|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииникация А -" Б и обратная информация о реакции Б на А, Б->А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А и Б, а также представление о <другом>; у А представление о Б- Б" и у Б представление об А - А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А, обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А, Б, А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет макси- мальным при минимальном разрыве в линиях А-А-А" и Б-Б-Б" Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодейст- вия оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представ- ление о себе (А), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его вос- принимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Прибли- жение всего комплекса этих представлений друг к другу - сложный процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств явля- ется здесь разновидность социально-психологического тренинга, ори- ентированного на повышение перцептивной компетентности. Построение моделей типа рассмотренной играет важную роль. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных струк- тур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тог- да сама схема возникающих рефлексий относится не только к диа- 123 Содержание и эффекты межличностного восприятия дическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений (Данилин. 1977). Рассмотренные механизмы взаимопо- нимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой об- ласти можно разделить на два больших класса: 1) изучение содер- жания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объ- екта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождаю- щих ее эффектов). Содержание межличностного восприятия зависит от характе- ристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом слу- чае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не зна- ют действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие ха- рактеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сход- ства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образ- цом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в анало- гичной ситуации (в этом случае может действовать механизм иден- тификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Кел- ли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение по- пыток <рядового человека>, <человека с улицы> понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого по- ведения, что и выступает составной частью межличностного вос- приятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла 124 лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам фено- мен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефи- цит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной <желатель- ности> или <нежелательности>. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает мно- го различных интерпретаций и, следовательно, дает простор при- писыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально <желательным> понимается поведение, со- ответствующее социальным и культурным нормам и тем сравни- тельно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально <нежелательное> поведение) диапазон возмож- ных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л. Рубинштейна о <свернутости> процесса познания другого че- ловека в обычных условиях и его <развернутости> в случаях откло- нения от принятых образцов. В других работах было показано, что характер атрибуций за- висит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различ- ных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписы- вается лично совершающее поступок), объектную атрибуцию (ког- да причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина со- вершающегося приписывается обстоятельствам) (Келли, 1984. С. 129). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует лич- ностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяс- нить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчет- ливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: частник действия <винит> в неудаче преимущественно обстоя- тельства, в то время как наблюдатель <винит> за неудачу прежде всего самого исполнителя (Андреева, 1981. С. 35-42). Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие- либо события, что тоже имеет место при познании человека чело- веком (Муздыбаев, 1983). г) На основании многочисленных экспериментальных исследо- ваний атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (неко- торые полагают, что нельзя полностью отождествлять атрибутив- ный процесс и процесс межличностного познания), важность от- крытия явления атрибуции очевидна для более углубленного пред- ставления о содержании межличностного восприятия. Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда <сфера> приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимуществен- но психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый <простор> для приписывания. Выявлена так- же зависимость приписываемых характеристик от предшествую- щей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов ре- гистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом вос- приятия. Одна группа была составлена из <любимых>, а другая - из <нелюбимых> детей. Хотя <любимые> (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а <нелюбимые> выполняли его корректно, воспринимаю- щий приписывал положительные оценки <любимым>, а отрица- тельные - <нелюбимым>. Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на <наивную> психологию <человека с улицы>, т.е. на соображения здравого смыс- ла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать та- ким образом: <плохой человек обладает плохими чертами>, <хоро- ший человек обладает хорошими чертами> и т.д. Поэтому припи- сывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: <плохим> людям всегда приписываются плохие поступ- ки, а <хорошим> - хорошие. Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделя- ется внимание и идее контрастных представлений, когда <плохо- му> человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспри- нимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых по- ложительных черт. Все подобного рода экспериментальные иссле- дования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего пла- на - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании пер- вого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экс- периментах А.А. Бодалева (Бодалев, 1982). Двум группам студен- тов была показана фотография одного и того же человека. Но пред- варительно первой группе было сообщено, что человек на предъ- явленной фотографии является закоренелым преступником, а вто- рой группе о том же человеке было сказано, что он крупный уче- ный. После этого каждой группе было предложено составить сло- весный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко поса- женные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости <идти до конца> в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подборолок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д. Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при ка- ких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд эксперимен- тальных исследований посвящен характеристикам объекта воспри- ятии. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего <раскрытия> себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти разли- чия фиксируются достаточно четко (<он - скрытный>, <он - себе на уме> и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия. Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межлич- ностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую об- ласть исследований, которая связана с выделением различных <эф- фектов>, возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких <эффекта>: эффект ореола (<галоэф- фект>), эффект новизны и первичности, а также эффект, или яв- ление, стереотипизации. Сущность <эффекта ореола"" заключается в формировании спе- цифической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получае- мая о каком-то человеке, категоризируется определенным обра- зом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль <ореола>, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впе- чатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление 127 приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспри- нимаемого и. наоборот, общее неблагоприятное впечатление спо- собствует преобладанию негативных оценок. В эксперименталь- ных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения ка- саются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определен- ные характеристики и высветить другие и играет роль своеобраз- ного ореола в восприятии человека человеком. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты <первичности> и <новизны>. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представ- ления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терми- нах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответство- вали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название <эффекта первич- ности> и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимает- ся незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знако- мого человека действует <эффект новизны>, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин <социальный стереотип> был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, свя- занный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стерео- тип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным <сокращением> при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возни- кающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как пра- вило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает от- 128 носительно групповой принадлежности человека, например при- надлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представите- лей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всяко- му представителю этой профессии (<все учительницы назидатель- ны>, <все бухгалтеры - педанты> и т.д.). Здесь проявляется тен- денция <извлекать смысл> из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не сму- щаясь его ограниченностью. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга мо- жет привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит <сдвига> в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точ- ности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо по- могает сокращать процесс познания. Во втором случае стереоти- пизация приводит к возникновению предубеждения. Если сужде- ние строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение та- ких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспери- ментальных исследованиях, но естественно, что они особенно от- рицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в усло- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|