|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииной науки. <Теоретический и эмпирический анализ должен пред- шествовать любой социально-психологической рекомендации по решению какой-либо проблемы>, - замечает Р. Айзер (Айзер, 1984. С. 254). На современном этапе гораздо более корректной позицией яв- ляется позиция точного указания на то, что <может> и чего <не может> сегодня социальная психология. В тех областях, где при- кладные социально- психологические исследовании возможны, социальный психолог должен подойти к ним с максимальной от- ветственностью. Названные специфические черты прикладных исследований в полной мере представлены и в социальной психо- логии. Многие из них общи как для социально-психологических, так и для социологических исследований (Ядов, 1995). Но в соци- альной психологии они обрастают еще целым комплексом специ- фических трудностей. Следует помнить, что всякое социально-психологическое ис- следование, проведенное <в поле>, есть вмешательство исследова- теля в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Приход социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельности не должен разрушить этот естественный про- цесс. Руководящим принципом работы здесь должен быть тот же принцип, которого обязан придерживаться врач в соответствии с требованием Гиппократа <Не навреди!>. Именно здесь социально- го психолога и поджидает ряд затруднений. Они связаны с особенностями применяемых в социальной пси- холотми методик. Как мы установили, они базируются на том. что источник получения информации - человек. Вся стратегия при- кладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жиз- недеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации - это не испытуемый в лаборатории. Там, когда он приходит на экс- перимент, он настроен соответствующим образом, в каком-то смыс- ле отключен от своих житейских проблем. Давая ответы на раз- личные вопросы, выполняя задания экспериментатора, он <настроен на волну> эксперимента. В процессе же своейтрудовой, учебной или спортивной дея- тельности, где застал его социальный психолог, проводящий ис- следование <в поле>, такой <испытуемый> перестает быть испыту- емым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Значит. отвечая на вопросы интервью, заполняя социометрическую кар- точку и т.д., он не выключен полностью из системы окружающих его отношений. Это дает большой выигрыш полевому социально- психологическому исследованию, помогает избежать стерильнос- ти ситуации, возникающей в лаборатории, но это же и заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть. Предположим, что исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по <вертикали> - между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажу- щийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуа- ции в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Дело социального психолога, проводящего исследование <в поле>, - уметь найти коэффициенты подобных искажений, что сделать да- леко не всегда удается. Другой вопрос касается самого времени проведения приклад- ного исследования. Все социально-психологические методики гро- моздки, их применение требует значительного времени. Если ис- следование проводить в рабочее время, оно может нарушить про- изводственный ритм. Если проводить его после рабочей смены - это значит задержать людей на довольно значительное время. Оста- вить <добровольцев> (чаше всего к этому приходится прибегать) - допустить известное смешение выборки, к тому же по некоторым методикам бывает необходим сплошной опрос. Нет единого алго- ритма для решения этих проблем: в каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором понесешь на- именьшие потери. Но важно знать об этих трудностях, иметь их в виду, быть озабоченным ими. Такое знание служит порукой тому, что будут действительно реализованы все возможности для сня- тия негативных эффектов и найдено оптимальное решение. Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследова- ние, выполняет заказ администрации, руководства и т.д. Выявле- ние ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет за собой - эксплицитно или имплицитно - определенные кри- тические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые в то же время являются заказчиками исследования. Социальный психолог должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отно- шений в реальном коллективе. Очень важно абсолютно точно обо- значить свою роль. Иногда в реальных группах, где впервые про- водится социально-психологическое исследование, исследовате- ля принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контролера и т.д. Вместо ответов на задаваемые вопросы следуют различные просьбы, а порой и жалобы. Это присвоение чужой роли иногда необходимо по методике, но чаше такой необходимости нет. В та- ком случае прямой долг исследователя - максимально точно объ- яснить цель своего прихода, цель исследования, свои собствен- ные функции и задачи. Понятно, что при изложении этих вопро- сов он должен соблюдать все те правила, которые требуются зада- чей исследования. Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Как для психологии вообще, так и для социальной психологии особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи и обрастают часто случайными коннотациями. Такие психологические термины, как <личность>, <деятельность>, <ценность>, широко используются в обыденной жизни. Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные терми- ны в том смысле, к которому они привыкли в повседневных си- пи туациях. Значит, первая проблема, которая встает перед социаль- ным психологом, с точки зрения требований к языку исследова- ния, заключается в своеобразной адаптации этого языка по от- ношению к испытуемому. Это правило необходимо соблюдать еще и по другой причине: отдельные термины могут быть не понятны или восприниматься слишком ситуативно (например, в вопросе интервью: <Часто ли Вы ходите в кино?>, предлагаемые интервалы будут весьма различны для молодого холостого мужчины и для пожилой, не очень здоровой женщины). Важны не только терми- ны, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции. Другая сторона проблемы языка прикладного исследования связана с применением некоторых специальных социально-пси- хологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказы- ваются как бы скомпрометированными их употреблением за пре- делами науки. В соответствующих разделах такие понятия уже упо- минались: <конформист>, <авторитарный лидер>, <формальная груп- па> и т.д. Есть достаточно большой и огорчительный материал относительно того, какие проблемы возникают порой у исследо- вателей при использовании этих терминов. Слово <конформист>, имеющее негативный оттенок в повседневной жизни и в полити- ческой сфере, рассматривается как обидное, если адресуется ис- пытуемому в его диалоге с исследователем. В одном большом за- водском коллективе после оглашения результатов исследования по стилю руководства возникло настоящее негодование тех руко- водителей, чей стиль был определен как <авторитарный>. Соци- альный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов, при которых такие ситуации становятся возможными. Конечно, трудности языка прикладного социально-психоло- гического исследования не являются главными. Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-пси- хологической информации, возникшим в условиях реальной жиз- ни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного иссле- дования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности. Элементарная веж- ливость, общительность - все эти само собой разумеющиеся ка- чества также необходимы при любой работе с людьми, но в дан- ном случае речь идет о том, что все должно быть подчинено глав- ному - умению понять свое исследование в контексте реальной жизни, реальных требований общества, реального права каждого человека на то, что вмешательство науки не принесет ему допол- нительных осложнений, а тем более вреда. 325 Эффективность Высокая моральная и социальная от- прикладных исследо- ветственность социального психолога вании в социальной является обязательным условием и при решении вопроса об эффективности прикладных исследований. Из всего сказанного выше ясно. что прикладное исследование, финанси- руемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать опреде- ленную отдачу, в противном случае оно не будет получать необхо- димые средства. Для многих других областей науки, где практика прикладных исследований достаточно давно развита, вопрос об эффективности не представляет особой сложности. Особенно это относится, например, к экономическим прикладным исследова- ниям. В системе психологических наук такие области, как психо- логия труда и инженерная психология, также имеют достаточно надежные формы определения эффективности своих исследова- ний. Как правило, в данном случае подсчитывается экономичес- кая эффективность, т.е. прямой экономический выигрыш, кото- рый можно получить от внедрения того или иного результата ис- следования. Результаты исследований могут быть сравнимы с той точки зрения, которое из них более, а которое менее эффективно. В области социальной психологии проблема эффективности не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эффективность каждого отдельного иссле- дования (и, соответственно, как измерять ее) и что значит эффек- тивность социальной психологии в широком плане (т.е. каковы воз- можности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения результатов исследований)? Каждая из этих сторон имеет свои соб- ственные проблемы. Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социаль- ных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко представить себе такую ситуацию, что исследование, пред- положим, психологического климата промышленного предприятия приведет к таким существенным преобразованиям в области тру- довой дисциплины, что предприятие начнет резко повышать про- изводительность труда, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное выражение. Правда, такой подсчет никогда не может быть гаран- тирован от ошибки: только ли вследствие изменения климата про- изошли все названные перемены в коллективе промышленного предприятия? Или, может быть, здесь одновременно имели место и совсем другие процессы, в ходе которых возникли новые <пере- менные> (например, улучшение условий труда не в силу рекоменда- 426 ции социальных психологов, а в силу объективно изменившихся возможностей материального обеспечения). Развести точно раз- личные причины в этом случае не так-то просто. Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы научились считать экономический выигрыш от внедрения социально-психо- логических рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты эффективности прикладного исследования? Разумеется, нет. Эффективность социально-психологического ис- следования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколь- ко экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторо- на вопроса - социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности - не менее важная характеристика. Благо- приятный психологический климат может означать не только по- вышение производительности труда, рост дисциплины, уменьше- ние текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива, каждого отдельного работника, стимуляцию его к повышению соб- ственной культуры, развитию в людях активности, общительнос- ти, чуткости по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности при- кладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффектив- но, а другое - нет, судя только по количеству увеличившейся про- дукции в одном из изученных коллективов. Положительные изме- нения, которые произошли во втором коллективе, может быть да- дут знать Їо себе значительно позже, но из этого не следует, что сегодня работу исследователей можно подвергнуть критике как неэффективную. Улучшение способов определения эффективнос- ти прикладных исследований в социальной психологии - акту- альная задача. Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство. В социаль- ной психологии специфически решается проблема <внедрения>. Не всегда социальный психолог в состоянии сам внедрить свою реко- мендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятель- ности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за того, что руководитель не обеспечивает оптимальной рабочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована так. что тот или иной мас- тер, бригадир, начальник цеха не соответствует своей должности и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог: принятие решения по этому вопросу есть компетенция админи- страции, профсоюза, но не социального психолога. Таким обра- ",17 зом, в ряде случаев, как отмечал американский социолог П. Ла- зарсфельд. возникает дистанция между <знанием> проблем и <ре- шением> их: субъектами знания и решения являются разные зве- нья организации социального процесса. Если же согласиться с тем, что роль социальной психологии при проведении прикладных ис- следований чисто консультативная, то это вновь заставляет заду- маться над вопросом об измерении эффективности таких исследо- ваний. Для решения его, безусловно, прежде всего необходимо накопление некоторого опыта, Вторая сторона проблемы эффективности социально-психоло- гических исследований касается не только прикладной области, но всей науки в целом. Однако в связи с практикой прикладных исследований эта проблема встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в принципе можно ожидать от социальной психологии, с точки зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете должна привести хорошо налаженная система исследований. Можно до- пустить, что развитие социальной психологии будет осуществляться весьма быстрым темпом, что многие частные вопросы, так же как и вопросы организации прикладных исследований, будут успешно решены. Что тогда общество может потребовать от социальной психологии? Что она сможет дать ему? Иными словами, старый вопрос: <Что может и чего не может социальная психология?> дол- жен теперь быть рассмотрен на более широком фоне, на фоне возможностей науки в целом. Одно из решений этого вопроса состоит в признании за этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой личностью. Наиболее полное выражение эта идея получила в книге Б. Скин- нера <По ту сторону свободы и достоинства>, где была разработана так называемая рациональная поведенческая технология. Ее сущность заключается в том, что в обществе выделяется особая группа опе- раторов, которая обеспечивает на основе представления о рацио- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|