|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиино возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой сис- темы человеческую речь, естественный звуковой язык. т.е. систе- му фонетических знаков, включающую два принципа: лексичес- кий и синтаксический. Речь является самым универсальным сред- ством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания си- туации всеми участниками коммуникативного процесса, о кото- рой речь шла выше. При помощи речи осуществляются кодирование и декодиро- вание информации: коммуникатор в процессе говорения кодиру- ет, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информа- цию. Термины <говорение> и <слушание> введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной ком- муникации (Зимняя, 1991). Последовательность действий говорящего и слушающего ис- следована достаточно подробно. С точки зрения передачи и вос- приятия смысла сообщения схема К-С-Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) асимметрична. Это можно пояснить на схеме (рис. 4). Интенция - К (Коммуникатор) Кодирование Текст Сообщение Декодирование; раскрытие смысла (Реиппиент) Рис. 4. Передача и восприятие сообщения Для коммуникатора смысл информации предшествует процес- су кодирования (высказыванию), так как <говорящий> сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для <слушающего> смысл принимаемого сообщения рас- крывается одновременно с декодированием. В этом случае осо- бенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной дея- тельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации. 89 Точность понимания слушающим смысла высказывания мо- жет стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда про- изойдет смена <коммуникативных ролей> (условный термин, обо- значающий <говорящего> и <слушающего>), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид <разговора> представ- ляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происхо- дит то явление, которое было обозначено как <обогащение, разви- тие информации>. Это хорошо видно на рис. 5. Роль говорящего К Сообщение связь Роль слушающего ? ,-- Роль говорящего К" 7~~~~~- <Яе~~~~--- Р" - май связь----" Роль слушающего Р-
""" з- Роль слушающего Роль говорящего Роль слушающего Роль говорящего Роль слушающего Роль говорящего При продолжении диалога - новые <витки> информации Рис. 5. Схема диалога Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Существует много экспериментальных исследований, в ходе которых выявлялась эта зависимость (в частности, исследо ваний. посвященных установлению уровня оперирования совмест- ными значениями употребляемых знаков). Успешность вербаль- ной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько 90 партнеры обеспечивают тематическую направленность информа- ции, а также ее двусторонний характер. Вообще относительно использования речи как некоторой зна- ковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду. что его ведут между собой личности, обладающие определенными наме- рениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой <актив- ный, двусторонний характер взаимодействия партнеров> (Кучин- ский, 1988. С. 43). Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее усло- вие успешности вербальной коммуникации - понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете - понимания, позна- ния другой личности (Бахтин, 1979). Это означает, что посредст- вом речи не просто <движется информация>, но участники ком- муникации особым способом воздействуют друг на друга, ориен- тируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) (Леонтьев, 1975. С. 118), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязыва- ния ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых воз- можностей. В социальной психологии существует большое количество экс- периментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же - умышленное или неумышленное <непонимание> сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особен- ностей его стилистики или логики построения текста. Соответст- венно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его. точно гак же под- твердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи мате- 91 риала и т.д. (Крижанская. Третьяков. 1992). Особое значение име- ет. конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуа- ции общения (Берн. 1988). мера и степень формального (ритуаль- ного) характера общения и лр. показатели. Совокупность определенных мер. направленных на повыше- ние эффективности речевого воздействия, получила название <убеж- дающей коммуникации>, на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в про- цесс речевой коммуникации. К. Ховланлом предложена <матрица убеждающей коммуникации>, которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффек- тивности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в част- ности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов. 1) Кто? (передает сообщение) 2) Что? (передается) 3) Как? (осуществляется передача) 4) Кому (направлено сообщение) 5) С каким эффектом? - Коммуникатор - Сообщение (текст) - Канал - Аудитория - Эффективность По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эф- фективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторон- ником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная- коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них. но не заяв- ленную открыто: закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникатив- ном воздействии, но важно, что принципиально каждая из на- званных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия (Богомолова. 1991). 92 Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применя- ется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое зна- чение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследо- вания в этой области опровергли традиционный для XIX в. взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автомати- чески изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в эксперимен- тах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимо- действие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли устано- вок аудитории в восприятии информации. Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации. Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе комму- никации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь струк- туру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в бо- лее сложное явление - общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это со- стоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаи- мовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуника- тивного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы обща- ющихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством об- щения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем. Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые систе- мы: 1) оптико-кинетическую. 2) пара- и экстралингвистическую. 3) организа- цию пространства и времени коммуникативного процесса. 4) ви- зуальный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи. заме- щение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, 93 Невербальная коммуникация мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система пред- стает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию, лица. и тогда мы имеем мимику, позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выраже- ния эмоций у человека и животных. Именно общая моторика раз- личных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в си- туацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при обще- нии русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое рус- ским движение головы сверху вниз интерпретируется как согла- сие, в то время как для болгарской <речи> это отрицание, и наобо- рот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в комму- никации настолько велика, что в настоящее время выделилась осо- бая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так. например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культу- рах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, ита- льянцы - 80, французы - 20, мексиканцы - 180). Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также <добавки> к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистичес- кая система - включение в речь пауз, других вкраплений, напри- мер покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а <около- речевыми> приемами. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую на- грузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, напри- мер, размещение партнеров лицом друг к другу способствует воз- никновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное зна- чение отрицательного порядка. Экспериментально доказано пре- имущество некоторых пространственных форм организации об- щения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. 94 Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различ- ных субкультурах, относительно временных характеристик обще- ния выступают как своего рода дополнения к семантически зна- чимой информации. Приход своевременно к началу дипломати- ческих переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявле- ние неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные до- пуски опозданий с соответствующими их значениями. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располага- ет в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику <пространственной психологией>, исследовал первые формы про- странственной организации общения у животных. В случае чело- веческой коммуникации предложена особая методика оценки ин- тимности общения на основе изучения организации его простран- ства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстоя- ние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым си- туациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности раз- личных дискуссионных групп. Так, например, в ряде эксперимен- тов показано, каким должно быть оптимальное размещение чле- нов двух дискуссионных групп с точки зрения <удобства> дискус- сии (рис. 6). В каждом случае члены команды - справа от лидера. Естест- венно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежнос- тью, позициями, целями участников дискуссий). Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь <при прочих равных>, но даже и ради этой цели изучением про- блемы стоит заниматься. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфи- ческих наборов пространственных и временных констант комму- никативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот тер- мин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бах- тиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп 95 Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|