|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииПока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения. На всех стадиях социализации воздей- ствие общества на личность осуществля- ется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что об- щество и группа передают становящейся личности некоторую сис- тему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные груп- пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос- тей и которые выступают своеобразными трансляторами социаль- ного опыта, получили название институтов социализации. Выяв- ление их роли в процессе социализации опирается на общий со- циологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами вы- ступают: в период раннего детства - семья и играющие все боль- шую роль в современных обществах дошкольные детские учрежде- ния. Семья рассматривалась традиционно как важнейший инсти- тут социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приоб- ретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые соци- альные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либераль- ный) оказывает воздействие на формирование у ребенка <образа-Я> (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естествен- но, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличе- ние числа разводов, малодетность, ослабление традиционной по- зиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе со- циализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26). Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со ста- новлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию 284 раздела возрастной социальной психологии, либо о создании та- кой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие <воз- растная социальная психология> и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломин- ский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально -психологи- ческие аспекты при этом не получают полного освещения. Прак- тическая же необходимость в социально-психологическом анали- зе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лон- гитюдных исследований, которые показали бы зависимость фор- мирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогичес- кой психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечи- вает ученику систематическое образование, которое само есть важ- нейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смыс- ле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от об- щества и государства, хотя эта зависимость и различна в тотали- тарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, сле- довательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в граж- данскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает ус- тойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. При- влекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимос- ти групп сверстников в процессе социализации варьируют в обще- ствах разного типа (Бронфенбреннер, 1976). Для социального психолога особенно важен акцент в исследо- ваниях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социали- зации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период <ролевого моратория>, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Если в теоретическом плане активность личности 285 может быть определена самым различным образом, то в экспери- ментальном исследовании она изучается часто через анализ спосо- бов принятия решения. Юность с этой точки зрения - хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того. насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию соци- ализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований выс- ших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама пробле- матика студенчества занимает все более значительное место в сис- теме различных общественных наук. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено имен- но на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще не- достаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследова- ние трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или груп- пового принятия решений, характеризует какие-то стороны тру- дового коллектива как института социализации. Однако не все ас- пекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального харак- тера, когда на смену институту социализации приходит своеобраз- ный институт <десоциализации> в виде преступной группы, груп- пы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социа- лизации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетру- довой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в ка- честве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов зако- номерно признание понятия социализации, то предстоит исследо- вать вопрос и об институтах этой стадии. Естественно, что каждый из названных здесь институтов соци- ализации обладает целым рядом других функций, его деятельность 286 не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социали- зации означает лишь своеобразное <извлечение> из всей совокуп- ности выполняемых ими общественных задач. При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психо- логия таких групп фиксирует социально-типическое, в разной сте- пени представленное в психологии отдельных личностей, состав- ляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психо- логии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении ста- дий социализации необходимо учитывать социально-экономичес- кие различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воз- действие на личность, как бы сталкивается с системой воздейст- вия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Муд- рик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальней- шем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и боль- ших групп в развитии личности. ЛИТЕРАТУРА Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970; Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общест- во. Выл. 9. Л., 1971. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллек- тиве школьников. Минск, 1972. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967. Кон. И.С. Открытие Я. М., 1978. Кон. И.С. Психология юношеского возраста. М.. 1979. Кон. И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Кон. И.С. Психология ранней юности. М.. 1989. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. Сталин В.В. Самосознание личности. М.. 1984. 287 Исследования социаль- ной установки в общей психологии Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА При исследовании личности в социаль- ной психологии важнейшее место за- нимает проблема социальной установ- ки. Если процесс социализации объяс- няет. каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес- те с тем активно воспроизводит его. то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль- ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и дея- тельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует раз- вертыванию реального действия, необходимо прежде всего про- анализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривает- ся соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутренне- го механизма, побуждающего к действию. Однако при этом оста- ется еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях по- ступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выби- рают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной уста- новки (Обуховский, 1972). Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: <Н., оче- видно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубежде- ние против эстрадной музыки>; <Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков> и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близ- ком к понятию <отношение>. Однако в психологии термин <уста- новка> имеет свое собственное значение, свою собственную тра- дицию исследования, и необходимо соотнести понятие <социаль- ная установка> с этой традицией. Проблема установки была специальным предметом исследова- ния в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов <уста- новка> и <социальная установка> приводит к тому, что иногда со- держание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем бо- лее, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: <склонность>, <направленность>, 288 <готовность>. Вместе с тем необходимо точно развести сферу дей- ствия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия <социальных установок>. Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Уз- надзе: <Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со- стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос- тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией> (Узнад- зе, 1901). Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотре- нии проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Пред- ложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерми- нант, определяющих саму природу социальной ситуации, в кото- рой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Уз- надзе более всего касается вопроса о реализации простейших фи- зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо- знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии. Такие по- пытки делались неоднократно (Надирашвили, 1974). Однако нас интересует сейчас различие в самих основаниях подхода к пробле- ме в школе Д.Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связанных с разработкой аналогичной проблемы. Сама идея выявления особых состояний личности, предшест- вующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследо- вателей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мяси- щевым в его концепции отношений человека. Отношение, пони- маемое <как система временных связей человека как личности- субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторона- ми> (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, кото- рая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются 289 различные, в том числе и социальныеобъекты, на которые это отно- шение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера дей- ствий личности на основе отношений практически безгранична. В специфической теоретической схеме эти процессы анализи- руются и в работах Л.И. Божович (Божович, 1969). При исследова- нии формирования личности в детском возрасте ею было установ- лено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различ- ными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, кото- рая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуаци- ях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности дейст- вовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жиз- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|