|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. стро- ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу- дет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассмат- ривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис- тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот про- цесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его веду- щую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит вы- яснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера вли- яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Ры- жак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием <авторитет>, что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен ор- ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидер- ства - это весьма специфическое явление, не описываемое ника- кими другими понятиями, Теории происхождения Существует три основных теоретичес- лидерства ких подхода в понимании происхож- дения лидерства. <Теория черт> (иног- да называется <харизматической теорией>, от слова <харизма>, т.е. <благодать>, которая в различных системах религии интерпрети- ровалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из поло- жений немецкой психологии конца XIX - начала XX в. и кон- центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой чело- век. который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различ- ные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или 719 характеристики. В американской социальной психологии эти на- боры черт фиксировались особенно тшательно. поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров. Однако очень быстро выясни- лось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт. упоминаемых различ- ными исследователями как <лидерских>. Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузи- азм. уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмот- реть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20%- дважды, 4-5%- триж- ды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существо- вал даже относительно таких черт, как <сила воли> и <ум>, что дало основание усомниться вообще в возможности составить бо- лее или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категорич- ное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. Су- щественным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория <лидера без черт>. Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же бе- рутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулиро- ванное в <ситуационной теории лидерства>. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утвержда- ется, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп- пы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то од- ном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, ста- новится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер про- сто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что этот момент ситуационной тео- рии лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, кото- рый утверждал, что при таком подходе полностью снимается во- т)п прос об активности личности лидера, он превращается в какого-то <флюгера>. Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях. Е. Хартли предложил четыре <модели>, позволяю- щие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки оп- ределенные люди становятся лидерами и почему не только ситуа- ция определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воз- действия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматри- ваются группой как лидеры <вообще>. И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот автори- тет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойст- венно <искать посты>, вследствие чего они ведут себя именно так, что им <дают посты>. Вряд ли можно считать достаточно убеди- тельными эти рассуждения для преодоления полной относитель- ности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее ситуационная теория оказалась достаточно популяр- ной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики. Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних под- хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидер- ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим про- цессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функ- ция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж- на сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие пере- менные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства. предложенная Ф. Фидлером. 221 Большинство отечественных исследований лидерства осущест- вляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследова- ния динамических процессов в группе: феномен лидерства в ма- лых группах рассмотрен в контексте совместной групповой дея- тельности. т.е. во главу угла ставятся не просто <ситуации>, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен- ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кри- чевским концепция ценностного обмена как механизма выдвиже- ния лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодей- ствии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: цен- ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич- ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред- ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо- вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает- ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи- более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985). Сразу же нужно оговориться, что в тра- диции социальной психологии иссле- дуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожа- лению, отсутствие строгости характерно и для многих классичес- ких экспериментов по этой проблеме, в частности для экспери- мента, выполненного под руководством К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководите- ли трех групп (заметим, что речь идет о взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выдвинувшихся из среды детей) демон- стрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, про- демонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор 222 Стиль лидерства прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: <авторитарный>, <демократический> и <попустительский> (доста- точно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Обо- зна чение трех стилей в предложенных терминах имеет свое обо- снование, связанное с личной биографией и позицией Левина. Эксперименты были осуществлены им после эмиграции из фа- шистской Германии, во время начавшейся второй мировой вой- ны. Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин упот- ребил термины <авторитарный>, <демократический>, как имею- щие определенный политический смысл. Однако это были своего рода метафоры, и наивно было бы думать, что в чисто психологи- ческих экспериментах отыскивались черты авторитаризма или де- мократизма в том их значении, которое они имеют в политичес- кой жизни. В действительности речь шла о психологическом ри- сунке типа принятия решения, не более того. Никакого полити- ческого значения ни один из выявленных стилей руководства, ес- тественно, не имел. Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в ис- следования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Нужно очень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об <авторитарном>, <демократическом> или <по- пустительском> стиле лидерства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, что- бы исключить недоразумения. Так, например, вводятся определе- ния <директивный>, <коллегиальный> и <разрешительный> (либе- ральный) стиль (Журавлев, 1977, С. 116), хотя очевидно, что пси- хологический рисунок обозначенных стилей сохраняет известную стабильность. Поэтому прежде всего нужно отдать себе отчет в том, что обо- значает каждый из выделенных Левиным стилей лидерства. Таких попыток было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сто- рон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техни- ка (приемы, способы) осуществления этих решений. Тогда можно <расписать> каждый из трех стилей по двум характеристикам: Формальная сторона Содержательная сторона Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения Дела и группе планируются заранее (во всем >1 объеме) Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредствен- ные цели, дальние - неизвестны Чегкии язык, неприветливый топ Голос руководится - решающий 223 Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов - не система Позиция лидера - вне группы Демократический стиль Мероприятия планируются не заранее, а в группе За реализацию предложений отвеча- ют все Все разделы работы не только пред- лагаются, но и обсуждаются Распоряжения и запреты - с дискуссиями Позиция лидера - внутри группы Попустительский стиль Инструкции в форме предложении Не сухая речь, а товарищеский тон Похвала и порицание - с советами Тон - конвенциональный Отсутствие похвалы, порицаний Никакого сотрудничества Позиция лидера - незаметно в сторо- не от группы Дела в группе идут сами собой Лидер не дает указаний Разделы работы складываются из от- дельных интересов или исходят от нового лидера Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер- эрудит.лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио- нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис- тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляют- ся и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются год- ными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учиты- вая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами. Вопрос о методиках изучения стиля лидерства и руководства требует еще дальнейшего обсуждения. Основные предложения от- носительно методик исследования в большей степени относятся к 224 деятельности лидеров, но не руководителей. В этих случаях палит- ра методов весьма разнообразна. Так, Л.И. Уманским был разра- ботан комплекс методов, объединенных названием <лабораторный аппаратурный эксперимент>, куда включен целый набор ориги- нальных конструкций, позволяющих выявить лидера в группе, оп- ределить стиль его деятельности (групповой сенсомоторный ин- тегратор, конструкция <Арка>, прибор <Эстакада> и др.). Однако все исследования при помощи данных методик проводились на определенных группах в молодежном лагере, где зачастую лидер выступал и в качестве руководителя группы. Поэтому в данном конкретном случае выявление лидера имеет смысл, лидер может быть <закреплен> и выступать в качестве руководителя. В других группах, например в рабочих бригадах, такая ситуация невозможна. Самым большим упрощением проблемы лидерства и руковод- ства является представление о необходимости обязательного со- впадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на <официальных> и <неофициальных> лидеров, когда под <офи- циальным> лидером понимается как раз руководитель. К сожале- нию, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас про- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|