Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



50 страница


ной науки. <Теоретический и эмпирический анализ должен пред-  

шествовать любой социально-психологической рекомендации по  

решению какой-либо проблемы>, - замечает Р. Айзер (Айзер, 1984.  

С. 254).  

На современном этапе гораздо более корректной позицией яв-  

ляется позиция точного указания на то, что <может> и чего <не  

может> сегодня социальная психология. В тех областях, где при-  

кладные социально- психологические исследовании возможны,  

социальный психолог должен подойти к ним с максимальной от-  

ветственностью. Названные специфические черты прикладных  

исследований в полной мере представлены и в социальной психо-  

логии. Многие из них общи как для социально-психологических,  

так и для социологических исследований (Ядов, 1995). Но в соци-  

альной психологии они обрастают еще целым комплексом специ-  

фических трудностей.  

Следует помнить, что всякое социально-психологическое ис-  

следование, проведенное <в поле>, есть вмешательство исследова-  

теля в жизнь реальной группы, где складываются определенные  

взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным  

миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Приход  

социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой  

жизнедеятельности не должен разрушить этот естественный про-  

цесс. Руководящим принципом работы здесь должен быть тот же  

принцип, которого обязан придерживаться врач в соответствии с  

требованием Гиппократа <Не навреди!>. Именно здесь социально-  

го психолога и поджидает ряд затруднений.  

Они связаны с особенностями применяемых в социальной пси-  

холотми методик. Как мы установили, они базируются на том. что  

источник получения информации - человек. Вся стратегия при-  

кладного исследования построена на постоянном взаимодействии  

исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жиз-  

недеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации -  

это не испытуемый в лаборатории. Там, когда он приходит на экс-  

перимент, он настроен соответствующим образом, в каком-то смыс-  

ле отключен от своих житейских проблем. Давая ответы на раз-  

личные вопросы, выполняя задания экспериментатора, он <настроен  

на волну> эксперимента.  

В процессе же своейтрудовой, учебной или спортивной дея-  

тельности, где застал его социальный психолог, проводящий ис-  

следование <в поле>, такой <испытуемый> перестает быть испыту-  

емым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член  

своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование  

ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Значит.  

отвечая на вопросы интервью, заполняя социометрическую кар-  

точку и т.д., он не выключен полностью из системы окружающих  

его отношений. Это дает большой выигрыш полевому социально-  

психологическому исследованию, помогает избежать стерильнос-  

ти ситуации, возникающей в лаборатории, но это же и заставляет  

улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть.  

Предположим, что исследователь приходит в цех и хочет изучить  

вопрос о характере отношений в коллективе по <вертикали> -  

между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему,  

который только что получил замечание от мастера, выговор, кажу-  

щийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуа-  

ции в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в  

данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Дело  

социального психолога, проводящего исследование <в поле>, -  

уметь найти коэффициенты подобных искажений, что сделать да-  

леко не всегда удается.  

Другой вопрос касается самого времени проведения приклад-  

ного исследования. Все социально-психологические методики гро-  

моздки, их применение требует значительного времени. Если ис-  

следование проводить в рабочее время, оно может нарушить про-  

изводственный ритм. Если проводить его после рабочей смены -  

это значит задержать людей на довольно значительное время. Оста-  

вить <добровольцев> (чаше всего к этому приходится прибегать) -  

допустить известное смешение выборки, к тому же по некоторым  

методикам бывает необходим сплошной опрос. Нет единого алго-  

ритма для решения этих проблем: в каждом конкретном случае  

приходится принимать решение о пути, на котором понесешь на-  

именьшие потери. Но важно знать об этих трудностях, иметь их в  

виду, быть озабоченным ими. Такое знание служит порукой тому,  

что будут действительно реализованы все возможности для сня-  

тия негативных эффектов и найдено оптимальное решение.  

Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических  

норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследова-  

ние, выполняет заказ администрации, руководства и т.д. Выявле-  

ние ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет  

за собой - эксплицитно или имплицитно - определенные кри-  

тические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности  

которых зависят недостатки и которые в то же время являются  

заказчиками исследования. Социальный психолог должен быть  

осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отно-  

шений в реальном коллективе. Очень важно абсолютно точно обо-  

значить свою роль. Иногда в реальных группах, где впервые про-  

водится социально-психологическое исследование, исследовате-  

ля принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контролера и  

т.д. Вместо ответов на задаваемые вопросы следуют различные  

просьбы, а порой и жалобы. Это присвоение чужой роли иногда  

необходимо по методике, но чаше такой необходимости нет. В та-  

ком случае прямой долг исследователя - максимально точно объ-  

яснить цель своего прихода, цель исследования, свои собствен-  

ные функции и задачи. Понятно, что при изложении этих вопро-  

сов он должен соблюдать все те правила, которые требуются зада-  

чей исследования.  

Свойственная всякому прикладному исследованию трудность  

в отношении языка резко возрастает в социальной психологии.  

Как для психологии вообще, так и для социальной психологии  

особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют  

большое распространение в обыденной речи и обрастают часто  

случайными коннотациями. Такие психологические термины, как  

<личность>, <деятельность>, <ценность>, широко используются в  

обыденной жизни. Любая методика, включающая эти термины,  

без операционального их определения может дать нежелательный  

эффект, если испытуемые будут понимать предложенные терми-  

ны в том смысле, к которому они привыкли в повседневных си-  

пи  

туациях. Значит, первая проблема, которая встает перед социаль-  

ным психологом, с точки зрения требований к языку исследова-  

ния, заключается в своеобразной адаптации этого языка по от-  

ношению к испытуемому. Это правило необходимо соблюдать еще  

и по другой причине: отдельные термины могут быть не понятны  

или восприниматься слишком ситуативно (например, в вопросе  

интервью: <Часто ли Вы ходите в кино?>, предлагаемые интервалы  

будут весьма различны для молодого холостого мужчины и для  

пожилой, не очень здоровой женщины). Важны не только терми-  

ны, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе  

их собственной жизненной позиции.  

Другая сторона проблемы языка прикладного исследования  

связана с применением некоторых специальных социально-пси-  

хологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказы-  

ваются как бы скомпрометированными их употреблением за пре-  

делами науки. В соответствующих разделах такие понятия уже упо-  

минались: <конформист>, <авторитарный лидер>, <формальная груп-  

па> и т.д. Есть достаточно большой и огорчительный материал  

относительно того, какие проблемы возникают порой у исследо-  

вателей при использовании этих терминов. Слово <конформист>,  

имеющее негативный оттенок в повседневной жизни и в полити-  

ческой сфере, рассматривается как обидное, если адресуется ис-  

пытуемому в его диалоге с исследователем. В одном большом за-  

водском коллективе после оглашения результатов исследования  

по стилю руководства возникло настоящее негодование тех руко-  

водителей, чей стиль был определен как <авторитарный>. Соци-  

альный психолог не может не считаться с нормами повседневного  

употребления терминов, при которых такие ситуации становятся  

возможными.  

Конечно, трудности языка прикладного социально-психоло-  

гического исследования не являются главными. Более значимы  

проблемы, связанные с возможным искажением социально-пси-  

хологической информации, возникшим в условиях реальной жиз-  

ни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного иссле-  

дования требует от социального психолога высоких нравственных  

качеств и чувства социальной ответственности. Элементарная веж-  

ливость, общительность - все эти само собой разумеющиеся ка-  

чества также необходимы при любой работе с людьми, но в дан-  

ном случае речь идет о том, что все должно быть подчинено глав-  

ному - умению понять свое исследование в контексте реальной  

жизни, реальных требований общества, реального права каждого  

человека на то, что вмешательство науки не принесет ему допол-  

нительных осложнений, а тем более вреда.  

325  

Эффективность Высокая моральная и социальная от-  

прикладных исследо- ветственность социального психолога  

вании в социальной является обязательным условием и при  

решении вопроса об эффективности  

прикладных исследований. Из всего  

сказанного выше ясно. что прикладное исследование, финанси-  

руемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать опреде-  

ленную отдачу, в противном случае оно не будет получать необхо-  

димые средства. Для многих других областей науки, где практика  

прикладных исследований достаточно давно развита, вопрос об  

эффективности не представляет особой сложности. Особенно это  

относится, например, к экономическим прикладным исследова-  

ниям. В системе психологических наук такие области, как психо-  

логия труда и инженерная психология, также имеют достаточно  

надежные формы определения эффективности своих исследова-  

ний. Как правило, в данном случае подсчитывается экономичес-  

кая эффективность, т.е. прямой экономический выигрыш, кото-  

рый можно получить от внедрения того или иного результата ис-  

следования. Результаты исследований могут быть сравнимы с той  

точки зрения, которое из них более, а которое менее эффективно.  

В области социальной психологии проблема эффективности  

не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в  

чем может проявляться эффективность каждого отдельного иссле-  

дования (и, соответственно, как измерять ее) и что значит эффек-  

тивность социальной психологии в широком плане (т.е. каковы воз-  

можности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения  

результатов исследований)? Каждая из этих сторон имеет свои соб-  

ственные проблемы.  

Эффективность каждого отдельного прикладного исследования  

может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социаль-  

ных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно  

легко представить себе такую ситуацию, что исследование, пред-  

положим, психологического климата промышленного предприятия  

приведет к таким существенным преобразованиям в области тру-  

довой дисциплины, что предприятие начнет резко повышать про-  

изводительность труда, экономить сырье и т.д. При этом эффект  

социально-психологического вмешательства получит денежное  

выражение. Правда, такой подсчет никогда не может быть гаран-  

тирован от ошибки: только ли вследствие изменения климата про-  

изошли все названные перемены в коллективе промышленного  

предприятия? Или, может быть, здесь одновременно имели место  

и совсем другие процессы, в ходе которых возникли новые <пере-  

менные> (например, улучшение условий труда не в силу рекоменда-  

426  

ции социальных психологов, а в силу объективно изменившихся  

возможностей материального обеспечения). Развести точно раз-  

личные причины в этом случае не так-то просто.  

Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы научились  

считать экономический выигрыш от внедрения социально-психо-  

логических рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем  

учитывать все аспекты эффективности прикладного исследования?  

Разумеется, нет. Эффективность социально-психологического ис-  

следования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколь-  

ко экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторо-  

на вопроса - социальное развитие и группы в целом, и каждого ее  

члена в отдельности - не менее важная характеристика. Благо-  

приятный психологический климат может означать не только по-  

вышение производительности труда, рост дисциплины, уменьше-  

ние текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива,  

каждого отдельного работника, стимуляцию его к повышению соб-  

ственной культуры, развитию в людях активности, общительнос-  

ти, чуткости по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в которых  

измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш,  

не существует. Следовательно, при оценке эффективности при-  

кладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя  

бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя,  

сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффектив-  

но, а другое - нет, судя только по количеству увеличившейся про-  

дукции в одном из изученных коллективов. Положительные изме-  

нения, которые произошли во втором коллективе, может быть да-  

дут знать Їо себе значительно позже, но из этого не следует, что  

сегодня работу исследователей можно подвергнуть критике как  

неэффективную. Улучшение способов определения эффективнос-  

ти прикладных исследований в социальной психологии - акту-  

альная задача.  

Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство. В социаль-  

ной психологии специфически решается проблема <внедрения>. Не  

всегда социальный психолог в состоянии сам внедрить свою реко-  

мендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятель-  

ности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в  

отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за того, что  

руководитель не обеспечивает оптимальной рабочей атмосферы.  

Рекомендация будет сформулирована так. что тот или иной мас-  

тер, бригадир, начальник цеха не соответствует своей должности и  

должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог:  

принятие решения по этому вопросу есть компетенция админи-  

страции, профсоюза, но не социального психолога. Таким обра-  

",17  

зом, в ряде случаев, как отмечал американский социолог П. Ла-  

зарсфельд. возникает дистанция между <знанием> проблем и <ре-  

шением> их: субъектами знания и решения являются разные зве-  

нья организации социального процесса. Если же согласиться с тем,  

что роль социальной психологии при проведении прикладных ис-  

следований чисто консультативная, то это вновь заставляет заду-  

маться над вопросом об измерении эффективности таких исследо-  

ваний. Для решения его, безусловно, прежде всего необходимо  

накопление некоторого опыта,  

Вторая сторона проблемы эффективности социально-психоло-  

гических исследований касается не только прикладной области,  

но всей науки в целом. Однако в связи с практикой прикладных  

исследований эта проблема встает с особой остротой. Речь идет о  

том, чего в принципе можно ожидать от социальной психологии, с  

точки зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете должна  

привести хорошо налаженная система исследований. Можно до-  

пустить, что развитие социальной психологии будет осуществляться  

весьма быстрым темпом, что многие частные вопросы, так же как  

и вопросы организации прикладных исследований, будут успешно  

решены. Что тогда общество может потребовать от социальной  

психологии? Что она сможет дать ему? Иными словами, старый  

вопрос: <Что может и чего не может социальная психология?> дол-  

жен теперь быть рассмотрен на более широком фоне, на фоне  

возможностей науки в целом.  

Одно из решений этого вопроса состоит в признании за этой  

дисциплиной права на манипуляцию человеческой личностью.  

Наиболее полное выражение эта идея получила в книге Б. Скин-  

нера <По ту сторону свободы и достоинства>, где была разработана  

так называемая рациональная поведенческая технология. Ее сущность  

заключается в том, что в обществе выделяется особая группа опе-  

раторов, которая обеспечивает на основе представления о рацио-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1136
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь