|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиисоциальным поведением и позицией личности (активность, ответ- ственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социаль- ные свойства, связанные с общепсихологическими и социально- психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматичес- кому или открытому отношению к проблемам и т.д.) (Бобнева, 1979. С. 42-43}. Очевидно, что при всей продуктивноста идеи вычленения социально- психологических свойств личности, реа- лизация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной классификации выдержан критерий <вторичности> перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным. Еще более неразработанным остается понятие: <социально-пси- хологические способности личности>, хотя ему уделяется большое 309 внимание в литературе, и оно активно используется в экспери- ментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из РССГО набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторо-нах процесса общения: <перцеп- тивная способность (В.В, Лабунская). <способность к эмоциональ- ному отклику> (А.Д. Бодалев). <общая способность к оценке дру- гого (Г Олпорт1: <раблюдательность> и <проницательность> (Ю М. Жуков) и т.п. Для обозначения социально.-психологичес- ких способностей (как. впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: <со- циально-психологическая компетентность>, <компетентность в общении>, <межличностная компетентность>, <социально-перцеп- тивный стиль> и лр. Хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разра- ботки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это ка- чества. которые формируются в совместной деятельности с други- ми людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность. Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной дея- тельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория <эффективность дея- тельности> обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей груп- повой эффективности. Этот вклад определяется тем. насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать кон- фликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятель- ности. воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предста- ют здесь как элементы, из которых <складывается> личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуа- циях. Эти проявления определяют как направленность эффектив- ности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои соб- ственные критерии эффективности деятельности каждого из сво- их членов и с их помощью либо позитивно принимает эффектив- но действующую личность (и тогда это признак благоприятно раз- вивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятель- 4"" каждой оттт"т"1.й """о"""т " -гг> цср-г ргопмко практи- 1Ю ческое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффек- тивность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее. В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко раз- личать эффективность деятельности личности и ее общую актив- ность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному резуль- тату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная пози- ция личности весьма важна, но не менее важно и выявление усло- вий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа. Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникатив- ные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с иссле- дованиями социально-психологического тренинга (Петровская, 1982). Однако и в этой области существуют еще достаточно боль- шие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые ре- зультаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептив- ного процесса. В качестве примеров можно привести следующие. Механизм перцептивной защиты. Будучи разновидностью пси- хологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, за- щитить от восприятия угрожающего стимула. В социальной пси- хологии, в период разработки Дж. Брунером идей <Нового взгля- да>, понятие перцептивной защиты было включено в проблемати- ку социальной перцепции, в частности в проблематику воспри- ятия человека человеком. Хотя экспериментальные данные, полу- ченные в общей психологии относительно подсознательных по- пыток субъекта восприятия <обойти> стимул, представляющий уг- розу, были подвергнуты критике, идея сохранилась в модифици- рованной форме: как признание роли мотивации в процессах со- циальной перцепции. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игно- рировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию. Такая прегра- да может быть выстроена и в отношении всей группы. В частнос- ти, механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный в социальной психологии - так называемая вера в справедливый мир. Открытый М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соот- ветствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или нака- 311 зания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соот- ветственно человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой <вины> с его стороны. Встреча с несправедливостью включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от информации, разрушающей веру в <справедливый мир>. Восприятие другого человека как бы встраивается в эту веру: всякий, несущий ей угро- зу, или не воспринимается вообще, или воспринимается избира- тельно (субъект восприятия видит в нем лишь черты, подтверж- дающие стабильность и <правильность> окружающего мира и за- крывается от восприятия других черт). Ситуация в группе может складываться либо благоприятно, либо неблагоприятно для веры в <справедливый мир>, и в рамках каждой из этих альтернатив по- разному будут формироваться ожидания от восприятия членов груп- пы. Возникшая таким способом своеобразная форма перцептив- ной защиты также влияет на характер общения и взаимодействия в группе. К сожалению, вопрос о том, становится ли механизм перцеп- тивной защиты свойством личности в процессе общения, - и если да, то к каким последствиям это приводит, - остается не исследо- ванным. Точно так же остается не выясненным и то, при каких обстоятельствах, в каких условиях групповой деятельности и об- щения этот механизм укрепляется. Данные вопросы должны быть изучены на фундаментальном уровне, поскольку в практической жизни различных групп мера выраженности перцептивной защи- ты отдельных ее членов определяет во многом весь рисунок обще- ния в группе. Эффект <ожиданий>. Он реализуется в <имплицитных теориях личности>, т.е. обыденных представлениях, более или менее опре- деленно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств лич- ности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто неосо- знанно эти связи фиксируются. Рассуждение строится по следую- щей модели: если оценивающий убежден, что черта Х всегда встре- чается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту У (хотя в данном конкретном случае она может и отсутствовать). Такое произвольное сцепление черт получило название <иллюзорных корреляций>, Рождаются ничем не обоснованные представления об обязательном сцеплении тех или иных качеств (<все педантич- 312 ные люди подозрительны>, <все веселые люди легкомысленны> и т.п.). Хотя совокупность таких представлений об универсальной, стабильной структуре личности лишь в кавычках может быть на- звана <теориями>, их практическое значение от этого не уменьша- ется. Особую роль все это приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь сталкиваются <имплицитные теории личности>, существующие у разных членов группы, не согласующиеся, а по- рой и противоречащие друг другу, что может оказать значительное влияние на всю систему взаимоотношений и прежде всего на про- цессы общения. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от обще- ния. Многократно повторенная аналогичная ошибка будет фор- мировать устойчивое свойство - закрытость в общении, т.е. воз- никает определенное <коммуникативное качество> личности. Обу- словленность его общей ситуацией в группе должна быть специ- ально исследована. Феномен когнитивнонн сложности. Имплицитные теории лич- ности представляют собой своеобразные конструкты или <рамки>, при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. Под конструктом здесь пони- мается свойственный каждой личности способ видения мира, ин- терпретации его элементов, как сходных или отличных между со- бой. Предполагается, что люди различаются между собой по та- ким признакам, как количество конструктов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности челове- ка. Экспериментально доказано, что существует зависимость меж- ду когнитивной сложностью и способностью человека анализиро- вать окружающий мир: более когнитивно сложные люди легче интегрируют данные восприятия, даже при наличии противоречи- вых свойств у объекта, т.е. совершают меньшее количество оши- бок, чем люди, обладающие меньшей когнитивной сложностью (<когнитивно простые>), при решении такой же задачи. Понятно, что отмеченное свойство имеет огромное значение в мире межличностных отношений, в общении, когда люди высту- пают одновременно и как субъекты, и как объекты восприятия. Характер процесса общения будет во многом определяться тем, каков разброс обозначенного качества у членов группы: каково соотношение <когнитивно сложных> и <когнитивно простых> чле- нов группы, Если в ходе совместной деятельности и общения стал- киваются люди различной когнитивной сложности, понятно, что 313 их взаимопонимание может быть затруднено: один видит все в черно-белом цвете и судит обо всем категорично, другой тоньше чувствует оттенки, многообразие тонов и может не воспринимать оценок первого. При более детальном рассмотрении обнаружено, что сама <сложность> может существовать как бы в двух измерени- ях: человек может иметь сложный (или простой) внутренний мир и. с другой стороны, воспринимать внешний мир, тоже либо как сложный, либо как простой. Комбинация этих двух оппозиций дает так называемую типологию жизненных миров (Василюк, 1984. С. 88), в которой выделяются четыре типа людей: 1) с внешне легким и внутренне простым жизненным миром; 2) с внешне труд- ным и внутренне простым жизненным миром; 3) с внутренне слож- ным и внешне легким жизненным миром; 4) с внутренне слож- ным и внешне трудным жизненным миром. Понятно, что в группе могут возникать самые различные сочетания ее членов, относя- щихся к разным типам. Конфигурация общения и взаимодействия будет зависеть от этих сочетаний. Одновременно возникает во- прос о том, как сама группа (условия совместной деятельности и общения в ней) воздействует (и может ли воздействовать) на фор- мирование такого качества, как когнитивная сложность. Три приведенных примера не исчерпывают всех особенностей проявления личности в общении. Они лишь подтверждают тот факт, что многие из описанных в общей психологии свойств личности имеют исключительное значение для характеристики социально- психологических ее качеств. Дальнейшие исследования в этой об- ласти позволят получить более полную картину тех специфичес- ких проявлений личности, которые связаны с совместной деятель- ностью и общением в группе. Традиционная постановка проблемы личности в социальной психологии, как видно, нуждается в дальнейшем разви- тии. Ее узость определяется не только тем, что остается много спорного и противоречивого в понимании социально-психологических качеств личности. Необходимо пре- одолеть еще как минимум два ложных стереотипа. О первом из них уже говорилось: это традиционное противопо- ставление личности и группы. Ограниченность такого подхода не только в том, что личность и группа просто сопоставляются, в то время как внутренний план существования личности в группе ос- тается за пределами анализа. Другим следствием этого традицион- ного подхода является молчаливое предположение, что анализи- руется одна личность, даже если она рассмотрена внутри группы. 114 Перспектива исследо- ваний личности в социальной психологии Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность. состав которой в данном контексте не уточняется. Хотя об этом в исследованиях не говорится прямо, но можно предположить, что группа в этом случае рассматривается как состоящая не из лич- ностей, а, например, из индивидов. Такая позиция нигде не сфор- мулирована, так как исследования личности в социальной психо- логии обычно вообще не сопрягаются с обше психологическим подходом, выявляющим различие между,личностью и индвидпм. Но если все же наложить одну схему анализа на другую, то вывод должен быть сделан однозначный: в традиции социальной психо- логии утвердилось представление о том,что личность соотносится с группой, другие члены которой личностями, по-видимому, не являются. Этот вывод получает подкрепление в тех исследовани- ях, которые рассматривают личность как образование более высо- кое, чем индивид, отличающееся от него. например, наличием творческих способностей. Хотя это конкретное отличие и пред- ставляется спорным, сам по себе подход сравнения личности и индивида на абстрактном уровне вполне возможен. Однако, как только проблема опускается на более конкрет- ный, в частности на социально-психологический, уровень, то здесь сразу же обнаруживается ряд трудностей. Разве н действительнос- ти одна личность взаимодействует с группой? Их может быть не- сколько, в пределе вся группа может состоять из личностей. Тогда снимается противопоставление личности такому образованию, которое состоит не из личностей. Группа, состоящая из личнос- тей, - это такая реальность, в которой качества, присущие одно- му из ее членов.нельзя рассматривать чем-то принципиально от- личающимся от качеств, присущих другим членам: все члены груп- пы - личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Проблема преобразуется, таким обра- зом, из проблемы <личностьъ группе> в проблему <личности в груп- пе>. Это имеет не только принципиальное, методологическое, но и огромное практическое значение. Если цель общественного раз- вития состоит в том, что каждый член общества становится лич- ностью, то перевод проблемы на язык социальной психологии оз- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|