Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



20 страница


виях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только  

общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Осо-  

бенно распространенными являются этнические стереотипы, ког-  

да на основе ограниченной информации об отдельных представи-  

телях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы  

относительно всей группы (Стефаненко, 1987. С. 249-250).  

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно  

сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет  

с особой тщательностью исследовать проблему точности воспри-  

ятия человека человеком.  

Этот вопрос связан с решением более  

общей теоретико-методологической  

проблемы: что вообще означает <точ-  

ность> восприятия социальных объектов. При восприятии физи-  

ческих объектов мы можем проверить точность восприятия, сопо-  

ставив его результаты с объективной фиксацией, измерением не-  

129  

Точность межличност-  

ной перцепции  

которых качеств и свойств объектов. В случае познания другого  

человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъ-  

ектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики пря-  

мой регистрации многочисленных качеств личности другого чело-  

века. Конечно, определенную помощь могут в данном случае ока-  

зать различные личностные тесты, но, во-первых, не существует  

тестов для выявления и измерения всех характеристик человека  

(следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем  

характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, как  

это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единствен-  

ный инструмент исследования личности, поскольку им присущи  

те или иные ограничения.  

Ограниченность тестов, связанная как с ограниченным репер-  

туаром замеряемых характеристик, так и с их общими познава-  

тельными возможностями, порождена тем, что в них фиксируется  

и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть  

<на самом деле>. Поэтому всякое сопоставление, которое можно  

сделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными  

некоторого третьего лица, которые в свою очередь есть результаты  

чьего-то познания другого человека. Аналогичная проблема воз-  

никает и в том случае, когда используется метод экспертных оце-  

нок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того  

человека, который выступает объектом восприятия. Их суждения  

о нем (<экспертные оценки>) сопоставляются с данными субъекта  

восприятия. По сравнению с тестами экспертные оценки облада-  

ют важным преимуществом: здесь мы имеем дело с критерием,  

практически не лимитирующим выбор параметров межличност-  

ного восприятия (Жуков, 1977. С. 31), как это имеет место в слу-  

чае применения тестов. Эти экспертные оценки играют роль того  

внешнего критерия, который представляет собой <объективные  

данные>. Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда  

субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (кото-  

рый тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его сужде-  

ния отнюдь не исключают элемента оценки).  

Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных  

случаях принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их при-  

менение не снимает основной трудности. Эта трудность - отсут-  

ствие возможности проверить точность восприятия другого чело-  

века путем прямого сопоставления с данными объективных мето-  

дик - заставляет искать иные подходы к самому пониманию про-  

блемы и путям ее решения.  

Один из таких путей - осмысление всей совокупности <по-  

мех>, стоящих на пути межличностной перцепции. К таким <по-  

130  

мехам> могут быть отнесены все рассмотренные нами механизмы,  

эффекты, возникающие в этом процессе. Конечно, знание того  

факта, что впечатления о человеке категоризуготся в основном на  

основе прошлого опыта или что при формировании их действует  

эффект первичности, косвенным образом помогает в установле-  

нии неточности межличностного восприятия. Однако знание этих  

механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не  

помогает в определении меры ее.  

То же относится и к другому ряду средств, а именно - к более  

пристальному изучению перцептивных способностей субъекта вос-  

приятия. В этом случае можно установить (и сделать это достаточ-  

но точно), каково соотношение характеристик воспринимающего  

и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной пер-  

цепции устанавливаются четыре группы факторов: а) переменные,  

при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;  

б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объек-  

том восприятия, наконец г) ситуационный контекст, в котором  

осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся  

между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере  

определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию  

в каждом конкретном случае. Важным фактором повышения точ-  

ности восприятия другого человека является получение от него  

обратной связи, что помогает откорректировать образ и способст-  

вует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Со-  

ловьева, 1992).  

Довольно давно в социальной психологии родилась заманчи-  

вая идея отыскать средства развития перцептивных способностей  

различных людей. Целый ряд экспериментов был поставлен для  

того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью  

способность отдельных индивидов <читать> характеристики дру-  

гих людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на во-  

прос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафикси-  

рована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же  

противоречивые результаты были получены и относительно того,  

можно ли обучить искусству более точного восприятия другого  

человека. Несмотря на то что вопрос этот остается дискуссион-  

ным, ряд усилий тем не менее предпринимается.  

Они связаны с использованием для этих целей социально-пси-  

хологического тренинга. Наряду с тем что тренинг применяется  

для обучения искусству общения в целом, его специальные при-  

емы ориентированы на повышение перцептивной компетентнос-  

ти, т.е. точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тре-  

нинга, применяемые в этом случае, весьма разнообразны. Самой  

131  

простой и неожиданной из них является фиксирование внимания  

лиц, для которых точность восприятия других людей особенно  

значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком  

простом факте, как чрезвычайная распространенность различных  

<ходячих представлений> относительно связи физических харак-  

теристик человека и его психологических особенностей. Произ-  

вольные представления о связи различных характеристик челове-  

ка получили название <иллюзорных корреляций>. Эти своеобраз-  

ные <стереотипы> основываются не только на <жизненном> опы-  

те>, но часто на обрывках знаний, сведений о различных психоло-  

гических концепциях, имевших распространение в прошлом (на-  

пример, идей Кречмера о связи типов конституции человека с чер-  

тами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица  

некоторым психологическим характеристикам и т.д.). Само при-  

влечение внимания к этим обстоятельствам имеет очень большое  

значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том,  

насколько эти факторы осложняют процесс межличностного вос-  

приятия. А.А. Бодалев получил в этом отношении весьма интерес-  

ные данные; из 72 опрошенных им людей относительно того, как  

они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что  

квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - что боль-  

шой лоб - признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непо-  

корным характером, 16 - полноту с добродушием, для двух толс-  

тые губы - символ сексуальности, для пяти малый рост - свиде-  

тельство властности, для одного человека близко посаженные друг  

к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красо-  

та - признак глупости (Бодалев, 1982. С. 118). Никакой тренинг в  

полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако  

он может хотя бы озадачить человека в вопросе о <безусловности>  

его суждения по поводу других людей.  

Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге,  

состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив  

представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Осо-  

бое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при по-  

мощи которых даются самим субъектом и другими людьми его  

описания. Это сближение собственных и чужих представлений о  

себе также в определенной степени служит повышению точности  

восприятия. Однако в этой связи встает принципиально важный  

вопрос относительно того, в каких группах есть смысл заниматься  

тренингом. Большой опыт организации этой работы показал, что  

навыки, приобретенные в специальных группах тренинга, не обя-  

зательно удерживаются потом в реальных ситуациях взаимодей-  

ствия. Поэтому особенно целесообразным является тренинг на  

132  

Межличностная  

аттракция  

точность восприятия в реальных группах, объединенных совмест-  

ной деятельностью. Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили  

внимание на тот факт, что, например, близость собственного и  

чужого представлений об одном человеке значительнее в долго  

существующих группах, связанных единой системой деятельнос-  

ти. Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности  

восприятия длительное общение с человеком, заданное совмест-  

ной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экс-  

периментальных исследований показывает, что по мере сущест-  

вования длительного контакта возникающая пристрастность к объ-  

екту восприятия, напротив, служит источником различного рода  

искажений образа воспринимаемого. Исследование этого частно-  

го вопроса, относящегося к характеристике общения, демонстри-  

рует необходимость дальнейшего его исследования в контексте  

конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.  

Особый круг проблем межличностно-  

го восприятия возникает в связи с  

включением в этот процесс специфи-  

ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринима-  

ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опреде-  

ленные отношения. На основе сделанных оценок рождается раз-  

нообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека  

до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связан-  

ных с выявлением механизмов образования различных эмоцио-  

нальных отношений к воспринимаемому человеку, получила на-  

звание исследования аттракции. Буквально аттракция - привле-  

чение, но специфический оттенок в значении этого слова в рус-  

ском языке не передает всего содержания понятия <аттракция>.  

Аттракция - это и процесс формирования привлекательности ка-  

кого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процес-  

са, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность тер-  

мина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттрак-  

ция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцеп-  

тивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том,  

каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств  

или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с  

другой - какова роль этого явления (и процесса, и <продукта>  

его) в структуре общения в целом, в развитии его как определен-  

ной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаи-  

модействие, и установление взаимопонимания.  

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия  

с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого  

133  

общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что  

общение всегда есть реализация определенных отношений (как  

общественных, так и межличностных). Аттракция связана пре-  

имущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в  

общении,  

Исследование аттракции в социальной психологии - сравни-  

тельно новая область. Ее возникновение связано с ломкой опреде-  

ленных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изуче-  

ния таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может  

быть областью научного анализа, скорее, это область искусства,  

литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рас-  

смотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые  

препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений,  

но и вследствие различных возникающих здесь этических затруд-  

нений.  

Однако логика изучения межличностного восприятия застави-  

ла социальную психологию принять и эту проблематику, и в на-  

стоящее время насчитывается довольно большое количество экспе-  

риментальных работ и теоретических обобщений в этой области.  

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной  

установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональ-  

ный компонент (Гозман, 1987), когда этот <другой> оценивается  

преимущественно в категориях, свойственных аффективным оцен-  

кам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследова-  

ния главным образом и посвящены выяснению тех факторов, ко-  

торые приводят к появлению положительных эмоциональных от-  

ношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли  

сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе  

формирования аттракции, о роли <экологических> характеристик  

процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч  

и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и  

особым типом взаимодействия, складывающимся между партне-  

рами, например, в условиях <помогающего> поведения. Если весь  

процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне  

возникающего при этом определенного отношения, то процесс  

аттракции есть как раз возникновение положительного эмоцио-  

нального отношения при восприятии другого человека. Выделены  

различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теорети-  

ческие интерпретации, которые даются полученным данным, не  

позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная  

теория аттракции. В отечественной социальной психологии ис-  

следования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна  

попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методо-  

134  

логических установок, которые разработаны здесь для анализа  

групп.  

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности  

открывает широкую перспективу для новой интерпретации функ-  

ций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции  

межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь  

начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике  

социальной психологии. Естественное развитие представления о  

человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет  

наметить пути изучения аттракции в контексте общения индиви-  

дов в группе.  

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса по-  

казывает, что его конкретные формы могут быть весьма различны-  

ми. Вычленить <чистые> образцы (модели) общения, конечно,  

можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в та-  

ких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми.  

Определенное значение таких исследований бесспорно, но также  

бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм,  

т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традицион-  

ная социальная психология уделяла преимущественное внимание  

именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические сред-  

ства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержа-  

тельные аспекты общения оставались по существу за бортом инте-  

реса исследователей. Механизм же работает весьма различно в за-  

висимости от того, с каким <материалом> имеет дело. Типы групп,  

в которые объединены люди и в которых совершаются процессы  

общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные  

характеристики этих процессов приобретают совершенно различ-  

ное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были  

выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в  

каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность  

включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить,  

как конкретно раскрываются процессы общения в различных груп-  

пах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Прин-  

цип единства общения и деятельности требует логического пере-  

хода от общих характеристик процесса общения к изучению его в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1131
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь