|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиирого испытуемый выполняет или специально разработанное зада- ние, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи <клю- ча> соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личност- ных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихоло- гии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обыч- но считают наибольшей слабостью личностных тестов то их каче- ство, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, на- пример, тесте Кеттела или тесте ММР1. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологи- ческих корректив. Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании - насколь- ко можно соотнести с тестовыми измерениями различных харак- теристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее рас- пространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит про- вести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут яс- ными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно долж- ны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер 62 еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В каче- стве примера можно назвать получивший широкое распростране- ние социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе. Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возмож- ностей и ограниченностей экспериментального метода в этой об- ласти является одной из самых острых полемик по методологичес- ким проблемам в настоящее время (Жуков, Гржегоржевская, 1977). В социальной психологии различают два основных вила экспери- мента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существу- ют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а имен- но: произвольное введение экспериментатором независимых пере- менных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения кон- трольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измере- ний могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный экс- перименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте. Дискуссионные пробле- мы применения методов социально-психологи- ческого исследования В современной литературе обсуждают- ся в этом плане две проблемы: какова экологическая валидность лаборатор- ного эксперимента, т.е. возможность распространения полученных данных на <реальную жизнь>, и в чем опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых. Как более принципиальный ме- тодологический вопрос может еще быть выдвинут вопрос о том, не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань общественных отношений, то самое <социальное>, которое и со- ставляет важнейший контекст в социально-психологическом ис- следовании. Относительно первой из поставленных проблем су- ществуют различные точки зрения. Многие авторы согласны с на- званной ограниченностью лабораторных экспериментов, другие считают, что от лабораторного эксперимента и не надо требовать экологической валидности, что его результаты заведомо не следу- ет переносить в <реальную жизнь>, т.е. что в эксперименте следует лишь проверять отдельные положения теории, а для анализа ре- 63 альных ситуаций нужно интерпретировать уже эти положения тео- рии. Третьи, как. например, Д. Кэмпбелл, предлагают особый класс <квазиэкспериментов> в социальной психологии (Кэмпбелл, 1980). Их отличие - осуществление экспериментов не по полной, дик- туемой логикой научного исследования схеме, а в своеобразном <усеченном> виде. Кэмпбелл скрупулезно обосновывает право ис- следователя на такую форму эксперимента, постоянно апеллируя к специфике предмета исследования в социальной психологии. Вместе с тем, по мнению Кэмпбелла, надо учитывать многочис- ленные <угрозы> внутренней и внешней валидности эксперимента в этой области знания и уметь преодолевать их. Главная идея за- ключается в том,что в социально-психологическом исследовании вообще и в экспериментальном в частности необходимо органи- ческое сочетание количественного и качественного анализа. Тако- го рода соображения могут, конечно, быть приняты в расчет, но не снимают всех проблем. Другая ограниченность лабораторного эксперимента, обсуж- даемая в литературе, связана со специфическим решением пробле- мы репрезентативности. Обычно для лабораторного эксперимента не считается обязательным соблюдение принципа репрезентатив- ности, т.е. точного учета класса объектов, на которые можно рас- пространять результаты. Однако, что касается социальной психо- логии, здесь возникает такого рода смещение, которое нельзя не учитывать. Чтобы в лабораторных условиях собрать группу испы- туемых, их надо на более или менее длительный срок <вырвать> из реальной жизнедеятельности. Понятно, что условие это настолько сложно, что чаще экспериментаторы идут по более легкому пути - используют тех испытуемых, кто ближе и доступнее. Чаще всего ими оказываются студенты психологических факультетов, притом те из них, которые выразили готовность, согласие участвовать в эксперименте. Но именно этот факт и вызывает критику (в США существует даже пренебрежительный термин <социальная психо- логия второкурсников>, иронически фиксирующий преобладаю- щий контингент испытуемых - студентов психологических фа- культетов), так как в социальной психологии возрастной, профес- сиональный статус испытуемых играет весьма серьезную роль и названное смешение может сильно исказить результаты. Кроме того, и <готовность> работать с экспериментатором тоже означает своеобразное смещение выборки. Так, в ряде экспериментов за- фиксирована так называемая <предвосхищающая оценка>, когда испытуемый подыгрывает экспериментатору, стараясь оправдать его ожидания. Кроме того, распространенным явлением в лабо- раторных экспериментах в социальной психологии является так 64 называемый Розенталь-эффект, когда результат возникает вслед- ствие присутствия экспериментатора (описан Розенталем). По сравнению с лабораторными эксперименты в естественных условиях обладают в перечисленных отношениях некоторыми пре- имуществами, но в свою очередь уступают им в отношении <чис- тоты> и точности. Если учесть важнейшее требование социальной психологии - изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личностей в них, то можно считать естественный эксперимент более перспективным методом в этой области зна- ния. Что касается противоречия между точностью измерения и глубиной качественного (содержательного) анализа данных, то это противоречие, действительно, существует и относится не только к проблемам экспериментального метода. Все описанные методики обладают одной общей чертой, спе- цифической именно для социально-психологического исследова- ния. При любой форме получения информации, при условии, что источником ее является человек, возникает еще и такая особая переменная, как взаимодействие исследователя с испытуемым. Это взаимодействие ярче всего проявляется в интервью, но фактичес- ки дано при любом из методов. Сам факт, требование его учета констатируются уже давно в социально-психологической литера- туре. Однако серьезная разработка, изучение этой проблемы еще ждут своих исследователей. Ряд важных методологических проблем встает и при характе- ристике второй группы методов, а именно методов обработки ма- териала. Сюда относятся все приемы статистики (корреляцион- ный анализ, факторный анализ) и вместе с тем приемы логичес- кой и теоретической обработки (построение типологий, различ- ные способы построения объяснений и т.д.). Вот здесь-то и обна- руживается вновь названное противоречие. В какой мере исследо- ватель вправе включать в интерпретацию данных соображения не только логики, но и содержательной теории? Не будет ли включе- ние таких моментов снижать объективность исследования, вно- сить в него то, что на языке науковедения называется проблемой ценностей Для естественных и особенно точных наук проблема ценностей не стоит как специальная проблема, а для наук о чело- веке, и в том числе для социальной психологии, она является имен- но таковой. В современной научной литературе полемика вокруг пробле- мы ценностей находит свое разрешение в формулировании двух образцов научного знания - <сциентистского> и <гуманистичес- кого> - и выяснении отношений между ними. Сциентистский образ науки был создан в философии неопозитивизма. Главная 65 идея. которая была положена в основу построения такого образа, заключалась в требовании уподобления всех наук наиболее стро- гим и развитым естественным наукам, прежде всего физике. Нау- ка должна опираться на строгий фундамент фактов, применять строгие методы измерения, использовать операциональные поня- тия (т.е. понятия, по отношению к которым разработаны опера- ции измерения тех признаков, которые выражены в понятии), об- ладать совершенными приемами верификации гипотез. Никакие ценностные суждения не могут быть включены ни в сам процесс научного исследования, ни в интерпретацию его результатов, по- скольку такое включение снижает качество знания, открывает до- ступ крайне субъективным заключениям. Соответственно этому образу науки трактовалась и роль ученого в обществе. Она отожде- ствлялась с ролью беспристрастного наблюдателя, но отнюдь не участника событий изучаемого мира. В лучшем случае допускается выполнение ученым роли инженера или, точнее, техника, кото- рый разрабатывает конкретные рекомендации, но отстранен от решения принципиальных вопросов, например, относительно на- правленности использования результатов его исследований. Уже на самых ранних стадиях зарождения подобных взглядов были выдвинугы серьезные возражения против такой точки зре- ния. Особенно они касались наук о человеке, об обществе, об отдельных общественных явлениях. Такое возражение было сфор- мулировано, в частности, в философии неокантианства, где об- суждался тезис о принципиальном различии <наук о природе> и <наук о культуре>. На уровне, более близком к конкретной психо- логии, эта проблема была поставлена В. Дильтеем при создании им <понимающей психологии>, где принцип понимания выдвигал- ся на равную ступень с принципом объяснения, защищаемым пози- тивистами. Таким образом, полемика имеет долгую историю. Се- годня это второе направление отождествляет себя с <гуманисти- ческой> традицией и во многом поддержано философскими идея- ми Франкфуртской школы. Возражая позиции сциентизма, гуманистическая ориентация настаивает на том, что специфика наук о человеке требует вклю- чения ценностных суждений в ткань научного исследования, что относится и к социальной психологии. Ученый, формулируя про- блему, осознавая цель своего исследования, ориентируется на оп- ределенные ценности общества, которые он признает или отвер- гает; далее - принимаемые им ценности позволяют осмыслить направленность использования его рекомендаций; наконец, цен- ности обязательно <присутствуют> и при интерпретации материа- ла, причем этот факт не <снижает> качество знания, а, напротив, 66 делает интерпретации осмысленными, поскольку позволяет в пол- ной мере считывать тот социальный контекст, в котором происхо- дят изучаемые ученым события. Философская разработка этой проблемы дополняется в настоящее время и вниманием к ней со стороны социальной психологии. Один из пунктов критики аме- риканской традиции со стороны европейских авторов (в особен- ности С. Московиси) состоит именно в призыве к учету ценност- ной ориентации социально-психологических исследований (Мос- ковиси, 1984. С. 216). Проблема ценностей является отнюдь не абстрактной, но весь- ма актуальной проблемой для социальной психологии. Тщатель- ность подбора, разработки и применения конкретных методик не может сама по себе принести успех социально-психологическому исследованию, если утрачено видение проблемы в целом, т.е. в <социальном контексте>. Конечно, главная задача - найти спосо- бы, при помощи которых этот социальный контекст может быть схвачен в каждом конкретном исследовании. Но это уже второй вопрос. Важно видеть эту проблему, понимать, что ценностные суждения неизбежно присутствуют в исследованиях наук, подоб- ных социальной психологии, и нужно не отмахиваться от этой проблемы, а сознательно контролировать свою собственную соци- альную позицию, выбор тех или иных ценностей. На уровне каж- дого отдельного исследования вопрос может стоять так: перед на- чалом исследования, перед выбором методики необходимо проду- мать для себя основную канву исследования, продумать, ради чего, с какой целью исследование предпринимается, из чего исходит исследователь, начиная его. Именно в этом контексте в последние годы остро обсуждается в социальной психологии, так же как и в социологии (Ядов, 1995), вопрос о качественных лютодах исследо- вания. Средством реализации всех этих требований является постро- ение программы социально-психологического исследования. При наличии тех методологических трудностей, о которых говорилось выше, важно в каждом исследовании четко обозначить, эксплици- ровать решаемые задачи, выбор объекта, сформулировать пробле- му. которая исследуется, уточнить используемые понятия, а также системно обозначить весь набор используемых методов. Это во многом будет способствовать <методологической оснащенности> исследования. Именно при помощи программы можно просле- дить, каким образом каждое исследование включается в <социаль- ный контекст>. Современный этап развитии социальной психоло- гии ставит задачу построения своеобразного <эталона> социально- психологического исследования в противовес тому эталону, кото- 67 рый был построен в традиции, преимущественно сформировав- шейся на основе философии неопозитивизма. Этот эталон должен включать в себя все те требования, которые сегодня предъявляют- ся к науке предпринятой ею методологической рефлексией. Именно построение программы может способствовать совершенствованию исследований, превращению их в каждом отдельном случае из простого <собирания данных> (даже совершенными методами) в подлинный научный анализ изучаемого объекта. ЛИТЕРАТУРА Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психо- логии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. Кэмбеш Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при- кладных исследованиях. Пер. с англ. М., 1980. Лекции по методике конкретных социальных исследований.. М., 1972. Леонтьев А.Н. Деятельносгь. Сознание. Личность. М., 1975. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М., 1972. Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л., 1977. Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследова- ние // Методы социальной психологии. Л., 1977. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Совре- менная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|