|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологии142 новных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, харак- теризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. комму- никации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок ис- следований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее ком- позиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в пер- вом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной груп- повой деятельностью. В результате возникает относительно изо- лированное описание процессов и групп, во всяком случае исклю- чаются существенные параметры группы при изучении происхо- дящих в ней процессов. Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психоло- гии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти меж- личностные отношения зависят от характера групповой деятель- ности, а следовательно, как они связаны с общественными отно- шениями. Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать требования нового подхода к исследованию группы. Задача заклю- чается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и про- являются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме приня- тых определенных методологических принципов, надо еще и за- дать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть ис- следована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная схема необходима для того.что- бы можно было сравнивать группы между собой и получать в экс- периментальных исследованиях сопоставимые результаты. К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые_процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно раз- личное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависи- 143 Основные характерис- тики группы мости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, напри- мер, возрастные, профессиональные или социальные характерис- тики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каж- дом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная груп- па выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными сло- вами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характе- ристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно силь- но различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности. То же можно сказать и относительно структуры группы. Суще- ствует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении ма- лых групп: структура предпочтений, структура <власти>, структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме (рис. 10). Цепь <Игрек> Круг Сложный круг Точки () - члены группы Линии (-) - каналы коммуникаций Рис 10. Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе) Однако, если последовательно рассматривать группу как субъ- ект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответст- венно. По-видимому, в данном случае самое главное - это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоцио- нальная структура группы - структура межличностных отноше- ний, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух 144 структур часто рассматривается как соотношение <неформальных> и <формальных> отношений. Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принято- му методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют дея- тельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характе- ристике групповых процессов особенно детально разработано имен- но в отечественной социальной психологии, что не исключает и бо- лее дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие группо- вых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д. Таким образом, композиция (состав), структура группы и ди- намика групповой жизни (групповые процессы) - обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Другая часть понятийной схемы, которая используется в ис- следованиях групп, касается положенияшдивидав;руппе_в,качест- ве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие <статус> или <.позиция>, обозначающее место индивида в системе групповой жизни, 1ермины <статус> и <позиция> часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие <пози- ция> имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое ши- рокое применение понятие <статус> находит при описании струк- туры межличностных отношений, для чего более всего приспособ- лена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удов- летворительным. Во-первых, потому, что место индивида в группе не определя- ется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, ста- тус всегда есть некоторое единство объективно присущих индиви- лу характеристик, определяющих его место в группе, и субъектив- ного восприятия его другими членами группы. В социометричес- кой методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (ком- муникативный и гностический), но при этом вновь предполагают- ся лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике 145 статуса индивида в группе необходим учет отношений более ши- рокой социальной системы, в которую данная группа входит, - <статус> самой группы. Это обстоятельство небезразлично для кон- кретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социо- метрической методикой. Вопрос о разработке адекватного мето- дического приема для определения статуса индивида в группе мо- жет быть решен только при одновременной теоретической разра- ботке этого понятия. Вторая характеристика индивида в группе - это <роль>. Обыч- но роль определяют как динамический аспект статуса, что рас- крывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В се- мье различные статусные характеристики существуют для каждо- го из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей до- чери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые <предписаны> группой каждой позиции, то получим ха- рактеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соот- ветствующих, может сильно варьировать в различных однотип- ных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изме- нение роли супругов в ходе исторического развития семьи - ак- туальная тема современных социально-психологических исследо- ваний. Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система <групповых ожиданий> . Этот термин обо- значает тот простой факт, что всякий член группы не просто вы- полняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и каче- ство выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определен- ным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде слу- чаев может возникать рассогласование между ожиданиями, кото- рые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реаль- ным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в 146 группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции. Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой <установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения> (Бобнева, 1978. С. 3). В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нор- мы группьсвязаны_ценностями, так как любыелравила_могут быть сформулированы только на основаниил]эиня1ия_или отвер- жения каких-ю социально знаимыхявлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе обществея- ных отношений, ее опытом в организации определенной деятель- ности, Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководст- воваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важ- нейшим из них является различная значимость разного рода цен- ностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотно- шение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются об- щими для всех общественных групп и что они могут быть рассмот- рены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по при- нимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в систе- ме общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведе- ния могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения 147 различных групп в социальной структуре общества (Бобнева, 1976. С. 145). Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества. Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспе- риментальных исследованиях выясняется лишь механизм приня- тия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержа- ние их, определяемое спецификой деятельности, явно недостато- чен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимаете какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценнос- тей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и <личностные> нормы. Одна из функ- ций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества <адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной груп- пы, общности, общества> (Бобнева, 1978, С. 72). При этом необ- ходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа <возвращает> своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспе- чить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание сан- кций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы. Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит. Такая сетка полезна и нужна, .но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констата- ции, своеобразной <подгонке> под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии. 148 Классификация групп В истории социальной психологии предпринимались многократные по- пытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классифика- ции. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень куль- турного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладаю- щий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рас- смотрения реальных социальных групп в качестве субъектов соци- альной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной прин- цип классификации. Основанием ее должна служить социологи- ческая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классифи- кацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследо- вание на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологи- ческих исследованиях - реальные лабораторные группы. В отли- чие от них существуют реальные естественные группы. Социаль- но-психологический анализ возможен относительно и той, и дру- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|