|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиики предполагает новые методы для исследования этих старых про- 17/1 блем. Что же касается самого явления - существования таких спе- цифических общностей людей, как толпа, масса, публика или ау- дитория большого массового зрелища, то вряд ли его можно отри- цать так же, как и наличие в этих условиях специфических форм общения и воздействия Напротив, усложнение форм обществен- ной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного вре- мени, средств массовой информации заставляют с особым внима- нием отнестись к изучению и данного типа общения. Главный отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная передачалшформации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность_действует практически без ощущения личного кон- троля над ситуацией. Естественно, что и воздействие здесь приоб- ретает специфику по сравнению с тем, которое имеет место в груп- пе, связанной общей деятельностью. Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны. Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз- действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже- ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове- ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель- ную невольную подверженность индивида определенньм психически состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан- ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или <психического настроя> (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован- ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи- вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой <реакции заражения>, возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмо- циональное состояние усиливается путем многократного отраже- ния по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего _в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который <разгоняет> оп- ределенное эмоциональное состояние. 175 Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже- ние, является ситуация паники Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст- вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам тер- мин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пас- тухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого- то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней- шем паника наращивает силу, когда включается в действие рас- смотренный механизм взаимного многократного отражения. За- ражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример воз- никновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса <Война миров>. Массы радиослушателей самых различ- ных возрастных и образовательных слоев (по официальным дан- ным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к - массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсцениров- ка литературного произведения (трижды это объяснялось дикто- ром), приблизительно 400 тыс. человек <лично> засвидетельство- вали <появление марсиан>. Это явление было специально проана- лизировано американскими психологами. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на- блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весь- ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись <внутри> системы паники, в той или иной степени поддается ей. Исследования паники остаются на уровне описаний, сделан- ных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные л:иклы, которыё~характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент ра- циональности в ситуацию паники, определенным образом захва- тить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необхо- димо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное при- нятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники 1 находится человек, который может предложить образец поведе- 176 ния, способствующий восстановлению нормального эмоциональ- ного состояния толпы, есть возможность панику прекратить (Шер- ковин, 1975). Важным вопросом при исследовании заражения является во- прос о той роли, которую играет уровень общности оценок и уста- новок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в прак- тике найдены формы использования этих характеристик в ситуа- ции заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, вклю- чающим предшествующую заражению общность оценок, напри- мер популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыг- рать роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться , по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, 1 в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана осо- 1 бая концепция повышения эффективности воздействия на откры- 1 тую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, состав- , ляющих аудиторию, и - более конкретно - от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедли- во отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем кри- тичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекаю- щим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения (Поршнев, 1968). Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рас- сматривает феномен заражения в условиях антисоциального и не- организованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовых сознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки зрения лишь процессов заражения снижает значимость этих дей- ствий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных митингов и манифестаций необходим. Задача социальной психо- логии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма заражения, его форм в ситуациях различной социальной значи- мости. В частности, до сих пор практически неисследованным ос- тается вопрос о роли заражения в организованном, социально одоб- ряемом поведении, например заражение личным примером в раз- личных массовых производственных ситуациях, при проведении 177 спасательных работ в ситуации различных катастроф и т.д. Воз- можно, что в этих случаях откроются какие-то новые стороны феномена заражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т.п. Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосо- знания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в пе- риоды нестабильности общества, например в условиях радикаль- ных социальных преобразований. Социальная психология в боль- шом долгу перед обществом при изучении этой проблемы: здесь пока существуют лишь отрывочные описания и наблюдения, но по существу нет серьезных исследований. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имён- но"целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело- века на другого или на группу. При внушении осуществляется про- цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос- приятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к че- ловеку, классифицируют с точки зрения меры активности пози- ции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждением внуше- ние. Именно эта третья форма информации связана с некритичес- ким восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некри- тическое принятие информации, становится весьма различной. Явление внушения исследуется в психологии очень давно, прав- да, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практи- кой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внуше- ние, <суггестия>, как социально-психологическое явление облада- ет глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении <социальной суггестии>. В остальном в социально-психо- логическом исследовании сохраняется терминология, используе- мая в других разделах психологической науки, изучающей это яв- ление: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор, человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внуше- ния, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литера- туре впервые вопрос о значении социальной суггестии был по- ставлен в работе В.М. Бехтерева <Внушение и его роль в общест- венной жизни> (1903). При анализе внушения как специфическо- го средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотноше- нии внушения и заражения. В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Для од- них авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отличия внушения от зара- жения, которые сводятся к следующему: 1) при заражении осу- ществляется сопереживание большой массой людей общего пси- хического состояния, внушение же не предлагает такого <равенст- ва> в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не под- вержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс вну- шения имеет одностороннюю направленность - это не спонтан- ная тонизация состояния группы, а персонифицированное, актив- ное воздействие одного человека на другого или на группу; 2) вну- шение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные сред- ства (восклицания, ритмы и пр.) (Парыгин, 1971. С. 263-265). С другой стОроны, внушение отличается от убеждения тем, что не- посредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике (Бехтерев, 1903). Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обо- снования добиться согласия от человека, принимающего инфор- мацию. При внушении же достигается не согласие, а просто при- нятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин- формацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет со- бой преимущественно интеллектуальное, а внушение - преиму- щественно эмоционально-волевое воздействие. Именно поэтому при изучении внушения установлены неко- торые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается, Так, если говорить не о медицинской практике, а о случаях социальной суг- гестии, то доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувстви- ем. Но самое главное заключается в том, что при внушении дейст- вуют специфические социально-психологические факторы. Так, например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения яв- ляется авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия - доверие к источнику информации. Этот <эффект доверия> проявляется как по отношению к личности суг- гестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет. Авторитет суггестора и в том. и в другом случаях выполняет функцию так называемой косвенной 179 аргументации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргу- ментации, что является специфической чертой внушения. Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при вну- шении результат зависит и от характеристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления вну- шению, которую оказывает отдельная личность. В практике соци- альной суггестии разработаны способы, при помощи которых мож- но блокировать в определенной степени эту <психическую самоза- щиту>. Совокупность таких мер предложено называть <контрконтр- суггестией> (Поршнев, 1968). Феномен контрсуггестии может быть использован не только для защиты личности от суггестивного воз- действия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качест- ве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе мож- но добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конеч- но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого <слоя> контрконтрСуггестии. В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая вос- приятию заданная (или сложившаяся) социальная установка, ко- торую можно рассматривать в данном контексте как своего рода фактор внушения. В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздей- ствия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная чер- та пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, раз- рабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггес- тии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам ма- нипулятивного воздействия. Особенно очевидным является при- менение этого метода в области рекламы. Здесь разработана осо- бая концепция <имиджа>, который выступает как звено в меха- низме суггестии. Имидж - это специфический <образ> восприни- маемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому 180 достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Меж- ду имиджем и реальным объектом существует так называемый раз- рыв в достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Имидж стро- ится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рек- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|