|
Психология познавательного процессачает как центральный коммутирующий блок, который служит для извлечения из долговременной памяти информации, необхо- димой для осуществления различных сенсорных, интеллектуаль- ных и моторно-речевых операций, а также для передачи в дол- говременную память информации о результатах деятельности.
Таким образом, единство саморегулирующейся системы деятельности че- ловека обусловлено прежде псего функциями памяти. Осуществляя свои специфические функции, нее сенсорные" интеллектуальные ц моторные опера- ции в то же время поочередно скя.чаны с мнемичсским блоком и посредством !ITO связаны между couoii к единый контур сложной функциональной систе- мы. В иерархической структуре целенаправленной деятельности человека па- ..т, следует pacciai[)iiii;iTi> как базовую функниональную систему,
в которую сенсорные, интеллектуальные и моторные функции включены как звенья, осуществляющие различные уровни преобразования информации в со- ответствии с содержанием стоящих перед субъектом задач.
Естественно, что представленная структурно-функциональная модель и входящие в нее блоки и операции, как и само понятие <блока>, не вполне соответствуют реальной природе психических процессов и операций, образу- ющих структуру человеческой деятельности. Для этих реальных операций характерны не только последовательность во времени, но и параллельность, одновременность, повторяемость за счет наличия внутренних частных кон- туров обратных связей и т. п. С этим обстоятельством связана, в частности, методическая трудность определения четких временных интервалов протекь- ння отдельных операций- мнемических, сенсорных, интеллектуальных. Одна- кс построение функциональных моделей на основе экспериментальных данных остается пока что важнейшим эвристически> методом, позволяющим выявить продуктивную организующую роль памяти в осуществлении целенаправлен- ной деятельности человека.
Список литературы: 1. Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятель- ность мозга. - Вопросы психологии, 1966, № 3, с. 7-11. 2. Бочарова С. IS. Структурно-функциональная характеристика и модель памяти человека-опе- ратора. Проблемы инженерной психологии. - Материалы Всссоюз. коиф. i". инженерной психол. Психологич. и психофнзиологич. характеристики деятель- ности оператора.-М.: Наука, 1979, вып. 11, с. 36-40. 3. Зинченю В. П. Про- дуктивное восприятие.-Вопросы психологии, 1971, Л> 6, с. 9-13. 4. Спер- линг Дж. Модель зрительной памяти. Инженерная психология за рубе- жом. - М.: Паука, 1967. 96 с. b.Broadbent D. E. Perception and Communica- tion. - New York, 1958.-110 p.
Поступила в редколлегию 28.11.80.
УДК 15.370.153
Г. К. СЕРЕДА, канд. психол. наук
ПАМЯТЬ КАК МЕХАНИЗМ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА
Нами получены данные о закономерной зависимости различных характе- ристик памяти ог организации смежных действий [4], что послужило осно- ванием для выделения наиболее общего условия высокой продуктивности за- поминания. В качестве этого условия выступила организация такой системы взаимосвязанных действий с материалом, в которой содержание цели каж- дого предшествующего действия становится средством (способом) осуществ- ления последующего действия [2].
Мы исходили из того, что высокая продуктивность запоминания в усло- виях любой деятельности (познавательной, практической, мнемической) мо- жет рассматриваться как показатель наиболее полного проявления определя- ющих закономерностей памяти, выявление и анализ соответствующих условий деятельности и ость путь, ведущий к установлению этих закономерностей.
На основе теоретического анализа соответствующих результатов была сформулирована гипотеза о том, что определяющая функция (закон функ- ционирования) человеческой памяти состоит в организации индивидуального оныга в систему, назначение которой - интеграция прошлого для програм- мирования и реализации предстоящего (будущего) [51.
Дальнейшие исследования были направлены на изучение психологических механизмов этой интеграции. В качестве основного системообразующего фак- тора мы с самого начала рассматривали <ориентацию на .будущее> [б]. Этим определялась принципиальная особенность методической стратегии исследо- вания: она предполагала организацию в эксперименте не отдельных изолиро-
10
вапчых деиствнп испытуемого с материалом, а некоторой последователь- ности смежных действии, где предшествующие и последующие элементы бы- 1И по-разному связаны между собой. Задача состояла в том, чтобы изучить, как реализуется детерминирующая функция основного системсюбразующего фактора на различных уровнях организации элементов опыта в систему.
В исследованиях, связанных с изучением проблемы <память и обучение> был выявлен общий принцип рациональной организации учебно-познаватель- ;ioii деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность запоминания. Мы назвали его принципом <стратегической ориентировки в материале>. Этот принцип предполагает наличие у обучаемого предваряющего общего пред- егавлення о конечном результате всего ряда выполняемых действий еще до осуществления каждого из них. В обучающем эксперименте данный принцип реализовался путем постановки так называемой <стратегической задачи>. Па самых начальных этапах работы с новым материалом в условиях систе- матического экспериментального обучения нами широко применялись страте- гические задачи так называемого практического типа.
Эти задачи предшествовали собственно учебным ситуациям и способство- вали осмысливанию последующих учебных задач путем соотнесения их с практическими жизненными задачами или путем прямого выведения учеб- ных ситуаций из жизненных. Так, специальная система учебных задач по табличному умножению предварялась стратегической задачей типа: <Изме- рить длину классной комнаты с помощью спички>. Неадеквантность этой задачи с практической точки зрения (слишком большое измеряется слишком малым) побуждала к поиску более рационального способа измерения (напри- мер, к выбору большей <мерки>, представляющей собой группу исходных ме- рок-единиц).
На этом практическом уровне фактически уже задавались основные отно- шения будущей системы понятий: мерка (множимое), число мерок (множи- тель), результат (произведение), а также функциональные зависимости соот- нстствующих величин. Так что последующая работа над табличным блоком представлялась уже вполне осмысленной и целесообразной: умножение вы- ступала как рациональное математическое действие по определению числовой .характеристики величины путем соотнесен-ия двух мерок.
Специальной системе собственно <табличных> задач предшествовала стра- тегическая задача уже другого, теоретического типа, например: <Как бу- дут изменяться все произведения в табличном блоке, если число мерок с каж- дым разом будет увеличиваться на одну?> Последующее выполнение соот- ветствующей специально разработанной нами системы частных задач обеспечи- вало в итоге высокопродуктивное запоминание материала табличного умно- жения в самом процессе его усвоения, без всякого заучивания [б].
Принцип организации системы действий с предваряющей их стратегичес- кой задачей позднее был широко использован нами в исследованиях лабора- торного типа, направленных на изучение психологической природы памяти, <;с различных форм (произвольной и непроизвольной, кратковременной и дол- говременной памяти) и проявлений (например, таких специфических мнемн- чсских эффектов, как интерференция, реминисценция и др.).
При анализе результатов всех этих исследований отчетливо выступило по- ложение о том, что в основе организации элементов опыта в систему лежит . тношсние более частного к более общему, более близкого к более отдален- ному, текущего к предстоящему, прошлого к настоящему, настоящего к бу- дущему. При этом детерминация процесса (сама программа мнсмичсской се- .1"кцин материала) идет всегда сверху (от будущего), задается мотивацион- .io-смысловыми установками на предстоящее. Мы назвали такую установку г <целевой>, а <темпоральной> или <футурогенной> (буквально - времен- ной установкой на будущее), имея и виду ориентацию на то, что <ждет впе- реди>, но, в отличие от цели, выходит за пределы достигаемого в самом данном действии.
Согласно нашим представлениям, такая выходящая за пределы непосред- -. пенно осуществляемого действия стратегическая цель побуждает
11 Категория: Общая психология, Педагогическая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|