|
Бодалев А.А. » Психология общениярых представлен только другой: в группе восьмилетних де- тей - 10,4%, десятилетних - 24,6%, двенадцатилетних -47,5%, четырнадцатилетних-59,6%, шестнадцати- летних - 73,2%. Если экстраполировать эти закономерно- сти на более старшие возрастные группы и на взрослых людей, можно предположить, что количество <Я суждений> будет сведено к минимуму либо они вообще исчезнут.
Можно ли из этого заключить, что собственные действия субъекта на зрелой стадии межличностного познания не принимают участия в познавательном процессе? Очевидно, что нет. По мере развития мышления, обслуживающего общение, происходит изменение формы познавательных действий: из внешних, практических они переходят во внутренние собственно психические скрытые от наблюдй1 ния. Внешние действия, участвующие в порождении поня- тия о другом человеке, начинают участвовать в этом процессе в скрытой форме. Присутствие субъекта в некото- рых случаях легка обнаружить. Так, чтобы суждение <Он грубо ответил> стало носителем субъекта, достаточно вве- сти в него местоимение <мне>. Если к исходной форме до- бавить <Когда я спросил задание на дом...>, то присутствие субъекта будет еще более выраженным и конкретным.
Обычно в самих речевых портретах суждения разных групп стоят где-то рядом и всегда связаны между собой. В некоторых Случаях они образуют сложную и разветвлен- ную структуру, в которой отношения между суждениями
разных групп могут быть не только непосредственными, но и опосредованными.
Таким образом, по мере развития процессов межлично- стного познания происходит своеобразное отмирание внеш- них (социально ориентированных) действий субъекта и преобразование их во внутренние (психические). На уров- не речевых портретов это выражается в перерастании суж- дений от полной <субъективности> до полной <объективности>. По мере формирования внутренних дей- ствий появляется возможность познавать других людей, не вступая с ними в реальное взаимодействие, т.е. по принци- пу интерпретации поведения или внешности. Однако для
41 STR.42 правильного объяснения того или иного действия или по- ступка другого человека субъект должен во внутреннем плане актуализировать для себя нужный поведенческий контекст. На самом высшем уровне развития межличност- ного познания, позволяющем представить другого человека в максимально обобщенных <объектных> характеристиках, за ним всегда стоит скрытое присутствие субъекта.. Иными словами, понимание другого человека не просто означает выделение в нем каких-то поступков или качеств (добрый, умный, решительный, мягкий и т.п.), но и предполагает умение актуализировать для себя всю систему социально ориентированных действий, которые эксплицируют вовне эти качества, порождают их для субъекта. Только в этом случае понятие будет подлинным средством регуляции по- ведения по отношению к этому другому. Пока этого нет, субъект не способен к адекватному общению, а знания о другом человеке представляют собой не более чем форма- лизованные пустые абстракции, лишенные психологиче- ского содержания. Этаположение имеет прямое отношение к практике психологической подготовки специалистов (учителей, руководителей и др.).
Традиционные формы подготовки обычно идут от теоре- тических абстракций. На практике полученныепонятия не работают, так как они лишены реального содержания. С другой стороны, в процессе общения у людей, стихийно складываются собственные житейские понятия о качествах других, каузальные схемы и т.д. Они могут иметь разную форму, различаться по содержанию, адекватности. Объеди- няет же их одинаковое происхождение. Они детерминиру- ются реальной практикой общения, изначально включены в контекст реальных жизненных задач, связанных с меж- личностными отношениями, и поэтому наполнены реаль- ным содержанием. В силу этого такие психологические средства являются подлинным инструментом познания и действия и вполне могут конкурировать с научными абст- ракциями.
Для того чтобы показать следующую закономерность развития процессов межличностного познания, предлага- ется анализ речевых портретов в зависимости от уровня обобщенности. При этом были выделены 4 группы сужде- ний.
В первую группу были отнесены суждения, в которых представлено конкретное поведение другого человека, са-
42
мого субъекта или одновременно поведение того и другого:
<Он помогал мне выполнять успешно задания>, <Он забо- лел> и т.п.
Во вторую группу были включены суждения, фиксирую- щие внешний облик другого человека.
В третью - суждения, которые в обобщенной форме от- ражают поведение другого человека: <Он всем поможет>, <Обычно все обращаются к нему за советом> и т.п. факти- чески за этими суждениями стоят какие-то личностные качества другого человека, которые можно представить од- ним понятием <добрый>, <отзывчивый>. Иначе говоря, по своей сущности это отражение является обобщенным, но по форме остается поведенческим.
В четвертую группу вошли суждения, представляющие другого человека в обобщенно-понятийной форме: <ум- ный>,.<веселый>, <отзывчивый> и т.д.
За каждой группой суждений стоят разные по форме и уровню обобщенности виды отражения: конкретно-пове- денческое, конкретно-чувственное, обобщенно-поведен- ческое и обобщенно-понятийное.
Фахты свидетельствуют о том, что на каждой возрастной ступени соотношение выделенных компонентов разное. По мере возрастного развития происходит рост уровня обоб- щенности межличностного отражения и изменения его по форме. Оно становится обобщенно-понятийным. При этом каждое понятие включает в себя всю ту систему конкретно- го поведения, которая предполагается соответствующим качеством человека. Понять в другом это качество значит суметь развернуть это поведение во внутреннем плане. Но такое понимание все же будет неполным. Следует добавить, что подлинное понимание предполагает вместе с тем внут- реннюю актуализацию соответствующей системы поведе- ния субъекта, в которой заключен нужный смысловой контекст. Это является одновременно необходимым усло- вием действенности межличностного отражения.
Выделенные закономерности межличностного познания взаимосвязаны, это разные стороны одного и того же явле- ния. Процесс преобразования внешних познавательных действий во внутренние сопровождается повышением уров- ня обобщенности отражения.
В процессе преобразования внешних действий во внут- ренние важную роль играет механизм вербализации. При- нимая речевую форму, познавательные действия затем
43 STR.44 подвергаются изменениям по целому ряду параметров и в конечном счете становятся внутренне речевыми, обобщен- ными, сокращенными, автоматизированными и неосозна- ваемыми. В сознании субъекта представляется лишь образ или понятие о другом человеке.
Для установления глубокого понимания в системе меж- личностных отношений, опосредованных совместной дея- тельностью, от участников общения требуется преодолевать устоявшиеся стереотипы восприятия, мыш- ления, поведения и учитывать точки зрения и состояния всех партнеров.
В связи с этим оказываются актуальными исследования децентрации в условиях взаимодействия и выяснение ее роли в ряду таких явлений, как рефлексия, идентификация и эмпатия. В этом случае все три последних механизма участвуют в построении усложненного образа другого че- ловека, с помощью которого обеспечивается его адекватное понимание. Выполнение рефлексией, идентификацией и эмпатией познавательных функций возможно в том случае, если индивид, взаимодействующий с другими людьми, ори- ентируется на их позиции или точки зрения. Такая ориен- тация происходит с помощью децентрации, которую можно трактовать как психологический механизм учета и коорди- нации индивидом точек зрения других людей со своей соб- ственной (Пиаже Ж., 1969).
Одним из принципиальных вопросов в исследовании де- центрации является уяснение ее структуры, а также ее основных компонентов. В структуру децентрации, как было показано В.А. Недоспасовой, входят два компонента: пози- ция личности и система отношений, связанная с этой пози- цией.
Положение о том, что социальная децентрация связана с выполнением функций координации и учета точек зрения участников межличностного взаимодействия выступило основанием для гипотез о влиянии типа взаимодействия (кооперативного или конкурентного) и особенностей меж- личностных отношений участников на актуализацию де- центрации (Т.И. Пашукова).
Для изучения влияния на децентрацию типа взаимодей- ствия была разработана специальная экспериментальная методика исследования способности человека к децентра- ции. Ее сущность состоит в том, чтобы выявить эмпириче- ский референт децентрации. С этой целью испытуемым
44
... 3
предлагали описывать проективные картинки - пятна, полученные перефотографированием набора теста Рорша- ха на черно-белую пленку. В первом случае задание выпол- нялось в условиях индивидуальной деятельности, а во втором - в условиях взаимодействия (кооперативного или конкурентного), которое предполагает учет и координацию участниками точек зрения друг друга. Выбор проективных картинок-пятен в качестве стимульного материала и пред- мета взаимодействия связан с тем, что пятна Роршаха дают возможность независимого продуцирования и большой про- стор для воображения. Кроме того, описание проективных картинок в условиях индивидуальной деятельности можно рассматривать не только как проекцию личности, но и как аналог центрированной позиции. Воображение, активизи- рующееся у индивида в ходе выполнения задания, соответ- ствует психической реальности, скрывающейся за разными уровнями экстраполяции, антиципирования и вероятност- ного прогнозирования. Этой психической реальности соот- ветствуют усилия индивида, направленные на учет и координацию им точек зрения других людей со своей соб- ственной. .
Эмпирический референт децентрации выявлялся в экс- периментальном исследовании путем сравнения ассоциа- ций, возникающих у испытуемых в ходе описания проективных картинок в условиях индивидуальной дея- тельности и при взаимодействии. Показателем децентра- ции служили изменения в содержании и количестве этих ассоциаций.
Для того чтобы включить испытуемых во взаимодейст- вие, их, объединенных в пары, рассаживали по разные сто- роны стола, перегороженного ширмой, выкладывали перед каждым по набору проективных картинок и просили одного из них описывать вслух предлагаемые экспериментатором проективные картинки, а второго - находить их по данно- му описанию в своем наборе.
Тип взаимодействия задавался двумя инструкциями, в которых предусматривались различные варианты оценива- ния выполнения испытуемыми действия описания и дейст- вия поиска проективных картинок. В первом варианте действие описания оценивалось так же, как и действие по- иска - по его успешности, в другом - они оценивались противоположно, т.е. если за действие описания испытуе- мый получал <плюс>, то за действие поиска его партнер
45 STR.46 получал <минус>, и наоборот. Экспериментальная методи- ка исследования способности человека к децентрации не только позволила варьировать тип взаимодействия и зада- ваемый им тип межличностных отношений, но и дала воз- можность подбирать испытуемым партнеров так, чтобы знак валентности отношений к ним в каждом случае разли- чался и к одному из партнеров у испытуемого было бы положительное, ко второму - отрицательное, к третьему - безразличное отношение. По этой причине испытуемые должны были являться членами одной реальной группы.
С помощью социометрического опроса определялся ста- тус индивида в структуре межличностных отношений в группе, что было обусловлено необходимостью проверки положения о том, что межличностное познание, осуществ- ляемое благодаря децентрации, дает людям некоторые пре- имущества не только в экспериментальном, но и в реальном взаимодействии.
В результате проведенного исследования было установ- лено, что при кооперативном и конкурентном взаимодей- ствии имеет место децентрация. Тип взаимодействия влияет на величину ее проявления (конкурентное оказыва- ет большее влияние, чем кооперативное). Проявление де- центрапии зависит от межличностных отношений партнеров. Есть основания считать, что у люд ей, более спо- собных к децентрации, межличностные отношения влияют на величину ее проявления сильнее, чем у менее способных.
Тенденция влияния на децентрацию положительных, безразличных и отрицательных отношений испытуемых к партнеру зависит от типа взаимодействия. Эти тенденции не абсолютны. Ведь величина децентрации и ее особенно- сти, выражаемые в поиске человеком отличий или общего между своей точкой зрения и точкой зрения другого,- это еще и проявление индивидуально-психологических свойств личности. И в этом смысле децентрация имеет ме- сто в реальном межличностном взаимодействии и, видимо, дает некоторые преимущества тем, у кого она более разви- та, и отражается на статусе индивида в структуре группы.
Децентрация один из факторов взаимодействия наряду с факторами личностного сходства партнеров, межличност- ных отношений и т.п. По этой причине межличностное понимание и успех выполнения действий участниками вза- имодействия зависит от целого ряда условий, среди которых следует отметить, кроме указанных, способности к рефлек- сии и идентификации, а также эмпатии.
46
Так, с помощью исследований было установлено, что существует зависимость между изменениями в содержании и структуре рефлексии и степенью постижения человеком требований субъективно значимой для него деятельности. Характер рефлексии, отмечаемой у человека, в большей мере определяется также особенностями его статусно-ро- левых позиций в общностях, членом которых он является. Интенсивность и полнота по коммуникативной рефлексии постоянно зависят от степени субъективной значимости для него лиц, во взаимодействии с которыми она у него прояв- ляется. Не только профессия, но и возраст, пол и индиви- дуальные характеристики личности сказываются на том, какие качества в себе человек подвергает анализу в первую очередь, какие - во вторую, какие - в третью, а мимо каких проходит вовсе,и насколько правильно их оценивает. То же надо сказать и о субъективных детерминантах содер- жания и точности прогнозирования личностью понимания ее психических свойств субъективнб значимыми дняййе лицами (Е.А. Хорошилова).
Коммуникативная рефлексия (<Я - глазами других>) и личностная рефлексия (<Я - Я>) взаимосвязаны. Конк- ретные характеристики их зависят от того, какие личности общаются, и от того, какое отношение у последних друг к другу.
Содержание идентификации оказывается сопряженным с тем, как человек, у которого отмечается этот феномен, осознает себя, особенности своего внешнего и внутреннего облика, как к себе относится и как осознает особенности внешнего и .внутреннего облика другого. Он тяготеет к отождествлению себя с нравящимися ему людьми или с теми, у кого видит качества, которые хотел бы иметь сам.
Эмпатия, аккумулируя в себе способность человека пе- реживать, те же чувства, которые испытывает другая лич- ность, является выражением психологического принятия последней этим человеком. Таким образом, возникнет или не возникнет эмпатия при контакте людей, зависит от того, какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии.
Децентрация, рефлексия, присутствуя в межличностном общении, влияют на ход и результаты познания человеком других его участников и себя самого, а также на его пове- дение во время межличностного взаимодействия. Они оп- ределяют также, будет ли у общающихся лиц возникать
47 STR.48 чувство эмпатии по отношению друг к другу. А оно в случае проявления, в свою очередь, влияет на дальнейшее течение процесса общения, порождая у его участников идентифи- кацию.
ПОЗНАНИЕ. ОБЩЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО
Теперь уже общепризнано, что общение нельзя сводить Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|