-  

дерство в разработке проблемы психологического воздейст-  

вия, можно назвать следующие: психология познания  

(понимания) людьми друг друга, психология личности,  

психология общения, психология малых групп и коллекти-  

вов.  

 

История и логика развития системы психологического  

знания показывает, что каждое из этих четырех направле-  

ний углубляло и обогащало категориальный в концептуаль-  

ный аппарат, который должен использоваться в решении  

научных и практических проблем эффективного психоло-  

гического воздействия как в отдельных направлениях, так  

и в. психологической науке в целом. В разработке же про-  

блемы психологического воздействия (как комплексной и  

самостоятельной) все эти направления взаимодополняют  

друг друга. Эта закономерность обнаруживает себя во всей  

исторической перспективе развития психологического зна-  

ния и не только при разработке общепсихологической тео-  

рии, но и в системе основных отраслей психологии и  

прикладных психологических дисциплин (социальной и пе-  

дагогической психологии, психологии тру да, искусства, уп-  

равления, пропаганды, юридической психологии и т.д.),  

когда они ставили эту проблему или использовали данные  

психологической науки в решении практических задач. В  

методологическом аспекте психологическое воздействие -  

это категория, адекватное постижение которой возможно  

только комплексом психологических дисциплин, способ-  

ных раскрыть сущность этого явления на разных уровнях  

концептуального обобщения, т.е. на макро-, мезо- и мик-  

роуровнях психологического анализа.  

 

В реальной психологической практике феномен психоло-  

гического воздействия выступает как интегральный и от-  

четливо проявляет себя на разных уровнях,  

предполагающих эффективное использование конкретных  

 

81  

STR.82  

психологических средств и методов, будь то воздействие,  

опосредованное средствами массовой коммуникации или  

реализующееся в прямом контакте <лицом к лицу>, харак-  

тер и эффективность которых обусловливается конкретны-  

ми условиями реализации и задачами, определяющими  

содержание и форму психологических воздействий (инфор-  

мационных, воспитательных, психокоррекционных и др.).  

 

В данной работе мы рассмотрим наиболее общие пробле-  

мы, связанные с характером и возможностями психолого-  

педагогического воспитательного воздействия одного  

человека на другого в процессе непосредственного межлич-  

ностного общения. Коснемся в этой связи следующих аспек-  

тов: определения воспитательного воздействия и  

выделения основных его характеристик, проблемы постро-  

ения классификации видов воспитательного воздействия, а  

также проблемы объективирования и психологического  

анализа условий, которые обеспечивают их эффектив-  

ность, вопросов оценивания этой эффективности.  

 

Под воспитательным воздействием мы понимаем психо-  

логический результат организации совместной деятельно-  

сти людей (в данном случае педагогического общения),  

результат их взаимовлияния, проявляющийся в изменении  

психологических характеристик этих людей (их познава-  

тельной и мотивационно-потребностной сферы, установок,  

отношений), а также в перестройке их поведения. Решая  

задачи гуманистического воспитания, необходимо считать  

педагогически эффективным не любое влияние, испытыва-  

емое одним человеком со стороны другого, а то, которое  

способствует развитию личности или подготавливает его.  

При этом имеется в виду не любое, а прежде всего творче-  

ское развитие, способствующее формированию качеств  

личности, отвечающих нравственному идеалу.  

 

Например, таким развивающим личность воздействием  

оказывается похвала - положительная оценка, с которой




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1821
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь