|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиисклад> личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос- тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло- гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только <часть> психологии лич- ности <входит> в психологию группы. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же ме- тодами можно исследовать общественную психологию больших со- циальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со- циальной психологии приходится в данном случае прибегать к ис- пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не- которых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы во- обще неизвестны социальной психологии: если вспомнить пред- ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по- знания <психологии народов>, то станет ясным, что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к проблеме ис- пользования таких методов. Естественно, сегодня и они претерпе- ли существенные изменения, но в принципе сам набор подобных методов допустим. Одной из современных форм применения та- ких методов являются так называемые межкультурные исследова- ния, где термин <межкультурные> отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза- тельно различные культуры, но и различные социальные группы. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследо- ваний, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскры- вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по- лучить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экс- периментальным исследованием, и тип так называемого корреля- 156 ционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим прежде всего при изучении психологических характе- ристик больших групп. Кроме названных методов исследования, при изучении боль- ших групп социальная психология использует также приемы, при- нятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей при- ходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Естествен- но, и в данном случае возникают проблемы, неизбежные при ана- лизе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы именно являются таким объектом. Не случайно поэтому, что область исследования психологичес- ких характеристик больших групп является наиболее <социологи- ческой> частью социальной психологии, настолько, что при неко- торых построениях курса социальной психологии эта проблема вообще опускается. Отклики такой постановки вопроса можно встретить и в современной отечественной социальной психоло- гии, во всяком случае тенденция отдать проблематику больших групп социологии достаточно распространена. Вместе с тем по- лезно было бы обратить внимание на тот факт, что в концепциях, разрабатываемых в настоящее время исследователями в странах Западной Европы, особенно сильно подчеркивается мысль о том, что без анализа больших групп упускается тот самый социальный контекст, который и делает социальную психологию социальной. Трудности, стоящие на пути исследования этой проблемы, долж- ны умножить усилия, направленные на ее разработку, а не порож- дать стремление игнорировать ее. Существенный вклад в исследование психологии больших со- циальных групп внесен концепцией <социальных представлений>, разработанной во французской психологической школе (С. Мос- ковиси). Она в значительной мере претендует на то, чтобы пред- ложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыден- ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, влас- ти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку <представление> вырабатывается на основе опыта, дея- тельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житей- ским соображениям. По существу через анализ социальных пред- ставлений различных больших групп познается их психологичес- кий облик (Донцов, Емельянова, 1987). 157 Механизм связи группы и выработанного ею социального пред- ставления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, ис- пользует далее свое представление о социальном явлении в выра- ботке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное груп- пой социальное представление способствует интеграции группы как бы <воспитывая> сознание ее членов, доводя до них типич- ные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя фор- мированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере- даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об- стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от- ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя- ми, их типичных <ответов> на картину мира. Представители опре- деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи- ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред- ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя- ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают <менталитет интеллигенции>, <менталитет предпринимателя> и т.п. Анализ методологических принципов изучения психологии больших групп можно теперь подкрепить примерами, полученны- ми в исследованиях характеристик отдельных конкретных групп. Особенности психологии Среди всего многообразия больших со- социальных классов циальных групп особый интерес пред- ставляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в осо- бенно большой степени сопряжена с определенным социологи- ческим подходом. В многотомном руководстве по социальной пси- хологии под редакцией Г. Линдсея и Э. Аронсона указывается на то, что сам термин <класс> имеет различное содержание для аме- риканских и европейских исследователей. Для европейцев, по мысли автора, понятие это более <реально>, так как идентифика- ция с классом более очевидна, достаточно часто сопряжена с оп- ределением политической принадлежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями <рабо- чий класс>, <буржуазия> и т.п., но гораздо привычнее термины 158 <средний класс>, <низший класс> и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как <социоэкономический статус>, а не <социальный класс>. Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке структуры психологии класса. При всех обстоятельствах, однако, важно учесть, что сущность социально- психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведе- ния ее членов. Социологическая традиция, на которую опирается социальная психология, при этом может быть различной. Так, в традицион- ном для марксистской социологической традиции понимании клас- са можно наметить три основные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление психологических особеннос- тей различных конкретных классов, которые существовали в исто- рии и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание кон- центрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый <колорит> эпо- хи, наряду с описанием экономических и политических интересов классов. Этот путь исследовании вполне правомерен, хотя до сих пор в большей степени развит в социологии. Наконец, в-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии отдель- ных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в дан- ную группу. Иными словами, исследование в данном случае выяв- ляет, посредством каких механизмов классовая психология вопло- щается в психологическом облике членов класса. Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необ- ходимо при всех условиях возвратиться к структуре психологии группы и посмотреть на специфику каждого элемента, представ- ленного в психологии класса. Наиболее полно исследована эмо- циональная динамическая сфера классовой психологии. Одним из самых значимых элементов в данном случае являют- ся классовые потребности. Поскольку классовое положение опре- деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре- деленную структуру потребностей, относительное психологичес- кое значение и удельный вес каждой из них. Проблема потребнос- тей человека достаточно хорошо разработана в общей психологии: в общем виде ясно, что классовое положение индивида задает оп- ределенным образом иерархию его <деятельностей>, что определя- ет и структуру его потребностей. Но этого общего положения не- достаточно, коль скоро в анализ включаются более конкретные и 159 сложные факторы, такие, например, как реальная жизненная си- туация различных слоев одного и того же класса. Так. общие усло- вия труда и быта рабочего класса определяют в целом структуру его потребностей, а положение отдельных слоев - ее варианты. Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо- логии являются интересы. Природа интересов гораздо лучше ис- следована в социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в опреде- ленном типе общества. Психологически важно выяснить, как клас- совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведе- ние и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес фор- мируется как интерес всей группы, но каждый член класса вклю- чен не только в данную группу, он - член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, раз- личающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое вре- мя быть членом какой-либо группы в сфере образования (напри- мер, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает переплетение различных инте- ресов, каждый из которых определен принадлежностью к значи- мой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль - имеет принципиальное значение (Соци- альная психология классов, 1985. С. 10). Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые <социальные чувства>, определенные ха- рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Понятие <социальное чувство> не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное определение не- которого состояния эмоциональной сферы группы. Неопределен- ность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложив- шейся традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей приходится заимствовать терминоло- гию из других традиций, например из традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само существование неко- торых социальных <чувств> и <эмоций> давно установлено и опи- сано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему 160 классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным подъемом; в эпоху буржуазных рево- люций, когда класс буржуазии выступал в качестве революцион- ной силы, доминирующим типом социальных чувств и внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательнос- ти политических программ, оптимистического восприятия исто- рических перемен. В некоторых классификациях компонентов классовой психо- логии вводятся еще и другие элементы, которые находятся в опре- деленном отношении к описанным ранее. Так, в динамическую часть классовой психологии, кроме потребностей, включают иногда такие элементы, как <набор социальных ролей> и осознание его, а также <социальную ориентацию личности> (систему ее ценност- ных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедея- тельности). Перечень этот не является слишком строгим. Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, вопрос представляется значи- тельно менее разработанным. В самом деле, важнейшим из таких компонентов является <психический склад>, но на операциональ- ном уровне этот компонент относительно лучше раскрыт лишь для одного вида больших групп - для наций. Что же касается классов, то <психический склад> здесь обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож- но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан- ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха- рактере. Из традиций других научных дисциплин - истории, философии, культурологии - можно почерпнуть большой мате- риал относительно проявлений различных черт социального ха- рактера, свойственных тому или иному классу, особенно в пово- ротные эпохи исторического развития, но в собственно социаль- но-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место. Термин <социальный характер> широко пред- ставлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер - это связую- щее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различ- ными историческими типами самоотчуждения человека - с чело- веком эпохи раннего капитализма (<накопительский тип>), эпохи 20-х гг. XX века (<рыночный тип>, связанный с обществом <то- тального отчуждения>) и т.п. (Фромм, 1993). 161 Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представи- телей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и даль- нейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов, полученных в исследованиях, но и от общетеоретической разработки проблемы характера вообще, в том числе в общей пси- хологии. При этом могут быть использованы описания, содержа- щиеся в социологической литературе. Так же история культуры, гражданская история, литература полны описаниями конкретных проявлений психического облика классов, их социального харак- тера (достаточно вспомнить произведения Бальзака, Драйзера, Горького). Литература по существу проделала социально-психо- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|