|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиитуемыми были люди). Однако сама стратегия исследования несет на себе черты прин- ципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключа- ется анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого те- чения меньше всего улавливается <социальный контекст>, и соци- альная психология имеет наименее <социальный> вид. Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, ра- боты Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и дру- гой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту со- циальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диа- дического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зароди- лась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тре- нинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга. 43 В целом же названные теории нельзя считать системно реали- зующими основные идеи психоанализа: скорее всего они пред- ставляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. со- держат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под руководст- вом Т. Адорно <Авторитарная личность>, где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок по- явления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно ново- му психологическому течению гуманистической психологии (А. Мас- лоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гу- манистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983). Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и тео- рии поля К. Левина. Исходным принципом здесь является рас- смотрение социального поведения с точки зрения познаватель- ных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когни- тивистской ориентации в социальной психологии связано с об- щим ростом <когнитивных> идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли психологического знания, так назы- ваемой <когнитивной психологии> (Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так на- зываемые теории когнитивного соответствия, исходящие из поло- жения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сба- лансированности его когнитивной структуры. К этим теориям от- носятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссо- нанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Тан- ненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают та- кие известные американские исследователи, какД. Креч, Р. Крач- филд и С. Аш. Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности. Однако специфика основной объяснитель- ной модели - идея о том, что все поступки и действия соверша- ются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой. Аб- страктное <соответствие>, достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира. Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение. Это объясняется тем, 44 что в отличие от бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой силой роль и значение <мен- талистских> образований в объяснении социального поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последователь- но, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983). Интеракционизм как единственная социологическая по проис- хождению теоретическая ориентация имеет своим источником тео- рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в совре- менной социальной психологии интеракционизм включает не толь- ко развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикаг- ской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ро- лей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мер- тон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называе- мой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человечес- кого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие <взаимодействие> (откуда и название ориентации), в ходе которо- го и осуществляется формирование личности. Однако констата- цией <взаимодействия> и ограничивается анализ социальных де- терминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в соци- альную структуру общества. Поэтому большая <социологичность> интеракционистской ориентации оказывается в значительной сте- пени внешней, коренные методологические проблемы включения <социального контекста> в исследования остаются нерешенными и здесь. Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ори- ентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике эксперимен- тальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследо- вании переплетаются различные теоретические ориентации. И это 45 обстоятельство, а также тот факт, что многие экспериментальные работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетель- ствуют лишний раз о явлениях глубокого кризиса, который пере- живает социальная психология. Важной чертой современного развития социальной психоло- гии на Западе является развитие критических тенденций по отно- шению к тому <образу> социальной психологии, который сло- жился на американской почве со свойственной американской об- щественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американ- ских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев, 1985). Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психоло- гов, объединенных в Европейскую ассоциацию эксперименталь- ной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого науч- ного сообщества характерна идея необходимости большей ориен- тации социальной психологии на реальные социальные пробле- мы и тем самым обеспечение <социального контекста> исследова- ний (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных пси- хологов, как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московиси (Фран- ция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии меж- групповых отношений. Ее основой является разработанная Тэш- фелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рас- сматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С. Мос- ковиси является главой французской школы социальной психо- логии, автором теории <социальных представлений> (Донцов, Еме- льянова, 1987). Как общий анализ состояния социальной психо- логии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории <социальных представлений> служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология мо- жет достичь успеха только на путях ее большей <социологиза- ции>, т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее <социальности> - вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии за- дает общество, социальная психология лишь отвечает на них, - таково сгейо Московиси и всей европейской школы социальной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты, 1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране. 46 ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе (Теоретические ориентации). М.. 1978. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло- гию. Пер. с нем. М.. 1972. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. XX вв. М.. 1994. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социаль- но-психологического тренинга, М., 1982. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М., 1983. Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л., 1983. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961. Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М.. 1979. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. М., 1985. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Ярошевскии М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Глава 3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Значение методологи- Проблемы методологии исследования ческих проблем являются актуальными для любой нау- в современной науке особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится ре- шать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллек- тивы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стра- тегию исследований, единую систему принимаемых методов. В свя- зи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве <сквозных> в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать 47 свои познавательные действия, анализировать сами средства, ко- торыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии осо- бенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики ч методологии научного исследо- вания. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаше начинают заниматься не толь- ко философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологи- ческой рефлексии - внутринаучная методологическая рефлексия. Все сказанное относится и к социальной психологии (Методо- логия и методы социальной психологии, 1979), причем здесь всту- пают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие не- обходимость руководствоваться в исследовательской практике одно- временно методологическими принципами двух различных науч- ных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфи- ческую задачу для социальной психологии - своеобразного соот- несения, <наложения> друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положе- ние усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятий- ного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей. Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под методологией. В современном науч- ном знании термином <методология> обозначаются три различ- ных уровня научного подхода. 1. Общая методология - некоторый общий философский под- ход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Об- щая методология формулирует некоторые наиболее общие прин- ципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо оп- ределенное понимание вопроса о соотношении общества и лич- ности, природы человека. В качестве общей методологии различ- ные исследователи принимают различные философские системы. 2. Частная (или специальная) методология - совокупность ме- тодологических принципов, применяемых в данной области зна- ния. Частная методология есть реализация философских принци- пов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология фор- мируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рас- смотреть принцип деятельности, как он применяется в отечест- венной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятель- ности сущностью способа бытия человека. В социологии деятель- ность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и прояв- ляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования ин- ливидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В пси- хологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное от- ношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, та- ким образом, <открывается теперь в своей действительной полно- те в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объекта, и по- люс субъекта> (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности чело- век реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются но- вые потребности. Таким образом, деятельность предстает как про- цесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность. Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа дея- тельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например ком- муникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи кол- лективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать ре- альные социальные группы как определенные системы деятель- ности; в) при условии понимания группы как субъекта деятель- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|