Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



7 страница


туемыми были люди).  

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты прин-  

ципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключа-  

ется анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае  

рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого те-  

чения меньше всего улавливается <социальный контекст>, и соци-  

альная психология имеет наименее <социальный> вид.  

Психоанализ не получил столь широкого распространения в  

социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть  

ряд попыток построения социально-психологических теорий.  

Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, ра-  

боты Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и дру-  

гой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту со-  

циальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами  

таких теорий являются все теории групповых процессов: теории  

Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от  

бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диа-  

дического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более  

многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зароди-  

лась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тре-  

нинга), где используются социально-психологические механизмы  

воздействия людей друг на друга.  

43  

В целом же названные теории нельзя считать системно реали-  

зующими основные идеи психоанализа: скорее всего они пред-  

ставляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. со-  

держат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую  

практику. Ярким примером этого является работа под руководст-  

вом Т. Адорно <Авторитарная личность>, где использована идея  

фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого  

опытом детства для выявления психологических предпосылок по-  

явления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно ново-  

му психологическому течению гуманистической психологии (А. Мас-  

лоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на  

теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою,  

достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гу-  

манистическая психология претендует на одно из ведущих мест по  

своей популярности (Петровская, 1983).  

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и тео-  

рии поля К. Левина. Исходным принципом здесь является рас-  

смотрение социального поведения с точки зрения познаватель-  

ных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когни-  

тивистской ориентации в социальной психологии связано с об-  

щим ростом <когнитивных> идей в психологии, в частности со  

становлением особой отрасли психологического знания, так назы-  

ваемой <когнитивной психологии> (Величковский, 1982). Особое  

место в когнитивистской социальной психологии имеют так на-  

зываемые теории когнитивного соответствия, исходящие из поло-  

жения о том, что главным мотивирующим фактором поведения  

индивида является потребность в установлении соответствия, сба-  

лансированности его когнитивной структуры. К этим теориям от-  

носятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория  

коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссо-  

нанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Тан-  

ненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают та-  

кие известные американские исследователи, какД. Креч, Р. Крач-  

филд и С. Аш.  

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное  

поведение личности. Однако специфика основной объяснитель-  

ной модели - идея о том, что все поступки и действия соверша-  

ются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира  

в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой. Аб-  

страктное <соответствие>, достичь которого стремится индивид,  

никак не связано с противоречиями реального мира.  

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время  

получает все более широкое распространение. Это объясняется тем,  

44  

что в отличие от бихевиористски ориентированной социальной  

психологии она подчеркивает с особой силой роль и значение <мен-  

талистских> образований в объяснении социального поведения  

человека. Эта позиция не проводится достаточно последователь-  

но, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг  

противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как  

проблемы общественного активно действующего человека здесь  

не поставлены. Однако внимание к проблемам рационального  

поведения человека, роли знания для объяснения окружающего  

мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно  

популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем  

социальной психологии (Трусов, 1983).  

Интеракционизм как единственная социологическая по проис-  

хождению теоретическая ориентация имеет своим источником тео-  

рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в совре-  

менной социальной психологии интеракционизм включает не толь-  

ко развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикаг-  

ской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других  

теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ро-  

лей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мер-  

тон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называе-  

мой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в  

большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана  

попытка установить именно социальные детерминанты человечес-  

кого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие  

<взаимодействие> (откуда и название ориентации), в ходе которо-  

го и осуществляется формирование личности. Однако констата-  

цией <взаимодействия> и ограничивается анализ социальных де-  

терминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных  

причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по  

существу не включен в систему общественных отношений, в соци-  

альную структуру общества. Поэтому большая <социологичность>  

интеракционистской ориентации оказывается в значительной сте-  

пени внешней, коренные методологические проблемы включения  

<социального контекста> в исследования остаются нерешенными  

и здесь.  

Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ори-  

ентации и имеют различные источники, границы между ними не  

являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для  

американской социальной психологии является теоретический  

эклектизм, который особенно очевиден в практике эксперимен-  

тальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследо-  

вании переплетаются различные теоретические ориентации. И это  

45  

обстоятельство, а также тот факт, что многие экспериментальные  

работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетель-  

ствуют лишний раз о явлениях глубокого кризиса, который пере-  

живает социальная психология.  

Важной чертой современного развития социальной психоло-  

гии на Западе является развитие критических тенденций по отно-  

шению к тому <образу> социальной психологии, который сло-  

жился на американской почве со свойственной американской об-  

щественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти  

критические тенденции развиваются как среди ряда американ-  

ских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег  

в странах Западной Европы (Шихирев, 1985). Особое значение  

при этом приобретают усилия европейских социальных психоло-  

гов, объединенных в Европейскую ассоциацию эксперименталь-  

ной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого науч-  

ного сообщества характерна идея необходимости большей ориен-  

тации социальной психологии на реальные социальные пробле-  

мы и тем самым обеспечение <социального контекста> исследова-  

ний (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи  

разработаны в трудах таких видных европейских социальных пси-  

хологов, как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московиси (Фран-  

ция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной  

психологии на путях введения в ее проблематику психологии меж-  

групповых отношений. Ее основой является разработанная Тэш-  

фелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рас-  

сматривается вопрос о социальной обусловленности осознания  

человеком себя и своего поведения в социальном мире. С. Мос-  

ковиси является главой французской школы социальной психо-  

логии, автором теории <социальных представлений> (Донцов, Еме-  

льянова, 1987). Как общий анализ состояния социальной психо-  

логии (в частности, американской), предпринятый Московиси,  

так и разработка теории <социальных представлений> служат все  

той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология мо-  

жет достичь успеха только на путях ее большей <социологиза-  

ции>, т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и  

усиления меры и степени ее <социальности> - вплетения в ткань  

реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии за-  

дает общество, социальная психология лишь отвечает на них, -  

таково сгейо Московиси и всей европейской школы социальной  

психологии (Современная зарубежная социальная психология.  

Тексты, 1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется  

особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.  

46  

ЛИТЕРАТУРА  

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Современная соци-  

альная психология на Западе (Теоретические ориентации). М.. 1978.  

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.  

Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло-  

гию. Пер. с нем. М.. 1972.  

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений  

в современной французской психологии. М., 1987.  

Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. XX вв. М.. 1994.  

Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.  

Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социаль-  

но-психологического тренинга, М., 1982.  

Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.  

Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М., 1983.  

Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.  

Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л., 1983.  

Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.  

Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М.. 1979.  

Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы.  

М., 1985.  

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.  

Ярошевскии М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.  

Глава 3  

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  

ИССЛЕДОВАНИЯ  

Значение методологи- Проблемы методологии исследования  

ческих проблем являются актуальными для любой нау-  

в современной науке особенно в современную эпоху,  

когда в связи с научно-технической  

революцией крайне усложняются задачи, которые приходится ре-  

шать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми  

она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы  

организации науки, создаются большие исследовательские коллек-  

тивы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стра-  

тегию исследований, единую систему принимаемых методов. В свя-  

зи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс  

так называемых междисциплинарных методов, применяемых в  

качестве <сквозных> в различных дисциплинах. Все это требует от  

исследователей все в большей и большей степени контролировать  

47  

свои познавательные действия, анализировать сами средства, ко-  

торыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством  

того, что интерес современной науки к проблемам методологии осо-  

бенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания  

внутри философии, а именно логики ч методологии научного исследо-  

вания. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом  

методологических проблем все чаше начинают заниматься не толь-  

ко философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами  

представители конкретных наук. Возникает особый вид методологи-  

ческой рефлексии - внутринаучная методологическая рефлексия.  

Все сказанное относится и к социальной психологии (Методо-  

логия и методы социальной психологии, 1979), причем здесь всту-  

пают в действие еще и свои особые причины, первой из которых  

является относительная молодость социальной психологии как  

науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие не-  

обходимость руководствоваться в исследовательской практике одно-  

временно методологическими принципами двух различных науч-  

ных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфи-  

ческую задачу для социальной психологии - своеобразного соот-  

несения, <наложения> друг на друга двух рядов закономерностей:  

общественного развития и развития психики человека. Положе-  

ние усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятий-  

ного аппарата, что порождает необходимость использования и двух  

родов различных терминологических словарей.  

Прежде чем более конкретно говорить о методологических  

проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что  

же вообще понимается под методологией. В современном науч-  

ном знании термином <методология> обозначаются три различ-  

ных уровня научного подхода.  

1. Общая методология - некоторый общий философский под-  

ход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Об-  

щая методология формулирует некоторые наиболее общие прин-  

ципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в  

исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо оп-  

ределенное понимание вопроса о соотношении общества и лич-  

ности, природы человека. В качестве общей методологии различ-  

ные исследователи принимают различные философские системы.  

2. Частная (или специальная) методология - совокупность ме-  

тодологических принципов, применяемых в данной области зна-  

ния. Частная методология есть реализация философских принци-  

пов применительно к специфическому объекту исследования. Это  

тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный  

для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с  

ее двойственным происхождением специальная методология фор-  

мируется при условии адаптации методологических принципов как  

психологии, так и социологии. В качестве примера можно рас-  

смотреть принцип деятельности, как он применяется в отечест-  

венной социальной психологии. В самом широком смысле слова  

философский принцип деятельности означает признание деятель-  

ности сущностью способа бытия человека. В социологии деятель-  

ность интерпретируется как способ существования человеческого  

общества, как реализация социальных законов, которые и прояв-  

ляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и  

производит, и изменяет конкретные условия существования ин-  

ливидов, а также общества в целом. Именно через деятельность  

личность включается в систему общественных отношений. В пси-  

хологии деятельность рассматривается как специфический вид  

человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное от-  

ношение, в котором человек - субъект - определенным образом  

относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, та-  

ким образом, <открывается теперь в своей действительной полно-  

те в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объекта, и по-  

люс субъекта> (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности чело-  

век реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом  

человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются но-  

вые потребности. Таким образом, деятельность предстает как про-  

цесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.  

Социальная психология, принимая принцип деятельности как  

один из принципов своей специальной методологии, адаптирует  

его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому  

в социальной психологии важнейшее содержание принципа дея-  

тельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание  

деятельности как совместной социальной деятельности людей, в  

ходе которой возникают совершенно особые связи, например ком-  

муникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не  

только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи кол-  

лективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать ре-  

альные социальные группы как определенные системы деятель-  

ности; в) при условии понимания группы как субъекта деятель-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1195
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь