|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииболее традиционной и хорошо разра- ботанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследо- ванию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследо- вателем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа <схватывается> как та первичная среда, в которой личность совер- шает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, при- чем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в даль- нейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан соци- альному психологу как предмет анализа, Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к про- стым в социальной психологии. Прежде всего и здесь так же весь- ма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качестве <малых>. Иными словами, необходимо ответить на во- прос о том, что такое малая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии? Для этой цели полезно 187 обратиться к истории изучения малых групп. Эти исследования прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каж- дого. Акцент делался именно на факте простого присутствия дру- гих, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких <коактных> групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпре- тированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида ока- зывали влияние сам вид и <звучание> других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил название эффекта социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способ- ствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта - известного сдерживания, тормо- жения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Однако гораздо большее распространение приобрело изучение именно социаль- ной фацилитации, и главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие именно этого явления. Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индиви- дов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые про- блемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа со- вершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу груп- пы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что ре- зультаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно вза- имодействие, а не просто <соприсутствие> членов группы. На третьем этапе исследования малых групп стали значитель- 188 но более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик. Вместе с тем обозначился такой методологический принцип, как отказ от выявления связи группы с более широкими социальными общнос- тями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как ячейки социальной структуры, а значит, и уход от решения вопроса о со- держательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе. Именно по этим параметрам подход к исследова- нию малых групп в европейской традиции социального психоло- гического знания принципиально отличается от подхода, свойст- венного ранней американской социальной психологии. Что же касается интереса социальной психологии к малым груп- пам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традици- онную социальную психологию можно рассматривать как соци- альную психологию малых групп. Существует ряд причин, как объективных, так и субъективных, почему малая группа стала свое- образным фокусом интереса социальной психологии. М.Г. Яро- шевский справедливо характеризует причины этого явления как моменты общей познавательной ситуации в психологии XX в. (Яро- шевский, 1974. С. 413). Во-первых, это общее усложнение общест- венной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией ви- дов человеческой деятельности, усложнением общественного ор- ганизма. Сам факт включенности людей в многочисленные обра- зования по видам их деятельности, по характеру их общественных связей становится настолько очевидным, что требует пристально- го внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и т.д. Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалась на перекрестке, который образован пересечением психологии и социологии. Поэтому обра- зование социальной психологии на стыке этих двух наук <покры- ло> собой прежде всего именно данную сферу реальности. К ска- занному можно добавить еще и третью причину - методологи- ческого порядка. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой груп- пе. Потребность в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии застав- ляют социальную психологию искать такой адекватный объект, 189 где были бы приложимы экспериментальные методы, в частности метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен экс- перимент. что как бы <помогло> социальной психологии утвер- дить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины. Все названные причины обострения интереса к малым груп- пам имеют определенный резон. Однако при некоторых условиях законный интерес к малым группам перерастает в абсолютизацию их значения. Именно это и произошло в 20-е - 30-е годы в соци- альной психологии США, где позже стали раздаваться голоса о переоценке значения малых групп в ущерб исследованию соци- ально-психологической стороны массовых социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой области исследования весьма про- тиворечива. С одной стороны, поставлены многие действительно важные вопросы, проведены сотни часто весьма интересных и изо- щренных в техническом отношении экспериментов, изучены в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп. С дру- гой стороны, - не говоря уже об отсутствии интеграции этих дан- ных, об отсутствии адекватных теоретических схем, - многие эле- ментарные вопросы оказываются нерешенными. Это часто корен- ные проблемы, определение исходных принципов, так что отсут- ствие ясности по ним представляется даже парадоксальным в ус- ловиях бесконечного множества проведенных исследований. В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о са- мом определении малой группы, о ее наиболее существенном при- знаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой груп- пы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключает- ся, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; про- блема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентаций, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пя- тен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, СИТУАЦИЯ, с которой столкнулась социальная психоло- гия, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной. Итак, первый вопрос, который необ- ходимо решить, приступая к исследо- ванию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы? Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее <син- 140 Определение малой группы и ее границы тетическое>, то оно сводится примерно к следующему: <Под ма- лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос- новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов>. Это достаточно универсальное оп- ределение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толко- вания, в зависимости от того, какое содержание придать включен- ным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие <взаимо- действия>, фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова <общая социальная деятельность> толкуются здесь в интер- акционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитив- ной структуры - нормы и ценности, что и есть самое существен- ное для группы. Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта <общей со- циальной деятельности> сразу же задает группу как элемент соци- альной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе обшей социальной де- ятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значи- мое, а именно: <малая группа - это группа, в которой обществен- ные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов>. В этом определении содержатся в сжатом виде основ- ные признаки малой группы, выделяемые в других системах соци- ально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа дея- тельности. При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе обществен- ных отношений, она выступает как субъект конкретного вида со- циальной деятельности, <как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры> (Буева, 1968. С. 145). Определение фиксирует и специфический признак малой группы, 191 отличающий ее от больших групп: общественные отношения вы- ступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Рас- пространенный в психологии термин <контактная группа> приоб- ретает здесь конкретное содержание: малая группа - это не про- сто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но кон- такты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Теперь необходимо расшифровать количественные характерис- тики малой группы, ибо сказать: <немногочисленная по составу> группа - значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колеба- лось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случа- ев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая <диада>. Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой груп- пы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разно- видностей малых групп лежат так называемые триады. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Есть попытки привести такие аргу- менты в пользу триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный опыт ис- следования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения - чис- то эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмот- реть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней прак- тически невозможно вычленить тот тип общения, который опос- редован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразре- шим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфлик- та. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию - наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возни- кающей системе взаимоотношений: этот <третий> может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятель- 192 ное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно. Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа <начинается> либо с диады, либо с триады. В ПОЛЬ- ЗУ диады высказывается до сих большое направление исследова- ний, именуемое теорией <диадического взаимодействия>. В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципи- альное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаи- модействия (см. главу 6). И хотя сами по себе предложенные ре- шения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой мето- дологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объяв- лена единственным прообразом малой группы, нельзя считать кор- ректным. Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием <Диада или малая группа?>, где авторы настаивают на том, что диада - это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена. Не менее остро стоит вопрос и о <верхнем> пределе малой груп- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|