Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



27 страница


ки предполагает новые методы для исследования этих старых про-  

17/1  

блем. Что же касается самого явления - существования таких спе-  

цифических общностей людей, как толпа, масса, публика или ау-  

дитория большого массового зрелища, то вряд ли его можно отри-  

цать так же, как и наличие в этих условиях специфических форм  

общения и воздействия Напротив, усложнение форм обществен-  

ной жизни, развитие массовых форм потребления произведений  

культуры и искусства, массовых форм проведения свободного вре-  

мени, средств массовой информации заставляют с особым внима-  

нием отнестись к изучению и данного типа общения. Главный  

отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная  

передачалшформации, и ситуация общения характеризуется тем,  

что личность_действует практически без ощущения личного кон-  

троля над ситуацией. Естественно, что и воздействие здесь приоб-  

ретает специфику по сравнению с тем, которое имеет место в груп-  

пе, связанной общей деятельностью.  

Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в  

стихийных группах, то они достаточно традиционны.  

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз-  

действия, определенным образом интегрирующий большие массы  

людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как  

религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже-  

ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове-  

ческой истории и имел многообразные проявления: массовые  

вспышки различных душевных состояний, возникающих во время  

ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В  

самом общем виде заражение можно определить как бессознатель-  

ную невольную подверженность индивида определенньм психически  

состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан-  

ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а  

через передачу определенного эмоционального состояния, или  

<психического настроя> (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это  

эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм  

многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий  

общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован-  

ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи-  

вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие  

исследователи констатируют наличие особой <реакции заражения>,  

возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмо-  

циональное состояние усиливается путем многократного отраже-  

ния по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место  

прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего _в толпе,  

выступающей своеобразным ускорителем, который <разгоняет> оп-  

ределенное эмоциональное состояние.  

175  

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже-  

ние, является ситуация паники Паника возникает в массе людей  

как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст-  

вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или  

непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам тер-  

мин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пас-  

тухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада,  

бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине.  

Непосредственным поводом к панике является появление какого-  

то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней-  

шем паника наращивает силу, когда включается в действие рас-  

смотренный механизм взаимного многократного отражения. За-  

ражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том  

числе и в современных обществах. Широко известен пример воз-  

никновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после  

передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге  

Г. Уэллса <Война миров>. Массы радиослушателей самых различ-  

ных возрастных и образовательных слоев (по официальным дан-  

ным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к  

- массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя  

многие из них точно знали, что по радио передается инсцениров-  

ка литературного произведения (трижды это объяснялось дикто-  

ром), приблизительно 400 тыс. человек <лично> засвидетельство-  

вали <появление марсиан>. Это явление было специально проана-  

лизировано американскими психологами.  

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно  

трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на-  

блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки  

ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весь-  

ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается,  

что любой человек, оказавшись <внутри> системы паники, в той  

или иной степени поддается ей.  

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделан-  

ных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные  

л:иклы, которыё~характерны для всего процесса в целом. Знание  

этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно  

при условии, что находятся силы, способные внести элемент ра-  

циональности в ситуацию паники, определенным образом захва-  

тить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необхо-  

димо также и понимание психологического механизма паники, в  

частности такой особенности заражения, как бессознательное при-  

нятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники  

1 находится человек, который может предложить образец поведе-  

176  

ния, способствующий восстановлению нормального эмоциональ-  

ного состояния толпы, есть возможность панику прекратить (Шер-  

ковин, 1975).  

Важным вопросом при исследовании заражения является во-  

прос о той роли, которую играет уровень общности оценок и уста-  

новок, свойственных массе людей, подверженных психическому  

заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в прак-  

тике найдены формы использования этих характеристик в ситуа-  

ции заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, вклю-  

чающим предшествующую заражению общность оценок, напри-  

мер популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыг-  

рать роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться ,  

по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, 1  

в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана осо- 1  

бая концепция повышения эффективности воздействия на откры- 1  

тую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до  

состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие  

политические лидеры.  

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению,  

зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, состав- ,  

ляющих аудиторию, и - более конкретно - от уровня развития  

их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в  

современных обществах заражение играет значительно меньшую  

роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедли-  

во отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем кри-  

тичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекаю-  

щим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем,  

следовательно, слабее действие механизма заражения (Поршнев,  

1968).  

Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рас-  

сматривает феномен заражения в условиях антисоциального и не-  

организованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.),  

однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовых  

сознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки  

зрения лишь процессов заражения снижает значимость этих дей-  

ствий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных  

митингов и манифестаций необходим. Задача социальной психо-  

логии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма  

заражения, его форм в ситуациях различной социальной значи-  

мости. В частности, до сих пор практически неисследованным ос-  

тается вопрос о роли заражения в организованном, социально одоб-  

ряемом поведении, например заражение личным примером в раз-  

личных массовых производственных ситуациях, при проведении  

177  

спасательных работ в ситуации различных катастроф и т.д. Воз-  

можно, что в этих случаях откроются какие-то новые стороны  

феномена заражения, например его компенсаторная функция в  

условиях недостаточной организации и т.п.  

Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях  

проблема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосо-  

знания не отменяет таких форм психического заражения, которые  

проявляются в массовых социальных движениях, особенно в пе-  

риоды нестабильности общества, например в условиях радикаль-  

ных социальных преобразований. Социальная психология в боль-  

шом долгу перед обществом при изучении этой проблемы: здесь  

пока существуют лишь отрывочные описания и наблюдения, но  

по существу нет серьезных исследований.  

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имён-  

но"целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело-  

века на другого или на группу. При внушении осуществляется про-  

цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос-  

приятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к че-  

ловеку, классифицируют с точки зрения меры активности пози-  

ции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждением внуше-  

ние. Именно эта третья форма информации связана с некритичес-  

ким восприятием. Предполагается, что человек, принимающий  

информацию, в случае внушения не способен на ее критическую  

оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных  

групп людей мера неаргументированности, допускающая некри-  

тическое принятие информации, становится весьма различной.  

Явление внушения исследуется в психологии очень давно, прав-  

да, в большей степени оно изучено в связи с медицинской практи-  

кой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внуше-  

ние, <суггестия>, как социально-психологическое явление облада-  

ет глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом  

явлении <социальной суггестии>. В остальном в социально-психо-  

логическом исследовании сохраняется терминология, используе-  

мая в других разделах психологической науки, изучающей это яв-  

ление: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор,  

человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внуше-  

ния, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему  

воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литера-  

туре впервые вопрос о значении социальной суггестии был по-  

ставлен в работе В.М. Бехтерева <Внушение и его роль в общест-  

венной жизни> (1903). При анализе внушения как специфическо-  

го средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотноше-  

нии внушения и заражения.  

В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Для од-  

них авторов внушение является одним из видов заражения наряду  

с подражанием, другие подчеркивают отличия внушения от зара-  

жения, которые сводятся к следующему: 1) при заражении осу-  

ществляется сопереживание большой массой людей общего пси-  

хического состояния, внушение же не предлагает такого <равенст-  

ва> в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не под-  

вержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс вну-  

шения имеет одностороннюю направленность - это не спонтан-  

ная тонизация состояния группы, а персонифицированное, актив-  

ное воздействие одного человека на другого или на группу; 2) вну-  

шение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при  

заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные сред-  

ства (восклицания, ритмы и пр.) (Парыгин, 1971. С. 263-265). С  

другой стОроны, внушение отличается от убеждения тем, что не-  

посредственно вызывает определенное психическое состояние, не  

нуждаясь в доказательствах и логике (Бехтерев, 1903). Убеждение,  

напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обо-  

снования добиться согласия от человека, принимающего инфор-  

мацию. При внушении же достигается не согласие, а просто при-  

нятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как  

в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин-  

формацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет со-  

бой преимущественно интеллектуальное, а внушение - преиму-  

щественно эмоционально-волевое воздействие.  

Именно поэтому при изучении внушения установлены неко-  

торые закономерности относительно того, в каких ситуациях и  

при каких обстоятельствах эффект внушения повышается, Так, если  

говорить не о медицинской практике, а о случаях социальной суг-  

гестии, то доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в  

целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так  

же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные,  

ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувстви-  

ем. Но самое главное заключается в том, что при внушении дейст-  

вуют специфические социально-психологические факторы. Так,  

например, в многочисленных экспериментальных исследованиях  

выявлено, что решающим условием эффективности внушения яв-  

ляется авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный  

фактор воздействия - доверие к источнику информации. Этот  

<эффект доверия> проявляется как по отношению к личности суг-  

гестора, так и по отношению к той социальной группе, которую  

данная личность представляет. Авторитет суггестора и в том. и в  

другом случаях выполняет функцию так называемой косвенной  

179  

аргументации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргу-  

ментации, что является специфической чертой внушения.  

Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при вну-  

шении результат зависит и от характеристик личности суггеренда.  

Феномен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления вну-  

шению, которую оказывает отдельная личность. В практике соци-  

альной суггестии разработаны способы, при помощи которых мож-  

но блокировать в определенной степени эту <психическую самоза-  

щиту>. Совокупность таких мер предложено называть <контрконтр-  

суггестией> (Поршнев, 1968). Феномен контрсуггестии может быть  

использован не только для защиты личности от суггестивного воз-  

действия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качест-  

ве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то  

путем включения дополнительной информации о суггесторе мож-  

но добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер  

будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конеч-  

но, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия  

личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до  

сих пор практические исследования не углубились далее первого  

<слоя> контрконтрСуггестии.  

В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной  

связи с проблемами социальной перцепции. Анализ общения как  

процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре  

такого познания значительную роль играет предшествующая вос-  

приятию заданная (или сложившаяся) социальная установка, ко-  

торую можно рассматривать в данном контексте как своего рода  

фактор внушения.  

В прикладном плане исследования внушения имеют большое  

значение для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая  

отводится внушению в системе средств пропагандистского воздей-  

ствия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда  

имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная чер-  

та пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, раз-  

рабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения,  

все это не исключает присутствия определенных элементов суггес-  

тии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного  

психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам ма-  

нипулятивного воздействия. Особенно очевидным является при-  

менение этого метода в области рекламы. Здесь разработана осо-  

бая концепция <имиджа>, который выступает как звено в меха-  

низме суггестии. Имидж - это специфический <образ> восприни-  

маемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и  

акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому  

180  

достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Меж-  

ду имиджем и реальным объектом существует так называемый раз-  

рыв в достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа и  

тем самым выполняет функцию механизма внушения. Имидж стро-  

ится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рек-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1252
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь