|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииимеют две проблемы. Первая из них - поиск адекватных методи- ческих средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффек- тивной диагностики уровня развития этой группы. Много предло- жений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных груп- повых процессов, на каждом новом этапе развития группы. Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в качестве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для судеб самой социальной психологии как науки (Донцов, 1984). Можно проанализировать несколько линий, по которым введение проблемы коллектива в тело социальной психологии изменяет об- щую ситуацию в этой науке. Выявление специфики такого нового группообразования, как коллектив,позволяет увидеть перспективность применения в со- циальной психологии принципа деятельности. Он не просто декла- рируется, но в данном случае именно работает в исследовании. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятель- ности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. Именно на стадии коллектива группа приобретает черты такого субъекта, ибо лишь при условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы 7ЛЛ Методологическое значение социально- психологической теории коллектива ценностно-ориентационного единства, опосредования всех отно- шений в группе предметной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всяко- го субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наибо- лее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех дру- гих видов групп. Анализ характеристик коллектива способствует ликвидации того разрыва, который образовался в традиционной социальной пси- хологии между исследованием групп и исследованием процессов. Недопустимость такого разрыва может считаться доказанным фак- том. Если содержание любого группового процесса зависит от со- держания групповой деятельности, причем от конкретного уров- ня ее развития, то принципиально невозможно продолжать ис- следования групповых процессов самих по себе: ни лабораторные условия, ни изучение процесса в <чистом> виде не могут привести к построению удовлетворительных объяснительных моделей, ибо исключают анализ содержания социальной деятельности, реали- зуемой той группой, в которой эти процессы наблюдаются. Сле- довательно, построение социально-психологической теории кол- лектива способствует выработке совершенно нового объяснитель- ного принципа в социальной психологии. Открытие коллектива как особого уровня развития группы дает возможность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии. В типоло- гии Л. И. Уманского континуум групп имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но и отрезок <отрицательной протяженности>, соответствующий группам антисоциального ха- рактера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, груп- пы тунеядцев}, но своеобразные модификации социально-пози- тивных групп, <угроза> для последних переродиться в социально- негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти (т.е. группа может уклониться от пути развития к коллективу): к этому ведут дезин- тегративные процессы, возникновение особого группового эгоиз- ма и т.д. Вторая координата в типологии Л.И. Уманского предна- значена для определения меры влияния группы на личность. В це- лом типология приобретает такой вид (Уманский, 1980. С. 81). Схема приводится с некоторыми сокращениями: 245 Коллектив Группа-автономия Группа-кооперация Зона отрицательного влияния группы на личность Зона положительного влияния группы на личность Дезинтеграция Интраэгоизм <Антиколлектив> Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекват- ной терминологии, то из схемы можно видеть, что два предложен- ных в ней измерения позволяют серьезно продвинуться вперед в классификации реальных социальных групп, выступающих в ка- честве объектов социально-психологического анализа. В соответствии с общими установками концепции деятельност- ного опосредования межличностных отношений А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость груп- повой деятельности (V). Векторы образуют пространство, в кото- ром можно расположить все группы, функционирующие в обще- стве. Вектор <опосредованности> имеет одностороннее направле- ние, вектор <содержания деятельности> позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возмож- ность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему. Общая схема приобретает такой вид (рис. 14). Рис. 14. Типология групп в рамках психологической теории коллектива (А.В. Петровский) 246 Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная зна- чимость деятельности и максимальна степень опосредования меж- личностных отношений деятельностью; фигура 2 - общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с не- высокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по со- держанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиоб- щественной деятельностью (примером является высокоорганизо- ванная преступная группа, например крупная банда преступни- ков, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную груп- пу при условии, что отношения между ее членами в слабой степе- ни опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препят- ствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрез- вычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же сла- бой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто). Хотя можно говорить о необходимости дальнейшего совершен- ствования схемы, основные принципы концепции работают здесь достаточно четко и служат обоснованию критериев, выдвинутых для классификации групп. Наконец, введение понятия коллектива способствует продви- жению вперед и в области такой старой, но чрезвычайно значи- мой проблемы, как взаимоотношение группы и личности. Социаль- ная психология на всех этапах своего развития и в разных теоре- тических системах обращалась к этому вопросу. Сформулирован- ная еще философскими предшественниками социальной психо- логии коллизия свободы личности и ее детерминации обществом получает новую разработку. Она по существу противостоит идео- логическому диктату признать абсолютный приоритет коллектива над личностью. Личность является субъектом социальной дея- тельности и включение ее в группу ни в коей мере не умаляет субъектных свойств личности. Напротив, если группа достигает определенного уровня развития и становится коллективом, то она 247 не противостоит личности как ее члену, но сама становится интег- рацией субъектных свойств своих членов и превращается в особый <совокупный субъект> деятельности (Буева, 1965). С дру- гой стороны, получает новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение социальной психологии о том, что это формирование осуществляется как путем усвоения социаль- ных влияний, так и путем активного воспроизводства обществен- ных отношений, может теперь быть раскрыто более конкретно: в каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, через какие конкретные группы осуществлялось общественное воздей- ствие на личность, и можно предположить, что результат будет варьировать в зависимости от этого обстоятельства. Это происхо- дит не потому, что личность пассивно впитывает в себя те модели поведения, которые задает ей группа (<хорошая> или <плохая>), но потому, что ее активная позиция формируется в различных направлениях, и с различной мерой выраженности определенных характеристик в зависимости от того, развивается она в коллекти- ве или в групповых образованиях, не достигших этого уровня. Проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре социально-психологического знания, стимулирует определенные направления для переосмысления многого из того, что накопле- но в области психологии групп до сих пор, поскольку представля- ет новый подход к проблеме развития малых групп. ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1965. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. МакаренкоА.С. Избр. сочинения. М., 1948. Психологическая теория коллектива. М., 1979. Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971. Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологи- ческие аспекты общественной активности личности и коллектива школь- ников и студентов. Ярославль, 1975. Уманскай Л.И. Психология организаторской деятельности школьни- ков. М.: Просвещение, 1980. 248 Глава 14 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ История исследований Логическим продолжением рассмотре- ния групп является область психоло- гии межгрупповых отношений, Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из при- чин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгруп- повых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и других гуманитарных наук, приведшая к тому, что и собственно психологические проблемы области рассматривались в значительной мере вне контекста пси- хологии. Вместе с тем, когда интерес к этим проблемам все же возникал и в сфере социальной психологии, они не отождествля- лись здесь с особой предметной областью, но были как бы раство- рены в других разделах данной науки. Примером могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лсбона, не- гативных установок на другую группу в работе Т.Адорно и др., враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д. Вто- ростепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфич- ного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология. В значительной степени этому способствовал и гипер- трофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 - 30-е гг.: вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах, проис- ходящих внутри них. Конкретным выражением утраты социаль- ного контекста социальной психологией явилась, в частности, не- дооценка проблематики межгрупповых отношений. Не случайно поэтому, что ситуация резко изменилась с тех пор, как начала складываться критическая ориентация по отноше- нию к традиционной социальной психологии. Необходимость вы- деления области межгрупповых отношений, конечно, диктуется прежде всего усложнением самой общественной жизни, где меж- групповые отношения оказываются непосредственной ареной слож- ных этнических, классовых и других конфликтов. Но наряду с этим и внутренняя логика развития социально- психологического зна- ния, уточнение предмета этой науки требуют всестороннего ана- лиза этой сложнейшей сферы. Прямым следствием критики нео- позитивистской ориентации в социальной психологии явился при- зыв к детальному изучению психологии межгрупповых отноше- 249 ний; предполагалось, что на этом пути удастся преодолеть дефи- цит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыс- кать их подлинные детерминанты. Переломным моментом можно считать начало 50-х годов, хотя окончательное оформление принципиальная позиция, призываю- щая к утверждению самостоятельной области межгрупповых от- ношений в социальной психологии, получила позднее, когда она была сформулирована в работах А.Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В.Дуаза и в концепции <социальных представлений> С.Московиси и др. (Донцов, Еме- льянова, 1987). Однако ранее всего экспериментальные исследования в этой области были проведены М.Шерифом (1954) в американском ла- гере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена об- щая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявле- ны стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естест- венно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была на- звана <Орлы>, другая <Гремучие змеи>). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была за- дана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвер- той стадии группы были вновь объединены и занялись общей де- ятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений <быв- ших> групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Важно подчеркнуть тот принципиалный вклад, который был сделана изучение области межгрупповых отношений. В отличие от <мотивационных> подходов, свойственных фрейдистски ориен- тированным исследователям, когда центральным звеном остава- лась отдельная личность в ее отношениях с представителями дру- гих групп, Шериф предложил собственно <групповой> подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто пси- хологические характеристики - когнитивные и эмоциональные про- цессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия. Не случайно поэтому, что впоследствии критика исследований Ше- рифа велась именно с позиций когнитивистской ориентации. 50 В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психоло- гии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враж- дебность по отношению к чужой группе). Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явле- ний. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгруп- повых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитив- ного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объек- тивной основы конфликта между группами, г.е. выступает какуни- версальная константа межгрупповых отношений. В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитатъ количество то- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|