|
Бодалев А.А. » Психология общениязнания о действительности, соответствующие научным, и они будут бойко называть при этом общечеловеческие цен- ности, а сиюминутные побуждения и соответствующее им поведение у них могут тем не менее возникать под влиянием псевдоценностей и деформированного отражения действи- тельности.
После всего сказанного возникает нелицеприятный воп- рос: а не является ли сформулированная выше четырехком- понентная цель воспитания личности дошкольника и школьника в теперешних крайне не подходящих для ее достижения социальных условиях прекраснодушной меч- той?
На это можно ответить так: если школа не будет дейст- вовать как воспитательная система, нейтрализующая одни воздействия макросоциума на ребенка, подростка, юношу, подкрепляя и усиливая другие, с самого начала проводя третьи, и все для того, чтобы продвинуться вперед в осуще- ствлении раскрытой выше цели воспитания, негативные явления, которыми изобилует наша теперешняя действи- тельность, будут однозначно стимулировать развитие пси- хических свойств, характерных для бездуховной, аморальной личности. Само собой разумеется, для того, чтобы был успех в деятельности школы как воспитательной системы, координирующей, организующей и корректирую- щей сложнейший процесс формирования и развития лично- сти, необходимо внесение во всю эту работу <начал>, которые на словах принимаются многими учителями и ро- дителями, а на деле реализуются лишь единицами из них.
Первым таким <началом> является резкое усиление вни- мания педагогов к существу психологического фактора и его места и роли в школе как воспитательной системе. По- стоянная опора на реальное знание психики и личности каждого ученика, особенностей класса, педагогического коллектива - это важнейшее условие результативной ра- боты учителя-предметника, классного руководителя, ди- рекции школы. Между прочим, значение учета этого фактора при управлении процессом воспитания хорошо по-
147 STR.148 нимали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которые не только с блеском применяли находки психологической на- уки в своей работе, но и внесли оригинальный вклад в развитие педагогической и социальной психологии. Следуя их примеру, эффективно ориентировали на глубокое про- никновение во внутренний мир учащихся педагогические коллективы, которыми они руководили, Ю.К. Бабанский, А.А. Захаренко, В.А. Караковский.
Учитель не продвинется в формировании у ученика при- ближающейся к научному пониманию картины мира, если он не знает, какой образ мира у этого ученика уже имеется и насколько его интеллект и мотивационно-потребностная сфера готовы к принятию и усвоению новой для него инфор- мации.
Он не преуспеет и в своей работе по превращению обще- человеческих ценностей в собственные ценности ученика, если не знает, какие ценности для этого ученика уже стали наиболее значимыми и какие псевдоценности, кажущиеся ученику привлекательными, надо развенчивать и, конеч- но, если он не понимает, что одни общечеловеческие цен- ности требуют для своего укоренения в структуре личности школьника больше времени и больше усилий, чем другие.
Психологическая осведомленность и постоянная подпит- ка психологическими знаниями нужна каждому педагогу и в его работе с мотивационной сферой школьника, чтобы целенаправленно пробуждать в нем, в его повседневной деятельности, в общении побуждения нравственного, а не индивидуалистического характера.
То же самое надо сказать и об инструментовке и закреп- лении у учащегося способов поведения в самых различных ситуациях. Чтобы последний научился выбирать их сооб- разно обстоятельствам, проявляя при этом творчество и ориентацию на нравственные идеалы, опять же ему необ- ходима помощь со стороны педагогов, которая оказывается действительно очень конкретной, адресной, а значит и эф- фективной лишь тогда, когда они хорошо знают ученика, его родителей, семью, класс, в котором он учится и когда эти знания у них носят не обычный приземленно-житей- ский характер, а осмысливаются с позиций научной психо- логии.
Добиваясь повышения коэффициента полезного дейст- вия школы как воспитательной системы, полностьюоправ- дано использование рекомендаций психологической науки,
148
относящихся к повышению результативности всех форм совместной деятельности педагогов и учащихся. Прежде всего это касается их общения как в процессе обучения, так и вне его. Оно должно перестать быть субъектно-объектным и стать по преимуществу, и главным образом, субъектно- субъектным. Последнее означает отход от формально-ро- левого общения <учитель - ученик>, за которым, как правило, стоит их взаимодействие на уровне стереотипов, шаблонов, клише, и выход на общение <личность - лич- ность>, обязательно предполагающее внесение общающи- мися в совместное взаимодействие <поправки> на индивидуальную неповторимость друг друга.
При такой поправке в инструментовку общения, созда- ющей доброжелательно-уважительный фон для взаимо- действия, максимально активизируется интеллект школьника, и преодолевается дурная традиция при форми- ровании у него картины мира насиловать его память и при- нуждать его усваивать знания об этом мире чисто механически, а интериоризацию им ценностей жизни и культуры обрекать на волю случая.
Именно субъектно-субъектное общение педагогов и уча- щихся, в основе которого лежит диалог, а не манипуляция с чужой психикой и не авторитарное давление на нее, от- крывает возможность более успешного формирования в со- знании и самосознании, в мотивационной сфере, в поведении школьников позиции активного противостояния бездуховности, торгашеству, моральной распущенности, жизнеутверждению, строящемуся на принципе <ты мне, я тебе>.
Конечно, переход на субъектно-субъектный тип обще- ния всех педагогов школы и при решении учебных и при решении воспитательных задач - это дело чрезвычайно непростое, поскольку формирование их как профессиона- лов базировалось на овладении алгоритмом взаимодейст- вия и воздействия, в основе которого лежала <авторитарная парадигма>. Но осуществлять такой переход, несмотря на все трудности, необходимо. Как, впрочем, также необходи- мо приобщать к субъектно-субъектному общению и уча- щихся, поскольку одни из них, привыкнув к требованию педагога <делай как я>, бездумно воспроизводят как в учеб- ной деятельности, так и вне ее затверженные стереотипы, а другие - негативисты,- отторгая информацию, шед-
149 STR.150 шую от педагогов, поступают по-своему, но тоже, факти- чески, как и первые, не продуктивно и не творчески.
Понимая важность <прописки> и <поселения> в школе как воспитательной системе субъектно-субъектного обще- ния, следует вместе с тем честно сказать, что, чтобы они действительно состоялись, чтобы на всех уровнях школьной структуры преимущественно звучали диалоги, а не моно- логи, для этого надо утверждать в повседневном бытии шко- лы важнейшее условие: и педагогам, и их воспитанникам учиться чувствовать бытие другого <ты> столь же сильно, как большинство из нас чувствует бытие собственного <я>, и относиться к другому человеку как к высшей ценности.
Перед тем, как более детально начать рассматривать оп- тимальное для развития личности учащегося сопряжение феноменов общения и отношения, следует напомнить, что явление отношения имеет громадное значение в становле- нии человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности. Это, кстати, очень хорошо понимал А.С. Макаренко, когда писал, что вынуть человека из отношений невозможно, технически невоз- можно и что истинным объектом педагогической работы являются отношения.
Отсюда, если всерьез хотеть, чтобы школа успешно фун- кционировала как воспитательная система, феномен отно- шения игнорировать никак нельзя. Но все же почему при организации воспитательного процесса нельзя не прини- мать во внимание отношения? Сначала проясним, какое содержание вкладывается в психологии в это понятие. Прежде всего это, конечно, связь человека с каким-то дру- гим объектом окружающего его мира, но поскольку это психологический феномен, то сутью его является возник- новение у человека психического образования, аккумули- рующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграции всех состоявшихся эмоцио- нальных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него. И в этом <сплаве> результатов познания, переживания и поведения при взаимодействии человека с каким-то объектом, наиболее информирующим о том, ка- кое у него образовалось к этому объекту отношение, чаще всего оказывается эмоциональный компонент. Именно по нему можно судить, как и насколько конкретный объект соответствует ценностным эталонам и установкам человег ка, его состоянию, потребностям, интересам, притязаниям.,
?50
Такими объектами окружающего его мира, к которым у школьника формируются разные отношения, оказываются вещи, явления, события, процессы, общности, люди - все, что составляет действительность, с которой он сам напря- мую повседневно имеет дело или о которой узнает из ка- ких-то источников.
Объектами действительности, к которым у школьника складывается определенное отношение - активно-поло- жительное, активно-отрицательное, пассивно-нейтраль- ное, неопределенно противоречивое и др.- все больше становятся и планета Земля, и человечество, и Родина, и труд, и семья, и другой человек, школьный, класс, и школа в целом, и он сам, и вообще любое явление из прошлого, настоящего и будущего, которое однажды или многожды было отражено его познавательной сферой, вызывало эмо- циональные переживания и провоцировало те или иные поведенческие реакции.
И, таким образом, если внимательно всмотреться в пси- хический мир школьника, то, фигурально говоря, он ока- зывается сотканным из отношений. Причем в одних из этих отношений его познавательный компонент отвечает науч- ным представлениям об объекте отношений, в других - он аккумулирует в себе знания житейского уровня; в-третьих - это знание оказывается мифологическим по своему со- держанию. И эмоциональный компонент отношения также варьирует по своему знаку, силе, глубине захвата личност- ных структур, устойчивости,действенности. Любовь или ненависть к кому-то или к чему-то, восхищение, презре- ние, скорбь, равнодушие и т.д.- все это примеры проявле- ния эмоционального компонента отношения. Такое же многообразие наблюдается и в проявлениях поведенческого компонента отношения. Школьник не бережет какую-то вещь, бьет младшеклассника, выполняет каждое домашнее задание, помогает матери в хозяйственных делах и т.д.- это проявления поведенческого компонента.
Естественно, организуя воспитание, чрезвычайно важно добиваться, чтобы все отношения школьника к природному и к социальному мирам и ко всем их конкретным проявле- ниям отвечали бы нормам общечеловеческой морали. Соб- ственно, для достижения этой цели и нужна прежде всего школа как воспитательная система. А это означает, что и руководство школы, и учителя должны научиться органи- зовывать и осуществлять учебный процесс и всю внутрен-
151 STR.152 нюю жизнь школьников таким образом, чтобы у них но всех возможных для школы видах деятельности и в общении формировалось отношение к действительности, отвечаю- щее нормам общечеловеческой морали.
И это действительно произойдет, если школа, педагоги, ученики будут для младшего школьника, подростка, юно- ши по-настоящему дороги, в позитивном смысле субъек- тивно значимы. А для этого жизнь школы должна быть и своим содержанием, и формой, влекущей к себе, богатой интересными для ребят делами, пробуждающими в них творческую активность, рождающими в каждом из них в конечном итоге положительный эмоциональный настрой и вызывающими ощущение психологического комфорта и чувство защищенности, И, конечно, среди условий, кото- рые обеспечивают такой результат, важнейшее место при- надлежит той инструментовке общения, о которой шла речь выше,- направленности ее на достижение изменений в по- знавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенче- ской сферах ученика, которые означали бы развитие его личности.
Реализуя такую нацеленную на развитие личности ре- бенка, подростка, юноши инструментовку субъектно-субъ- ектного общения, конечно, никак нельзя забывать всегда сопрягающихся с ней взаимоотношений участвующих в об- щении лиц. Взаимоотношения - это непременная психо- логическая изнанка общения людей. Их можно расшифровать как всегда выступающие в единстве харак- тер восприятия и понимания этими людьми друг друга, как особенности эмоционального отклика их друг на друга и как складывающуюся или уже сложившуюся манеру обраще- ния их друг с другом.
Понятно, что, если брать реальную практику общения людей, то психологических вариаций их взаимоотношений обнаружится очень много, потому что всегда большое число объективных и субъективных факторов влияет на образы восприятия и на понятия о личности, на переживания, на способы поведения, которые обнаруживаются у обобщаю- щихся лиц при контактах друг с другом. И в условиях шко- лы, хотя в интересах оптимального развития личности учащегося, взаимоотношения и должны строиться в соот- ветствии с принципом высокой требовательности и большо- го уважения членов школьного коллектива друг к другу, но в действительности спектр этих взаимоотношений чрезвы-
152
чайно пестр и многолик. Эта пестрота и многоликость име- ют место и во взаимоотношениях учителей друг с другом и в их взаимоотношениях с учащимися и во взаимоотноше- ниях учащихся между собой. А надо, чтобы при различиях в форме взаимоотношений, идущих от особенностей инди- видуальности общающихся, их пронизывал бы общий лей- тмотив - отношение к другому человеку, как к ценности. И, естественно, пример, образец такого отношения друг к другу и к учащимся должны задавать педагоги, словом и делом подкреплять, поощрять поведение, за которым про- сматривается такое же отношение и у младшеклассников, и учащихся подросткового возраста, и у старшеклассников.
К сожалению, если брать реальную практику работы с учащимися в школе, то в ней еще нередки взаимоотноше- ния, которые не только не способствуют развитию личности школьника, а ведут к большим деформациям в формирова- нии его мотивационной сферы, реагировании на уровне эмоций на окружающее, в становлении в целом его лично- сти, Разве мало еще случаев, когда учителя и соклассники школьника топчут его притязания на уважение, на призна- ние его полноценности как ученика, игнорируют его тяже- лые переживания по этому поводу? Правда, за этим обычно следуют попытки школьника найти людей или дело за пре- делами своего класса, а то и школы, которые помогли бы ему самоутвердиться, пережить самоценность своего <Я>, И хорошо, конечно, если обретенная им новая среда обще- ния или занятия будут социально ценными, а если нет? Но ведь случается и так, когда школьник до конца (а конец этот может быть и суицидным) оказывается пленником травмирующих его взаимоотношений.
Приведенные примеры наглядно показывают, что в структуре социальной ситуации развития общность, в ко- торой вращается школьник со всеми ее взаимоотношения- ми, теряет качество <безличности> и становится для него субъективно окрашенным социальным пространством, ак- тивным преобразователем которого он пытается быть, дру- гой вопрос, что не всегда успешно.
Социальная ситуация развития, возникшая при затяж- ном и остром конфликте школьника с учителями, родите- лями, а иногда и с одноклассниками, как правило, для него предельно субъективно значима и поэтому почти всегда несет в себе большой заряд по преимуществу отрицатель- ных эмоций. Сужая социальное пространство деятельно-
153 STR.154 сти, обедняя спектр отношений школьника и одновременно ограничивая его поведенческие возможности, она часто провоцирует кризис в развитии его личности.
Динамика кризиса в таких случаях находит отражение в Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|