|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиипы. Были предложены различные решения этого вопроса. Доста- точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером <магического числа> 7+2 при ис- следованиях объема оперативной памяти (оно означает количест- во предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для соци- альной психологии оказалась заманчивой определенность, вноси- мая введением <магического числа>, и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7+2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определе- ния (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов груп- пы. а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае 193 присутствия в группе 7+2 членов), они оказались не подтвержден- ными экспериментально. Если обратиться к практике исследований, то там находим са- мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо- метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах. Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий <верхний> предел ее, а прини- мать за таковой реально существующий, данный размер исследуе- мой группы, продиктованный потребностью совместной группо- вой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как <верхний>. Это специфическое решение проблемы, но оно не только до- пустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказы- вается такая группа, которая представляет собой некоторую еди- ницу совместной деятельности, ее размер определяется эмпири- чески: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. Обилие малых групп в обществе пред- полагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ- ходима их классификация. Неоднозначность понятия малой груп- пы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для класси- фикации малых групп: группы различаются по времени их суще- ствования (долговременные и кратковременные), по степени тес- ноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос- нований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де- ление малых групп на <первичные> и <вторичные>. 2) деление их 194 Классификация малых групп на <формальные> <неформальные>, 3) деление на <группы членст- ва> и <референтные группы>. Как видно, каждая из этих трех клас- сификаций задает некоторую дихотомию. Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули. который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло- жил определенный признак, который позволил бы определить су- щественную характеристику первичных групп - непосредствен- ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси- фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка- кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные <посредники> в виде средств связи, на- пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер- вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма- лой группы. Практического значения эта классификация в насто- ящее время не имеет. Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деле- ние было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем. что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представ- ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен- ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет- ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и <неформальные> группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться вн)/> формальной, когда, например, в школь- ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру- зей. объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше- нии. Но неформальная группа может возникать и салю по себе. не 195 внутри формальной группы, а вне ее: люди. случайно объединив- шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор- мальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра- вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при- обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи- чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп- пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника- ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по- нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк- тура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложе- ниях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение опре- делений <формальная> и <неформальная> на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий <группа> и <орга- низация>, что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по со- циальной психологии организаций, достаточно четкого разделе- ния понятий <организация> и <формальная группа> до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации. Несмотря на некоторую нечеткость терминологии, обнаруже- ние самого наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо. и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность исполь- зовать неформальную структуру отношений в интересах организа- ции. В настоящее время имеется большое количество эксперимен- тальных исследований, посвященных выявлению влияния опреде- ленного соотношения формальной и неформальной структур груп- пы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руко- водстве группой. Таким образом, и вторая из традиционно сложившихся клас- сификаций малых групп не может считаться строгой, хотя построен- 196 ная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп. Третья классификация разводит так называемые группы член- ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото- рому принадлежит открытие самого феномена <референтной груп- пы>. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес- кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор- мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп- пами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе- рентной группы было связано с <системой отсчета>, которую ин- дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру- гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе- рентных групп, выделил две их функции: сравнительную и нор- мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма- тивной оценки его. В настоящее время в литературе встречается двоякое употреб- ление термина <референтная группа>: иногда как группа, проти- востоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа опре- деляется как <значимый круг общения>, т.е. как круг лиц, выбран- ных из состава реальной группы как особо значимых для индиви- ла. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты <значимым кругом общения>, т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен рав- няться индивид. И такое толкование имеет определенное значе- ние, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о <ре- ферентных группах>, а о <референтности> как особом свойстве от- ношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина, 1979). Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в част- ности в области изучения противоправного поведения подрост- ков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие груп- пы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них. а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально со- 197 Основные направления исследования малых групп в истории соци- альной психологии всем нс включен (каких-то сомнительных элементов <с улицы>). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать пер- вичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а то группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика рефе- рентных групп ждет еще своего дальнейшем развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснения, почему именно - она. Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетли- вы, необходимо более или менее сис- тематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Но это достаточно емкая и самосто- ятельная задача, решить которую здесь можно лишь в общих чер- тах. Целесообразно выделить три основных направления в иссле- довании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследо- . вательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, . 3) школа <групповой динамики>. Социометрическое направление в изучении малых групп связа- , но с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возника- 1 ет в литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требует краткого напоминания сути концепции. Морено 1 исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две струк- 1 туры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала <пространственное> размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окру- жающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, кон- фликты. в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выража- ющих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психоло- гическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в пере- страивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Хотя наивность предложенной схемы очевидна, ее методичес- кое приложение оказалось достаточно популярным. На основании 198 применения этой методики (хотя не обязательно в рамках изло- женной теоретической концепции) возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. При этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченные рамки. Главным просчетом предложенного полхода явилось своеоб- разное санкционирование смещения интереса. Фокус исследова- ний малых групп в рамках данного направления сужался до мини- мума: предполагалось исследование лишь структуры психологи- ческих, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмо- циональных контактов между людьми. Такая программа неправо- мерна не потому, что эмоциональные контакты не значимы в груп- повой жизни, а потому, что они абсолютизированы, потеснив все остальные возможные <сечения> отношений в группе. Социомет- рическая методика практически стала рассматриваться как основ- ной (а зачастую и единственный) метод исследования малых групп. И хотя методика сама себе действительно дает определенные воз- можности для изучения психологических отношений в малых груп- пах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая полный анализ малых групп. Аспект деятельнос- ти малых групп в ней не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается представление о достаточности исследования только пласта собственно эмоциональ- ных отношений. Введение <деловых> критериев социометричес- кого выбора мало поправляет дело, так как не обеспечивает вклю- чения отношений деятельности в контекст исследования. Поэто- му, указывая недостатки социометрической методики, в первую очередь необходимо говорить о недопустимости ее рассмотрения как общего метода изучения малых групп. Применительно к другой, более конкретной задаче, - изуче- нию эмоциональных отношений в малой группе. - методика, пред- ложенная Морено, как известно, широко используется (Волков, 1970). Это не значит, что и в этой сфере она бесспорна, поскольку до сих пор не совсем ясно, что же, собственно, измеряет социо- метрический тест в современном его виде? Интуитивно предпола- гается, что измеряется уровень позитивных и негативных оценок, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|