|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиикак правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи - факто- рами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фавори- тизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что меж- групповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным. В определен- ном смысле результаты подтвердили данные Шерифа. Теперь нужно было ответить на вопрос о том, при всяких ли условиях межгрупповой деятельности будет избрана такая страте- гия во взаимодействии. Ведь в первой серии экспериментов со- вместная межгрупповая деятельность была организована по прин- ципу <игры с нулевой суммой> (одна группа полностью выигрыва- ла, другая - полностью проигрывала); кроме того, внешние кри- терии оценки достижений группы носили амбивалентный харак- тер (не были достаточно ясными для участников, поскольку каж- дому не сообщался балл его успешности и давалась лишь общая неаргументированная оценка деятельности группы). 257 Во второй серии экспериментов условия межгрупповой совмест- ной деятельности были существенно изменены. В этот раз экспе- римент проводился в пионерском лагере, где отрядам два раза за- давались ситуации соревнования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спор- тивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Па- раллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспе- риментов было выявлено, что в условиях спортивного соревнова- ния наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение. При интерпретации этих результатов было принято во внима- ние следующее: 1) тип межгруппового соревнования на обоих эта- пах второй серии отличался от типа межгруппового соревнования в первой серии - здесь не имела места модель <игры с нулевой суммой>, поскольку не было однозначной победы или однознач- ного поражения (отряды просто ранжировались по степени успе- ха). Кроме того, на каждом этапе критерии оценки были очевид- ными и наглядными; 2) два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально-значимую цен- ность, не ограничивающуюся узкогрупповыми целями в межгруп- повом соревновании. Отсюда можно заключить, что важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового воспри- ятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодей- ствия, но принципиально новая по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогруппо- выми целями. При сравнении данных второй серии с данными первой серии можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппо- вого взаимодействия, которое организовано по принципу <игры с нулевой суммой> (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть компенсирована иным характером со- вместной межгрупповой деятельности. Средством такой компен- сации являются более общие (<надгрупповые>) цели. ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт со- вместной жизнедеятельности. Понятным становится расхождение полученных данных с данными А. Тэшфсла, ибо в его экспери- ментах фигурировали искусственно созданные лабораторные груп- пы, не знакомые ранее друг с другом, между тем феномен внутри- группового фаворитизма был представлен как <универсальный>. На основе предложенного подхода принципиальная схема ге- незиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим об- разом: Объективные условия совместной межгрупповой деятельности V Характер непосредственного межгруппового взаимодействия V Параметры процессов межгруппового восприятия Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяс- нить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппо- вого восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неаде- кватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком меж- групповом взаимодействии, которое оторвано от социально зна- чимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекват- ных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями. Все сказанное позволяет обсудить в более широком плане вопрос о соот- ношении когнитивных и социальных аспектов межгруппового взаимодейст- вия. Как мы видели, вывод об универ- сальности внутригруппового фаворитизма, полученный Тэшфелом, в значительной мере обусловлен тем, что эти два аспекта не были достаточно четко разведены. Это хорошо осознают сторонники кон- цепции социальных представлений во французской социальной психологии. Так, в примыкающих к этому направлению работах В. Дуаза, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгрупповых отношений, признается социальное содержание когнитивных категорий. Пытается выйти за узкие рамки 7<)9 Методологическое и практическое значение проблематики межгруп- повых отношений когнитивизма и М.Кодол, который рассматривает не просто ког- нитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых от- ношений. но влияние этих структур на изменение самих отноше- ний. Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М.Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С.Московиси близ- ко подходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых меж- групповых отношений (Донцов, Емельянова, 1987). Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь можно констатировать не просто тот факт, что соци- альные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между <моей> и <чужой> группами, совсем не обязательно в реальном взаимодей- ствии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципа- ми необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп - сняты некоторые вопросы межэтничес- ких отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный <средний> уровень рассмот- рения проблемы - взаимоотношение профессий, различных ве- домств между собой и др. В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Совершенно очевид- но, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внут- ригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влия- нии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые процессы, как удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их вос- приятия членами группы, групповые решения и др. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики груп- повых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого мес- та (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соот- ветственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межлич- ностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвен- ного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в <неус- пешных> группах. Это является показателем того. что недостаточ- ная интегрированность группы совместной деятельностью снижа- ет показатели ее эффективности: внимание членов группы кон- центрируется не столько на отношениях деятельностной зависи- мости, сколько на отношениях межличностных. Констатация по- добного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития (Агеев. 1983). В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо вый- ти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближай- шей сферой таких отношений являются отношения между группа- ми. Возникает своеобразный <межгрупповой контекст>, который есть разновидность социального контекста. Перспектива исследо- ваний психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами <по горизонтали>, т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы <рядом> (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической груп- пой, если речь идет о больших группах, и т.д.). Вариант этого се- чения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение - отноше- ния между группами <по вертикали>, т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй слу- чай логично позволит включить в проблематик} межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психо- логии - психологию организации (рис. 15). Реализация такой перспективы будет важным фактором <до- страивания> социальной психологии, поскольку расширит в зна- чительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широкий круг социальных проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это - важная социальная функция науки, способствующая стабилизации общественных отношений. 261 1. <Горизонтальное> II. <Вертикальное> ооою Рис. 15. Два направления исследований психологии межгрупповых отношений Раздел психологии межгрупповых отношений логически завер- шает изучение психологии групп и предваряет более полное и все- стороннее исследование проблемы личности. ЛИТЕРАТУРА Агеев В.С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. - Межличностное восприятие в группе. 1981. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологичес- кие проблемы. М., 1990. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отноше- ния // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 15 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Личность как предмет Весь ход предшествующих рассуждений исследования в соци- приводит нас к необходимости Ї"ЇT" " "огии рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот <разрез>, который является специфическим для социальной психологии. (Проблема личности в социальной психологии, 1979.) Уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности (Платонов, 1979. С. 272), хотя и добавлялось при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность - отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам <замысел> существования этой особой отрасли психологическом знания состоит в том, чтобы 263 изучать <психологию группы>. При такой аргументации предполагалось, хотя это и не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны. Необходимость этого диктуется еще и другим соображением. Проблема личности является не только проблемой всей совокуп- ности психологических наук, и поэтому, даже если мы определим <границы> между ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современ- ном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого действительно общезначимого феномена и работать по принципу <все,что будет познано и описано, будет полезно>. Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук. Разведение направлений такого всеобщего интереса к пробле- ме личности кажется особенно важным еще и потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. Таким образом, для социальной психологии важно как мини- мум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух <родительских> дисциплинах: социологии и психоло- гии. Эта задача не может иметь единого решения для любых сис- тем как социологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции, только и можно понять специ- 264 фику ее как предмета исследования в социальной психологии. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|