|
Бодалев А.А. » Психология общенияваются стойкие привычки понять состояние другого чело- века, проявить наблюдательность по отношению к его внутреннему облику, выраженному в мимике, жестах, по- зе, походке, в голосе и речи. Одновременно у многих детей особенно из семей с единственным ребенком, она отметила отставание в развитии чувства, сопереживания и сочувст- вия, в социальной децентрации-в умении смотреть на окружающих и на себя самого глазами других людей. Ею же были зафиксированы психологические сложности, кото- рые испытывают младшие школьники в формировании адекватной самооценки.
Последнее было отмечено и З.Н. Лукьяновой в работе с подростками и старшими школьниками, у которых была ограничена возможность наблюдать за другими и проверять самих себя в разнообразных по содержанию и по форме делах и ситуациях с участием многих людей.
Н-И. Бабич и З.Н. Лукьянова показали, что путем рабо- ты с детьми и подростками по специальной программе мож- но резко усилить у них психологическую наблюдательность, а Т.И. Пашукова подтвердила, что та- кого же качественного улучшения в процессе специальной работы можно добиться в отношении способности школьни- ков к эмпатйи и к социальной децентрации.
Работами С.В. Кондратьевой и ее учеников было непос- редственно доказано, что существуют колебания в качестве проявления этих особенностей у школьников, когда объект их - учителя и когда у школьников с ними разные взаимо- отношения - от положительных до отрицательных. Одно- временно этой исследовательской группой были выявлены значения зависимостей способности к эмпатйи и рефлексии
189 STR.190 у старших школьников от ряда характерологических ка- честв (коллективизма, эгоцентризма, тревожности и др.).
Все это - психологические условия, которыми связана успешность диалога педагога с разными учащимися, про- дуктивность его педагогического общения с ними.
Продолжая анализ психологических условий оптималь- ного общения педагога с учащимися, т.е. способствующего их психическому и личностному развитию, надо также по- стоянно иметь в виду, что чаще всего общение педагога со школьником происходит в присутствии его соклассников, родителей и других лиц. Оценками одних из них он дорожит всегда, другие ему безразличны, оценки третьих для него важны, поскольку они касаются темы его разговора с учи- телем. Поэтому, развивая свой диалог с учащимися, вдум- чиво работающий педагог не может не принимать во внимание не только особенности ученика, свои собственные достоинства и слабости, но и людей, узкое социальное ок- ружение, в рамках которого он в вербальной и невербальной форме начинает или продолжает предметный по содержа- нию и психологический по форме контакт с учащимися.
Не надо думать, что речь идет об общении, которое по причине своей эмоциоальной комфортности и для учителя, и для ученика может и должно быть только безконфликт- ным. Думать так - это, что называется, <с порога> впадать а заблуждение.
У учителя и ученика могут быть разные точки зрения на что-то, скажем, по поводу истинных мотивов поступка, который совершил школьник, или, например, учетвик ко- ренным образом может расходиться с классным руководи- телем по поводу мер, которые надо принимать, чтобы разрядить возникшее в классе напряжение. Если оба из них вступят в общение друг с другом, но каждый будет стоять на своем, не пытаясь разобраться в целях другой стороны, побуждений, которые заставляют упорствовать другого со- беседника в своей точке зрения, это не будет подлинным диалогическим общением.
В начале статьи уже говорилось, что истинное диалоги- ческое общение носит всегда межличностный субъект- субъектный характер. В нем всегда должна быть направленность не только на постижение существа обсуж- даемого предмета, но и всего, что привносит другой собе- седник от себя, от своей собственной позиции, особенностей своего психического мира, своей личности.
190
В условиях школы эта способность вести психологически конструктивный диалог с учеником в высокой степени про- является так называемыми неконфликтными педагогами.
Научным сотрудником нашей лаборатории Л. В. Симоно- вой было обнаружено, что <неконфликтные учителя> пред- почитали диалог для снятия разногласий, возникших у них с отдельными учениками, в 56 % случаев; 28 % <конфлик- тных учителей> тоже прибегали к индивидуальным бесе- дам, которые ничем психологически не напоминали подлинный диалог.
<Неконфликтные> учителя, как выяснила Л.В. Симоно- ва, используют диалог, пытаясь разобраться в причинах напряженности и найти решение с учетом позиций обеих сторон: <Выслушиваю ученика, стараюсь выяснить, почему он так себя повел>, <В беседе стараюсь понять причину его поведения>, <Если я виновата, то извиняюсь и объясняю причину своего срыва>, <Необходимо вместе разобраться в .случившемся, понять причины конфликта> и тл.
Второй по. частоте употребления у <неконфликтных> учителей - метод групповой беседы, который, оказывает- ся, тоже несет в себе много элементов подлинного диалога (26 %). Проводится он обычно в форме дискуссий с разбо- ром различных конфликтных ситуаций и проблем нравст- венного характера. Учителя не навязывают своего мнения, прислушиваются к суждениям ребят, свои взгляды выска- зывают в демократической форме: <Стараюсь не навязы- вать своего мнения>, <Признаю их право на собственное суждение, если оно неверно, стараюсь аргументированно убедить>, <Необходимо равенство сторон при групповых дискуссиях>, <Групповые обсуждения проблемных филь- мов, книг, считаю, имеют большой воспитательный эф- фект, помогают выработать верную позицию>. <Чтобы ребята разобрались в событиях, происходящих вокруг, нужны не мои доклады, а откровенное высказывание ими своего мнения и последующий коллективный поиск исти- ны> и т.п.
Как показала далее Л.В. Симонова, <конфликтные> учи- теля, наоборот, в отличие от <неконфликтных> чаще всего прибегают для решения споров к помощи других лиц, по существу отказываясь от самостоятельного решения и тре- буя его от других - либо наказания для ученика, который <провинился>, либо пресечения его плохого поведения (52 % от общего применения всех методов решения конфлик-
191 STR.192 та). (Из высказываний учителей <конфликтного> типа:
<Сама не связываюсь, сразу вызываю родителей>, <Привле- каю комсомольское бюро, пусть разбираются и наказыва- ют>, <Обращаюсь к администрации, вызываем на педсовет для проработки> и т.п.) Индивидуальная беседа второй по частоте применения метод (28 %), используемый конфлик- тным учителем, форма его применения характеризуется как беседа-нравоучение, обвинение, угроза и т.п. <Конф- ликтные> учителя, игнорируя диалог, не устают повторять:
<На своей точке зрения надо настаивать до конца, несмотря ни на что>, <Необходимо пригрозить неприятностями, тог- да будут делать все, что надо> и т.п.
Групповой беседе и анализу аналогичных ситуаций <конфликтные> учителя уделяют мало внимания, и форма их проведения имеет фактически деструктивный характер. В групповой беседе такие учителя стремятся добиться под- держки своей точки зрения и порицания <противника>, ста- раются подавить своей властью, пресекают высказывания, идущие вразрез с их мнением.
Использование таких форм решения конфликтов не ве- дет к их разрешению, образно говоря, <болезнь загоняется внутрь> и вероятность ее возобновления очень велика. Ча- сто противоречия, <разрешенные> таким образом, приобре- тают форму затяжных, хронических конфликтов, выражающихся в частых <стычках> и недоразумениях, по- этому учителя, использующие эти формы, практически по- стоянно находятся в состоянии не диалога, а противоборства с учениками. И, конечно, подобная конф- ронтация не влечет за собой развития гуманистических черт личности.
Когда педагог ведет беседу не с одним, а с несколькими учащимися, имеющими свои позиции, происходит тоже ди- алог, только более сложный: учитывая сильные и слабые стороны участвующих в беседе учеников, он стремится до- биться нужного воспитательного эффекта по отношению к каждому. Он расширяет психологическую основу для опти- мального педагогического воздействия на учащегося, при- соединяя к своему влиянию и влияние товарищей. И если это был конфликт, то при помощи соклассников педагогу удается: лучше учесть и изменить объективные и субъек- тивные причины его появления; преобразовать внутреннее стремление к достижению первоначальных целей и при этом снять отрицательное эмоциональное состояние, обыч-
192
но его сопровождающее; помочь лучше осознать способы правильного поведения в аналогичных ситуациях.
Имея в виду большую или меньшую конфликтность учи- теля, затрудняющую или облегчающую его диалогическое общение с учениками, нельзя не видеть, что и они в силу присущих личностных характеристик, а также особенно- стей сложившихся отношений обладают неодинаковой склонностью и способностью к диалогу с ним.
Видя все эти многочисленные утверждения о значении общения, в котором господствует диалог, для развития пси- хики и личности учащегося, читатель вправе спросить, по- чему, по какой причине именно диалог выполняет личностно формирующую функцию и где доказательства этой его роли.
Диалогическая форма общения, когда она интенсивно используется, побуждает школьника активно соучаство- вать в рождении новых мыслей. Мобилизуя имеющиеся у него знания, она учит не только рассуждать, противопо- ставлять аргументам педагога, но и приводить свои доводы. Диалогическая форма общения намного сильнее, чем моно- логическая, задевает эмоциональную сферу, производя в чувствах динамические изменения. Эта форма общения обязательно влияет и на волю, развивая настойчивость в отстаивании своего мнения, или побуждает к мужественно- му отказу от имевшейся точки зрения, в неверности кото- рой убедила дискуссия с педагогом.
Исследования, проведенные в нашей лаборатории М.Ш. Магомед-Эминовым и Е.В. Сидоровой, как раз свидетель- ствуют о большом влиянии психологически верно инстру- ментированной педагогом диалогической формы общения на ум, чувства и волю учащихся.
Результаты, полученные Ю.Б. Некрасовой и ее учени- ками, одновременно высвечивают высокоэффективную возможность использовать диалогическую форму общения для внесения изменений в мотивационно-потребностную сферу подростка, юноши, взрослого человека, поднимая ценность и действенную силу одних из имеющихся у них побудительных стимулов и обесценивая и затормаживая действие других. Такой же результат был получен и другим сотрудником лаборатории А.Ф. Копьевым, который основ- ной упор в своих исследовательских разработках делает на создание технологий ведения диалога, направленного на перестройку мотивационно-потребностной сферы лично- сти с учетом ее индивидуально неповторимого своеобразия.
7 А.А. Бодален 193 STR.194 Вместе с тем мы знаем из практики воспитания и теперь уже из ряда исследований: изменения в мотивационно-по- требностной сфере означают обязательно более или менее глубокую перестройку отношений личности к деятельно- сти. А так как, по справедливому утверждению А.С. Мака- ренко, осуществляя воспитание, <мы имеем дело всегда с отношением> и <именно отношение составляет объект на- шей педагогической работы> (Сочинения: В 7 т. Т. 4. М., 1957; Т. 5. М., 1958), то, стало быть, и строить эти взаимо- отношения следует целеустремленно и энергично.
О СВЯЗЯХ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КРУГА БЛИЖАЙШЕГО ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосред- ственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается.2 Человек таким образом обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздей- ствий.
Как известно, непосредственное окружение человека со- ставляют люди, с которыми он вместе живет, играет, учит- ся, отдыхает, работает. Всех их человек психически отражает, на каждого дает эмоциональный отклик, по от- ношению к каждому практикует определенный способ по- ведения. И от личностных особенностей этих людей в большей мере зависят характер психического отражения, эмоционального отношения и поведения общающегося с ними человека;
""Одновременно это психическое отражение, эмоциональ- ное отношение и поведение всегда несут на себе печать особенностей мотивационно-потребностной сферы челове- ка, который общается с окружающими его людьми. С этими особенностями связан и выбор человеком людей, с которы- ми он предпочитает общаться.
Многочисленные, факты показывают, что в зависимости от того, как люди своим внешним и внутренним обликом, знаниями, умениями и действиями удовлетворяют потреб- ности общающегося с ними человека, находятся частота и
194
характер его общения с ними. Соответствие характеристик,
!, которые несут в себе, общающиеся человеком люди,, осо-
бенностям, его потребностно-мотивационной сферы опре-
? деляет субъективную значимость каждого из этих людей
1| для человека.
При этом люди становятся субъективно значимыми для человека и вызывают стремление с ним общаться не только тогда, когда соответствуют усвоенным этим человеком эта-
лонам, традиционным для людей его окружения. Оказыва-
;? ется, на выбор личностью людей для более частого общения могут влиять и такие ее специфические индивидуальные
потребности, как потребность в сочувствии и опеке, потреб-
.; ность в доминировании, потребность в защите <я> или по-
? требность в самоутверждении.
: Имеющиеся экспериментальные материалы свидетель- ствуют также о том, что субъективная значимость других людей для каждого человека может варьировать от предель- но положительной до столь же предельно отрицательной.
:,, Она может характеризоваться также большими различия- ми в интенсивности эмоционального переживания, которое вызывает в личности значимый для нее человек, отличаться по признакам широты, устойчивости и действенности.
, Н.А. Логинова и Е.А. Хорошилова, исходя из указанных
Д положений, провели, сравнительный анализ непосредст- венного общения и изменений в нем в течение жизни двух
равных по числу групп взрослых испытуемых 21-22 и 37- I 42 лет. " Р Авторы исследования отдавали себе отчет в том, что
"к такие характеристики испытуемых, как их социальная при- 1 надлежность, а такие обстоятельства, возникающие на их ,:; жизненном пути, как например, учение в вузе, особенности работы или оставление ее женщиной ради воспитания де- тей, самым определенным образом влияют на количествен-
Шкопоров Н.Б. К проблеме субъективной значимости другого.-В кн.:
Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга; его же. О влиянии различных видов деятельности на отраже- ние <значимых других> в подростковых объединениях.- В кн.: Психо- лого-педагогические проблемы общественно полезной деятельности у детей школьного возраста. М., 1981; Князев В.Н. Представление лично- сти о себе и значимых других ка1( субъектах общения.- Психологиче- ский журнал, 1981, №4.
Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других.- В сб.: Вопросы психологии познании людьми друг друга и самопознания Краснодар, 1977, с. 52-56; Логинова Н.А. Биографические методы в психологии и смежных науках: Автореф.канд.дис. Л., 1975.
195 STR.196 но-качественные параметры, круга их непосредственного общения; поэтому на первом этапе исследования, резуль- таты которого здесь излагаются, в качестве обследуемых были взяты представители интеллигенции окончившие школу, занимающиеся в вузе или уже имеющие высшее
образование и работающие.
Для получения объективных характеристик общения в
исследовании были использованы методы: биографиче- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|