|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииламы в том и состоит, чтобы обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа. Практика создания имиджа исполь- зуется не только в рекламе, но и в политике, например в период избирательных кампаний. В массовом поведении стихийных групп имидж выдвинутых толпой лидеров также приобретает большое значение как фактор психологического воздействия, осуществля- ющего путем внушения регуляцию поведения массы людей. Подражание также относится к механизмам, способам воздей- ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове- дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу- ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго- го человека или массовых психических состояний, но воспроизве- дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В ис- тории социальной психологии подражанию уделено большое мес- то. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад- лежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом раз- вития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего <миро- вого закона повторения>. Если в животном мире этот закон реали- зуется через наследственность, то в человеческом обществе - че- рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди- чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк- туру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно не- произвольно, и может быть рассмотрено как <род гипнотизма>, когда осуществляется <воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга> (Тард, 1892). Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясня- ются противоречиями между возможными направлениями подра- жания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе кон- фликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испы- тывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различает- 181 ся несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внут- реннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под- ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позво- лил сформулировать законы подражания, среди которых, напри- мер, имеются следующие: подражание осуществляется от внутрен- него к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря- дам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королев- скому двору ) и т.д. Легко видеть, что подобная концепция дает классический при- мер абсолютизации роли подражания в обществе, когда все обще- ственные проблемы рассматриваются с точки зрения действия не- которого психологического механизма. По справедливому замеча- нию Э. Дюркгейма, при таком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные общественные явления. Между тем подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным зако- нам, чем взаимоотношение классов в обществе. Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в анализе, предложенном Тардом, выделить весьма полез- ные соображения: сегодня скорее не только они. а довольно со- лидная практика экспериментальных исследований позволяет ус- тановить действительные характеристики этого специфического средства психологического воздействия. Особое значение, конеч- но, подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в дет- ской психологии поэтому проводится основная масса эксперимен- тальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Одна- ко, коль скоро феномен включен в ткань общения, исследования эти имеют определенный социально-психологический интерес. Так, исследования механизма подражания стали предметом специаль- ной теории подражания, разработанной в рамках необихевиорист- ской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опи- раясь на понятие <подкрепление>, А. Бандура описывает три спо- соба следования подкрепленному поведению <модели>, т.е. образ- ца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели мо- гут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграж- дением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может спо- собствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ра- нее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Пет- ровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа подража- ния могут проявляться и в ситуации массового поведения. В дан- 18? ном случае механизм подражания выступает в тесной связи с ме- ханизмами заражения и внушения. В каждом случае осуществление воздействия при помощи ука- занных способов наталкивается на ту или иную степень критич- ности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в сти- хийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них мас- совое поведение и массовое сознание являются существенным ком- понентом различных социальных движений. Социальные движения Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис- тики больших социальных групп и массового стихийного поведе- ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга- низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль- ной действительности. Социальные движения обладают различ- ным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испыта- ний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци- альной группой (против использования полигона в Семипалатин- ске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень огра- ниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администра- ции муниципалитета). Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де- монстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вто- рых, всякое социальное движение имеет в качестве цели измене- ние ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти- мо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое со- циальное движение реализуется в той или иной степени в различ- 183 ных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996). Социальные движения особо ярко демонстрируют сложный предмет социальной психологии как науки: единство базовых пси- хологических процессов и социальных условий, в которых развер- тывается поведение индивидов и групп. Исходным пунктом вся- кого социального движения является проблемная ситуация, кото- рая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании опре- деленной группы: именно в группе достигается некоторое единст- во мнений, которое и будет <выплеснуто> в движении. Здесь важ- но подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчи- вые социальные представления, сформировавшиеся на протяже- нии предшествующего развития группы, так и подвижные эле- менты массового сознания, сформировавшиеся на основе послед- ней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всег- да - относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социаль- ной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров. Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фунда- ментальные, которые определяются условиями существования кон- кретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к-какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблем- ной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоцио- нальными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значи- тельной степени зависят основательность и <прочность> движе- ния, прогноз на успешное выполнение целей. Рекрутация сторонников движения осуществляется различны- ми путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация <на улице>, когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происхо- дит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движе- нии за гражданские права инициаторами могут быть люди, неза- конно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям; в движении <Врачи мира за предотвращение ядерной войны> инициаторы - профес- сиональная группа и т.д. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или 184 неприсоединения по призыву инициативной группы. В данном случае он принимает в расчет и степень близости интересов груп- пы своим собственным, и меру риска, готовность заплатить опре- деленную цену в случае, например, неудачи движения. В совре- менной, преимущественно социологической, литературе предло- жены две теории, объясняющие причины присоединения индиви- да к социальному движению. Теория относительной депривации утверждает, что человек ис- пытывает потребность достижения какой-либо цели_Н? в том слу- чае, когда онабсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае,, когда он лишен этого относительно. Иными слова- ми, потребность эта формируется при сравнении своего положе- ния (или положения своей группы) с положением других. Крити- ка справедливо отмечает упрощение проблемы в этой теории или, как минимум, абсолютизацию фактора, который в действитель- ности может иметь место. Другая теория -мобилизация ресурсов - делает акцент на более <психологические> основания присоедине- ния к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мо- билизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-ви- димому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований. Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движе- нии. Эта проблема является одной из центральных в концепции С. Московиси (Московиси, 1984). Учитывая неоднородность со- циальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (вы- сокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении акту- альна проблема выделения <несогласных>, более радикальных, ре- шительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Сле- довательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшин- ства, перспективы для торжества и его точки зрения. В концепции С. Московиси предлагаются характеристики ус- ловий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них - последовательный стиль поведе- ния. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух <сечениях>: в синхронии (единодушие участников в каждый дан- ный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения 185 членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неиз- бежно во всяком движении) могут быть успешными. Необходима проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения. Третья проблема, возникающая в социальном движении, - это проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специ- фического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен.и чисто внеш- не импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют и удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной так- тики и стратегии действий (Яницкий, 1991). Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихий- ных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп. Анализ психологических характеристик больших социальных групп приводит к постановке принципиально важного для соци- альной психологии вопроса, каким образом элементы обществен- ной психологии <взаимодействуют> с психикой каждого отдельно- го человека, входящего в такую группу. Исследование того, как социальный опыт группы, отраженный в элементах ее психоло- гии, <доводится> до индивида, не может быть выполнено без учета такого звена в этой цепи, как малая группа. В рамках социального класса, нации, профессиональной группы люди объединяются в самые различные малые группы, созданные по самым разнообраз- ным поводам. Следующий логический шаг в проблеме взаимодей- ствия личности и общества - это анализ малых групп. ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе. М., 1978. 186 Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1903. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.. 1967. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968. Социальная психология. М.. 1975. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. Шерковин Ю.А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение // Социальная психология М., 1975. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., 1991. Глава II ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ К истории вопроса Проблема малой группы является наи- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|