|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиииндивида, подчинения его группой. Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивилов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности. Хотя первая возможность в традиционной социальной психо- логии была реализована не в рамках групповой динамики, а в от- дельной ветви, получившей название исследования конформизма, важно внимательно проанализировать характер этих исследований, чтобы более точно определить место проблемы конформизма в новом подходе к изучению малых групп. То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она исследовалась не как условие развития реальных социаль- ных групп, а как некоторая общая, абстрактная характеристика всякой, в том числе, лабораторной группы. Оба эти явления необ- ходимо переосмыслить с точки зрения процесса превращения со- зданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как <присвоенная> груп- пой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об обра- зовании, а о формировании малой группы. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформиз.а. Само слово <конфор- мизм> имеет в обычном языке совершенно определенное содержа- ние и означает <приспособленчество>. На уровне обыденного со- знания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Ан- дерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие <конформизм> 206 Феномен группового давления приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литерату- ре чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон- формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе- ристику позиции индивида относительно позиции группы, при- нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой- ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле- нию. В работах последних лет часто употребляется термин асоци- альное влияние>. Противоположными конформности понятиями являются понятия <независимость>, <самостоятельность позиции>, <устойчивость к групповому давлению> и т.п. Напротив, сходны- ми понятиями могут быть понятия <единообразие>, <условность>, хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фикси- руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди- видом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей- ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ- ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз- можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля- ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не- зависимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформнос- ти. В действительности, как это было показано во многих иссле- дованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напро- тив. можно сказать, что это есть специфический случай конформ- ности. так сказать, <конформность наизнанку>: если индивид ста- вит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак- тивно продуцировать антигрупповое повеление, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мне- 207 нию, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры не- гативизма демонстрирует. например, поведение подростков). Поэ- тому позицией. противостоящей конформности, является не нега- тивизм. а самостоятельность, независимость. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша. осуществленных в 1951 г. Экс- перименты эти считаются классическими, несмотря на то. что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предла- галось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждо- му давались две карточки - в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось оп- ределить, который из отрезков правой карточки равен по долине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выпол- нялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл экспери- мента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом <подставной группы>. Экспериментатор зара- нее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного (<наивного субъекта>). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам <подставной> группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправиль- ный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или бо- лее длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал <на- ивный субъект>, и было важно выяснить, устоит ли он в собствен- ном мнении (которое в первой серии при индивидуальном реше- нии было правильным) или поддастся давлению группы. В экспе- рименте Аша более одной трети (37%) <наивных субъектов> дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведе- ние. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже <независимые> признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься имен- но ты. Существуют многочисленные модификации эксперименталь- ной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда). но суть ее остается неизменной - это метод <подставной группы>, причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в усло- виях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как само- му феномену, так и степени конформности различных индивидов должны итывать эту существенную особенность группы. На ос- новании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экс- ~>п периментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента ис- пытуемыми причина податливости усматривались в их личных осо- бенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря при- знанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большин- стве объяснений исследователями было принято, что конформ- ность не есть строго личностная характеристика индивида. Конеч- но, и эти показатели достаточно значимы; например, было уста- новлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и мно- гие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же оп- ределенным был и другой вывод, а именно, что степень конформ- ности зависит и от таких факторов, как характер ситуации экспе- римента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца. К важнейшим причинам этого относится прежде всего лабора- торный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мне- ния. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией. В данном контексте проблема зна- чимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, мож- но поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляе- мый материал? В экспериментах Аша - это отрезки разной дли- ны. Легко предположить.что сравнение длин этих отрезков - мало значимая задача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометри- ческих фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способ- ствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону. Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: мож- но легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экс- периментов Аша вообще не могут быть распространены на реаль- ные ситуации, поскольку <группа> здесь - не реальная социаль- 209 ная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента. Поэтому справедливо утверждать,что здесь изу- чается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения по- ставленной экспериментатором задачи. Другой причиной критики рассматриваемых экспериментов является столь же абстрактная природа участвующих индивидов. На эту особенность экспериментов указывал, например, Р. Бейлс, который остро ставил вопрос о том, что об индивидах в экспери- ментах Аша известно очень мало. Можно, конечно, провести ис- пытуемых по различным личностным тестам и выяснить распре- деление среди них разных личностных характеристик. Но имеется в виду не эта сторона дела, а социальные характеристики индиви- дов - кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение; тем не менее они недостаточно учитывались. Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные индивиды де- монстрировали различные виды конформности: это могла быть как конформность к группе, так и конформность к эксперимента- тору. Рассмотренные выше эффекты, возникающие в ходе лабора- торного социально-психологического эксперимента, проявляют себя в данном случае в полном объеме: могут проявиться и <пред- восхищающая оценка>, и <розенталь-эффект> и т.д. Однако еще более глубокие соображения, которые требуют даль- нейшего обсуждения экспериментов по конформизму, высказаны в связи с тем, что сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения: конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе, которая является <диффузной>, не сплоченной значимыми характеристиками со- вместной деятельности. В реальных же ситуациях такой деятель- ности может возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип поведения. Он не будет простым соединением черт конформного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабо- раторной группе), но будет демонстрировать сознательное призна- ние личностью норм и стандартов группы. Поэтому в действитель- ности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективис- тическое самоопределение, - относительное единообразие пове- 210 дения в результате сознательной солидарности личности с оцен- ками и задачами коллектива. Хотя проблема коллективизма - спе- циальная проблема, в данном контексте необходимо подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов фор- мирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содер- жательные характеристики групповой деятельности, задающие осо- бый тип отношений между членами группы. Что же касается тра- диционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констати- ровать наличие самого феномена. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нор- мативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) (рис. 12). Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства, проанализированная С. Мос- ковиси, имеет большое значение и в контексте малой группы. Социальное сияние Информационное (<меньшинство>) Нормативное (<большинство>) Основания <власти> Экспертиза - Закон Награда - Принуждение Изменение в поведении индивида Интернализация Согласие Рис. 12. Типы социального влияния (Г. Джерард и М. Доич) Групповая сплоченность Второй стороной проблемы формиро- вания малой группы является пробле- ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про- цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво- ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Проблема групповой сплоченности также имеет солидную тра- дицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная по- сылка присутствует по всех случаях. Так, в русле социометричес- кого направления сплоченносгь прямо связывалась с таким уров- нем развития межличностных отношений, когда в них высок про- цент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный <индекс групповой сплоченности>, ко- торый вычислялся как отношение числа взаимных положитель- ных выборов к общему числу возможных выборов: 1г(+) /(М-1) где С - сплоченность, г(+) - положительный выбор, - число членов группы. (Лекции по методике конкретных социальных ис- следований, 1972. С. 168.) Содержательная характеристика взаим- ных положительных выборов здесь, как и вообще при приме- нении социометрической методики, опущена. <Индекс группо- вой сплоченности> есть строго формальная характеристика малой группы. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда спло- ченность анализировалась на основе частоты и прочности комму- никативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально спло- ченность определялась как <сумма всех сил, действующих на чле- нов группы, чтобы удерживать их в ней>. Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: <силы> интерпретировались либо как привлекательность группы Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|