Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



16 страница


кое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вы-  

звать соответствующую реакцию со стороны партнера...>), нако-  

нец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем  

действий) (Щепаньский, 1969. С. 84). Хотя все сказанное отно-  

сится к характеристике <социальной связи>, такой ее вид, как  

<взаимодействие>, представлен наиболее полно. Выстраивание в  

ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слиш-  

ком строгим: пространственный и психический контакты в этой  

схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта  

взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей пред-  

шествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаи-  

модействия <социального контакта>, понятого как совместная де-  

ятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие воз-  

никает как реализация совместной деятельности, то дорога к изу-  

чению его содержательной стороны остается открытой. Довольно  

близкой к описанной схеме является схема, предложенная в оте-  

чественной социальной психологии В.Н. Панферовым (Панфе-  

ров, 1989).  

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимо-  

действия представлен втранзактном анализе - направлении, пред-  

лагающем регулирование действий участников взаимодействия  

через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций  

и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактно-  

го анализа каждый участник взаимодействия в принципе может  

занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозна-  

чить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей  

мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ро-  

лью: это лишь чисто психологическое описание определенной стра-  

тегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определе-  

на как позиция <Хочу!>, позиция Родителя как <Надо!>, позиция  

103  

Жена  

Рд  

Муж  

Рд  

Муж  

Жена  

Муж  

В н  

нн  

в в  

<дополнительные>  

Рд - позиция Родителя;  

Транзакции:  

<пересекающиеся> <пересекающиеся>  

В - позиция Взрослого; Рб - позиция Ребенка  

Рис. 8. Распределение позиций во взаимодействии  

(транзактный анализ)  

Взрослого - объединение <Хочу> и <Надо>). Взаимодействие  

эффективно тогда, когда транзакции носят <дополнительный> ха-  

рактер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как  

Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из  

участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрос-  

лого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие  

нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае тран-  

закции являются <пересекающимися>. Житейский пример приво-  

дится в следующей схеме (рис. 8).  

Жена обращается к мужу с информацией: <Я порезала палец>  

(апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает:  

<Сейчас перевяжем>, то это ответ также с позиции Взрослого (1).  

Если же следует сентенция: <Вечно у тебя что-то случается>, то  

это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: <Что же я теперь  

должен делать?>, демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух  

последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Кри-  

жанская, Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и  

П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возмож-  

ной <пристройке сверху> и <пристройке снизу> (Ершов, 1972).  

Второй показатель эффективности - адекватное понимание  

ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль  

действия в ней. В социальной психологии существует много клас-  

104  

сификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась класси-  

фикация, предложенная в отечественной социальной психологии  

Д.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ори-  

ентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие  

примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет  

официальные социальные события, случайные эпизодические  

встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметрич-  

ные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет  

особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим  

место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, вклю-  

чая интимные, политические игры и т.п.) (Берн, 1988}.  

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в  

каждой из них человек по-разному <подает> себя, а если эта само-  

подача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сфор-  

мирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а  

потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естествен-  

но, успех не может быть гарантирован. Различают три основных  

стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.  

На примере использования ритуального стиля особенно легко по-  

казать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный  

стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль при-  

ветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых  

ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: <Как  

дела?> отвечать <Прекрасно!>,как бы дела ни обстояли на самом  

деле. Для нашей культуры свойственно отвечать <по существу>,  

притом не стесняться негативных характеристик собственного  

бытия (<Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает> и  

т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой от-  

вет, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается  

использования манипулятивного или гуманистического стиля вза-  

имодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в прак-  

тической социальной психологии (Петровская, 1983).  

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого  

акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни-  

ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща-  

тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая  

определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.  

Существует еще один описательный  

подход при анализе взаимодействия -  

построение классификаций различных  

его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в  

бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экс-  

105  

Типы взаимодействий  

периментальных исследований крайне важно как минимум обо-  

значить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наибо-  

лее распространенным является дихотомическое деление всех воз-  

можных видов взаимодействий на два противоположных вида: ко-  

операция и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основ-  

ных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкурен-  

ции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппози-  

ции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями  

ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия.  

В первом случае анализируются такие его проявления, которые  

способствуют организации совместной деятельности, являются  

<позитивными> с этой точки зрения. Во вторую группу попадают  

взаимодействия, так или иначе <расшатывающие> совместную де-  

ятельность, представляющие собой определенного рода препятст-  

вия для нее.  

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает ко-  

ординацию единичных сил участников (упорядочивание, комби-  

нирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходи-  

мый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой  

природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совмест-  

ной деятельности; а) разделение единого процесса деятельности  

между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. ре-  

зультат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его  

потребности, что на общепсихологическом языке означает, что  

<предмет> и <мотив> деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972.  

С. 270-271).  

Каким же образом соединяется непосредственный результат  

деятельности каждого участника с конечным результатом совмест-  

ной деятельности? Средством такого соединения являются раз-  

вившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые  

реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем <тес-  

ноты> кооперативного взаимодействия является включенность  

в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные  

исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом  

вкладов участников взаимодействия и степени их включеннос-  

ти в него.  

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то  

здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее  

форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта соци-  

альной психологией прежде всего необходимо определение собст-  

венного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты вы-  

ступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: со-  

циологии, политологии и пр.  

06  

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух  

вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-пси-  

хологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание  

конфликта его участниками); с другой - на выделении частного  

класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-пси-  

хологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно  

решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы иссле-  

дования. Она должна охватить как минимум четыре основные ха-  

рактеристики конфликта: структуру, динамику, фикцию и типо-  

логию конфликта (Петровская, 1977. С. 128).  

Структура конфликта описывается по-разному разными авто-  

рами, но основные элементы практически принимаются всеми.  

Это - конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов),  

объект, <инцидент> (пусковой механизм), развитие и разрешение  

конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от  

типа конфликта. Обыденное представление о том. что всякий кон-  

фликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто ря-  

дом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного  

из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две раз-  

новидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.  

Определение деструктивного конфликта в большей степени  

совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа кон-  

фликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыва-  

нию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от  

причины, его породившей, и легче приводит к переходу <на лич-  

ности>, чем и порождает стрессы. Для него характерно специфи-  

ческое развитие, а именно расширение количества вовлеченных  

участников, их конфликтных действий, умножение количества  

негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний  

(<экспансия> конфликта). Другая черта - <эскалация> конфликта  

означает наращивание напряженности, включение все большего  

числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и  

самих ситуаций взаимодействия, рост предубежленности против  

партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта осо-  

бенно сложно, основной способ разрешения - компромисс - здесь  

реализуется с большими затруднениями.  

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда  

столкновение касается не несовместимости личностей, а порож-  

дено различием точек зрения на какую-либо проблему, на спосо-  

бы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует фор-  

мированию более всестороннего понимания проблемы, а также  

мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она  

становится более <легитимной>. Сам факт другой аргументации,  

107  

признания ее законности способствует развитию элементов ко-  

оперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым от-  

крывает возможности его регулирования и разрешения, а значит,  

и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.  

Представление о двух возможных разновидностях конфликт-  

ного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей  

общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его приро-  

ды как психологического феномена. В самом деле: есть ли кон-  

фликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представ-  

ленности противоречия в сознании) или это обязательно наличие  

конфликтных действий (Кудрявцев, 1991. С. 37). Подробное опи-  

сание различных конфликтов в их сложности и многообразии по-  

зволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть  

обязательные признаки конфликта.  

Проблема исследования конфликта имеет много практичес-  

ких приложений в плане разработки различных форм отношения  

к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, про-  

филактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях де-  

лового общения: например в производстве (Бородкин, Каряк, 1983).  

При анализе различных типов взаимодействия принципиаль-  

но важна проблема содержания деятельности, в рамках которой  

даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатиро-  

вать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях  

производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асо-  

циальных, противоправных поступков - совместного ограбления,  

кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной дея-  

тельности не обязательно та форма, которую необходимо стиму-  

лировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоци-  

альной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация  

и конкуренция лишь формы <психологического рисунка> взаимо-  

действия, содержание же и в том и в другом случае задается более  

широкой системой деятельности, куда кооперация или конкурен-  

ция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных,  

так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассмат-  

ривать их обе вне общего контекста деятельности.  

Экспериментальные Выделение двух полярных типов взаи-  

схемы регистрации модействия играет определенную по-  

взаимодеиствий ложительную роль в анализе интерак-  

тивной стороны общения. Однако толь-  

ко такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия ока-  

зывается недостаточным для экспериментальной практики. Поэ-  

тому в социальной психологии существуют поиски и иного рода -  

108  

выделить более <мелкие> типы взаимодействия, которые могли бы  

быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюде-  

ния. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадле-  

жит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по еди-  

ному плану регистрировать различные виды взаимодействия в груп-  

пе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реаль-  

ные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в  

группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность.  

Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весь-  

ма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был  

непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдае-  

мые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в  

принципе каждая групповая деятельность может быть описана при  

помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее прояв-  

ления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций,  

область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда  

все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по  

четырем рубрикам:  

Область  

позитивных  

эмоций  

Область  

решения  

проблем  

Область  

постановки  

проблем  

Область  

негативных  

эмоций  

1) солидарность  

2) снятие напряжения  

3) согласие  

4) предложение, указание  

5) мнение  

6) ориентация других  

7) просьба об информации  

8) просьба высказать мнение  

9) просьба об указании  

10) несогласие  

11) создание напряженности  

12) демонстрация антагонизма  

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейл-  

сом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для  

учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны,  

как тот максимум, который допустим в эксперименте.  

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение,  

несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказан-  

ных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что  

никакого логического обоснования существования именно две-  

109  

надцати возможных видов не приводится, равным образом как и  

определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий.  

Возникает естественный вопрос: почему именно этими двенадца-  

тью характеристиками исчерпываются все возможные виды ин-  

теракций? Второе возражение касается того, что в предложенном  

перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они  

были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто  

коммуникативные проявления индивидов (например, высказыва-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1065
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь