|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или, в предлагаемой терми- нологии, <неофициальный> и <официальный> лидеры). При обна- ружении несоответствия дается рекомендация - заменить руково- дителя и назначить им того человека, который (часто по социо- метрической методике) оказался лидером. Осуществление подоб- ных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятель- ности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негод- ным для выполнения функций руководителя, В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдви- гающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлени- ях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику соче- тания деятельности руководителя и деятельностей многочислен- ных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочета- ние черт руководителя и лидера. Определенную помощь может оказать при этом использование упоминавшейся модели Ф. Фидлера. В ней различаются: руково- дитель, <ориентированный на задачу>, и руководитель, <ориенти- рованный на межличностные отношения>. При помощи особых методик устанавливается, к какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется такой показатель, как <отно- 225 Процесс принятия группового решения шение к наименее предпочитаемому сотруднику> (НПС). Ориен- тированный <на задачу> руководитель видит в последнем одни отрицательные черты, ориентированный <на межличностные от- ношения> склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь чер- ном цвете. Далее описывается характеристика групповой деятель- ности. при которой тот или другой тип руководителя оказывается наиболее эффективным (Кричевский, Дубовская, 1991). Предло- женная в модели многогранность подхода позволяет в определен- ной степени учитывать соотношение чисто управленческих и пси- хологических (т.е. лидерских) качеств руководителя. Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие ре- шения - одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения - особенно сложная функ- ция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являют- ся более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неодно- кратно. В современных условиях, когда деятельность групп акти- визируется во многих звеньях общественного организма, эта про- блема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, но и в повседневной практике разработаны различ- ные методы принятия групповых решений, и дело науки - вы- явить в полной мере их возможности. Однако, прежде чем говорить о конкретных формах принятия групповых решений, необходимо уяснить себе некоторые прин- ципиальные вопросы, на которые должна ответить социальная психология, исследуя эту проблему. Главные из этих вопросов следующие: что такое вообще <груп- повое решение>, иными словами, как объединяются индивидуаль- ные мнения членов группы в единое решение? Какую роль в про- цессе принятия группового решения играет предшествующая ему дискуссия? Действительно ли всегда групповое решение лучше, чем индивидуальное, и если да, то в каких случаях оно лучше? Наконец, каковы последствия для группы принятия общего решения и ка- ково значение этого факта для каждого индивида, принимавшего в нем участие? Каждый из этих вопросов так или иначе вставал в социальной психологии, но исследованы они неодинаково. Так, наиболее исследована роль групповой дискуссии, пред- шествующей принятию группового решения. На эксперименталь- ном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой дина- мики, была изучена Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. 226 В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуа- цией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступа- ющих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались много- численные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования Левина состоя- ла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лек- ции), и новой формы - выработки собственного группового ре- шения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13 - 17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лек- ции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, на- сколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, - 32%. Левин предложил следующую психологическую интерпретацию полученного результата. На лекции домохозяйки пассивно слуша- ли предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать суб- продукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели; в группе не возникло социальной нормы, которой бы в дальнейшем следовали члены этой группы. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убежде- ния, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дис- куссии каждый член группы чувствовал себя включенным в при- нятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт, что другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это ук- репляло собственную позицию. Решение таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участ- никами дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой. Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли груп- повой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные за- кономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть про- тивоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть 227 разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации. 2) если решение инициировано группой, то оно яв- ляется логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми при- сутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Значение групповой дискуссии изучалось в даль- нейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригруп- повых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался - особенно на прикладном уровне - активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих при- нятие решения. Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты самой практикой, их ценность давно осознана и даже получила закрепление в пословицах (<ум хорошо, а два лучше> и т.д.). На- пример, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что - в терминах социально-психологического анали- за - является своеобразной формой групповой дискуссии. Можно сказать, что социальная психология в долгу перед практикой в смысле описания психологической структуры совещаний, выявле- ния резервов для принятия оптимальных групповых решений. Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых ре- шений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осборном, получила название <-брейнсторминг> (<мозговая атака>). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: <генераторов идей> и <критиков>. На первом этапе дискуссии действуют <генераторы идей>, задача ко- торых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предло- жений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложе- ния могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантас- тическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. В этой связи встает чрезвы- чайно важный вопрос о значении критичности личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассмат- ривается как позитивная черта, препятствующая суггестивному воз- действию. Однако в экспериментальных исследованиях было ус- тановлено, что чрезмерная критичность на определенных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отри- цательную роль (Тихомиров, 1977. С. 126-128). 228 На втором этапе в дело вступают <критики>, они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно принимают оче- видные удачи. При повторном анализе спорные предложения об- суждаются, и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор раз- личных вариантов решения проблемы. Метод <брейнсторминга> некоторое время тому назад считался очень популярным, завое- вавшим признание, особенно при выработке различных техничес- ких решений. Однако, как это часто бывает со многими начина- ниями, по-видимому, какие-то стороны метода были переоцене- ны, что в дальнейшем, напротив, породило довольно сильный скеп- тицизм относительно его возможностей. Естественно, <брейнстор- минг> не может заменить собой другие подходы, и его абсолюти- зация нецелесообразна. Но в конкретных ситуациях он приносит определенную пользу. Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордо- ном, - это метод синектики, буквально - метод соединения раз- нородного. Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как ос- новная идея та же - выработать на первом этапе как можно боль- ше разнообразных, а в данном случае - и прямо противополож- ных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выде- ляются <синекторы> - своеобразные затравщики дискуссии. Дис- куссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Си- некторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою пози- цию в группе. Экспериментально установлено, что их оптималь- ное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна <видеть> две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В холе дискуссии отбрасыва- ются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логи- ческий прием рассуждения по аналогии. В условиях, например, дискуссии по техническим вопросам допускается даже такая ана- логия, когда один из синекторов отождествляет себя с каким-либо техническим процессом - током воды, вращением вала и т.д. или каким- либо физическим объектом. Широко применяются и бо- лее простые аналогии, например, предлагающие решения, ссыла- ясь на опыт других наук. Как и в случае с брейнстормингом, по- добного рода дискуссии широко применяются при обсуждении тех- нических проблем и дают здесь также известный эффект. 229 Описанные формы групповой дискуссии имеют в основном прикладное значение. Что же касается теоретической стороны про- блемы, то важнейшим вопросом здесь остается вопрос о сравни- тельной ценности групповых и индивидуальных решений. При исследовании его был обнаружен чрезвычайно интересный фено- мен, получивший название <сдвиг риска>. Все предшествующее открытию этого феномена изучение малых групп использовало установленный факт, что группа обладает свойством быть своеоб- разным модератором индивидуальных мнений и суждений ее чле- нов: она отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. В установлении этого факта сыграли свою роль и исследования по конформизму в их традиционном варианте, и исследования по образованию группо- вых норм, и многое другое. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы. Исходя из этой традиции, можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафик- сирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение долж- но оказаться своеобразным усреднением решений отдельных чле- нов группы. Однако это положение не подтвердилось в тех случа- ях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. В эксперименте испытуемым (группы по 5-7 человек) предлагал- ся набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность (<синица в руке>), либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность - ценность - высока (<журавль в небе>). Примеры дилемм: перей- ти - без гарантий - на новую, высокооплачиваемую работу или остаться на старой, среднеоплачиваемой, но зато без риска; сыг- рать среднему шахматисту в престижном турнире и предпочесть почетное поражение или совершить рискованный ход, за которым может последовать грандиозный успех или полный провал. Члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем прово- дили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае <рискованная> альтернатива выбиралась горазло чаще. До сих пор существует острая дискуссия относительно объяс- нения феномена <сдвига риска>. Она затрагивает весьма важные и более общие вопросы о том, может ли группа быть рассмотрена как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнози- ровать какой-либо продукт групповой деятельности на основе зна- ния индивидуальных вкладов в него. Острая актуальность этой "30 проблемы, особенно на прикладном уровне, дает толчок для ис- следования ее (в аналогичных ей) и на теоретическом уровне. Так, особенно важно проанализировать вопрос о качестве при- нимаемых группой решений и о возможности совершенствования процесса принятия группового решения в различных группах. Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от ста- дии принятия решения: на фазе нахождения решения индивиду- альное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказа- тельства правильности) выигрывают групповые решения (Тихо- миров, 1977). Возможность совершенствования процесса приня- тия группового решения зависит от умения и навыка вести эффек- тивную групповую дискуссию, что пытаются развивать при помо- щи социально-психологического тренинга. Из трех основных форм социально-психологического тренинга - открытое общение, ро- левая игра, групповая дискуссия - последняя является одной из самых развитых. Обучение групповой дискуссии предполагает не только обеспечение более эффективных групповых решений, но и изменение многих важных характеристик групповой структуры, На качество решения влияет еще одкн фактор, получивший название <групповой дух> (не вполне удачный перевод английско- го термина <гоир- И-пп>). Этим термином, введенным И. Джани- сом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения прино- сится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования <группового духа> являют- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|