Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



33 страница


для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.  

Но и привлекательность, и удовлетворенность анализировались  

при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений  

группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с социомет-  

рией подход, сплоченность и здесь представлялась как некоторая  

характеристика системы эмоциональных предпочтений членов  

группы.  

212  

Была, правда, предложена и иная программа исследования спло-  

ченности, связанная с работами Т. Ньюкома, который вводит осо-  

бое понятие <согласия> и при его помощи пытается интерпрети-  

ровать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с  

теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а  

именно, идею необходимости возникновения сходных ориента-  

ций членов группы по отношению к каким-то значимым для них  

ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению,  

оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие  

попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориента-  

ций, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений  

в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на  

основе определенных эмоциональных реакций индивидов. Хотя и  

с оговорками, но мысль об эмоциональной основе сплоченности  

оказалась основополагающей и в этом варианте объяснения.  

Существует целый ряд экспериментальных работ по выявле-  

нию групповой сплоченности или, как часто их обозначают, по  

выявлению группового единства. Из них надо назвать исследова-  

ния А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру  

групповых целей. Операциональные цели группы - это построение  

оптимальной системы коммуникаций; символические цели груп-  

пы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям  

членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и дру-  

гого характера целей. Как видим, интерпретация феномена стано-  

вится здесь богаче.  

Логично представить себе новый подход к исследованию спло-  

ченности, если он будет опираться на принятые принципы пони-  

мания группы и, в частности, на идею о том, что главным интегра-  

тором группы является совместная деятельность ее членов. Тогда  

процесс формирования группы и ее дальнейшего развития пред-  

стает как процесс все большего сплачивания этой группы, но от-  

нюдь не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлека-  

тельности, а на основе все большего включения индивидов в про-  

цесс совместной деятельности. Для этого выявляются иные осно-  

вания сплоченности. Чтобы лучше понять их природу, следует ска-  

зать, что речь идет именно о сплоченности группы, а не о совмес-  

тимости людей в группе. Хотя совместимость и сплоченность тес-  

но связаны, каждое из этих понятий обозначает разный аспект  

характеристики группы. Совместимость членов группы означает,  

что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения  

группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать.  

Сплоченность группы означает, что данный состав группы не про-  

сто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в  

213  

нем достигнута особая степень развития отношений, а именно та-  

кая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере  

разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые  

связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от со-  

вместимости подвело нас к пониманию существа сплоченности в  

рамках принципа деятельности.  

В отечественной социальной психологии новые принципы ис-  

следования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они со-  

ставляют часть единой концепции, названной ранее <стратомет-  

рической концепцией групповой активности", а позднее - <тео-  

рией деятельностного опосредования межличностных отношений  

в группе>. Основная идея заключается в том, что всю структуру  

малой группы можно представить себе как состоящую из трех  

(в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной тер-  

минологии, <страт>: внешний уровень групповой структуры, где  

даны непосредственные эмоциональные межличностные отноше-  

ния, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй  

слой, представляющий собой более глубокое образование, обозна-  

чаемое термином <ценностно-ориентационное единство> (ЦОЕ),  

которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы  

совместной деятельностью, выражением чего является совпадение  

для членов группы ориентаций на основные ценности, касающие-  

ся процесса совместной деятельности. Социометрия, построив свою  

методику на основе выбора, не показывала, как отмечалось, моти-  

вов этого выбора. Для изучения второго слоя (ЦОЕ) нужна поэто-  

му иная методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Теория  

же дает ключ, при помощи которого эти мотивы могут быть обна-  

ружены: это - совпадение ценностных ориентаций, касающихся  

совместной деятельности. Третий слой групповой структуры рас-  

положен еще глубже и предполагает еще большее включение ин-  

дивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне чле-  

ны группы разделяют цели групповой деятельности, и, следова-  

тельно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые  

мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить,  

что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также  

общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, свя-  

занных с более общим отношением к труду, к окружающим, к  

миру. Этот третий слой отношений был назван <ядром> групповой  

структуры.  

Все сказанное имеет непосредственное отношение к понима-  

нию сплоченности группы. Эта характеристика предстает здесь как  

определенный процесс развития внутригрупповых связей, соот-  

ветствующий развитию групповой деятельности. Три слоя группо-  

214  

Слой В - непосредственные эмоциональные контакты  

Слой Б - ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)  

Слои А - <ядро> (совместная групповая деятельность  

и ее цели)  

Рис. 13. Структура малой группы с точки зрения стратометрической  

концепции  

вых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три  

уровня развития группы, в частности, три уровня развития груп-  

повой сплоченности (рис. 13). На первом уровне (что соответству-  

ет поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплочен-  

ность действительно выражается развитием эмоциональных кон-  

тактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою -  

ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это вы-  

ражается в совпадении у членов группы основной системы цен-  

ностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На  

третьем уровне (что соответствует <ядерному> слою внутригруппо-  

вых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность)  

проявляется в том, что все члены группы начинают разделять об-  

щие цели групповой деятельности (А).  

Существенным моментом при этом выступает то обстоятельст-  

во, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития  

лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Нью-  

кома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, един-  

ство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций чле-  

нов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориен-  

таций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических  

действий членов группы. При такой интерпретации сплоченности  

обязателен третий шаг в анализе, т.е. переход от установления един-  

ства ценностных ориентаций к установлению еще более высокого  

уровня единства - единства целей групповой деятельности как  

выражения сплоченности. <Если каждый из вышеназванных фе-  

номенов сплоченности является показателем интегрированности  

лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то  

общность цели, будучи детерминантой всех их вместе взятых, мо-  

жет служить референтом действительного единства группы как це-  

лого> (Донцов, 1979). Можно считать, конечно, что совпадение  

целей групповой деятельности есть в то же самое время и высший  

215  

уровень ценностного единства группы, поскольку сами цели со-  

вместной деятельности есть также определенная ценность. Таким  

образом, в практике исследования сплоченность должна быть про-  

анализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета  

совместной деятельности, и как своего рода <деятельностное во-  

площение> этого совпадения.  

Эксперимент А. И. Донцова, проведенный в 14 московских сред-  

них школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпада-  

ют представления о ценности деятельности с реальным воплоще-  

нием их в повседневной практике преподавания и воспитания.  

Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстри-  

руемая при оценке <эталонного> ученика, и сплоченность, демон-  

стрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследо-  

вания был получен вывод, что общность оценок реальных учени-  

ков, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность  

их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реаль-  

ной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистри-  

руемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону  

может быть только мнение, но не реальная деятельность).  

Вторая часть исследования дала довольно любопытный резуль-  

тат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учи-  

теля, то единство ценностных представлений оказалось выше в  

том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже,  

когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого  

факта снова подтверждает основной принцип: конкретным пред-  

метом деятельности учителя не является другой учитель - колле-  

га, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода  

ценностей не есть параметр непосредственной конкретной дея-  

тельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в боль-  

шей степени оказался ценностью, включенной в непосредствен-  

ную практику работы учителя. (Образ такого <эталонного> колле-  

ги возникает, например, на различных методических конферен-  

циях, собраниях <предметников>.) Таким образом, была подтверж-  

дена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция  

группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется преж-  

де всего в ходе совместной деятельности (Донцов, 1979).  

Такое понимание сплоченности позволяет по-новому подойти  

к факту формирования малой группы. Возникнув благодаря внеш-  

ним обстоятельствам, малая группа <переживает> длительный про-  

цесс своего становления в качестве психологической общности.  

Важнейшим содержанием этого процесса является развитие груп-  

повой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто про-  

дуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто ус-  

Лидерство и руководст-  

во в малых группах  

ваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция  

группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в  

большей степени разделяются отдельными индивидами, не пото-  

му, что они им больше или меньше <нравятся>, а потому, что ин-  

ливиды включены и саму их совместную деятельность. Деятельность  

же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы,  

что он принимает ее ценности не под влиянием развития комму-  

никаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и  

активного включения в деятельность группы. Главной детерми-  

нантой образования группы в психологическом значении этого  

слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким обра-  

зом, не только внешне заданное условие существования данной  

группы, но и внутреннее основание ее существования.  

При характеристике динамических про-  

цессов в малых группах, естественно,  

возникает вопрос о том, как группа ор-  

ганизуется, кто берет на себя функции  

ее организации, каков психологический рисунок деятельности по  

управлению группой? Проблема лидерства и руководства является  

одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба  

эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции группо-  

вой деятельности, а психологически описывают субъекта этой ин-  

теграции. Когда проблема обозначается как <проблема лидерст-  

ва>, то этим лишь отдается дань социально-психологической тра-  

диции, связанной с исследованием данного феномена. В совре-  

менных условиях проблема должна быть поставлена значительно  

шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно  

сделать прежде всего терминологические уточнения и развести  

понятия <лидер> и <руководитель>. В русском языке для обозначе-  

ния этих двух различных явлений существуют два специальных  

термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском  

языке, где <лидер> употребляется в обоих случаях) и определены  

различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривает-  

ся употребление понятия <лидер> в политической терминологии.  

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководите-  

ля: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межлич-  

носгных отношений в группе, в то время как руководитель осу-  

ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко-  

торой социальной организации; 2) лидерство можно констатиро-  

вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа),  

руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей сис-  

темой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихий-  

217  

но. руководитель всякой реальной социальной группы либо на-  

значается. либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв-  

ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе-  

мым пол контролем различных элементов социальной структуры;  

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль-  

шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко-  

водство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненны-  

ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной  

системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) про-  

цесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руко-  

водства) значительно более сложен и опосредован множеством  

различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня-  

щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более  

непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос-  

ти; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где  

он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по-  

скольку он представляет малую группу в более широкой социаль-  

ной системе (Парыгин, 1971. С. 310-31 1). Эти различия (с некото-  

рыми вариантами) называют и другие авторы.  

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи-  

тель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а  

именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на  

решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо-  

щи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхожде-  

нию лидер и руководитель различаются, в психологических харак-  

теристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает  

право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту дея-  

тельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является  

вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характерис-  

тика поведения определенных членов группы, руководство в боль-  

шей степени есть социальная характеристика отношений в группе,  

прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и  

подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как  

регламентированный обществом правовой процесс (Социальная  

психология и социальное планирование. 1973. С. 84). Чтобы изу-  

чить психологическое содержание деятельности руководителя,  

можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание  

этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики  

деятельности руководителя.  

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна  

быть именно такой: сначала выявление общих характеристик ме-  

ханизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рам-  

ках конкретной деятельности руководителя.  

218  

Лидером является такой член малой группы, который выдвига-  

ется в результате взаимодействия членов группы для организации  

группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более  

высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия,  

влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдви-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1199
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь