|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиивиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Осо- бенно распространенными являются этнические стереотипы, ког- да на основе ограниченной информации об отдельных представи- телях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы (Стефаненко, 1987. С. 249-250). Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности воспри- ятия человека человеком. Этот вопрос связан с решением более общей теоретико-методологической проблемы: что вообще означает <точ- ность> восприятия социальных объектов. При восприятии физи- ческих объектов мы можем проверить точность восприятия, сопо- ставив его результаты с объективной фиксацией, измерением не- 129 Точность межличност- ной перцепции которых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъ- ектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики пря- мой регистрации многочисленных качеств личности другого чело- века. Конечно, определенную помощь могут в данном случае ока- зать различные личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единствен- ный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения. Ограниченность тестов, связанная как с ограниченным репер- туаром замеряемых характеристик, так и с их общими познава- тельными возможностями, порождена тем, что в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть <на самом деле>. Поэтому всякое сопоставление, которое можно сделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными некоторого третьего лица, которые в свою очередь есть результаты чьего-то познания другого человека. Аналогичная проблема воз- никает и в том случае, когда используется метод экспертных оце- нок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того человека, который выступает объектом восприятия. Их суждения о нем (<экспертные оценки>) сопоставляются с данными субъекта восприятия. По сравнению с тестами экспертные оценки облада- ют важным преимуществом: здесь мы имеем дело с критерием, практически не лимитирующим выбор параметров межличност- ного восприятия (Жуков, 1977. С. 31), как это имеет место в слу- чае применения тестов. Эти экспертные оценки играют роль того внешнего критерия, который представляет собой <объективные данные>. Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (кото- рый тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его сужде- ния отнюдь не исключают элемента оценки). Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаях принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их при- менение не снимает основной трудности. Эта трудность - отсут- ствие возможности проверить точность восприятия другого чело- века путем прямого сопоставления с данными объективных мето- дик - заставляет искать иные подходы к самому пониманию про- блемы и путям ее решения. Один из таких путей - осмысление всей совокупности <по- мех>, стоящих на пути межличностной перцепции. К таким <по- 130 мехам> могут быть отнесены все рассмотренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления о человеке категоризуготся в основном на основе прошлого опыта или что при формировании их действует эффект первичности, косвенным образом помогает в установле- нии неточности межличностного восприятия. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее. То же относится и к другому ряду средств, а именно - к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта вос- приятия. В этом случае можно установить (и сделать это достаточ- но точно), каково соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной пер- цепции устанавливаются четыре группы факторов: а) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объек- том восприятия, наконец г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае. Важным фактором повышения точ- ности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способст- вует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Со- ловьева, 1992). Довольно давно в социальной психологии родилась заманчи- вая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов <читать> характеристики дру- гих людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на во- прос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафикси- рована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то что вопрос этот остается дискуссион- ным, ряд усилий тем не менее предпринимается. Они связаны с использованием для этих целей социально-пси- хологического тренинга. Наряду с тем что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные при- емы ориентированы на повышение перцептивной компетентнос- ти, т.е. точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тре- нинга, применяемые в этом случае, весьма разнообразны. Самой 131 простой и неожиданной из них является фиксирование внимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенность различных <ходячих представлений> относительно связи физических харак- теристик человека и его психологических особенностей. Произ- вольные представления о связи различных характеристик челове- ка получили название <иллюзорных корреляций>. Эти своеобраз- ные <стереотипы> основываются не только на <жизненном> опы- те>, но часто на обрывках знаний, сведений о различных психоло- гических концепциях, имевших распространение в прошлом (на- пример, идей Кречмера о связи типов конституции человека с чер- тами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторым психологическим характеристикам и т.д.). Само при- влечение внимания к этим обстоятельствам имеет очень большое значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факторы осложняют процесс межличностного вос- приятия. А.А. Бодалев получил в этом отношении весьма интерес- ные данные; из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - что боль- шой лоб - признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непо- корным характером, 16 - полноту с добродушием, для двух толс- тые губы - символ сексуальности, для пяти малый рост - свиде- тельство властности, для одного человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красо- та - признак глупости (Бодалев, 1982. С. 118). Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачить человека в вопросе о <безусловности> его суждения по поводу других людей. Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Осо- бое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при по- мощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия. Однако в этой связи встает принципиально важный вопрос относительно того, в каких группах есть смысл заниматься тренингом. Большой опыт организации этой работы показал, что навыки, приобретенные в специальных группах тренинга, не обя- зательно удерживаются потом в реальных ситуациях взаимодей- ствия. Поэтому особенно целесообразным является тренинг на 132 Межличностная аттракция точность восприятия в реальных группах, объединенных совмест- ной деятельностью. Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили внимание на тот факт, что, например, близость собственного и чужого представлений об одном человеке значительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельнос- ти. Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности восприятия длительное общение с человеком, заданное совмест- ной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экс- периментальных исследований показывает, что по мере сущест- вования длительного контакта возникающая пристрастность к объ- екту восприятия, напротив, служит источником различного рода искажений образа воспринимаемого. Исследование этого частно- го вопроса, относящегося к характеристике общения, демонстри- рует необходимость дальнейшего его исследования в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп. Особый круг проблем межличностно- го восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфи- ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринима- ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опреде- ленные отношения. На основе сделанных оценок рождается раз- нообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связан- ных с выявлением механизмов образования различных эмоцио- нальных отношений к воспринимаемому человеку, получила на- звание исследования аттракции. Буквально аттракция - привле- чение, но специфический оттенок в значении этого слова в рус- ском языке не передает всего содержания понятия <аттракция>. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности ка- кого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процес- са, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность тер- мина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттрак- ция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцеп- тивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и <продукта> его) в структуре общения в целом, в развитии его как определен- ной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаи- модействие, и установление взаимопонимания. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого 133 общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана пре- имущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении, Исследование аттракции в социальной психологии - сравни- тельно новая область. Ее возникновение связано с ломкой опреде- ленных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изуче- ния таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рас- смотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруд- нений. Однако логика изучения межличностного восприятия застави- ла социальную психологию принять и эту проблематику, и в на- стоящее время насчитывается довольно большое количество экспе- риментальных работ и теоретических обобщений в этой области. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональ- ный компонент (Гозман, 1987), когда этот <другой> оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оцен- кам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследова- ния главным образом и посвящены выяснению тех факторов, ко- торые приводят к появлению положительных эмоциональных от- ношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли <экологических> характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партне- рами, например, в условиях <помогающего> поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоцио- нального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теорети- ческие интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии ис- следования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методо- 134 логических установок, которые разработаны здесь для анализа групп. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функ- ций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индиви- дов в группе. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса по- казывает, что его конкретные формы могут быть весьма различны- ми. Вычленить <чистые> образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в та- ких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традицион- ная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические сред- ства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержа- тельные аспекты общения оставались по существу за бортом инте- реса исследователей. Механизм же работает весьма различно в за- висимости от того, с каким <материалом> имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различ- ное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных груп- пах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Прин- цип единства общения и деятельности требует логического пере- хода от общих характеристик процесса общения к изучению его в Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|