|
Практикум по практической психологииза счет использования ситуации перекрестного наблюдения, когда несколько разных наблюдателей одновременно следят за одним и тем же объектом, а затем, сопоставляют данные, оценки, впечатления и интерпретации событий.
Лонгитюдный харктер наблюдения обеспечивает надежность и достоверность обнаруженных фактов за счет проведения наблюдения на протяжении длительного времени.
Задачи работы
1. Составить "поведенческий портрет" взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым.
2. Выцелить в портрете повеления человека главные, наиболее характерные, индивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие черты.
3. Правильно отразить соотношение черт в целостном поведении человека без детализации или схематизации.
Основные линии поведения и параметры "поведенческого портрета".
Для составления психологического "поведенческого портрета
ТО
необходимо одновременно наблюдать как за поведением человека, так. и за ситуацией, в которой оно проявляется.
Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить ситуа- цию, тем более достоверны полученные им результаты.
Сложность предмета наблюдения, необходимость охвата многообраз- ных форм поведения взрослого человека не позволяют воспользоваться заранее установленной системой единиц и категорий наблюдения, как при систематизированном наблкюдении. При решении задачи настоящей работы оптимальным является применение нестандартизированного наб- людения, которое не ограничивает ни языка описания, ни выбора единиц наблюдения.
В качестве общей схемы нестандартизированного наблюдения мо- гут быть использованы следующие параметры "поведенческого портрета":
Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испы- туемого, насколько он "такой как все" или выделяется, привлекает ксебе внимание, равнодушен или нет к своему внешнему виду). Ка- кие элементы поведения или ситуации это подтверщдают?
Пантомимика (осанка, особенность походки, жестикуляция, ха- рактерные индивидуальные позы, скованность или свобода движений).
Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в ка- ких скованной).
Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, темп речи).
Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе и отношение к этому, способ устанавливать контакты, характер обще- ния (деловое, личностное, ситуативное, эгоцентрическое идр.); стиль общения (с ориентацией на собеседника и на себя); позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стрем- ление к доминированию); наличие противоречий в поведении (различ- ные способы поведения в однотипных ситуациях).
Поведенческие проявления отношения к самому себе (к внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам). Поведение в психологичеоки значимых ситуациях (при выполнении
задания, в конфликтной ситуации). Поведение в основной деятельности (учеба.).
(,-с
; Примеры, характеризующие наиболее специфические акты .
Фиксация данных наблюдения
Для полевого наблюдения, лонтигюдного и нестандартизированно по форме, традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений>
Дневник наблюдений представляет собой записи фактов из жиз- ни наблюдаемого лица. Записи наблюдений выполняют функцию фикси- рующего средства и не должны превращаться в описание впечатлений суждений наблюдателя. Запись в дневнике должна носить фотогра- фический характер.
В ситуации скрытого включенного наблюдения допускается обоб- щающе-истолковательная запись, так как регистрация наблюдения обычно проводится постфактум. В дневнике наблюдений используется комбинированный тип записей (часть по памяти, а часть непосредств но во время наблюдения процесса поведения). Кроме того, в дневнике наблюдений должна отражаться конкретная ситуация, в которой про- исходило наблюдаемое поведение.
Помимо фактов наблюдения в дневнике следует отразить сужде- ния наблюдателя и интерпретирующие реальные поведенческие акты. Наблюдателю необходимо правильно применять терминологию; язык записей должен быть строгим, деловым, точным.
Отработка задания
Отработка данного задания проходит на двух занятиях с интервалом 6-8 недель, в течение которого необходимые наблюдения за объектом продолжаются.
На первом занятии студенты знакомятся с требованиями по составлению "поведенческого портрета" на одного из сокурсников. В качестве кандидатов, за которыми будет вестись наблюдение, отбирается 4-5 человек, согласных выступить в такой роли. После этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимое требование - сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждый наблюдатель не имеет сведений, за кем наблюда- ют другие. Первый " поведенческий портрет" своего наблюдаемого, основой для которого является весь предыдущий опыт общения с ним составляется на первом занятии
Схема "поведенческого портрета" {цитируется по Общему практикуму психологии .
Для описания портрета необходимо придерживаться следующих тре- бований:
произвольная форма интерпретации, употребление сравнений, ли- тературных оборотов и т.п.;
обязательное описание наибольшего числа сторон и черт поведения; игнорирование описаний специфических черт внешности наблюдаемо- го, по которым он легко узнается, а также суждений и оценок наблюда- теля относительно личности наблюдаемого человека.
Учитывая то обстоятельство, что "поведенческие портретыбудут зачитываться и обсуждаться в группах, следует отказаться в описа- нии от попыток "проникнуть во внутренний мир", которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе.
В течение 6-8 недель интервала, отделяющего первое занятие от второго, студенты наблюдают за своим испытуемым. При этом они поль- зуются схемой перекрестного наблюдения, при котором за одним испы- туемым наблюдает сразу несколько человек, а сам испытуемый выступа- ет в роли наблюдателя за кем-то другим. Наблюдение должно охватить поведение испытуемого в разных ситуациях. Наблюдать следует скрыт- но, тактично. Результаты наблюдения фиксируют в дневнике наблюдений.
На второе занятие студенты должны представить дневник наблюде- ний и написанный на основе систематических пролонгированных наблю- дений второй "поведенческий портрет" испытуемого.
На втором занятии анализируются составленные "поведенческие портреты" и проверяются дневники наблюдений.
Отработка задания завершается письменным отчетом по установ- ленной форме. -
Оформление отчета
Отчет о задании строится по следующей схеме:
1. Введение. Дается краткое описание задач работы.
2. Методика. Излагаются способы сбора материала для составле ния "портрета", порядок наблюдений за испытуемым и фиксации дан- ных в дневнике.
3. Результаты. Приводятся первый и второй, а также еще один "поведенческий портрет" того .же испытуемого, но составленный дру- гим наблюдателем.
; 4. Обсуждение результатов. Перечисляются и классифицируются . типы признаков, использованных в "портретах". Анализируются разли- чия между первым и вторым "портретами" и их возможные причины.. Про- водится сравнительный анализ двух "портретов" одного и того же че- ловека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из кото- рых является автор отчета. Отдельно анализируются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизированного наблюдения.Допущенные ошиб- ки, способы улучшения качества данных наблюдения.
5. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуж- дении результатов. 6. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.
Методические рекомендации
За одним человеком наблюдает группа студентов из 4-5 человек. Выбор наблюдаемых из числа студентов группы преподаватель осуществ- ляет заранее. Для этого обязательно согласие наблюдаемого в качест- ве объекта наблюдения. Для обеспечения добровольности и тайны пре- подаватель беседует со студентами, согласными выступить в качестве объекта наблюдения. Из группы добровольцев отбирается 4-5 человек, на которых составляются "поведенческие портреты".
На первом занятии составляются первые "поведенческие портреты". Время их написания - 30 мин, после чего преподаватель просит двух- трех студентов прочитать вслух описания, составленные кем-то дру- гим. Группе дается задание определить, на кого написан "портрет", обсудить описания и выбрать лучшие. Следует проанализировать, ка- кие стороны поведения испытуемых отражены в описании, в чем психоло- гическое содержание отмеченных сторон поведения.
На втором занятии преподаватель проверяет дневники и состав- ленные на их основе описания, делает замечания, организует обсужде- ние группой полученных описаний, которые сравниваются с первыми "портретами". В процессе обсуждения перед студентами ставится за- дача систематизировать и классифицировать признаки, характеризую- щие поведение объекта наблюдения, определить наиболее важные и информативные;выделить те типы признаков, которые вызывают раз- ногласия у наблюдателей.
После этого преподаватель дает задание на дом: написать от- четы о проделанной работе.
. На итоговом занятии преподаватель проверяет и оценивает знания студентов .
Контрольные вопросы
1. Полевое включенное наблюдение.
2. Нестандартизированное наблюдение и его особенности. Цели,
задачи и возможности применения.
3. Факторы, обеспечивающие надежность данных полевого наблю- дения.
4. Дневник наблюдений. Требования к дневниковым записям.
5. Типичные ошибки при ведении дневниковых записей.
6. "Поведенческий портрет". Цели и задачи его составления.
7. Возможные области применения "поведенческого портрета".
8. Требования к наблюдателю в ситуации включенного полевого
наблюдения.
Литература
1. Андреева Г.М. Лекции по методике конкретных социальных исследований. - М., 1972. - 178 с.
2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М. 1975. - С. 50-104, 140-205.
3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. 4.2 // Метод, указания. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - С. 4-20.
4. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). - М., 1972. - С. 112-120.
ЗАДАНИЕ2
Метод наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии (методика Р.Бейлза)
Тема., Стандартизированная методика систематизированного наблю- дения. Способы количественной оценки результатов наблюдения и согласия между разными наблюдателями.
Введение., Метод Р. Бейлза, созданный для описания взаимодейст- вия людей (интеракции) в малой группе, стал классическим и наибо- лее известным способом наблюдения в системе категорий и способом контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей
:
. . Этот метод применим для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения. Описание наблюдаемых явлений в системе категорий предполагает следующее: категориальная система полностью описывает только определен- ный аспект поведения, поэтому в ней возможно дифференцирование каждой из категорий на другие составляющие ее единицы, соответству- ющие ее содержанию. Категории дополняют друг друга, и вся система их логически завершена в рамках предмета, заданного теоретической концепцией, поэтому в нее могут быть добавлены новые категории; в каждый момент наблюдения применительно к конкретному случаю, объекту, акту наблюдателем делается только одно указание; сумма времени отдельных единиц наблюдения является общим вре- менем наблюдения.Таким образом, категориальная система сопоставляет теоретический подход исследователя с понима- нием наблюдаемых процессов. Особенность стандартизованной методики Р.Бейлза заключается в наблюдении не за отдельным субъектом, а за группой в целом. Проб- лема согласия наблюдателей рассматривается здесь в аспектах воз- можного рассогласования данных наблюдений при использовании одних и тех же средств за счет конвенционального характера категорий и обязательного субъективного подведения наблюдаемых действий под ту или иную заданную категорию. Краткая оценка методики как способа изучения интеракции в ситуации решения проблем Изучение поведения людей с помощью метода наблюдения прово- дится в различных отраслях психологической науки, социологии, пе- дагогике и других общественных науках. Однако в каждой науке наблюдение имеет свою специфику. Предметом социально-психологического наблюдения выступают вербальное и невербальное поведение отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. При наблюдении фиксируются: а), речевые акты (содержание, после- довательность, направленность, частота и т.п.); б) выразительные, экспрессивные движения тела; в) движение, перемещение и неподвиж- ные состояния людей, дистанция между ними, соприкосновения и т.д. г) различного рода физические воздействия; касания, толчки, удары передача, отталкивание и т.п.; д) сочетание всех этих актов и при-; знаков. Методика Бейлза представляет собой оригинальную схему (програ> му), позволяющую регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану. Все зафиксированные виды взаимодействий (около 80 наименований) были сведены в категории, с помощью кото- рых, по мнению Бейлза, можно описать любую групповую деятельность. При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы развивае ся как последовательность следующих фаз: а) ориентировка членов группы согласно общей задаче (обмен информацией); б) оценка хода выполнения задачи членами группы (взаимооценивание, внешняя инфор- мация); в) контроль ( попытка членов группы командовать или влиять друг на друга), г) фаза принятия группового решения; д) осл1 ление межличностных и внутриличностных напряжений; е) солидар- ность и раскол между членами группы. Согласно Р.Бейлзу взаимодействие (интеракция) происходит тог- да, когда индивид производит какое-либо действие(акт), служащее стимулом для другого индивида, т.е. заставляющее его реагировать каким-либо образом.
Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, отражающих основные взаимоотношения и групповые процессы на всех выше перечисленных фазах деятельности группы. Помимо фаз групповой деятельности выделенные категории позволяют описать 4 области явлений: позитивных, негативных эмоций, а также область постановки решения проблем.
Схема Бейлза получила широкое распространение в социальной психологии: она включена в Международную энциклопедию социаль- ных наук. В адрес этой методики высказывается ряд существенных крити- ческих замечаний:трудоемкость метода; утаивание факта наблюдения от группы (использование односторонне прозрачного зеркала, скры- того магнитофона и т. д.) {отсутствие обоснования 12 категорий по- ведения и содержания характеристики общей групповой деятельности. Задачи работы 1. Знакомство с категориальной системой Р.Бейлза для описа- ния процессов взаимодействия участников дискуссионной группы. 2. Проведение наблюдения за дискуссионной группой по стан- дартной схеме Р.Бейлза.
по экспрессивным движениям, мимике, восклицаниям старается зафикси- ровать не только акты говорящего участника (инициатора), но и пове- дение других членов группы в ответ на эти акты. В колонке "Адре- сат" фиксируется номер участника, к которому обращен акт инициато ра. Ответ "Адресата" всегда заносится в колонку "Инициатор", так как теперь он становится активным субъектом взаимодействия. Если акт адресован не конкретному участнику, а всей группе, до плюс ста вится в специальной колонке " 0 ". Если высказывания или определен акты осуществляются одновременно двумя и более участниками дискус Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|