Бодалев А.А. » Психология общения



17 страница


позиций юридической психологии является исследование  

особенностей взаимодействия несовершеннолетних право-  

нарушителей, в частности особо трудных подростков, с дру-  

гими людьми. Как показывают работы отечественных и  

зарубежных авторов, существуют две основные формы про-  

явления расстройств в поведении трудных подростков. Пер-  

вая - социализированная форма антиобщественного  

поведения. Для таких подростков не характерны эмоцио-  

нальные расстройства при контактах с людьми, и они легко  

внешне приспосабливаются к любым социальным нормам.  

Вторая форма - плохо социализированная. Такие подро-  

стки находятся в постоянном конфликтесокружающими.  

 

Поданным, полученным И.А. Мелиховой и О.И. Папач,  

представители социализированной формы коммуникабель-  

ны, положительно реагируют на общение. Однако, именно  

это позволяет им совершать преступления, направленные  

против других людей. Владея техникой общения, типичной  

для социально нормальных людей, они вместе с тем не  

относятся к другому человеку как к ценности.  

 

Представители плохо социализированной формы пове-  

дения агрессивны по отношению к окружающим, причем не  

только к старшим, но и к сверстникам. Это выражается либо  

в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении  

от общения. Преступления таких подростков отличают же-  

стокость, садизм, алчность.  

 

Особый интерес представляют трудности, рассматривае-  

мые в свете, индивидуально-личностных различий.  

 

В.А. Лабу некой исследовались типы структур психоло-  

гических трудностей общения. Были выявлены их <поля>,  

возникающие как по инициативе партнера, так и приписы-  

ваемых себе, и прослежены их различия. Используя в ка-  

честве основного принципа наименования структуры  

трудностей общения статистически значимое преобладание  

степени оценки того или иного фактора в общей структуре  

трудностей, ученая выявила следующие типы структур:  

 

<социально-перцептивный - условия общения>; <экс-  

прессивно-речевой - социально-перцептивный>; <формы  

обращения - условия общения>; <социально-перцептив-  

ный - отношения-обращение> и др. "  

 

Выделенные типы структур психологических трудностей  

общения свидетельствуют о существовании определенных  

типов личностей как субъектов общения.  

 

В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-  

разному деформируется личностными особенностями его  

участников. К этим личностным особенностям относится и  

эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на  

себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, пере-  

живаниях - индивид оказывается неспособным изменить  

исходную познавательную перспективу по отношению к  

другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцент-  

рическая направленность личности, как показала Т.И. Па-  

шукова, проявляется не только в познавательном, но и в  

эмоциональном и поведенческом планах.  

 

Впознавательном плане эгоцентризм связан с привер-  

женнсйРгью к известному способу репгения проблемы, к сво-  

 

19  

STR.120  

ему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к  

неспособности человека изменить познавательную перс-  

пективу, взглянуть иными глазами на других людей.  

 

В эмоциональном плане он вызывается обращенностью  

к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям  

других людей. Диагностировать его можно по низкой сте-  

пени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во  

взаимодействии.  

 

В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде  

нескоординированности действий с партнером.  

 

Т. И. Пашукова с помощью адаптированного специально  

к задачам исследования эгоцентрического проективного те-  

ста Т. Сцустровой выявила два типа эгоцентрической на-  

правленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со  

своей точки зрения и эготизм как тенденция говорить о себе.  

 

А.Л. Южанинова выявила зависимости между уровнем  

когнитивной сложности личности и типами испытываемых  

ею трудностей в общении. В частности, показано, что повы-  

шение уровня когнитивной сложности, расширение объема  

знаний о психологических особенностях окружающих лю-  

дей в целом связаны с ростом степени коммуникативной  

компетентности личности. При исследовании получены  

данные, свидетельствующие о большей коммуникативной  

компетентности лиц с высоким уровнем когнитивной слож-  

ности: лидирующее положение и широта дружеских кон-  

тактов, умение сблизиться с приятными и избежать  

конфликта с антипатичными людьми и другие. А.Л. Южа-  

ниновой выявлена тенденция повышения враждебности и  

агрессивности по отношению к партнерам по общению у лиц  

с низким уровнем когнитивной дифференцированности,  

что часто приводит к открытым межличностным конфлик-  

там. Когнитивно сложные также испытывают чувство не-  

приязни,но они значительно реже доводят отношения до  

взаимных столкновений.  

 

В этом исследовании рассматривалась и степень комму-  

никативной удовлетворенности. Отмечая в целом умерен-  

ную удовлетворенность, когнитивно сложные чаше  

испытывают радость по поводу общения с другими людьми,  

в то время как для когнитивно простых при средней удов-  

летворенности нередко характерно переживание непони-  

мания их окружающими, конфликтных ситуаций. Иными  

словами, расширение возможностей познания других ведет  

скорее к повышению эмоционального комфорта личности н  

процессе общения.  

 

120  

 

Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей,  

испытывающих трудности в общении, обнаруживается  

комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических  

черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впе-  

чатлительности. Имея потребность в дружеском общении,  

они не могут реализовать ее вследствие своей исключитель-  

ной робости и застенчивости. Вначале они производят впе-  

чатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что  

также затрудняет их контакты с окружающими. На лично-  

стном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ива-  

новой были обнаружены: повышенный уровень тревоги,  

эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль по-  

ведения, экстернальность.  

 

Третий уровень анализа составили особенности образа  

<Я> и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен  

высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При оп-  

росах они говорили о своей замкнутости, интровертирован-  

ности, застенчивости, зависимости, конформности.  

 

Образ <Я> лиц этой группы включал такие параметры,  

как заниженная индивидуальная и социальная самооценка.  

Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе  

с низким уровнем активности и способности <Я> к измене-  

ниям такое строение образа <Я> приводит к тому, что субъ-  

ект становится закрытым для восприятия нового опыта,  

который мог бы изменить стиль его поведения и общения,  

и продолжает продуцировать низкоэффективные формы  

коммуникативной деятельности.  

 

В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически  

тонко раскрыл специфические трудности общения с лица-  

ми, у которых ярко выражена тревожность. Он показал, что  

тревожность, возникшая вследствие <нецелостности>, <бе-  

зобразности>, <слабости> <Я> или диерархизации мотива-  

ционной системы индивида, может приводить к ослаблению  

<внутреннего контура> контроля его коммуникативной ак-  

тивности.  

 

<Не находя себя в себе>, <тревожный> пытается <найти  

себя вовне>, в частности в оценках и мнениях окружающих  

о нем, становясь к ним более чувствительным, а где и ини-  

циируя их проявление.  

 

Специфика активности <тревожного> состоит в предпоч-  

тении или инициации им форм деятельности и общения,  

обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью  

содержания оценок, мнений о нем. При этом общение тако-  

го человека может оказаться насыщенным противоречивы-  

 

121  

STR.122  

ми выразительными формами и характеристиками его ак-  

тивности, в своей совокупности <транслирующими тревож-  

ность на собеседника>, <размывающими> внешнее  

выразительное поведение <тревожного>, а в конечном счете  

затрудняющими общение с ним. Это, в частности:  

 

- инициирование <тревожным> оценок и одобрения окру-  

жающих посредством подчеркивания своей <вины> (в  

шутливо-иронической форме), <достоинств> на фонене-  

уверенности в себе;  

 

- вызывающая, бравирующая искусственность внешнего  

выразительного поведения, призванного демонстриро-  

вать уверенность <тревожного> в себе, но, по существу,  

скрывающего нужду в положительной оценке его окру-  

жающими, и нередко воспринимаемая ими как претен-  

циозность, амбиция;  

 

- снижение интереса к общению, если оно не содержит  

оценок активности <тревожного> или не позволяет ему  

такие оценки инициировать у окружающих, к которым  

он может одновременно проявлять рефлексивное внима-  

ние, принимающее иногда грубые формы лести.  

 

Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому  

виду, анализирует В.Н. Куницына - это застенчивость,  

которая представляет собой личностное свойство, возника-  

ющее в определенных ситуациях межличностного нефор-  

мального общения и проявляющееся в состоянии  

нервно-психического напряжения и психологического ди-  

скомфорта.  

 

При этом застенчивые по своим личностным и коммуни-  

кативным свойствам не являются однородной группой. Сре-  

ди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и  

шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).  

 

К свойствам, вызывающим трудности общения, относят-  

ся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность,  

одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность,  

невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой  

саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных  

и плохо адаптирующихся.  

 

Природа и содержание трудностей общения, испытыва-  

емых застенчивыми, аутистичными, одинокими, глубоко  

невротизированными и неадаптированными лицами, ут-  

верждает далее Куницына, имеет некоторые общие черты,  

что позволяет говорить о синдроме трудностей.  

 

122  

 

Освещая индивидуально-психологические различия  

между людьми по параметру испытываемых ими трудно-  

стей в общении, можно предложить типологию, конечно,  

очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и  

доработке: 1) глобальны или парциальны для личности  

трудности в общении; 2) по отношению к какому контин-  

генту в окружении личности они испытываются; 3) при  

обсуждении проблематики какого содержания они высту-  

пают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуатив-  

ность или устойчивость; 6) глубина нарушений; 7)  

источники и причины, вызывающие у личности трудности  

в общении.  

 

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций  

медицинской психологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опира-  

ясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в  

основе развития невроза лежит непродуктивное разреше-  

ние внутриличностых и межличностных конфликтов, кото-  

рые проявляются в психологических трудностях общения.  

 

Ряд исследователей с помощью личностных методйкрас-  

смотрели особенности мотивации деятельности и поведе-  

ния, которые могут затруднять общение у больных  

неврозами. У последних было обнаружено наличие проти-  

воположно: направленных тенденций и мотивов поведения:  

 

сильные симбиотические тенденции могут сопровождаться  

трудностями при реализации, например, в контактах со  

значимыми людьми из-за страха, что они не получатся,  

замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной сторо-  

ны, ожидание внимания, с другой боязнь холодности со  

стороны значимых других; с одной - стремление к обще-  

нию, с другой - чрезмерно высокие требования к партнеру  

(<не отвечает идеалу>). Этим же исследованием подтверж-  

дено, что если при психостении трудности общения осозна-  

ются и переживаются пациентом, то при истерии явная  

неадекватность общения не осознается, игнорируется и  

субъективно может не переживаться. Клинический рису-  

нок общения пациентов, страдающих этими двумя форма-  

ми неврозов, оценивается как противоположный, а  

психологический анализ вскрывает общность противоречи-  

вых мотивов.  

 

Особую форму трудностей при общении с окружающими  

испытывают лица, страдающие логоневрозами. В нашей  

лаборатории их с успехом исследует и снимает Ю.Б. Некра-  

сова. Своей многолетней работой с пациентами она убеди-  

тельно> показала, что у каждого из них свой комплекс  

 

122  

STR.124  

неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудов-  

летворенности притязаний в сфере коммуникаций, дефор-  

мирует отношение личности логоневротика к другим  

сторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной ме-  

тодики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на но-  

вый высокий уровень развития личность бывшего  

логоневротика, и у него капитально реконструируется от-  

ношение к самому себе, изменяется на положительное и  

отношение к другим людям, а общение с ними начинает  

проходить, как правило, на фоне стенических чувств.  

 

Психологические трудности общения больных связаны  

и с преморбидными особенностями личности, с зафиксиро-  

ванными невротическими защитами. И те и другие доста-  

точно регидны, в большей части не осознаются, и пока  

существуют трудности их клинического выявления.  

 

Есть свои специфические трудности общения и у боль-  

ных с другими нарушениями в психике, а также страдаю-  

щих различными соматическими заболеваниями.  

Литературы по этой проблеме довольно много.  

 

После рассмотрения трудностей общения естественно  

поставить вопрос о путях их предотвращения и средствах  

коррекции.  

 

Стержневой проблемой в этом направлении является  

создание продуманной системы формирования и развития  

гуманистического по своим характеристикам коммуника-  

тивного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А  

это предполагает постоянное внимание к развитию у инди-  

вида до высокого уровня способностей к познанию другого  

человека и самопознанию, отношения к другому как к вы-  

сшей ценности и умения творчески строить непосредствен-  

ное общение с ним. Чтобы у человека действительно не  

возникли непреодолимые трудности в общении, мало одно-  

го успешного усвоения той технологии общения, о которой  

пишет Д. Карнеги. Еще необходимо, чтобы за этой техно-  

логией стояло действительно глубоко гуманное содержание  

той личности, которая ею активно пользуется.  

 

Поэтому сейчас необходима такая коррекция гуманита-  

ризации образования и воспитания, которая готовила бы  

учащихся как субъектов и объектов общения, не вызывая у  

них больших психологических трудностей.  

 

Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в органи-  

зации специальная служба помощи людям, испытывающим  

психологические трудности в общении на работе, в учебной  

группе, в общежитии и т.д.  

 

124  

 

Коррекция общения должна строиться на основе одно-  

временной диагностики трудностей в его мотивации, пото-  

му что, изменяя только внешнюю операциональную  

сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруд-  

нения и их устранения, невозможно гармонизировать чело-  

веческое взаимодействие.  

 

Подготовка к общению должна разворачиваться на осно-  

ве индивидуально-групповых программ обучения, учиты-  

вающих центральную проблему общения не только для  

группы, но и для каждого из ее участников. Программа  

обучения должна носить подвижный характер, изменяться  

в соответствии с развитием личности как субъекта общения  

и появления новых трудностей.  

 

Создание дифференцированных программ индивиду-  

ально-групповой работы предполагает решение ряда задач  

и, прежде всего, определение <поля> психологических  

трудностей общения участников обучения. Наряду с на-  

званной задачей необходимо изучить особенности оценки  

трудностей общения, по крайней мере, в двухаспектах:  

 

оценка и определение трудностей, которые испытывает сам  

субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партне-  

ра. И наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво  

повторяющихся трудностей в ситуации изменения статус-  

но-ролевых характеристик партнера.  

 

Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию  

общения, следует строить с учетом возраста, вида труда,  

пола, индивидуальных особенностей и специфики социали-  

зации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения  

внимательно выслушивать товарища или взрослого, адек-  

ватно понимать переживания и мотивы поступков людей,  

старательно следя за их невербальным поведением. В отно-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1232
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Психология общения » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь