|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиинические стереотипы складываются всегда в некотором социаль- ном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму пред- убеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоциональ- ного образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явле- ниями. В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является отно- сительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относи- тельно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гор- дости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распростра- ненность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне - представители всех групп предпочли 168 свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня на- блюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж- цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, дат- чане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина на- звали шведок, австрийцы - итальянок, датчане - немок, а у ос- тальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гор- дости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени от- носительности представлений о содержании типичных характерис- тик различных национальных групп. В этнические стереотипы всег- да мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обу- словленные содержанием культуры и т.д. Сложность явлений национальной психологии заставляет с особой тщательностью поставить вопрос о том, где коренятся при- чины национальных особенностей людей. В исследованиях были перебраны многочисленные причины этих различий: в теориях <народного духа> они были объяснены изначальной заданностью, в различных биологических интерпретациях общественного про- цесса они часто рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе; корни этих различий отыскивались так- же в антропологических, физических особенностях людей, в гео- графических условиях их существования и т.д. Неудовлетворен- ность этими концепциями повернула исследователей лицом к ана- лизу исторически сложившихся экономических, социальных и куль- турных условий жизни. Этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежнос- тью. Однако уже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования, Особенно хорошо этот материал <поддавался> исследованию в том случае, когда брались наименее развитые - наиболее изолирован- но живущие племена. Поэтому огромное большинство исследова- ний в традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов, таких как Таити, Гаити и пр. Хотя в этих исследованиях и уста- 169 навливалась зависимость этнической психологии от условий жиз- ни группы, сами условия в данной конкретной ситуации были весьма специфическими. Перенос результатов подобных исследо- ваний на большие современные нации невозможен, так как при переходе к этим новым объектам исследования необходимо вклю- чение еще целого ряда факторов, что в принципе может изменить сложившуюся картину. Поэтому, несмотря на ценность отдельных работ и их высокое качество, они остаются полезными на весьма <локальном> уровне. Другая попытка предпринята в рамках культурантропологии, ориентированной на школу неофрейдизма. Здесь было введено по- нятие <базовой личности>, фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этни- ческой группы. Анализ базовой личности предполагал анализ спо- собов ее социализации, т.е. изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре, и т.д., т.е. иссле- дование было нацелено на выяснение условий формирования ба- зовой личности, иными словами, условий, порождающих этни- ческие особенности людей. Несомненно это перспективное на- правление анализа, однако он не всегда доведен до конца: усло- вия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рассмотрения, без чего нельзя считать найденным ответ на вопрос о причинах этнических различий между людьми и, в частности, психологических различий представителей разных этнических групп. Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией, перед этнопсихологией, весьма сложна. Политическая острота проблемы в современном мире заставляет решать эти вопросы с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не оз- начает признания <одинаковости> наций. Следовательно, выявле- ние национальных особенностей, в том числе различий в психи- ческом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как про- изводные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Несмотря на относительную ус- тойчивость этих черт, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование, этнический стереотип <лишь возводит в абсолют фактическую односторонность жизнедеятельности разных челове- ческих групп, обусловленную разницей условий существования и наличным мировым разделением труда> (Королев, 1970. С. 34). 170 Дальнейший механизм превращения этнического стереотипа в предубеждение, а затем закрепление этого предубеждения в идео- логических и политических доктринах - проблема отнюдь не со- циально-психологическая. Поэтому сложность объекта исследова- ния требует комплексного подхода, объединения усилий ряда на- учных дисциплин. Особая актуальность данной проблемы для социальной психо- логии в нашей стране на современном этапе ее развития очевидна. В условиях радикальных социальных преобразований, распада СССР резко обострились национальные конфликты. Вскрыть со- циально-психологический механизм формирования национального самосознания, выявить его роль в развитии национальных отно- шений - важная социальная задача. Социальная психология мо- жет внести свой вклад в ее решение. ЛИТЕРАТУРА Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. Кои И. Национальный характер. Миф или реальность? <Иностранная литература>, 1970, С. 3. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Социальная психология. М; 1975.. Социальная психология классов. М., 1985. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отноше- ния // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. - Пер. с англ. М., 1993. Глава 10 СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ При общей классификации больших Общая характеристика социальных групп уже говорилось о и типы стихийных групп том, что существует особая их разно- видность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать <группой>. Это кратковременные объедине- ния большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, 171 но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определен- ному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профес- сий, возрастов и т.д. Такая <группа> может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обя- зательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать <субъ- ектом совместной деятельности>, но и недооценивать его значе- ние также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмеча- лось выше, история социальной психологии в определенной степе- ни <начиналась> именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.). В социальной психологии XX в. психологические характерис- тики таких групп описываются как формы коллективного поведе- ния. Учитывая, что термин <коллектив> в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять на- званный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом. Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти- хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз- личных больших организованных групп существуют не изолиро- ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возни- кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз- ни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя- тельств. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. К сожалению, в социальной пси- хологии исследования эти весьма ограниченны, чаще проблема изучается в социологии (Б.Л. Грушин, 1967), Вместе с тем для со- циально-психологического анализа стихийных групп изучение об- щественного мнения, предшествующего формированию таких групп весьма важно: динамичность общественного мнения, вклю- ченность в него эмоциональных оценок действительности, непо- средственная форма его выражения могут послужить в определен- ный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массо- вых действий. 172 Это можно проследить более конкретно на примере формиро- вания различных типов стихийных групп. Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы- тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару- шителя, недовольства действиями представителя власти или про- сто проходящего человека. Длительность ее существования опре- деляется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким- либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отка- зались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, напри- мер к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоцио- нальный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы органи- зации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: тол- па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обя- зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо- жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно соби- раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обыч- но выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, предста- вители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп- пы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, напри- мер, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание лю- дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре- лищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще- ния. В более замкнутых помещениях, например в лекционных за- лах, публику часто пменуютаудиторией. Публика всегда собирает- 173 ся ради общей и определенной цели, поэтому она более управляе- ма, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается мас- совым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Доста- точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуп- равляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив- ного процесса в этих группах. Общественное мнение, представ- ленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой сто- роны, в подобных группах популярен иной источник информа- ции - различного рода слухи и сплетни. У них - свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии. Этот ис- точник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды (Шер- ковин, 1975. С. 286). Образовавшийся таким образом сплав суж- дений и утверждений начинает функционировать в массе или тол- пе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, проис- ходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена <здесь и теперь> без всякой потребности проверки ее достовер- ности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия. Таким образом, отсутствие длительного контакта между людь- ми в таких ситуациях не снимает вопроса о том, что общение и здесь крайне важно и значимо для жизнедеятельности людей, так же как и специфические средства их воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной психологии к актив- ному развертыванию экспериментальных исследований, перене- сению акцента на малую группу интерес к этим способам воздей- ствия на большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти проблемы вновь стали привлекать к себе внимание. Очевидно, в действительности вопрос заключается не в том, что проблемы устарели, а в том, что новый уровень развития нау- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|