|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииконтексте конкретных групп. 135 ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцеп- тивных процессов и особенности его содержания // Межличностное вос- приятие в группе. М., 1981. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Выготский Л.С. История развития высших психологических функ- ций. Собр. соч. М., 1983, т. 2. Гчбш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло- гию. М., 1972. ГозманЛ.Я. Психология змоциональных отношений. М., 1987. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлек- сивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного воспри- ятия // Вестник Московского университета. Психология. 1978, № 1. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Кон И.С. Открытие <Я>. М., 1978. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отноше- ния // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Глава 8 ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Специфика социально- Проблема групп, в которые объединя- психологического ются люди в процессе своей жизнедея- подхода тельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вы- членять группы из того многообразия различного рода объедине- ний, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же сле- дует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия <группа>. С одной сто- роны, в практике, например, демографического анализа, в различ- ных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произ- вольные объединения (группировка) людей по какому-либо обще- му признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое по- нимание широко представлено прежде всего в статистике, где час- то необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то опре- деленный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком по- нимании термин <группа> употребляется и в психологии, когда. например, в результате тестовых испытаний <конструируется> груп- па людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп- пой понимается реально существующее образование, в котором 137 люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие- то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процес- се их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осо- знания могут быть весьма различными). Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму- ществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, са- мое главное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в полити- ческих характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и ана- лизирует каждую социальную группу, ее соотношение с общест- вом, с личностями, в нее входящими. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он форми- руется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в кото- рой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объ- ективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Лич- ность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значи- мо определить, какова будет та <равнодействующая> этих группо- вых влияний, которая и определит содержание сознания личнос- ти. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка- кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необхо- димостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп. Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в услови- ях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, <окружающих> человека или даже взаимодействующих с ним в 138 какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть ин- терпретировано как <группа>, но фокус интереса в данном слу- чае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально- психологических исследованиях, особенно на ранних этапах раз- вития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Груп- па здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как <микросреда> формирования личности. Однако с такой тради- цией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рам- ках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях <группы>), такой подход может быть оправдан. Вопрос лишь в том, является ли этот подход достаточным для социальной психологии? По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (дей- ствующих рядом или даже совместно), не содержит никаких ха- рактеристик этой группы, и из анализа полностью выпадает со- держательная сторона этого множества: остается лишь тот факт, что людей в данном случае <много>, т.е. весьма формальная харак- теристика собранных вместе индивидов. Мало что добавляет и та- кая прибавка, как наличие внутри множества определенных <от- ношений>. Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшиф- ровки характера этих отношений обесценивает это дополнение. Какие-нибудь отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают, даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему обществен- ной деятельности (Обозов, 1979. С. 121). Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социаль- ной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) <общепсихологический> подход к группе. Если признать, что со- циальная психология прежде всего исследует закономерности пове- 139 дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включе- ния в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа - именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкрет- ной социальной группы, а не просто анализ <механизма> такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих ме- тодологических принципов теории деятельности. Значимость груп- пы для личности прежде всего в том, что группа - это определен- ная система деятельности, заданная ее местом в системе общест- венного разделения труда и потому сама выступает субъектом оп- ределенного вида деятельности и через нее включена во всю сис- тему общественных отношений. Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологическо- го анализа групп, т.е. обратиться к тем реальным социальным груп- пам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их зна- чимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы. Если принять предложенную интерпретацию группы как субъ- екта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить не- которые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельнос- ти. Общность содержания деятельности группы порождает и об- щность психологических характеристик группы, будем ли мы на- зывать их <групповое сознание> или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отне- сены такие групповые образования, как групповые интересы, груп- повые потребности, групповые нормы, групповые ценности, груп- . повое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень разви- тия социальной психологии не располагает ни традицией, ни не- обходимым методическим оснащением для анализа всех этих об- разований, крайне важно поставить вопрос о <законности> такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой. Для индивида, вхо- дящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляет- ся прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осо- знание факта некоторой психической общности с другими члена- ми данной социальной группы, что и позволяет ему идентифици- роваться с группой. Можно сказать, что <граница> группы воспри- нимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, 140 (Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психоло- гической характеристикой группы является наличие так называе- мого <мы-чувства>. Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для ин- дивидов, входящих в группу, некоторого образования <мы> в от- личие от другого образования - <они>. <Мы-чувство> выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и яв- ляется своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Кон- статация принадлежности личности к группе представляет для со- циальной психологии значительный интерес, позволяя рассмот- реть психологическую общность как своеобразный психологичес- кий <срез> реальной социальной группы. Специфика социально- психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общнос- тью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой. При такой трактовке фиксируются психологические характе- ристики группы, а сама группа может быть определена как <об- щность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, об- щность, которая объективно выступает как субъект действия> (Шерковин, 1975. С. 50). Степень подробности, с которой в даль- нейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общнос- ти, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, на- пример, некоторые авторы не ограничиваются только исследова- нием названных групповых характеристик, но и предлагают ус- мотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоре- тических и экспериментальных доказательств того, что данный под- ход продуктивен. В то время как последние из приведенных характеристик вы- зывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологи- ческому описанию группы, другие, как, например, групповые нор- мы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым груп- повым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким обра- зом групповые влияния выступают посредником между личнос- 141 тью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как <множество>, а как ре- альную ячейку общества, включенную в широкий контекст соци- альной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее учас- тие членов группы в совместной групповой деятельности обуслов- ливает формирование психологической общности между ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становит- ся социально-психологическим феноменом, т.е. объектом иссле- дования в социальной психологии. В истории социальной психологии уделялось большое внима- ние исследованиям различных характеристик групп, их воздейст- вия на индивида и т.д. Однако можно отметить несколько харак- терных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе <группо- вой подход> рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с <групповым> под- ходом в американской, например, социальной психологии суще- ствует еще и <индивидуальный> подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психоло- гии: из социологии и из психологии. Для сторонников того и дру- гого подхода характерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонники индивидуального подхода ищут лишь ближайшие причины такого поведения. Поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих лю- дей, но вне широкой социальной системы, в которую она сама включена. Именно здесь сосредоточено чисто формальное пони- мание группы. С другой стороны, <групповой> подход в гораздо большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. Такой под- ход более характерен для европейской социальной психологии, где как раз и обоснована идея необходимости учета <социального контекста> в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утра- чивается. На это обстоятельство указывает С. Московиси: <Пора- зительно, что при исследовании групповой динамики никогда не возникали вопросы о том, каким именно образом группа стано- вится продуктом своей собственной деятельности> (Московиси, 1984. С. 215). Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными автора- ми, для многих было характерно известное разъединение двух ос- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|