|
Бодалев А.А. » Психология общенияобразно, в центр Вселенной и вовремя ставить блок прояв- лениям им эгоизма, если таковые вдруг появятся.
При этом, наверное, уместно отметить, что подлинная человечность как отношение к людям, формирующееся у личности, не может быть результатом постоянного предъ- явления ей, что;, называется в лоб, формального требования взрослых: общаясь с людьми, поступай и делай только как мы. Как показывает практика, таким образом нарабатыва- ется отношение>, поведенчесха>форма реализации которо- го оказывается шаблонно-стереотипной:...Дтобы этого не происходило, необходимо доавмватй у форммрующейс> личности привычку опрёделдтдг, в чем своеобразная непов- торимость ситуации, VкоторойГона-оказалась и какую по- правку надо вносить в сво поеденйе, чтобы гбсобенйоетй : индивидуалвности и действйй%ру:юго человека ;были адек- ватно оценена ара достиайявиркцели общенйЯч .
Впрочем> такаяжетактика должна выдерживаться аоло-;
у%тедьно субъективно знаэдйлыми для лдчздвстй;людьмии,
?йр)Гформирований у йёёактвдвйу-ювйтшюйг ик. другим цевноям жизай-Бедоцевива такона, несомненно, имебтбльпюеайиущесл
Мнению с воспитанием, осуиетйляемом-чеяйнствеивой>
Та!!: сказать, формуле: <делай<как, я>. г:;:;1 : .:-- Воспитательдый смысл названной вышетактикивтою> ;9то она активизируетработу внутреннегомира личности, способствуетстановлениютлубокоосознавногайстольже
".глубоко пережитого личногоотвошения к основным ценно- стям жизни,делая этооте ным. : --:;.-:.- ,..,,.- ?::. ;/ :1-У . , -,
Но пока у нас шли очень общие рассуждения о"целенап- равленном формировании отношений человека, -и они каеа-
168
лись главным образом того, каким должно быть взаимодей- ствие людей, чтобы суть личности, ядро ее составляли от- ношения, которые выражали бы основные ценности жизни.
Вместе с тем, поскольку человек целостен, и психика его тоже целостное образование, то, естественно, какими будут в конечном счете отношения личности к действительности, это будет зависеть не только от характера ее взаимодейст- вия с окружающими людьми, хотя этот фактор и будет оставаться предельно важным. То, что оставит наиболее глубокий эмоциональный след в сознании и эмоциональной сфере личности при воздействии на нее учения, труда, средств массовой информации и других источников,- все это также так или иначе будет корректировать содержание и форму ее отношений.
Например, если из года в год работающему со школьни- ком учителю удается добиться от этого школьника глубокой и устойчивой увлеченности своим предметом, постепенно переходящей в осознанную мотивацию превратить ту об- ласть, к которой относится этот предмет, в сферу профес- сионального труда, то создание такой доминанты в:
отношениях постоянно будет означать усиление представ- ленности в структуре его личности истинных ценностей жизни и препятствовать появлению в ней ложных ценно-
./стей.. : , / , ., .. /..:.:..1. ", . . .
Повторяем: пока шли общиерассуждения об объектив- йых и субъективных факторах, которые воздейству курна формирование отношений человека, которые надо; учиты- вать и которыми надо научиться управлятв. А какгже все- ;
так и быть с цел е н,а п ра в лё н ны м (рйрмиров ан и ем отнощений отражающих основные ценности жизни и куль-, туры, в конкретных условиях современной России> прохо- дящей экстремальную фазу в своей историй у ,
Ведь никакое не сгущение красок, а атесегодняшняя действительность нашей страны, когда жизнкчеловёка ни-- чего не стоит, когда подвижнический созидательныйтруд :
высмеивается, когда женщина подаётся каксредство удов- летворения похоти, когда здоровый патриотизм объявляет- ся национад-фашизмрм, когда образование,; наука низведены в обществе до положения бедныхродственйэкрв. И ведь это никакое не преувеличение, чтсгёрой нашего времени- человек, сумевший сколотить .дюбыми путями капитал., , ".-- , , .;,.:..-. .. .-",; STR.170 В этой сознательно насаждаемой властью в стране атмос- феры грубого потребительства и бездуховности развитие в личности отношений, которые замыкались бы на основных ценностях жизни и культуры, рассчитывать на фронтально широкий успех невозможно. Но у России и ее народа не будет будущего, если те, кто заинтересован в ее спасении, в утверждении в качестве ведущего начала в ее гражданах ориентации на настоящие ценности, не объединят свои уси- лия в работе с теми, кто еще может по тем или иным при- чинам стать антиподом бездуховной личности.
И здесь никак не обойти роли семьи, детского сада, шко- лы, техникума, вуза. Имеющаяся в нашем распоряжении статистика свидетельствует о том, что часть родителей и педагогов переживает в настоящее время состояние расте- рянности и своими воздействиями не надеется перебороть негативные влияния, которыми большой социум сейчас не- прерывно подвергает личность ребенка, подростка, юноши. . Однако другая часть целеустремленно и настойчиво стре- мится поставить барьер на пути аморальных новаций, к которым приобщают молодежь СМИ, циники-правители и своей <красивой> жизнью <новые русские>, и развивать в ней отношения, отвечающие духу основных ценностей жизни и культуры.
Л.Н. Толстой в свое время говорил, что дистанция от младенца до пятилетнего ребенка намного длиннее, чем расстояние от пятилетнего до старика. Он подчеркивал та- ким образом важность первых пяти лет жизни человека для закладывания основ его личности, а значит фундамента его будущих отношений к разным сторонам действительности.
Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, М.И. Лиси- на, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин экспериментально доказали значение названного этапа возрастного развития для формирования ядра характера человека, которое со- ставляют его отношения к живой и неживой природе, к людям (старше и младше себя и к сверстникам), к труду, и к самому себе и другим. Вместе с тем эти исследователи убедительно показали, что для развития всех этих отноше- ний взрослые должны создавать специальные ситуации, которые побуждали бы детей проявлять доброту, чуткость и другие подобные качества в общении, привычку к трудо- вому усилию, любознательность, бережное обращение с до- машними животными, формировали бы рбъективную самооценку.
170
Причем в это время особенно важно, чтобы взрослые не ставили ребенка в позицию потребителя, а развивали бы у него во всех сферах его бытия на доступных для этого воз- раста содержании и формах осуществления черты созида- теля. Ведь из исследований (К. Маркс, В.Н. Мясищев, Э. Фромм) известно, что позиция потребителя ведет к сужде- нию связей личности с действительностью, а позиция сози- дателя, наоборот, способствует их расширению. А <действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений> (К. Маркс).
Естественно, формируя все названные отношения у ре- бенка, взрослые сами должны нести в себе все эти отноше- ния: заражение и подражание как социально-психологический механизм овладения лично- стью опытом окружающих действуют на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно они проявляют себя в дошкольном возрасте.
Эстафета по формированию у ребенка отношений, в сво- их познавательных, эмоционально- мотивационных и пове- денческих <звеньях> выражающих основные ценности жизни и культуры, должна быть принята и пронесена в течение всех лет его учения в школе его педагогами. Одна- ко, последним обесценивать в глазах учащихся псевдоцен- ноети, насаждаемые в нашей стране сторонниками дикого капитализма, и приобщать своих питомцев к подлинным ценностям будет намного сложнее, чем это делалось на предшествующей дошкольной ступени.
С вступлением ребенка в школьный возраст увеличива- ется все болййие круг его общения, и положительно субъек- тивно значимыми для него становятся компании сверстников, а направленность этих компаний может резко расходиться с целями, которые преследуют работающие с детьми педагоги. Кроме того, его собственный взгляд на то, <что такое хорошо и что такое плохо>, складывается под влиянием прямых контактов с улицей, бесконтрольного смотрения передач ТУ и чтения книг часто по своему выбо- ру и под действием целого ряда других источников, которые оказываются часто вне поля внимания родителей школьни- ков и педагогов (Л.М. Зюбин, О-В. Лишин, Д.И. Фельдш-
тейнидр.).
Если все эти каналы получения информации способству- ют формированию у школьника отношений, связанных с псевдоценностями, нейтрализовать их действие может
! 1Л " ! . ; ; ... .. , - т STR.172 лишь хорошо продуманная и неформально проводимая си- стема работы с учащимися.
Весь коллектив педагогов школы должен объединиться и через все доступные ему пути воздействия на учащихся (через преподаваемые предметы, через совместные с уча- щимися и их родителями рассчитанные на внеурочное про- ведение дела, через индивидуальную работу с каждым школьником), проявляя целенаправленность и творчество, формировать у школьников убежденность в необходимости строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями. И, конечно, одно словесное воспитание на ре- шение этой труднейшей задачи не срабатывает. Обязатель- но требуется создание естественных по своей форме ситуаций, проходя через которые учащиеся упражнялись бы в совершении поступков, отвечающих духу той или иной ценности и всерьез и надолго увлекались делами, несущими в себе большую духовную содержательность.
Как уже говорилось выше, создание у молодого человека мощной доминанты в виде по-настоящему глубокого и ус- тойчивого интереса к какой-либо области научного знания, техники, производства и других сфер культуры и развитие у него при этом реальной склонности и способности целе- устремленно и продуктивно ими заниматься, хотя и не бу- дет барьером, отгораживающим молодого человека от псевдоценностей, но будет держать их, так сказать, не в центре, а на периферии его сознания. А это означает, что они не будут выступать мотиваторами его поступков и глав- ных для него деяний.
Перспективный по получаемым результатам опыт на те- перешнем социальном фоне подвижнической деятельно- сти, направленный на привитие учащимся именно общечеловеческих ценностей, накоплен педагогическим коллективом школы №825 г.Москвы, возглавляемым В.А. Караковским. Есть в этом смысле впечатляющие достиже- ния и у руководителя департамента образования г.Козьмо- демъянска С.Н. Сивкова, с работой которого ознакомился автор настоящей статьи, выезжавший в Козьмодемъянск в состав группы ученых, возглавляемых академиком РАО Л.И. Новиковой.
Принципиально важная суть последнего опыта по фор- мированию отношений личности к действительности с по- зиций основных ценностей жизни заключается в том, что в г.Козьмодемъянске в единую систему объединены учебно-
172
образовательные, культурно-просветительные, производ- ственные, правовые, религиозные и др. учреждения, и их коллективы, тесно сопрягая свои усилия и работая с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подрост- ками, старшеклассниками, а также с их родителями, стре- мятся формировать духовно богатую и нравственно здоровую личность. Используемые при этом методы и со- здаваемые воспитательные ситуации не кажутся нарочито придуманными. Они естественны и рассчитаны на одновре- менное воздействие на интеллект, чувства и волюдощколь- ников и школьников.
Высокая человечность в общении, преданность своему Отечеству, трудолюбие, увлеченность добыванием новых знаний, законопослушание и другие качества, в которых находит выражение отношения к основным ценностям жиз- ни, формируются у молодежи г.Козьмодемъянска заметно успешно еще и потому, что каждое направление воспитания ведет не только большой профессионал-мастер, но и. по- длинный энтузиаст своего дела, а, как известно, зажигает только тот, кто сам горит. Ну и, конечно, немаловажное значение имеет ставший правилом коллективный анализ достижений и неудач, осуществляемый очень творчески под руководством С.Н. Сивкова.
Показателем плодоносности усилий коллективов, воз- главляемых В.А. Караковским и С.Н. Сивковым, является то, что многие воспитанники после окончания школы пы- таются, грубо говоря, как сейчас модно, не <зашибать день- гу> любой ценой, а выбирают дороги в соответствии со своим признанием и всеми своими поступками убеждают, что ис- тинные ценности жизни и культуры стали их ценностями.
Таким образом, названные с большим духовным подъ- емом работающие коллективы в неблагоприятных социаль- ных условиях успешно реализуют цель, которая стоит перед любым педагогом: в результате их творческих усилий воспитание перерастет в самовоспитание.
Проблема управления развитием отношений личности чрезвычайно сложна. Она предполагает органично тесное взаимодействие ученых, представляющих большинство об- ластей психологии, педагогики и методистов воспитания. Вместе с тем для всех исследователей, которые понимают, что без духовно богатого и нравственно здорового молодого поколения России не будет, дело их гражданской и профес- сиональной совести осуществить теоретическое освещение
173 STR.174 названной проблемы и довести его до уровня возможности разработки эффективной технологии формирования в цен- ностном смысле содержательных по форме выражения дей- ственных отношений в условиях, когда цель воспитания нравственно здоровой личности государством, мягко гово- ря, в России забыта.
Автор статьи понимает, что он лишь прикоснулся к ар- хиактуальной проблеме, которой посвящена статья. Одна- ко он надеется, что найдутся ученые и разделяющие их взгляды .практики, которые решат поставленную в статье задачу действительно успешно.
О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ КАК К ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ
Педагоги, используя столетиями нарабатываемые дидак- тические приемы, умеют довести ученика до высокого или среднего уровня ориентированности в какой-либо области знания, требуемого учебными планами и программами. Они же, поставив школьника в определенные жесткие рам- ки, могут добиться от него нужного им послушания, хотя и дается им это намного труднее, чем создание у последнего принимаемой ими за истину системы знаний. А воспиты- вать у учащегося гуманистическое .отношение ко всем лю- дям - и ближним, и дальним - уважение и единство с семьей, с классом, со школой, словом, с коллективами, членом которых он является, а также со своим народом, со страной - это для большинства педагогов оказывается не-. сравнимо более трудной задачей, чем две первые.
В чем же причины сложностей, с которыми сталкиваются обитатели, когда они пытаются сформировать у школьни- ков ту или иную потребность, интерес к чему-либо или отношение в целом. Думается, что главная причина в том, что им не удается добиться нужного содержания знаний, соответствующих им переживаний и поведения.
Возьмем для доказательства справедливости этого утвер- ждения положение с формированием у учащихся знаний в области человековедения, чувств, которые они должны ис- пытывать, вступая во взаимодействие с людьми, и их пове- дение при этом. Кто анализировал это положение, тот знает, что ни на уровне функционирования средств массо- вой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне дей-
174
уй II-
ствия педагогического корпуса во всех звеньях системы на- родногоОбразования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций, ориентированных на молодежь, не просматриваются, и в целом и в частно- стях, глубоко продуманные, последовательно целенаправ- ленные и хорошо скоординированные попытки формирования убеждения у учащихся и младших, и сред- них, и старших классов школы и учащихся всех других типов учебных заведений, что человек - это высшая цен- ность.
Столь же определенно можно утверждать, что во всех указанных общественно-государственных институтах, призванных формировать у молодежи объективную карти- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|