Практикум по практической психологии



1 страница


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ  

ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ  

И ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

 

им. А.М.ГОРЬКОГО  

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

К ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ  

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ  

"НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ"  

 

Часть 1  

 

для студентов и курса отделения психологии  

биологического факультета  

 

Утверждено  

 

кафедрой психологии.  

Протокол № 9 от 22.09.?  

 

ХГУ 198  

 

Учебно-методические рекомендации к лабораторному практикуму  

студентов 2 курса психологического отделения состоят из двух  

частей.  

 

В первую часть включены указания по применению методов в  

психологическом исследовании, их классификация и характеристи-  

ка, а также методические рекомендации по организации и проведению  

занятий с использованием группы неэкспериментальных методов (ан-  

кетирование, интервью и наблюдение).  

 

Во второй части учебно-методических рекомендаций излагают-  

ся рекомендации по основам организации, планирования и проведению  

эксперимента в психологическом исследовании.  

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСиХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  

 

Цель методов психологии - раскрытие закономерностей психики  

и поведения человека.  

 

В психологии широко применяются такие категории, как мето-  

дологический принцип ( или научный метод), исследовательский  

метод ( или частный методический прием) и методика ( форма исполь  

зования метода).  

 

К методологическим принципам пси-  

хологического исследования относятся следующие:  

детерминизма (причинная обусловленность психических явлений  

генетического анализа (изучение психических явлений в их  

развитии);  

 

аналитико-синтетического изучения личности.  

Исследовательский метод - различные  

конкретизации основных методологических принципов, что проявляет-  

ся в таких методах, как систематическое наблюдение, анкетирова-  

ние,беседы, тесты, изучение продуктов деятельности, эксперимен-  

ты различного вида и т.д.  

 

Всякий исследовательский метод является обобщением определен-  

ного класса методик.  

 

Методика есть конкретизация метода (например, изме-  

рение объема КП, распределения внимания, самооценка личности  

и т.п. ).  

 

Л-,с) 3  

 

На основе определенного исследовательского метода может быть  

создано множество различных методик. Создание методики во многом  

зависит от того, какую конкретную цель ставит перед собой иссле-  

дователь. Эта цель определяет объект исследования и те стороны  

явления, которые фиксирует исследователь. Условия, в которых про-  

водится работа, определяют способы фиксации этих показателей и  

используемый экспериментальный материал. Синтез конкретной иссле-  

довательской цели, объекта, процедуры, диагностических показате-  

лей, экспериментального материала и способов фиксации образуют  

методику исследования.  

 

Методика существует только в логике конкретного исследования.  

а методологические принципы и исследовательские методы имеют обще-  

психологическое происхождение.  

 

В общей логике психологического исследования выделяют два  

способа ведения исследования; лонгитюдный и сравнительный.  

 

Лонгитюдный способ характеризуется тем, что на  

протяжении длительного времени последовательно изучаются одни  

и те же испытуемые. При этом могут применяться самые разные методы  

сбора фактического материала, но все они направлены на один  

и тот же объект исследования. При таком построении исследования  

наиболее полно выполняется принцип изучения психических явлений  

в их .развитии (например, "близнецовый метод" - лонгитюдное иссл;  

дование процесса формирования личности близнецов).  

 

Сравнительный способ предполагает параллельное  

и одновременное изучение различных объектов исследования, хотя  

при этом выделяется единый предмет и общая задача. Если в иссле-  

довании сравниваются особенности психики испытуемых различного  

возраста, т.е. находящихся на разных этапах онтогенеза, то го-  

ворят о сравнительно-онтогенетическом построении исследования  

(сравнение особенностей развития дошкольников и младших школь-  

ников, подростков и др.).  

 

Объектом сравнения может быть одно и то же явление у здо-  

ровых и психически больных испытуемых, это сравнительно-патоло-  

гический путь построения исследования.  

 

Если сбор фактов ведется об испытуемых, находящихся в раз-  

ных социальных или педагогических условиях, то говорят о -  

нительно-социальном, сравнительно-педагогическом построе  

дования (обучение по экспериментальной и неэкспериментальлной  

программам).  

 

Конкретные психологические исследования весьма разнообразны  

и имеют общие этапы.  

 

Первый этап - подготовительный, в ходе которого изучается  

литература по интересующему вопросу и проводится знакомство с  

испытуемыми. Этот этап завершается определением предмета исследо-  

вания, основных его гипотез и разработкой исходных принципов  

построения методики.  

 

Второй этап - создание методики исследования. Здесь опреде-  

ляется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнитель  

ный), выбираются основные методы сбора фактического материала,  

готовится экспериментальное оборудование, проводится пилотаж, ап-  

робация методики.  

 

Третий этап - основной сбор фактического материала с помощью  

тех методов, которые выбраны для данного исследования.  

 

Четвертый этап .- качественный и количественный анализ мате-  

риалов исследования, их интерпретация и изложение полученных ре-  

зультатов,  

 

Этапы научно-практического психологического исследования  

показаны на схеме.  

 

Выделение  

широкой  

проблемы  

 

Конкретизация  

проблемы  

 

Разработка  

гипотезы  

 

Разработка  

методики  

 

Проведение  

исследования  

 

Обработка  

материала  

 

Интерпрета-  

ция данных  

 

Выводы  

и предложе-  

ния  

 

Общеупотребительной и четкой классификации психологических  

методов нет. Выбор того или иного метода исследования зависит  

от задачи, которую ставит перед собой психолог. Эта задача мо-  

жет быть решена четырьмя способами: описание, измерение, объяс-  

нение и формирование Изучаемого психичеокого образования>  

 

В соответствии о различными исследовательсаими задачами мож-  

но выделить четыре класса иследовательских методов: неэкспери-  

ментальные (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование),  

диагностические ( тестирование ), экспериментальные ( лабора-  

торный и естественный эксперимент), формирующие ( специальный  

эксперимент).  

 

"  

 

2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ  

 

Наблюдение - активная форма чувственного познания. Оно обе  

печивает познание путем прямого контакта объекта изучения с орг  

нами чувств. Поэтому исторически наблюдение стало первым науч-  

ным методом не только в психологии.  

 

Термин наблюдение используется в трех значениях: наблюде-  

ние как деятельность, наблюдение как метод и наблюдение как ме-  

тодика. Наблюдение как деятельность применяется в различных ви-  

дах общественной практики (оператор, врач, следователь и др.).  

Наблюдение как метод есть преднамеренное, систематическое и це-  

ленаправленное восприятие некоторых(психических) явлений с целью  

изучения их специфических изменений в определенных условиях и  

отыскание смысла этих явлений, который не дан в восприятии непос-  

редственно. Наблюдение как методика есть конкретизация метода  

наблюдения с учетом задачи исследования, условий, способов про-  

ведения и регистрации результатов наблюдения (методика наблюде-  

ния .за групповой дискуссией,методика наблюдения за межличност-  

ными отношениями, хронометрированное наблюдение за процессом  

трудовой деятельности и т.п.).  

 

Метод наблюдения в психологии характеризуется универсаль-  

ностью, гибкостью и минимальностью использования аппаратуры.  

 

Методика наблюдения включает: выбор ситуации и объекта  

наблюдения; разработку программы (схемы) наблюдения; выбор еди-  

ниц наблюдения с подробным их .описанием; способ и форму фикса-  

ции результатов наблюдения; описание требований к организации  

работы наблюдателя; описание способа обработки и представления  

полученных результатов; конкретные выводы и рекомендации по  

дальнейшей работе.  

 

Метод наблюдения в психологии имеет ряд специфических черт,  

отличающих его от метода наблюдения, применяемого в других науках.  

Эти особенности в психологии обусловлены характером самого пред-  

мета психологии. Наблюдение есть один из методов познания пси-  

хической реальности, только в той степени, в какой психика  

проявляется внешне.  

 

В психологическом исследовании применяются разные формы  

наблюдения:  

 

1. Систематическое - случайное.  

 

2. Открытое - скрытое ( в качестве подвида скрытого наблю  

дения - "включенное" комбинированное.  

 

3. В зависимости от ситуации: полевое - лабораторное - спро-  

воцированное.  

 

4. В зависимости от хронологичности: лонгитюдное - периоди-  

ческое - единичное.  

 

Объектом психологического наблюдения является тот, за кем  

ведется наблюдение: отдельный человек (или животное), группа  

людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюде-  

ния могут быть только внешние акстериоризированные компоненты  

деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических  

действий; б) речевые акты; в) мимика и пантомимика, экспрессия  

звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций.  

Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жиз-  

ни или искусственно создаваемые в эксперименте.  

 

В связи со специфическими чертами изучаемого психологией  

предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:  

 

1. Проводить многократные систематические наблюдения за по-  

ведением объекта в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что  

позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономер-  

ных связей.  

 

2. Не делать скороспелых выводов,обязательно выдвигать и "  

проверять альтернативные предположения относительно того, какая  

психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.  

 

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого пове  

дения с общей ситуацией.  

 

Другая особенность психологического наблюдения состоит в  

том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить на-  

блюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не без-  

различен тот факт, что за ним наблюдают. Для уменьшения этого  

влияния нужно сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам  

оставаясь невидимым. Для этого необходимо: а) "при-  

мелькаться"; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо  

правдоподобной причиной; в) заменить наблюдателя регистрирующей  

аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным пе-  

редатчиком), которая, во-первых, несколько меньше, смущает наблю-  

даемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию пройсходядегс  

г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от тоге поме-  

щения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней прово-  

димостью света - стеклом Гезелла; д) фото- и киносъемка скрытой  

.камерой. Три последних способа не всегда доступны, а два послед-  

 

>Чс,9 7  

 

них ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внут-  

ренний мир человека, не имея на то его разрешения.  

 

Специфическую трудность для наблюдения в психологии представ-  

ляют такие особенности явлений, как их уникальный характер, не-  

повторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая дли-  

тельность.  

 

Вторая группа специфических характеристик наблюдения в психо-  

логии связана с особенностями личности наблюдателя. Существенное  

влияние на процесс восприятия оказывают смысловые, целевые и опе-  

рациональные установки человека-наблюдателя. Излишнее фиксирова-  

ние этих установок создает своего рода "шоры" на глазах наблюда-  

теля и ведет к ошибкам восприятия, к предвзятости в интерпретации  

наблюдаемого. Другим источником предвзятости в суждениях наблюда-  

теля может быть феномен проекции собственного "я" на наблюдаемое  

явление.  

 

Существенное влияние на возможность прямого наблюдения ока-  

зывают также индивидуальные характеристики наблюдателя (объем  

восприятия, способность концентрировать или распределять внимание,  

особенности памяти, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.)  

 

Общие требования к организации наблюдения  

 

Всякое наблюдение следует начинать с выбора объекта наблюде-  

ния и ситуации, в которой будет проводиться наблюдение за деятель-  

ностью, единиц наблюдения, определения языка и формы описания  

наблюдаемого.  

 

Запись наблюдения должна быть фактологической, включать опи-  

сание всей ситуации(предмвтной и социальной), полной в смысле  

характеристики изучаемой реальности. Запись наблюдения проводит-  

ся в категоризованноЙ или в свободной форме и заносится в оплошной  

протокол или в дневник наблюдения.  

 

В сплошной протокол записываются факты в  

виде свободного описания, где фиксируется, что происходило и  

каким образом. Протокол ведется во время наблюдения, возможна и  

стенографическая фиксация.  

 

Дневник наблюдения обычно используется  

при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ве-  

дется месяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и боль-  

шими полями для комментариев. Обязательно указывается дата, время  

место и ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение.  

 

Для точной передачи наблюдаемых фактов необходимо соблюдая одно-  

значность в терминологии на протяжении всего периода наблюдения.  

 

Существуют разные способы записи категоризованных наблюдений.  

Наиболее распространенные из них запись в символах и стандартный  

протокол.  

 

Запись в символах. Предварительное знание кате-  

горий, в которых будут фиксироваться результаты наблюдений, позво-  

ляет использовать более быстрые, чем словесная запись, способы ре-  

гистрации наблюдений вручную: различные варианты символической запи-  

си, помимо стенографии, в которой каждая категория обозначается  

одним символом. Это такие виды символов, как пиктограммы - графиче-  

ские изображения-знаки, буквенные обозначения, математические знаки  

и сочетание двух последних.  

 

Стандартный протокол применяет- .  

ся также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число  

категорий ограничено (10-15) и исследователь может удовлетворить  

ся фиксацией одной только частоты их появления. Существенное огр  

ничение числа категорий может быть достигнуть за счет вычленения  

единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнори-  

ровании всех остальных.  

 

Кроме возможностей описательного характера метод наблюдения  

позволяет получить некую количественную характеристику наблюдае-  

мых событий. Есть два основных способа получения количественных  

оценок в ходе наблюдения: оценка наблюдателем интенсивности (вы-  

раженности) наблюдаемого свойства - психологическое шкалирование  

измерение длительности наблюдаемооо явления - хронометраж.  

 

Литература  

 

1. Басов. М.Я. Избранные психологические произведения. -  

М., 1975. - 432 о.  

 

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-  

302 с.  

 

3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина  

и др.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 386 о.  

 

4. Общий практикум по психологии.Метод наблюдения // Метод.  

указания. 4.1, 2. -М.: Изд-во МГУ, 1985. - 55 с.  

 

5. Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной  

и педагогической психологии // Вопр. психологии. - 1981. - Х 1.  

С. 147-155.  

 

ЗАДАНИЕ ]  

 

Поведенческий портрет"по данным наблюдения  

 

Тема. Полевое включенное скрытое перекрестное наблюдение.  

Нестандартизированный тип наблюдения. Дневниковая форма записи  

данных наблюдения. Пролонгированное наблюдение. Проблема согласия  

наблюдателей.  

 

Введение. Полевое наблюдение проводится в естественной обста-  

новке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте  

с изучаемым объектом. Как правило, оно является включенным, или  

участвующим. Это означает, что наблюдатель вовлечен в те же собы  

тия, что и наблюдаемый им человек, находится в контакте с ним и  

принимает участие в его деятельности.  

 

Как способ сбора информации наблюдение позволяет получать  

обоснованные и устойчивые данные за счет того, что наблюдается ол  

и тот же объект в самых разнообразных ситуациях (нормальных и стресовых  

стандартных и необычных). Нельзя смешивать описание со-  

бытий и их интерпретацию.  

 

Надежность получаемых результатов значительно повышается




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 4069
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь