Бодалев А.А. » Психология общения



6 страница


рых представлен только другой: в группе восьмилетних де-  

тей - 10,4%, десятилетних - 24,6%, двенадцатилетних  

-47,5%, четырнадцатилетних-59,6%, шестнадцати-  

летних - 73,2%. Если экстраполировать эти закономерно-  

сти на более старшие возрастные группы и на взрослых  

людей, можно предположить, что количество <Я суждений>  

будет сведено к минимуму либо они вообще исчезнут.  

 

Можно ли из этого заключить, что собственные действия  

субъекта на зрелой стадии межличностного познания не  

принимают участия в познавательном процессе? Очевидно,  

что нет. По мере развития мышления, обслуживающего  

общение, происходит изменение формы познавательных  

действий: из внешних, практических они переходят во  

внутренние собственно психические скрытые от наблюдй1  

ния. Внешние действия, участвующие в порождении поня-  

тия о другом человеке, начинают участвовать в этом  

процессе в скрытой форме. Присутствие субъекта в некото-  

рых случаях легка обнаружить. Так, чтобы суждение <Он  

грубо ответил> стало носителем субъекта, достаточно вве-  

сти в него местоимение <мне>. Если к исходной форме до-  

бавить <Когда я спросил задание на дом...>, то присутствие  

субъекта будет еще более выраженным и конкретным.  

 

Обычно в самих речевых портретах суждения разных  

групп стоят где-то рядом и всегда связаны между собой. В  

некоторых Случаях они образуют сложную и разветвлен-  

ную структуру, в которой отношения между суждениями  

 

разных групп могут быть не только непосредственными, но  

и опосредованными.  

 

Таким образом, по мере развития процессов межлично-  

стного познания происходит своеобразное отмирание внеш-  

них (социально ориентированных) действий субъекта и  

преобразование их во внутренние (психические). На уров-  

не речевых портретов это выражается в перерастании суж-  

дений от полной <субъективности> до полной  

<объективности>. По мере формирования внутренних дей-  

ствий появляется возможность познавать других людей, не  

вступая с ними в реальное взаимодействие, т.е. по принци-  

пу интерпретации поведения или внешности. Однако для  

 

41  

STR.42  

правильного объяснения того или иного действия или по-  

ступка другого человека субъект должен во внутреннем  

плане актуализировать для себя нужный поведенческий  

контекст. На самом высшем уровне развития межличност-  

ного познания, позволяющем представить другого человека  

в максимально обобщенных <объектных> характеристиках,  

за ним всегда стоит скрытое присутствие субъекта.. Иными  

словами, понимание другого человека не просто означает  

выделение в нем каких-то поступков или качеств (добрый,  

умный, решительный, мягкий и т.п.), но и предполагает  

умение актуализировать для себя всю систему социально  

ориентированных действий, которые эксплицируют вовне  

эти качества, порождают их для субъекта. Только в этом  

случае понятие будет подлинным средством регуляции по-  

ведения по отношению к этому другому. Пока этого нет,  

субъект не способен к адекватному общению, а знания о  

другом человеке представляют собой не более чем форма-  

лизованные пустые абстракции, лишенные психологиче-  

ского содержания. Этаположение имеет прямое отношение  

к практике психологической подготовки специалистов  

(учителей, руководителей и др.).  

 

Традиционные формы подготовки обычно идут от теоре-  

тических абстракций. На практике полученныепонятия не  

работают, так как они лишены реального содержания. С  

другой стороны, в процессе общения у людей, стихийно  

складываются собственные житейские понятия о качествах  

других, каузальные схемы и т.д. Они могут иметь разную  

форму, различаться по содержанию, адекватности. Объеди-  

няет же их одинаковое происхождение. Они детерминиру-  

ются реальной практикой общения, изначально включены  

в контекст реальных жизненных задач, связанных с меж-  

личностными отношениями, и поэтому наполнены реаль-  

ным содержанием. В силу этого такие психологические  

средства являются подлинным инструментом познания и  

действия и вполне могут конкурировать с научными абст-  

ракциями.  

 

Для того чтобы показать следующую закономерность  

развития процессов межличностного познания, предлага-  

ется анализ речевых портретов в зависимости от уровня  

обобщенности. При этом были выделены 4 группы сужде-  

ний.  

 

В первую группу были отнесены суждения, в которых  

представлено конкретное поведение другого человека, са-  

 

42  

 

мого субъекта или одновременно поведение того и другого:  

 

<Он помогал мне выполнять успешно задания>, <Он забо-  

лел> и т.п.  

 

Во вторую группу были включены суждения, фиксирую-  

щие внешний облик другого человека.  

 

В третью - суждения, которые в обобщенной форме от-  

ражают поведение другого человека: <Он всем поможет>,  

<Обычно все обращаются к нему за советом> и т.п. факти-  

чески за этими суждениями стоят какие-то личностные  

качества другого человека, которые можно представить од-  

ним понятием <добрый>, <отзывчивый>. Иначе говоря, по  

своей сущности это отражение является обобщенным, но по  

форме остается поведенческим.  

 

В четвертую группу вошли суждения, представляющие  

другого человека в обобщенно-понятийной форме: <ум-  

ный>,.<веселый>, <отзывчивый> и т.д.  

 

За каждой группой суждений стоят разные по форме и  

уровню обобщенности виды отражения: конкретно-пове-  

денческое, конкретно-чувственное, обобщенно-поведен-  

ческое и обобщенно-понятийное.  

 

Фахты свидетельствуют о том, что на каждой возрастной  

ступени соотношение выделенных компонентов разное. По  

мере возрастного развития происходит рост уровня обоб-  

щенности межличностного отражения и изменения его по  

форме. Оно становится обобщенно-понятийным. При этом  

каждое понятие включает в себя всю ту систему конкретно-  

го поведения, которая предполагается соответствующим  

качеством человека. Понять в другом это качество значит  

суметь развернуть это поведение во внутреннем плане. Но  

такое понимание все же будет неполным. Следует добавить,  

что подлинное понимание предполагает вместе с тем внут-  

реннюю актуализацию соответствующей системы поведе-  

ния субъекта, в которой заключен нужный смысловой  

контекст. Это является одновременно необходимым усло-  

вием действенности межличностного отражения.  

 

Выделенные закономерности межличностного познания  

взаимосвязаны, это разные стороны одного и того же явле-  

ния. Процесс преобразования внешних познавательных  

действий во внутренние сопровождается повышением уров-  

ня обобщенности отражения.  

 

В процессе преобразования внешних действий во внут-  

ренние важную роль играет механизм вербализации. При-  

нимая речевую форму, познавательные действия затем  

 

43  

STR.44  

подвергаются изменениям по целому ряду параметров и в  

конечном счете становятся внутренне речевыми, обобщен-  

ными, сокращенными, автоматизированными и неосозна-  

ваемыми. В сознании субъекта представляется лишь образ  

или понятие о другом человеке.  

 

Для установления глубокого понимания в системе меж-  

личностных отношений, опосредованных совместной дея-  

тельностью, от участников общения требуется  

преодолевать устоявшиеся стереотипы восприятия, мыш-  

ления, поведения и учитывать точки зрения и состояния  

всех партнеров.  

 

В связи с этим оказываются актуальными исследования  

децентрации в условиях взаимодействия и выяснение ее  

роли в ряду таких явлений, как рефлексия, идентификация  

и эмпатия. В этом случае все три последних механизма  

участвуют в построении усложненного образа другого че-  

ловека, с помощью которого обеспечивается его адекватное  

понимание. Выполнение рефлексией, идентификацией и  

эмпатией познавательных функций возможно в том случае,  

если индивид, взаимодействующий с другими людьми, ори-  

ентируется на их позиции или точки зрения. Такая ориен-  

тация происходит с помощью децентрации, которую можно  

трактовать как психологический механизм учета и коорди-  

нации индивидом точек зрения других людей со своей соб-  

ственной (Пиаже Ж., 1969).  

 

Одним из принципиальных вопросов в исследовании де-  

центрации является уяснение ее структуры, а также ее  

основных компонентов. В структуру децентрации, как было  

показано В.А. Недоспасовой, входят два компонента: пози-  

ция личности и система отношений, связанная с этой пози-  

цией.  

 

Положение о том, что социальная децентрация связана  

с выполнением функций координации и учета точек зрения  

участников межличностного взаимодействия выступило  

основанием для гипотез о влиянии типа взаимодействия  

(кооперативного или конкурентного) и особенностей меж-  

личностных отношений участников на актуализацию де-  

центрации (Т.И. Пашукова).  

 

Для изучения влияния на децентрацию типа взаимодей-  

ствия была разработана специальная экспериментальная  

методика исследования способности человека к децентра-  

ции. Ее сущность состоит в том, чтобы выявить эмпириче-  

ский референт децентрации. С этой целью испытуемым  

 

44  

 

... 3  

 

предлагали описывать проективные картинки - пятна,  

полученные перефотографированием набора теста Рорша-  

ха на черно-белую пленку. В первом случае задание выпол-  

нялось в условиях индивидуальной деятельности, а во  

втором - в условиях взаимодействия (кооперативного или  

конкурентного), которое предполагает учет и координацию  

участниками точек зрения друг друга. Выбор проективных  

картинок-пятен в качестве стимульного материала и пред-  

мета взаимодействия связан с тем, что пятна Роршаха дают  

возможность независимого продуцирования и большой про-  

стор для воображения. Кроме того, описание проективных  

картинок в условиях индивидуальной деятельности можно  

рассматривать не только как проекцию личности, но и как  

аналог центрированной позиции. Воображение, активизи-  

рующееся у индивида в ходе выполнения задания, соответ-  

ствует психической реальности, скрывающейся за разными  

уровнями экстраполяции, антиципирования и вероятност-  

ного прогнозирования. Этой психической реальности соот-  

ветствуют усилия индивида, направленные на учет и  

координацию им точек зрения других людей со своей соб-  

ственной. .  

 

Эмпирический референт децентрации выявлялся в экс-  

периментальном исследовании путем сравнения ассоциа-  

ций, возникающих у испытуемых в ходе описания  

проективных картинок в условиях индивидуальной дея-  

тельности и при взаимодействии. Показателем децентра-  

ции служили изменения в содержании и количестве этих  

ассоциаций.  

 

Для того чтобы включить испытуемых во взаимодейст-  

вие, их, объединенных в пары, рассаживали по разные сто-  

роны стола, перегороженного ширмой, выкладывали перед  

каждым по набору проективных картинок и просили одного  

из них описывать вслух предлагаемые экспериментатором  

проективные картинки, а второго - находить их по данно-  

му описанию в своем наборе.  

 

Тип взаимодействия задавался двумя инструкциями, в  

которых предусматривались различные варианты оценива-  

ния выполнения испытуемыми действия описания и дейст-  

вия поиска проективных картинок. В первом варианте  

действие описания оценивалось так же, как и действие по-  

иска - по его успешности, в другом - они оценивались  

противоположно, т.е. если за действие описания испытуе-  

мый получал <плюс>, то за действие поиска его партнер  

 

45  

STR.46  

получал <минус>, и наоборот. Экспериментальная методи-  

ка исследования способности человека к децентрации не  

только позволила варьировать тип взаимодействия и зада-  

ваемый им тип межличностных отношений, но и дала воз-  

можность подбирать испытуемым партнеров так, чтобы  

знак валентности отношений к ним в каждом случае разли-  

чался и к одному из партнеров у испытуемого было бы  

положительное, ко второму - отрицательное, к третьему  

- безразличное отношение. По этой причине испытуемые  

должны были являться членами одной реальной группы.  

 

С помощью социометрического опроса определялся ста-  

тус индивида в структуре межличностных отношений в  

группе, что было обусловлено необходимостью проверки  

положения о том, что межличностное познание, осуществ-  

ляемое благодаря децентрации, дает людям некоторые пре-  

имущества не только в экспериментальном, но и в реальном  

взаимодействии.  

 

В результате проведенного исследования было установ-  

лено, что при кооперативном и конкурентном взаимодей-  

ствии имеет место децентрация. Тип взаимодействия  

влияет на величину ее проявления (конкурентное оказыва-  

ет большее влияние, чем кооперативное). Проявление де-  

центрапии зависит от межличностных отношений  

партнеров. Есть основания считать, что у люд ей, более спо-  

собных к децентрации, межличностные отношения влияют  

на величину ее проявления сильнее, чем у менее способных.  

 

Тенденция влияния на децентрацию положительных,  

безразличных и отрицательных отношений испытуемых к  

партнеру зависит от типа взаимодействия. Эти тенденции  

не абсолютны. Ведь величина децентрации и ее особенно-  

сти, выражаемые в поиске человеком отличий или общего  

между своей точкой зрения и точкой зрения другого,- это  

еще и проявление индивидуально-психологических  

свойств личности. И в этом смысле децентрация имеет ме-  

сто в реальном межличностном взаимодействии и, видимо,  

дает некоторые преимущества тем, у кого она более разви-  

та, и отражается на статусе индивида в структуре группы.  

 

Децентрация один из факторов взаимодействия наряду  

с факторами личностного сходства партнеров, межличност-  

ных отношений и т.п. По этой причине межличностное  

понимание и успех выполнения действий участниками вза-  

имодействия зависит от целого ряда условий, среди которых  

следует отметить, кроме указанных, способности к рефлек-  

сии и идентификации, а также эмпатии.  

 

46  

 

Так, с помощью исследований было установлено, что  

существует зависимость между изменениями в содержании  

и структуре рефлексии и степенью постижения человеком  

требований субъективно значимой для него деятельности.  

Характер рефлексии, отмечаемой у человека, в большей  

мере определяется также особенностями его статусно-ро-  

левых позиций в общностях, членом которых он является.  

Интенсивность и полнота по коммуникативной рефлексии  

постоянно зависят от степени субъективной значимости для  

него лиц, во взаимодействии с которыми она у него прояв-  

ляется. Не только профессия, но и возраст, пол и индиви-  

дуальные характеристики личности сказываются на том,  

какие качества в себе человек подвергает анализу в первую  

очередь, какие - во вторую, какие - в третью, а мимо  

каких проходит вовсе,и насколько правильно их оценивает.  

То же надо сказать и о субъективных детерминантах содер-  

жания и точности прогнозирования личностью понимания  

ее психических свойств субъективнб значимыми дняййе  

лицами (Е.А. Хорошилова).  

 

Коммуникативная рефлексия (<Я - глазами других>) и  

личностная рефлексия (<Я - Я>) взаимосвязаны. Конк-  

ретные характеристики их зависят от того, какие личности  

общаются, и от того, какое отношение у последних друг к  

другу.  

 

Содержание идентификации оказывается сопряженным  

с тем, как человек, у которого отмечается этот феномен,  

осознает себя, особенности своего внешнего и внутреннего  

облика, как к себе относится и как осознает особенности  

внешнего и .внутреннего облика другого. Он тяготеет к  

отождествлению себя с нравящимися ему людьми или с  

теми, у кого видит качества, которые хотел бы иметь сам.  

 

Эмпатия, аккумулируя в себе способность человека пе-  

реживать, те же чувства, которые испытывает другая лич-  

ность, является выражением психологического принятия  

последней этим человеком. Таким образом, возникнет или  

не возникнет эмпатия при контакте людей, зависит от того,  

какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в  

этом взаимодействии.  

 

Децентрация, рефлексия, присутствуя в межличностном  

общении, влияют на ход и результаты познания человеком  

других его участников и себя самого, а также на его пове-  

дение во время межличностного взаимодействия. Они оп-  

ределяют также, будет ли у общающихся лиц возникать  

 

47  

STR.48  

чувство эмпатии по отношению друг к другу. А оно в случае  

проявления, в свою очередь, влияет на дальнейшее течение  

процесса общения, порождая у его участников идентифи-  

кацию.  

 

ПОЗНАНИЕ. ОБЩЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО  

 

Теперь уже общепризнано, что общение нельзя сводить




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1473
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь