|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиирого сохраняется основное качество данных условий>. Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изме- няющиеся, относительно кратковременные (Г). Следующий уро- вень - ситуации группового общения, характерные для деятель- ности индивида в рамках малой группы (2). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекаю- щего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3). Наконец, наиболее долговре- менные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности - в рамках опреде- ленного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4). Таким об- разом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней. Если рассмотреть с позиций этой схемы иерархию уровней различных диспозиционных образований (Д), то логично обозна- чить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уров- ня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Тогда выделяются соответственно четыре уровня диспозиций: а) первый уровень со- ставляют элементарные фиксированные установки, как их пони- мал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потреб- ностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окруже- ния, и в самых низших <предметных ситуациях> (чему в западных исследованиях и соответствует термин <5е1>); б) второй уровень - более сложные диспозиции, которые формируются на основе по- требности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, - социальные фиксированные установки или атти- тюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной ус- тановкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когни- тивный, аффективный и поведенческий компоненты); в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или ба- зовые социальные установки (формируются в тех сферах деятель- ности, где личность удовлетворяет свою потребность в активнос- ти, проявляемой как конкретная <работа>, конкретная область до- суга и пр,). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установ- 297 ки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выра- жение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям; г) четвертый, выс- ший уровень диспозиций образует система ценностных ориентш- ций личности, которые регулируют поведение и деятельность лич- ности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, . в которых выражается отношение личности к целям жизнедея- тельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоя- тельствам жизни личности, детерминированным общими социаль- ными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Предложенная иерархия диспозиционных образований, взя- тая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (<поведенческий акт>) (1"), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2"), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3"), наконец, четвертый уро- вень регулирует целостность поведения, или собственно деятель- ность лтностя (4"). <Целеполагание на этом высшем уровне пред- ставляет собой некий <жизненный план>, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с глав- ными социальными сферами деятельности человека - в облас- ти труда, познания, семейной и общественной жизни>. (Саморе- гуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979.) Разработка предложенной концепции ликвидирует <вырван- ность> социальной установки из более широкого контекста и от- водит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуля- ции всей системы деятельности личности. В конкретных сферах общения и достаточно простых ситуациях повседневного поведе- ния при помощи аттитюда можно понять предрасположенность личности или ее готовность действовать таким, а не иным обра- зом. Однако для более сложных ситуаций, при необходимости ре- шать жизненно важные вопросы, формулировать жизненно важ- ные цели, аттитюд не в состоянии объяснить выбор личностью определенных мотивов деятельности. В ее регуляцию здесь вклю- чаются более сложные механизмы: личность рассматривается не только в ее <ближайшей> деятельности, но как единица широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не толь- 298 ко в ближайшую среду социального взаимодействия, но и в систе- му общества. Хотя на разных уровнях этой деятельности включа- ется определенный уровень диспозиционного механизма, высшие его уровни так или иначе - не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования - также играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях. Особое значение имеет также и то, что на высших уровнях диспозиций когнитивный, аффективный и поведенческий компо- ненты проявляются в специфических формах, и, главное, удель- ный вес каждого из них различен. В относительно более простых ситуациях, при необходимости действовать с более или менее кон- кретными социальными объектами, аффективный компонент иг- рает значительную роль. Иное дело - самые высшие уровни регу- ляции поведения и деятельности личности, где сама эта деятель- ность может быть освоена только при условии ее осмысления, осо- знания в достаточно сложных системах понятий. Здесь при фор- мировании диспозиций преобладающее выражение получает ког- нитивный компонент. Нельзя представить себе систему ценност- ных ориентаций личности, включающую отношение к основным ценностям жизни, таким, как труд, мораль, политические идеи, построенную по преимуществу на эмоциональных оценках. Таким образом, сложность иерархической системы диспозиций заставля- ет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований. С позиции предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить эксперимент Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объяс- няется не только тем, что в регуляцию поведения включены <атти- тюд на объект> и <аттитюд на ситуацию>, или тем, что на одном и том же уровне возобладал то когнитивный, то аффективный ком- понент аттитюда, но и более глубокими соображениями. В каждой конкретной ситуации поведения <работают> разные уровни дис- позиций. В описанной Лапьером ситуации ценностные ориента- ции хозяев отелей могли сформироваться под воздействием таких норм культуры, которые содержат негативное отношение к лицам неамериканского происхождения, возможно, ложные стереотипы относительно китайской этнической группы и т.д. Этот уровень диспозиций и <срабатывал> в ситуации письменного ответа на во- прос, будет ли оказано гостеприимство лицам китайской нацио- нальности. Вместе с тем, в ситуации конкретного решения вопро- са об их вселении в отель <срабатывал> тот уровень диспозиций, который регулирует достаточно привычный и элементарный по- ступок. Поэтому между таким аттитюдом и реальным поведением 299 Изменение социальных установок никакого противоречия не было, расхождение касалось диспозиции высшего уровня и поведения в иной по уровню ситуации. Если бы с помощью какой-либо методики удалось выявить характер реаль- ного поведения на уровне принципиальных жизненных решений, возможно, что там было бы также продемонстрировано совпаде- ние ценностных ориентаций и реальной деятельности, Продуктивность основной идеи, доказанной на материале боль- шого экспериментального исследования (Саморегуляция и про- гнозирование социального поведения личности, 1979), не снимает ряда методических и теоретических проблем, которые еще пред- стоит решить. Одна из трудностей состоит в том, что при анализе факторов, преобразующих диспозиционную систему, необходимо наряду с учетом социально значимого материала иметь в виду и некоторые индивидуально-психологические особенности субъек- та. Как они должны быть соотнесены между собой, во многом зависит от решения более общего вопроса о соотношении лич- ностных характеристик и индивидуально-психологических особен- ностей человека, т.е. от решения одного из принципиальных во- просов общепсихологической теории личности. Одна из главных проблем, возникаю- щих при изучении социальных устано- вок, это проблема их изменения. Обы- денные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, кото- рыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная дис- позиция, тем более устойчивой она является. Если принять атти- тюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ори- ентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже соци- альная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведе- ния, а в каком - нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересую- щего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда, Изучение факторов, обусловливающих измене- ние социальных установок, превращается в принципиально важ- ную для социальной психологии задачу (Магун, 1983). Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса 300 изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяют- ся в том или ином исследовании. Поскольку большинство иссле- дований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоре- тических ориентаций - бихевиористской и когнитивистской, по- стольку наибольшее распространение и полмили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений. В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объ- яснительного принципа для понимания факта изменения аттитю- дов используется принцип научения: аттитюды человека изменя- ются в зависимости от того, каким образом организуется подкреп- ление той или иной социальной установки. Меняя систему возна- граждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествую- щего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии <включения> соци- альных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой соци- альной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изме- нения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факто- ров, а не только к непосредственному <подкреплению>. В когнитивистской традиции объяснение изменению социаль- ных установок дается в терминах так называемых теорий соответ- ствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Таннен- баум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, на- пример, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитив- ную характеристику. Несоответствия могут возникать и по раз- личным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения атгитюда является потребность индивида в восстановлении когни- тивного соответствия, т.е. упорядоченного, <однозначного> вос- приятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных ус- тановок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь оста- ются нерешенными. Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме измене- ния социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание это- 301 го понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен <как фактом его функционирования в социальной сис- теме, так и свойством регуляции поведения человека как сущест- ва, способного к активной, сознательной, преобразующей произ- водственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми> (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняю- щих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь изменившихся условий <встре- чи> потребности с ситуацией ее удовлетворения. Изменение социальной установки должно быть проанализиро- вано как с точки зрения содержания объективных социальных изме- нений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не про- сто <в ответ> на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее из- менение можно, проанализировав изменения в самой деятельнос- ти. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотно- шения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а зна- чит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позво- ляет построить прогноз изменения социальных установок в соот- ветствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования. Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретирован- ной в контексте деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания социологического и общепсихологичес- кого подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения? ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в об- щей и социальной психологии // Теоретические и методологические про- блемы социальной психологии. М., 1977. 302 Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.. 1979. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1969. Дэвис Дж. Социальная установка //Американская социология. Пер- спективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности лич- ности. Л., 1983. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психо- логии. Тбилиси, 1974. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психо- логического исследования // Психологические проблемы социальной ре- гуляции поведения. М.. 1976. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|