Практикум по практической психологии



2 страница


за счет использования ситуации перекрестного наблюдения, когда  

несколько разных наблюдателей одновременно следят за одним и тем  

же объектом, а затем, сопоставляют данные, оценки, впечатления и  

интерпретации событий.  

 

Лонгитюдный харктер наблюдения обеспечивает надежность и  

достоверность обнаруженных фактов за счет проведения наблюдения  

на протяжении длительного времени.  

 

Задачи работы  

 

1. Составить "поведенческий портрет" взрослого человека с  

целью последующей идентификации его с наблюдаемым.  

 

2. Выцелить в портрете повеления человека главные, наиболее  

характерные, индивидуальные и второстепенные, малохарактерные,  

общие черты.  

 

3. Правильно отразить соотношение черт в целостном поведении  

человека без детализации или схематизации.  

 

Основные линии поведения и параметры  

"поведенческого портрета".  

 

Для составления психологического "поведенческого портрета  

 

ТО  

 

необходимо одновременно наблюдать как за поведением человека, так.  

и за ситуацией, в которой оно проявляется.  

 

Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить ситуа-  

цию, тем более достоверны полученные им результаты.  

 

Сложность предмета наблюдения, необходимость охвата многообраз-  

ных форм поведения взрослого человека не позволяют воспользоваться  

заранее установленной системой единиц и категорий наблюдения, как  

при систематизированном наблкюдении. При решении задачи настоящей  

работы оптимальным является применение нестандартизированного наб-  

людения, которое не ограничивает ни языка описания, ни выбора  

единиц наблюдения.  

 

В качестве общей схемы нестандартизированного наблюдения мо-  

гут быть использованы следующие параметры "поведенческого портрета":  

 

Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для  

характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испы-  

туемого, насколько он "такой как все" или выделяется, привлекает  

ксебе внимание, равнодушен или нет к своему внешнему виду). Ка-  

кие элементы поведения или ситуации это подтверщдают?  

 

Пантомимика (осанка, особенность походки, жестикуляция, ха-  

рактерные индивидуальные позы, скованность или свобода движений).  

 

Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность  

мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в ка-  

ких скованной).  

 

Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие,  

лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи,  

интонационное богатство, темп речи).  

 

Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе  

и отношение к этому, способ устанавливать контакты, характер обще-  

ния (деловое, личностное, ситуативное, эгоцентрическое идр.);  

стиль общения (с ориентацией на собеседника и на себя); позиция  

в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стрем-  

ление к доминированию); наличие противоречий в поведении (различ-  

ные способы поведения в однотипных ситуациях).  

 

Поведенческие проявления отношения к самому себе (к внешности,  

недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).  

Поведение в психологичеоки значимых ситуациях (при выполнении  

 

задания, в конфликтной ситуации).  

Поведение в основной деятельности (учеба.).  

 

(,-с  

 

; Примеры, характеризующие наиболее специфические  

акты .  

 

Фиксация данных наблюдения  

 

Для полевого наблюдения, лонтигюдного и нестандартизированно  

по форме, традиционным способом фиксации данных является дневник  

наблюдений>  

 

Дневник наблюдений представляет собой записи фактов из жиз-  

ни наблюдаемого лица. Записи наблюдений выполняют функцию фикси-  

рующего средства и не должны превращаться в описание впечатлений  

суждений наблюдателя. Запись в дневнике должна носить фотогра-  

фический характер.  

 

В ситуации скрытого включенного наблюдения допускается обоб-  

щающе-истолковательная запись, так как регистрация наблюдения  

обычно проводится постфактум. В дневнике наблюдений используется  

комбинированный тип записей (часть по памяти, а часть непосредств  

но во время наблюдения процесса поведения). Кроме того, в дневнике  

наблюдений должна отражаться конкретная ситуация, в которой про-  

исходило наблюдаемое поведение.  

 

Помимо фактов наблюдения в дневнике следует отразить сужде-  

ния наблюдателя и интерпретирующие реальные поведенческие акты.  

Наблюдателю необходимо правильно применять терминологию; язык  

записей должен быть строгим, деловым, точным.  

 

Отработка задания  

 

Отработка данного задания проходит на двух занятиях с интервалом  

6-8 недель, в течение которого необходимые наблюдения  

за объектом продолжаются.  

 

На первом занятии студенты знакомятся с требованиями по  

составлению "поведенческого портрета" на одного из сокурсников.  

В качестве кандидатов, за которыми будет вестись наблюдение,  

отбирается 4-5 человек, согласных выступить в такой роли. После  

этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека,  

поведение которого он должен описать. Необходимое требование -  

сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким  

образом, каждый наблюдатель не имеет сведений, за кем наблюда-  

ют другие.  

Первый " поведенческий портрет" своего наблюдаемого, основой  

для которого является весь предыдущий опыт общения с ним составляется на  

первом занятии  

 

Схема "поведенческого портрета" {цитируется по Общему практикуму психологии  

.  

 

Для описания портрета необходимо придерживаться следующих тре-  

бований:  

 

произвольная форма интерпретации, употребление сравнений, ли-  

тературных оборотов и т.п.;  

 

обязательное описание наибольшего числа сторон и черт поведения;  

игнорирование описаний специфических черт внешности наблюдаемо-  

го, по которым он легко узнается, а также суждений и оценок наблюда-  

теля относительно личности наблюдаемого человека.  

 

Учитывая то обстоятельство, что "поведенческие портретыбудут  

зачитываться и обсуждаться в группах, следует отказаться в описа-  

нии от попыток "проникнуть во внутренний мир", которые могут не  

только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат  

в группе.  

 

В течение 6-8 недель интервала, отделяющего первое занятие от  

второго, студенты наблюдают за своим испытуемым. При этом они поль-  

зуются схемой перекрестного наблюдения, при котором за одним испы-  

туемым наблюдает сразу несколько человек, а сам испытуемый выступа-  

ет в роли наблюдателя за кем-то другим. Наблюдение должно охватить  

поведение испытуемого в разных ситуациях. Наблюдать следует скрыт-  

но, тактично. Результаты наблюдения фиксируют в дневнике наблюдений.  

 

На второе занятие студенты должны представить дневник наблюде-  

ний и написанный на основе систематических пролонгированных наблю-  

дений второй "поведенческий портрет" испытуемого.  

 

На втором занятии анализируются составленные "поведенческие  

портреты" и проверяются дневники наблюдений.  

 

Отработка задания завершается письменным отчетом по установ-  

ленной форме. -  

 

Оформление отчета  

 

Отчет о задании строится по следующей схеме:  

 

1. Введение. Дается краткое описание задач работы.  

 

2. Методика. Излагаются способы сбора материала для составле  

ния "портрета", порядок наблюдений за испытуемым и фиксации дан-  

ных в дневнике.  

 

3. Результаты. Приводятся первый и второй, а также еще один  

"поведенческий портрет" того .же испытуемого, но составленный дру-  

гим наблюдателем.  

 

; 4. Обсуждение результатов. Перечисляются и классифицируются .  

типы признаков, использованных в "портретах". Анализируются разли-  

чия между первым и вторым "портретами" и их возможные причины.. Про-  

водится сравнительный анализ двух "портретов" одного и того же че-  

ловека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из кото-  

рых является автор отчета. Отдельно анализируются типы признаков,  

вызвавшие разногласия у этих наблюдателей. Обсуждаются особенности  

методики полевого нестандартизированного наблюдения.Допущенные ошиб-  

ки, способы улучшения качества данных наблюдения.  

 

5. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуж-  

дении результатов.  

6. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.  

 

Методические рекомендации  

 

За одним человеком наблюдает группа студентов из 4-5 человек.  

Выбор наблюдаемых из числа студентов группы преподаватель осуществ-  

ляет заранее. Для этого обязательно согласие наблюдаемого в качест-  

ве объекта наблюдения. Для обеспечения добровольности и тайны пре-  

подаватель беседует со студентами, согласными выступить в качестве  

объекта наблюдения. Из группы добровольцев отбирается 4-5 человек,  

на которых составляются "поведенческие портреты".  

 

На первом занятии составляются первые "поведенческие портреты".  

Время их написания - 30 мин, после чего преподаватель просит двух-  

трех студентов прочитать вслух описания, составленные кем-то дру-  

гим. Группе дается задание определить, на кого написан "портрет",  

обсудить описания и выбрать лучшие. Следует проанализировать, ка-  

кие стороны поведения испытуемых отражены в описании, в чем психоло-  

гическое содержание отмеченных сторон поведения.  

 

На втором занятии преподаватель проверяет дневники и состав-  

ленные на их основе описания, делает замечания, организует обсужде-  

ние группой полученных описаний, которые сравниваются с первыми  

"портретами". В процессе обсуждения перед студентами ставится за-  

дача систематизировать и классифицировать признаки, характеризую-  

щие поведение объекта наблюдения, определить наиболее важные и  

информативные;выделить те типы признаков, которые вызывают раз-  

ногласия у наблюдателей.  

 

После этого преподаватель дает задание на дом: написать от-  

четы о проделанной работе.  

 

. На итоговом занятии преподаватель проверяет и оценивает знания студентов  

.  

 

Контрольные вопросы  

 

1. Полевое включенное наблюдение.  

 

2. Нестандартизированное наблюдение и его особенности. Цели,  

 

задачи и возможности применения.  

 

3. Факторы, обеспечивающие надежность данных полевого наблю-  

дения.  

 

4. Дневник наблюдений. Требования к дневниковым записям.  

 

5. Типичные ошибки при ведении дневниковых записей.  

 

6. "Поведенческий портрет". Цели и задачи его составления.  

 

7. Возможные области применения "поведенческого портрета".  

 

8. Требования к наблюдателю в ситуации включенного полевого  

 

наблюдения.  

 

Литература  

 

1. Андреева Г.М. Лекции по методике конкретных социальных  

исследований. - М., 1972. - 178 с.  

 

2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М.  

1975. - С. 50-104, 140-205.  

 

3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. 4.2 //  

Метод, указания. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - С. 4-20.  

 

4. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология,  

программа, методы). - М., 1972. - С. 112-120.  

 

ЗАДАНИЕ2  

 

Метод наблюдения процесса взаимодействия людей  

в дискуссии (методика Р.Бейлза)  

 

Тема., Стандартизированная методика систематизированного наблю-  

дения. Способы количественной оценки результатов наблюдения и  

согласия между разными наблюдателями.  

 

Введение., Метод Р. Бейлза, созданный для описания взаимодейст-  

вия людей (интеракции) в малой группе, стал классическим и наибо-  

лее известным способом наблюдения в системе категорий и способом  

контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей  

 

:  

 

.  

. Этот метод применим для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения.  

Описание наблюдаемых явлений в системе категорий предполагает  

следующее:  

категориальная система полностью описывает только определен-  

ный аспект поведения, поэтому в ней возможно дифференцирование  

каждой из категорий на другие составляющие ее единицы, соответству-  

ющие ее содержанию. Категории дополняют друг друга, и вся система  

их логически завершена в рамках предмета, заданного теоретической  

концепцией, поэтому в нее могут быть добавлены новые категории;  

в каждый момент наблюдения применительно к конкретному случаю,  

объекту, акту наблюдателем делается только одно указание;  

сумма времени отдельных единиц наблюдения является общим вре-  

менем наблюдения.Таким образом, категориальная  

система сопоставляет теоретический подход исследователя с понима-  

нием наблюдаемых процессов.  

Особенность стандартизованной методики Р.Бейлза заключается  

в наблюдении не за отдельным субъектом, а за группой в целом. Проб-  

лема согласия наблюдателей рассматривается здесь в аспектах воз-  

можного рассогласования данных наблюдений при использовании одних  

и тех же средств за счет конвенционального характера категорий и  

обязательного субъективного подведения наблюдаемых действий под  

ту или иную заданную категорию.  

Краткая оценка методики как способа изучения интеракции  

в ситуации решения проблем  

Изучение поведения людей с помощью метода наблюдения прово-  

дится в различных отраслях психологической науки, социологии, пе-  

дагогике и других общественных науках. Однако в каждой науке  

наблюдение имеет свою специфику.  

Предметом социально-психологического наблюдения выступают  

вербальное и невербальное поведение отдельного человека, группы  

или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.  

При наблюдении фиксируются: а), речевые акты (содержание, после-  

довательность, направленность, частота и т.п.); б) выразительные,  

экспрессивные движения тела; в) движение, перемещение и неподвиж-  

ные состояния людей, дистанция между ними, соприкосновения и т.д.  

г) различного рода физические воздействия; касания, толчки, удары  

передача, отталкивание и т.п.; д) сочетание всех этих актов и при-;  

знаков.  

Методика Бейлза представляет собой оригинальную схему (програ>  

му), позволяющую регистрировать различные виды взаимодействий в  

группе по единому плану. Все зафиксированные виды взаимодействий  

(около 80 наименований) были сведены в категории, с помощью кото-  

рых, по мнению Бейлза, можно описать любую групповую деятельность.  

При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы развивае  

ся как последовательность следующих фаз: а) ориентировка членов  

группы согласно общей задаче (обмен информацией); б) оценка хода  

выполнения задачи членами группы (взаимооценивание, внешняя инфор-  

мация); в) контроль ( попытка членов группы командовать или  

влиять друг на друга), г) фаза принятия группового решения; д) осл1  

ление межличностных и внутриличностных напряжений; е) солидар-  

ность и раскол между членами группы.  

Согласно Р.Бейлзу взаимодействие (интеракция) происходит тог-  

да, когда индивид производит какое-либо действие(акт), служащее  

стимулом для другого индивида, т.е. заставляющее его реагировать  

каким-либо образом.  

 

Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий,  

отражающих основные взаимоотношения и групповые процессы на всех  

выше перечисленных фазах деятельности группы. Помимо фаз групповой  

деятельности выделенные категории позволяют описать 4 области  

явлений: позитивных, негативных эмоций, а также область постановки  

решения проблем.  

 

Схема Бейлза получила широкое распространение в социальной  

психологии: она включена в Международную энциклопедию социаль-  

ных наук.  

В адрес этой методики высказывается ряд существенных крити-  

ческих замечаний:трудоемкость метода; утаивание факта наблюдения  

от группы (использование односторонне прозрачного зеркала, скры-  

того магнитофона и т. д.) {отсутствие обоснования 12 категорий по-  

ведения и содержания характеристики общей групповой деятельности.  

Задачи работы  

1. Знакомство с категориальной системой Р.Бейлза для описа-  

ния процессов взаимодействия участников дискуссионной группы.  

2. Проведение наблюдения за дискуссионной группой по стан-  

дартной схеме Р.Бейлза.  

 

по экспрессивным движениям, мимике, восклицаниям старается зафикси-  

ровать не только акты говорящего участника (инициатора), но и пове-  

дение других членов группы в ответ на эти акты. В колонке "Адре-  

сат" фиксируется номер участника, к которому обращен акт инициато  

ра. Ответ "Адресата" всегда заносится в колонку "Инициатор", так  

как теперь он становится активным субъектом взаимодействия. Если  

акт адресован не конкретному участнику, а всей группе, до плюс ста  

вится в специальной колонке " 0 ". Если высказывания или определен  

акты осуществляются одновременно двумя и более участниками дискус




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 16782
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь