|
Бодалев А.А. » Психология общенияпозиций юридической психологии является исследование особенностей взаимодействия несовершеннолетних право- нарушителей, в частности особо трудных подростков, с дру- гими людьми. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы про- явления расстройств в поведении трудных подростков. Пер- вая - социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоцио- нальные расстройства при контактах с людьми, и они легко внешне приспосабливаются к любым социальным нормам. Вторая форма - плохо социализированная. Такие подро- стки находятся в постоянном конфликтесокружающими.
Поданным, полученным И.А. Мелиховой и О.И. Папач, представители социализированной формы коммуникабель- ны, положительно реагируют на общение. Однако, именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.
Представители плохо социализированной формы пове- дения агрессивны по отношению к окружающим, причем не только к старшим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличают же- стокость, садизм, алчность.
Особый интерес представляют трудности, рассматривае- мые в свете, индивидуально-личностных различий.
В.А. Лабу некой исследовались типы структур психоло- гических трудностей общения. Были выявлены их <поля>, возникающие как по инициативе партнера, так и приписы- ваемых себе, и прослежены их различия. Используя в ка- честве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур:
<социально-перцептивный - условия общения>; <экс- прессивно-речевой - социально-перцептивный>; <формы обращения - условия общения>; <социально-перцептив- ный - отношения-обращение> и др. "
Выделенные типы структур психологических трудностей общения свидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъектов общения.
В.А. Лабунская фактически показала, что общение по- разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, пере- живаниях - индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцент- рическая направленность личности, как показала Т.И. Па- шукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.
Впознавательном плане эгоцентризм связан с привер- женнсйРгью к известному способу репгения проблемы, к сво-
19 STR.120 ему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перс- пективу, взглянуть иными глазами на других людей.
В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой сте- пени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.
В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.
Т. И. Пашукова с помощью адаптированного специально к задачам исследования эгоцентрического проективного те- ста Т. Сцустровой выявила два типа эгоцентрической на- правленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения и эготизм как тенденция говорить о себе.
А.Л. Южанинова выявила зависимости между уровнем когнитивной сложности личности и типами испытываемых ею трудностей в общении. В частности, показано, что повы- шение уровня когнитивной сложности, расширение объема знаний о психологических особенностях окружающих лю- дей в целом связаны с ростом степени коммуникативной компетентности личности. При исследовании получены данные, свидетельствующие о большей коммуникативной компетентности лиц с высоким уровнем когнитивной слож- ности: лидирующее положение и широта дружеских кон- тактов, умение сблизиться с приятными и избежать конфликта с антипатичными людьми и другие. А.Л. Южа- ниновой выявлена тенденция повышения враждебности и агрессивности по отношению к партнерам по общению у лиц с низким уровнем когнитивной дифференцированности, что часто приводит к открытым межличностным конфлик- там. Когнитивно сложные также испытывают чувство не- приязни,но они значительно реже доводят отношения до взаимных столкновений.
В этом исследовании рассматривалась и степень комму- никативной удовлетворенности. Отмечая в целом умерен- ную удовлетворенность, когнитивно сложные чаше испытывают радость по поводу общения с другими людьми, в то время как для когнитивно простых при средней удов- летворенности нередко характерно переживание непони- мания их окружающими, конфликтных ситуаций. Иными словами, расширение возможностей познания других ведет скорее к повышению эмоционального комфорта личности н процессе общения.
120
Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впе- чатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключитель- ной робости и застенчивости. Вначале они производят впе- чатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На лично- стном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ива- новой были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль по- ведения, экстернальность.
Третий уровень анализа составили особенности образа <Я> и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При оп- росах они говорили о своей замкнутости, интровертирован- ности, застенчивости, зависимости, конформности.
Образ <Я> лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности <Я> к измене- ниям такое строение образа <Я> приводит к тому, что субъ- ект становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.
В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лица- ми, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие <нецелостности>, <бе- зобразности>, <слабости> <Я> или диерархизации мотива- ционной системы индивида, может приводить к ослаблению <внутреннего контура> контроля его коммуникативной ак- тивности.
<Не находя себя в себе>, <тревожный> пытается <найти себя вовне>, в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а где и ини- циируя их проявление.
Специфика активности <тревожного> состоит в предпоч- тении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение тако- го человека может оказаться насыщенным противоречивы-
121 STR.122 ми выразительными формами и характеристиками его ак- тивности, в своей совокупности <транслирующими тревож- ность на собеседника>, <размывающими> внешнее выразительное поведение <тревожного>, а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:
- инициирование <тревожным> оценок и одобрения окру- жающих посредством подчеркивания своей <вины> (в шутливо-иронической форме), <достоинств> на фонене- уверенности в себе;
- вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного поведения, призванного демонстриро- вать уверенность <тревожного> в себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окру- жающими, и нередко воспринимаемая ими как претен- циозность, амбиция;
- снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности <тревожного> или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внима- ние, принимающее иногда грубые формы лести.
Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализирует В.Н. Куницына - это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возника- ющее в определенных ситуациях межличностного нефор- мального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического ди- скомфорта.
При этом застенчивые по своим личностным и коммуни- кативным свойствам не являются однородной группой. Сре- ди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).
К свойствам, вызывающим трудности общения, относят- ся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.
Природа и содержание трудностей общения, испытыва- емых застенчивыми, аутистичными, одинокими, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, ут- верждает далее Куницына, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей.
122
Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудно- стей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и доработке: 1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении; 2) по отношению к какому контин- генту в окружении личности они испытываются; 3) при обсуждении проблематики какого содержания они высту- пают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуатив- ность или устойчивость; 6) глубина нарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.
Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опира- ясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивное разреше- ние внутриличностых и межличностных конфликтов, кото- рые проявляются в психологических трудностях общения.
Ряд исследователей с помощью личностных методйкрас- смотрели особенности мотивации деятельности и поведе- ния, которые могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие проти- воположно: направленных тенденций и мотивов поведения:
сильные симбиотические тенденции могут сопровождаться трудностями при реализации, например, в контактах со значимыми людьми из-за страха, что они не получатся, замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной сторо- ны, ожидание внимания, с другой боязнь холодности со стороны значимых других; с одной - стремление к обще- нию, с другой - чрезмерно высокие требования к партнеру (<не отвечает идеалу>). Этим же исследованием подтверж- дено, что если при психостении трудности общения осозна- ются и переживаются пациентом, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется и субъективно может не переживаться. Клинический рису- нок общения пациентов, страдающих этими двумя форма- ми неврозов, оценивается как противоположный, а психологический анализ вскрывает общность противоречи- вых мотивов.
Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие логоневрозами. В нашей лаборатории их с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некра- сова. Своей многолетней работой с пациентами она убеди- тельно> показала, что у каждого из них свой комплекс
122 STR.124 неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудов- летворенности притязаний в сфере коммуникаций, дефор- мирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной ме- тодики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на но- вый высокий уровень развития личность бывшего логоневротика, и у него капитально реконструируется от- ношение к самому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, а общение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств.
Психологические трудности общения больных связаны и с преморбидными особенностями личности, с зафиксиро- ванными невротическими защитами. И те и другие доста- точно регидны, в большей части не осознаются, и пока существуют трудности их клинического выявления.
Есть свои специфические трудности общения и у боль- ных с другими нарушениями в психике, а также страдаю- щих различными соматическими заболеваниями. Литературы по этой проблеме довольно много.
После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос о путях их предотвращения и средствах коррекции.
Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуника- тивного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у инди- вида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к вы- сшей ценности и умения творчески строить непосредствен- ное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одно- го успешного усвоения той технологии общения, о которой пишет Д. Карнеги. Еще необходимо, чтобы за этой техно- логией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая ею активно пользуется.
Поэтому сейчас необходима такая коррекция гуманита- ризации образования и воспитания, которая готовила бы учащихся как субъектов и объектов общения, не вызывая у них больших психологических трудностей.
Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в органи- зации специальная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии и т.д.
124
Коррекция общения должна строиться на основе одно- временной диагностики трудностей в его мотивации, пото- му что, изменяя только внешнюю операциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруд- нения и их устранения, невозможно гармонизировать чело- веческое взаимодействие.
Подготовка к общению должна разворачиваться на осно- ве индивидуально-групповых программ обучения, учиты- вающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого из ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитием личности как субъекта общения и появления новых трудностей.
Создание дифференцированных программ индивиду- ально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение <поля> психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с на- званной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, по крайней мере, в двухаспектах:
оценка и определение трудностей, которые испытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партне- ра. И наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статус- но-ролевых характеристик партнера.
Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социали- зации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адек- ватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальным поведением. В отно- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|