Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница



Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



24 страница


склад> личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В  

формировании психологии группы доминирующую роль играет  

коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот  

опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос-  

тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло-  

гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о  

котором говорил Л.С. Выготский: только <часть> психологии лич-  

ности <входит> в психологию группы.  

Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же ме-  

тодами можно исследовать общественную психологию больших со-  

циальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших  

социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со-  

циальной психологии приходится в данном случае прибегать к ис-  

пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не-  

которых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы во-  

обще неизвестны социальной психологии: если вспомнить пред-  

ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по-  

знания <психологии народов>, то станет ясным, что на заре своего  

возникновения социальная психология обращалась к проблеме ис-  

пользования таких методов. Естественно, сегодня и они претерпе-  

ли существенные изменения, но в принципе сам набор подобных  

методов допустим. Одной из современных форм применения та-  

ких методов являются так называемые межкультурные исследова-  

ния, где термин <межкультурные> отдает лишь дань традиции его  

использования историками культуры, в сущности же имеются в виду  

сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза-  

тельно различные культуры, но и различные социальные группы.  

При изучении психологии больших социальных групп могут  

применяться и методы, традиционные для социологии, включая  

различные приемы статистического анализа. Результаты исследо-  

ваний, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскры-  

вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются  

некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по-  

лучить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экс-  

периментальным исследованием, и тип так называемого корреля-  

156  

ционного исследования в социальной психологии. Он уместен и  

допустим прежде всего при изучении психологических характе-  

ристик больших групп.  

Кроме названных методов исследования, при изучении боль-  

ших групп социальная психология использует также приемы, при-  

нятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей при-  

ходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Естествен-  

но, и в данном случае возникают проблемы, неизбежные при ана-  

лизе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы  

именно являются таким объектом.  

Не случайно поэтому, что область исследования психологичес-  

ких характеристик больших групп является наиболее <социологи-  

ческой> частью социальной психологии, настолько, что при неко-  

торых построениях курса социальной психологии эта проблема  

вообще опускается. Отклики такой постановки вопроса можно  

встретить и в современной отечественной социальной психоло-  

гии, во всяком случае тенденция отдать проблематику больших  

групп социологии достаточно распространена. Вместе с тем по-  

лезно было бы обратить внимание на тот факт, что в концепциях,  

разрабатываемых в настоящее время исследователями в странах  

Западной Европы, особенно сильно подчеркивается мысль о том,  

что без анализа больших групп упускается тот самый социальный  

контекст, который и делает социальную психологию социальной.  

Трудности, стоящие на пути исследования этой проблемы, долж-  

ны умножить усилия, направленные на ее разработку, а не порож-  

дать стремление игнорировать ее.  

Существенный вклад в исследование психологии больших со-  

циальных групп внесен концепцией <социальных представлений>,  

разработанной во французской психологической школе (С. Мос-  

ковиси). Она в значительной мере претендует на то, чтобы пред-  

ложить одновременно и метод исследования больших групп. Под  

социальным представлением в этой концепции понимается обыден-  

ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных  

явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной  

реальности. При помощи социальных представлений каждая группа  

строит определенный образ социального мира, его институтов, влас-  

ти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не  

индивидуального, а именно группового социального познания,  

поскольку <представление> вырабатывается на основе опыта, дея-  

тельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житей-  

ским соображениям. По существу через анализ социальных пред-  

ставлений различных больших групп познается их психологичес-  

кий облик (Донцов, Емельянова, 1987).  

157  

Механизм связи группы и выработанного ею социального пред-  

ставления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые  

аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, ис-  

пользует далее свое представление о социальном явлении в выра-  

ботке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное груп-  

пой социальное представление способствует интеграции группы  

как бы <воспитывая> сознание ее членов, доводя до них типич-  

ные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя фор-  

мированию групповой идентичности. Социальные представления,  

порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере-  

даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об-  

стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.  

Эта концепция помогает более точному определению такого  

понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается  

интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от-  

ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя-  

ми, их типичных <ответов> на картину мира. Представители опре-  

деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира,  

формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи-  

ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание  

менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой  

социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред-  

ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя-  

ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают  

<менталитет интеллигенции>, <менталитет предпринимателя> и т.п.  

Анализ методологических принципов изучения психологии  

больших групп можно теперь подкрепить примерами, полученны-  

ми в исследованиях характеристик отдельных конкретных групп.  

Особенности психологии Среди всего многообразия больших со-  

социальных классов циальных групп особый интерес пред-  

ставляют собой социальные классы,  

при анализе психологии которых социальная психология в осо-  

бенно большой степени сопряжена с определенным социологи-  

ческим подходом. В многотомном руководстве по социальной пси-  

хологии под редакцией Г. Линдсея и Э. Аронсона указывается на  

то, что сам термин <класс> имеет различное содержание для аме-  

риканских и европейских исследователей. Для европейцев, по  

мысли автора, понятие это более <реально>, так как идентифика-  

ция с классом более очевидна, достаточно часто сопряжена с оп-  

ределением политической принадлежности. Для американской  

культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями <рабо-  

чий класс>, <буржуазия> и т.п., но гораздо привычнее термины  

158  

<средний класс>, <низший класс> и т.п. Это связано с тем, что в  

социологических теориях социальная структура описывается при  

помощи такого понятия, как <социоэкономический статус>, а не  

<социальный класс>. Естественно, что это не может не сказаться  

на различиях в трактовке структуры психологии класса. При всех  

обстоятельствах, однако, важно учесть, что сущность социально-  

психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между  

психологическими характеристиками группы и образцами поведе-  

ния ее членов.  

Социологическая традиция, на которую опирается социальная  

психология, при этом может быть различной. Так, в традицион-  

ном для марксистской социологической традиции понимании клас-  

са можно наметить три основные линии исследования психологии  

классов. Во-первых, это выявление психологических особеннос-  

тей различных конкретных классов, которые существовали в исто-  

рии и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание кон-  

центрируется на характеристике классовой психологии разных  

классов определенной эпохи, создающей особый <колорит> эпо-  

хи, наряду с описанием экономических и политических интересов  

классов. Этот путь исследовании вполне правомерен, хотя до сих  

пор в большей степени развит в социологии. Наконец, в-третьих,  

анализ соотношения классовой психологии и психологии отдель-  

ных членов класса как частный случай проблемы соотношения  

психологии группы и психологии индивида, включенного в дан-  

ную группу. Иными словами, исследование в данном случае выяв-  

ляет, посредством каких механизмов классовая психология вопло-  

щается в психологическом облике членов класса.  

Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необ-  

ходимо при всех условиях возвратиться к структуре психологии  

группы и посмотреть на специфику каждого элемента, представ-  

ленного в психологии класса. Наиболее полно исследована эмо-  

циональная динамическая сфера классовой психологии.  

Одним из самых значимых элементов в данном случае являют-  

ся классовые потребности. Поскольку классовое положение опре-  

деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми  

каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре-  

деленную структуру потребностей, относительное психологичес-  

кое значение и удельный вес каждой из них. Проблема потребнос-  

тей человека достаточно хорошо разработана в общей психологии:  

в общем виде ясно, что классовое положение индивида задает оп-  

ределенным образом иерархию его <деятельностей>, что определя-  

ет и структуру его потребностей. Но этого общего положения не-  

достаточно, коль скоро в анализ включаются более конкретные и  

159  

сложные факторы, такие, например, как реальная жизненная си-  

туация различных слоев одного и того же класса. Так. общие усло-  

вия труда и быта рабочего класса определяют в целом структуру  

его потребностей, а положение отдельных слоев - ее варианты.  

Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо-  

логии являются интересы. Природа интересов гораздо лучше ис-  

следована в социологии, чем в социальной психологии. Вместе с  

тем ряд проблем требует социально-психологического анализа.  

Конкретное содержание классовых интересов также задается всей  

системой отношений, в которую данный класс включен в опреде-  

ленном типе общества. Психологически важно выяснить, как клас-  

совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с  

общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведе-  

ние и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес фор-  

мируется как интерес всей группы, но каждый член класса вклю-  

чен не только в данную группу, он - член многих социальных  

групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, раз-  

личающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.;  

во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое вре-  

мя быть членом какой-либо группы в сфере образования (напри-  

мер, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с  

членами другого класса. Возникает переплетение различных инте-  

ресов, каждый из которых определен принадлежностью к значи-  

мой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида  

обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при  

каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть  

доминирующую роль - имеет принципиальное значение (Соци-  

альная психология классов, 1985. С. 10).  

Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда  

относят так называемые <социальные чувства>, определенные ха-  

рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.  

Понятие <социальное чувство> не является общепризнанным в  

литературе; в известной степени оно спорно и уязвимо, поэтому  

использовать его можно лишь как описательное определение не-  

которого состояния эмоциональной сферы группы. Неопределен-  

ность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь  

свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложив-  

шейся традиции исследовать эту область при помощи научного  

понятийного аппарата, ей приходится заимствовать терминоло-  

гию из других традиций, например из традиции гуманистической  

литературы, философии и истории, где само существование неко-  

торых социальных <чувств> и <эмоций> давно установлено и опи-  

сано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему  

160  

классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно  

было констатировано преобладание оптимистического настроя,  

вызванного революционным подъемом; в эпоху буржуазных рево-  

люций, когда класс буржуазии выступал в качестве революцион-  

ной силы, доминирующим типом социальных чувств и внутри этого  

класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательнос-  

ти политических программ, оптимистического восприятия исто-  

рических перемен.  

В некоторых классификациях компонентов классовой психо-  

логии вводятся еще и другие элементы, которые находятся в опре-  

деленном отношении к описанным ранее. Так, в динамическую  

часть классовой психологии, кроме потребностей, включают иногда  

такие элементы, как <набор социальных ролей> и осознание его, а  

также <социальную ориентацию личности> (систему ее ценност-  

ных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедея-  

тельности). Перечень этот не является слишком строгим.  

Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее  

наиболее устойчивых компонентов, вопрос представляется значи-  

тельно менее разработанным. В самом деле, важнейшим из таких  

компонентов является <психический склад>, но на операциональ-  

ном уровне этот компонент относительно лучше раскрыт лишь  

для одного вида больших групп - для наций. Что же касается  

классов, то <психический склад> здесь обычно описывается как  

некоторый психический облик, проявляющийся в определенном  

способе поведения и деятельности, на основании которого мож-  

но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан-  

ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха-  

рактере. Из традиций других научных дисциплин - истории,  

философии, культурологии - можно почерпнуть большой мате-  

риал относительно проявлений различных черт социального ха-  

рактера, свойственных тому или иному классу, особенно в пово-  

ротные эпохи исторического развития, но в собственно социаль-  

но-психологической литературе проблема эта занимает весьма  

скромное место. Термин <социальный характер> широко пред-  

ставлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в  

работах Э. Фромма. Для него социальный характер - это связую-  

щее звено между психикой индивида и социальной структурой  

общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма  

к определенным социальным классам, но соотносятся с различ-  

ными историческими типами самоотчуждения человека - с чело-  

веком эпохи раннего капитализма (<накопительский тип>), эпохи  

20-х гг. XX века (<рыночный тип>, связанный с обществом <то-  

тального отчуждения>) и т.п. (Фромм, 1993).  

161  

Социальный характер определяется описательно как то, что  

проявляется в типичном устоявшемся образе действий представи-  

телей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и  

отличает представителей данного класса от представителей других  

классов. Эти описания не являются достаточно строгими и даль-  

нейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых  

фактов, полученных в исследованиях, но и от общетеоретической  

разработки проблемы характера вообще, в том числе в общей пси-  

хологии. При этом могут быть использованы описания, содержа-  

щиеся в социологической литературе. Так же история культуры,  

гражданская история, литература полны описаниями конкретных  

проявлений психического облика классов, их социального харак-  

тера (достаточно вспомнить произведения Бальзака, Драйзера,  

Горького). Литература по существу проделала социально-психо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1096
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь