|
Бодалев А.А. » Психология общенияность в общении, делают ее поведение непоследователь- ным.
Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение, в субъективном мире каж- дого человека, насколько весома их роль в детерминирова- нии психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно раз- вернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и от- ношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической на- уки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.
75 STR.76 КОММУНИКАТИВНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеоло- гию, науку, искусство, образование, здравоохранение, ной область человеческих взаимоотношений.
В ней теперь все чаще проявляются индивидуализм, же- стокость, конфликтность, посягательство на естественные права личности, лицемерие.
Вместе с тем, чтобы реформирование в нашей стране не продолжалось и дальше по законам джунглей, в основание его проведения должен быть включен и принцип гуманиз- ма, защищенный не только одним <общественным догово- ром>, но и законами государства и реализуемый в деятельности всех его институтов.
В связи с этим остро встает проблема формирования гуманистической по своему мировоззрению, поведению, по отношению к действительности личности.
О путях решения этой проблемы частично речь в пособии уже шла. В данной же статье раскрывается сущность и спе- цифика проявления такого еще слабо изученного образова- ния личности, как коммуникативное ядро, и кратко характеризуются условия, необходимые для того, чтобы оно отражало качества личности гуманистического склада.
В понятие <коммуникативное ядро личности> включает- ся характерное для нее единство отражения, отношения и поведении, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами (телефон, радио, те- левидение) контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображе- ния) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляе- мые в контактах с другими людьми или общностями; в-- третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которые возникают эти контакты.
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Жестокость, черствость, грубость, лживость, злобность, скрытность и другие подобные качества, вместе взятые, составляют ком- муникативное ядро одного типа личности. Чуткость, альт- руизм, милосердие, совестливость, искренность, доброта и
76
(и.
ж
многие другие похожие качества и совокупности образуют коммуникативное ядро личности другого типа.
Следя за проявлением в реальной жизни каждого из вхо- дящих в ту или иную совокупность качеств, можно устано- вить характерный для человека уровень восприятия и понимания других людей или общностей, эмоционального отношения к ним.
Используя оригинальные методики, В.Н. Куницына вы- делила следующие уровни успешности общения: мастерст- ва и свободы в общении, лидерский, радикально-партнерский, жестко-консервативный, авто- ритарно-агрессивный, невротического одиночества и за- стенчивости. При этом она дала содержательные характеристики каждого уровня, связанные с особенностя- ми психических свойств, в совокупности образующих осно- ву коммуникативного ядра личности.
1. Уровень мастерства и свободы и общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адап- тивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчуж- денности, т.е. высокую включенность в социальные свя- зи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хо- рошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверен- ные в себе и удовлетворенные сложившимися отношени- ями в близком кругу, находящие взаимопонимание с людьми, с чувством собственного достоинства, которое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недо- разумений. Они смелы и активны в контактах, без из- лишней чувствительности, прибегают к манипуляциям, владеют разнообразными способами влияния и воздейст- вия на людей, не авторитарны.
3. Радикально-партнерский уровень - характерен для лю- дей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих са- моконтролем, практичных и неагрессивных.
4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погружен- ных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия.
77
STR.78 5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессив- ностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоци- онально не стабильны, фрустрированны, конфликтны, раздражительны, взвинченны, нетерпеливы, недоверчи- вы, без партнерской ориентации.
6. Уровень невротического одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверен- ных в себе, глубоко одиноких, аутистичных, крайне не- вротизированных, плохо адаптирующихся.
В.Н. Куницына также установила, что важным факто- ром успешности общения является его стиль. Манипуля- тивный стиль оказался в ее экспериментах самым успешным, затем идут партнерский и авторитарный. Авто- ритарные люди, как вытекает из данных исследования, об- ладают самым сильным влиянием, но конфликтны, фрустрированны, манипуляторы имеют лучшие навыки об- щения, опытны, расчетливы, эмоционально стабильны, а партнерски ориентированные - удовлетворены общени- ем, конформны, избирают сильные, но уважительные и деликатные способы влияния на других.
Таким образом, существуют относительно устойчивые симптомокомплексы, которые выражают сущность комму- никативного ядра личности и характер которых благопри- ятствует общению гуманистического типа или затрудняет его. Вместе с тем нельзя рассматривать качества, входящие в коммуникативное ядро, как неизменяющиеся, фатально присущие человеку. С перестройкой в мотивационно-по- требностной сфере личности, с изменением субъективного значения для нее людей и групп, вводящих в круг общения, а также под влиянием трансформации в ее Я-концепции происходят перемены в проявлениях по отношению к ним качеств личности, а следовательно, изменяется и ее комму- никативное ядро в целом. В коммуникативном ядре одни качества могут играть доминирующую роль в становлении личности, а другие - подчиненную. Так, у одного человека таким доминирующим качеством может быть альтруизм, у другого - черствость. Очевидно, что структуры коммуни- кативных ядер у этих людей различны.
Какими же глубинными психологическими причинами
вызываются эти различия:
78
Вероятно, с одной стороны, это связано с содержатель- ным богатством или бедностью впечатлений, которые ини- циируют уличности лица определенной категории или даже общности, а с другой - это зависит от того, что критиче- ская масса определенных впечатлений о людях и общно- стях, необходимая для наступления у личности значительных изменений в отражении, отношении и пове- дении, у одних достаточно большая, у других очень малень- кая. На отражение, отношение и поведени.е непосредственно влияет не только общая масса впечатле- ний сама по себе, но и характер этих впечатлений, а также на удовлетворение каких потребностей они работают.
Эти впечатления не обязательно должны питать или де- ржать на голодном пайке потребности личности в общении. Они могут косвенно питать или не питать субъективно важ- ную для личности потребность в творческом труде, работать или не работать на характер ее притязаний, связанных с определенным материальным достатком, и т.д. От того, ка- ким оказывается коммуникативное ядро личности, зависят потребности не только, непосредственно связанные с обще- нием, но и другие.
В психический склад личности входят различные обра- зования. В них проявляются ее отражение, отношение и поведение, прямо связанные с взаимодействием и со всеми другими сторонами действительности, в которую она посто- янно включена (например, с природой, техникой, абстрак- тными знаковыми системами и др.). Многие исследователи доказали, что познание других людей и общностей, отно- шение к ним, обращение с ними для большинства людей - это тот стержень, который образует личность и оказывает сильнейшее воздействие на все другие свойства, входящие в ее психический склад.
Но каким в каждом случае оказывается это влияние и какие конкретные взаимозависимости связывают в целом коммуникативное ядро личности и его основные компонен- ты с другими образованиями в ней?
Ответов на подобные этому вопросы еще нет. Пока же можно предположить, что к числу основных факторов, вли- яющих на развитие названных взаимосвязей, следует отне- сти субъективную значимость для человека той стороны действительности (природа, труд, учение, семья и др.), по поводу которых должна актуализироваться его коммуника- тивная сфера.
79 STR.80 . Пока у нас речь шла о том, как воздействуют потребно- сти личности на отражение других людей и общностей, на отношение к ним и на характер поведенческих контактов с ними и как через удовлетворение или неудовлетворение их в общении изменяются отражение других людей и общно- стей, эмоциональный отклик на них и поведение по отно- шению к ним. Но не менее важно в этих процессах учитывать влияние и способностей личности.
Способностями принято считать психические свойства личности, выступающие условием успешного выполнения ею деятельности. Можно назвать довольно длинный ряд психических свойств, играющих роль способностей, кото- рые активно воздействуют на то, как протекают процессы познания личностью других людей или общностей, как при этом реагирует ее эмоциональная сфера и как сам человек ведет себя по отношению к ним. Здесь следует опять-таки говорить прежде всего о децентрации личности, ее эмпатии, идентификации и рефлексии.
Таким образом, готовность человека к полноценному межличностному общению - это сложнейший многоком- понентный процесс, который предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязан- ным направлениям. Главное в нем формирование гумани- стического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т.е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспри- нимается как самая большая ценность.
ДИАЛОГ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В системе научного человекознания, призванного обес- печить социальный заказ, связанный с созданием основ восприятия человека одно из ведущих мест занимает пси- хология. Целевым назначением развития этой научной дис- циплины, как известно, стал поиск и разработка концептуальных основ и практических методов формиро- вания устойчивых качеств личности, определяющих ее со- циальное поведение и деятельность. Теория и практика объединены в процессе психологического (а в частном слу- чае, воспитательного) воздействия. В проблематике психо- логического воздействия наиболее рельефно выражена связь запросов и требований общественной практики и внутренней логики развития психологической науки.
80
, Историю психологической мысли можно в известных пределах трактовать как историю поисков ответа на вопрос о сущности, природе, критериях и методах эффективного психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к пониманию закономерностей и психологиче- ских механизмов, обеспечивающих реальное изменение субъективного мира личности, условий и факторов, опре- деляющих эффективность самого процесса. В качестве клю- чевых направлений психологического исследования, которые в истории психологии пытались брать на себя ли- дерство в разработке проблемы психологического воздейст- вия, можно назвать следующие: психология познания (понимания) людьми друг друга, психология личности, психология общения, психология малых групп и коллекти- вов.
История и логика развития системы психологического знания показывает, что каждое из этих четырех направле- ний углубляло и обогащало категориальный в концептуаль- ный аппарат, который должен использоваться в решении научных и практических проблем эффективного психоло- гического воздействия как в отдельных направлениях, так и в. психологической науке в целом. В разработке же про- блемы психологического воздействия (как комплексной и самостоятельной) все эти направления взаимодополняют друг друга. Эта закономерность обнаруживает себя во всей исторической перспективе развития психологического зна- ния и не только при разработке общепсихологической тео- рии, но и в системе основных отраслей психологии и прикладных психологических дисциплин (социальной и пе- дагогической психологии, психологии тру да, искусства, уп- равления, пропаганды, юридической психологии и т.д.), когда они ставили эту проблему или использовали данные психологической науки в решении практических задач. В методологическом аспекте психологическое воздействие - это категория, адекватное постижение которой возможно только комплексом психологических дисциплин, способ- ных раскрыть сущность этого явления на разных уровнях концептуального обобщения, т.е. на макро-, мезо- и мик- роуровнях психологического анализа.
В реальной психологической практике феномен психоло- гического воздействия выступает как интегральный и от- четливо проявляет себя на разных уровнях, предполагающих эффективное использование конкретных
81 STR.82 психологических средств и методов, будь то воздействие, опосредованное средствами массовой коммуникации или реализующееся в прямом контакте <лицом к лицу>, харак- тер и эффективность которых обусловливается конкретны- ми условиями реализации и задачами, определяющими содержание и форму психологических воздействий (инфор- мационных, воспитательных, психокоррекционных и др.).
В данной работе мы рассмотрим наиболее общие пробле- мы, связанные с характером и возможностями психолого- педагогического воспитательного воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межлич- ностного общения. Коснемся в этой связи следующих аспек- тов: определения воспитательного воздействия и выделения основных его характеристик, проблемы постро- ения классификации видов воспитательного воздействия, а также проблемы объективирования и психологического анализа условий, которые обеспечивают их эффектив- ность, вопросов оценивания этой эффективности.
Под воспитательным воздействием мы понимаем психо- логический результат организации совместной деятельно- сти людей (в данном случае педагогического общения), результат их взаимовлияния, проявляющийся в изменении психологических характеристик этих людей (их познава- тельной и мотивационно-потребностной сферы, установок, отношений), а также в перестройке их поведения. Решая задачи гуманистического воспитания, необходимо считать педагогически эффективным не любое влияние, испытыва- емое одним человеком со стороны другого, а то, которое способствует развитию личности или подготавливает его. При этом имеется в виду не любое, а прежде всего творче- ское развитие, способствующее формированию качеств личности, отвечающих нравственному идеалу.
Например, таким развивающим личность воздействием оказывается похвала - положительная оценка, с которой Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|