|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииС другой стороны, консультационная работа может быть и прин- ципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индивидуальной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому- то из родителей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориентироваться в нем, совместно ис- кать решение (Авдуевская, Араканцева, 1994). Среди многочис- ленных <житейских> трудностей, по поводу которых психолог дает консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое зна- чение. Во-первых.потому, что в стране реальной угрозой стано- вится безработица, и, следовательно, выбор профессии представ- ляется особенно ответственным. Он требует учета многочислен- ных факторов: не только характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более много- образными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью луч- шего прогноза своей собственной судьбы: выбрать ли для даль- нейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессио- нальной подготовки. В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изме- нения экономических структур, норм политической жизни, суще- ственные переориентации в мировоззрении. Школьному психоло- гу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа - помочь ориентироваться ученику в этом меняющемся мире. Родители во многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представ- ляется молодежи неубедительным, школа сама как система доста- точно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социаль- ные изменения. Вместе с тем каждому новому поколению пред- стоит жить в этом нестабильном мире. Борьба с противо- правным поведением ционно она относилась к 348 Борьба с противоправным поведением не <чисто> социально-психологическая сфера деятельности, поскольку тради- компетенции юридических наук. Об- вальный рост преступности в нашем обществе требует, однако, объединения всех усилий для его преодоления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально-психологический угол зре- ния. Разделение труда, которое сложилось в этой области между системой юридических дисциплин и социальной психологией, можно условно обозначить следующим образом: охрана общест- венного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судо- производства, определение меры наказания за преступления - это естественно задача специальных общественных органов и со- ответствующих разделов юридической науки. Однако область про- филактики противоправного поведения, в частности профилак- тическая работа с несовершеннолетними правонарушителями,- это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология. Вклад, который она может внести в эти совместные усилия, связан с рядом вопросов, разработанных в ней на теоретическом и экспериментальном уровне и относящихся к ее специфической проблематике. Большой блок проблем относится к условиям фор- мирования противоправного поведения личности. В этой связи про- водимые прикладные исследования сосредоточены преимущест- венно на анализе противоправного поведения несовершеннолет- них правонарушителей. Особое значение при этом имеет выясне- ние вопроса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых формируется личность: семья и школьный класс. С точки зрения социальной психологии, здесь особенно значимо ответить на сле- дующие вопросы: каков механизм влияния на подростка группы членства и референтной группы (и механизм выбора определен- ной группы в качестве референтной)? Какова роль статуса личнос- ти в группе для формирования ее нравственно- психологического облика? Каков механизм формирования индивидуального отно- шения к социальному контролю и усвоению социальных норм? Наконец, каковы оптимальные способы воздействия на подрост- ка, еще не совершившего противоправного поступка, но находя- щегося в <трудном> возрасте или <трудном> периоде своего разви- тия (Беличева, 1993). На основании упоминаний в публикациях можно сделать вы- вод, что исследования в этой области развиты достаточно широко. При выяснении вопроса об условиях формирования противоправ- ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и школьного класса, необходимо включение и в более широком плане всей про- блематики социализации, формирования у человека социальных установок и ценностных ориентаций, становления его личности. Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомер- 349 ности употребления термина <личность преступника>, в приклад- ных исследованиях этот вопрос получил определенную разработ- ку. Большинство авторов полагают некорректным говорить об осо- бой структуре личности преступника, хотя в каждом случае проти- воправного поведения выбор варианта поведения имеет предпо- сылки в системе личностных свойств субъекта, к которым отно- сятся <мировоззрение, опыт, установки, ценностные ориентации, а также особенности внутренней системы нравственного и соци- ального контроля, в том числе правосознания> (Кудрявцев. 1978. С. 23). Следовательно, задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств лич- ности, соблюдающей нормы поведения, которые можно зафикси- ровать в каждом отдельном правонарушителе. Такой анализ есте- ственно требует выяснения вопроса о том, насколько эффектив- ной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соот- ношение <санкций>, применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д. В этой связи особый интерес представляют исследования, по- священные роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа. Стремление взрослых противостоять <не- зависимости> как проявлению непослушания сплошь и рядом при- водит к тому, что эталоном <позитивного> поведения рассматри- вается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее приня- тие позиции группы как раз и приводит неустойчивого человека к совершению правонарушения. Исследования конформности сре- ди подростков-правонарушителей дают значительный материал в пользу этого утверждения; они свидетельствуют о том, что не су- ществует однозначного решения вопроса о роли конформности поведения. Таким образом, все исследования, связанные с анализом <лич- ности преступника>, так или иначе замыкаются на проблеме груп- пы, в частности специально заслуживает внимания исследование референтных групп. При анализе механизма противоправного по- ведения особенно важно выяснить, при каких условиях утрачива- ют свою привлекательность для личности такие ячейки микросре- ды, как семья, школьный класс, и, напротив, приобретают значе- ние такие референтные группы, как группы <неформалов>, алко- голиков, наркоманов, рецидивистов. Наряду с решением такого рода задач, которые можно отнести к участию в предупреждении преступности, к объяснению механизмов противоправного пове- дения, социальная психология может сыграть определенную роль и в процессе раскрытия преступления, разрабатывая, например, психологические механизмы проведения допроса или психологи- 350 Наука ческой экспертизы. Другой круг проблем - это проблемы поиска оптимальных средств воздействия по отношению к лицам, уже осужденным за совершение преступлений. Очевидны также воз- можности социальной психологии - наряду с юридической пси- хологией - в разработке форм и методов своеобразной реадапта- ции личности после понесения наказания, например после возвра- щения из мест заключения. Возможности социальной психологии в данной сфере ее приложения еще далеко не исчерпаны (Яков- лев, 1971. С. 178). Одна из относительно новых сфер при- ложения социальной психологии - сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллек- тивных форм деятельности, и это в значительной мере ломает ус- тойчивый стереотип научного творчества как творчества отдель- ных выдающихся личностей, поскольку производство знаний яв- ляется результатом работы множества людей на исследовательских <комбинатах>. В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возника- ет чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рожда- ются собственно коллективные продукты научного творчества: груп- повые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа. Это ставит ряд новых прикладных задач, прежде всего выявле- ние особенностей научного коллектива по сравнению с другими типами трудовых коллективов, совершенствование социально-пси- хологического климата в нем, способов управления, повышение эффективности его деятельности и т.д. Главная из стоящих здесь проблем - выявление специфики такого вида деятельности, как <коллективная научная деятельность>. Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психоло- гии творческая (и, соответственно, научная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Хотя науковедение уже дав- но настаивает на том, что в современных условиях важно анализи- ровать не только личность ученого, но и характер общения в науч- ном сообществе, традиционный подход остается непреодоленным: 351 субъектом творчества по-прежнему считается личность (в данном случае - личность ученого), а ее микросреда, в том числе обще- ние, выступает лишь как условие творческого акта. Задача соци- альной психологии - понять природу совместной творческой де- ятельности и дать ее психологическое описание. Подход к решению этих вопросов содержится в <программно- ролевом подходе> к исследованию науки, разработанном в отече- ственной социальной психологии М.Г. Ярошевским (Проблемы руководства научным коллективом, 1982). Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном кол- лективе выделяются основные научные роли: <генератор>, <кри- тик>, <эрудит> и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого со- трудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каж- дого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого другого. Это различие более очевидно, чем, на- пример, различие вкладов работников в производственной брига- де, где они выполняют более или менее сходные функции. Осо- бенно трудным является вопрос о том, всякая ли научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к подлинно твор- ческой деятельности? Для этого необходимо не только тщательное психологическое описание каждой научной роли, но и детальный анализ мотивации каждого ученого, ибо эффективное сочетание научных ролей предполагает высокую мотивированность каждого члена научного коллектива. Наконец, не менее важным является и исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными, в частности психологической готовности каждого ис- следователя принять, переработать и сохранить разнообразную информацию. Неоднозначность вкладов различных сотрудников делает неяв- ными критерии оценки их эффективности, а это может привести к неадекватному представлению сотрудников об их успешности и породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для научных коллективов. В таких конфликтах порой трудно вычле- нить собственно деловую сторону и сторону межличностную. Ру- ководитель научного коллектива должен уметь разрешать подоб- ные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность дея- тельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его собственная позиция в коллективе специфична: остается дискус- сионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного коллектива должен сочетать в себе функции администратора и ге- нератора идей или они могут быть разделены между разными людь- ми? Этот вопрос также встает перед практической социальной пси- хологией. Идеи программно-ролевого подхода широко применяются в исследованиях на прикладном уровне, проводимых непосредст- венно в научных учреждениях: институтах, лабораториях, высших учебных заведениях (Белкин. Емельянов. Иванов. 1987). На осно- ве таких исследований социальный психолог может осуществлять деятельность трех видов. Первый вид деятельности состоит преж- де всего в разработке рекомендаций на основе диагностики кон- кретных ситуаций в каждом коллективе (например, о том, как выделить оптимальные стадии реализации исследовательской про- граммы, чтобы они были наглядны для членов научного коллекти- ва, как построить систему научных ролей в коллективе и обрисо- вать ролевой профиль каждого сотрудника, как регулировать меж- личностные отношения вообще и межличностные конфликты в частности и др.). Эти рекомендации обращены главным образом к руководителям научных коллективов. Второй вид деятельности социального психолога - это кон- сультационная работа. В данном случае консультация может быть дана и руководителям, и рядовым членам коллектива, способствуя в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей соб- ственной роли в нем и тем самым повышению чувства удовлетво- ренности работой. Наконец, третий вид работы - это непосредственное обучение руководителей научных коллективов методам управления в той их части, которая связана со знанием социально-психологических механизмов общения и взаимодействия. Такое обучение организу- ется в различных формах, начиная с традиционных лекций и кон- чая социально-психологическим тренингом. Исследования подоб- ного плана, к сожалению, практически прекращены в настоящее время в связи с резким ухудшением финансирования науки со сто- роны государства. Более драматические проблемы, например, про- блема <утечки мозгов>, волнуют научную общественность. Но все это не снимает принципиальной необходимости практических уси- лий психологов в области управления наукой и оптимизации на- учного творчества. Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рас- сматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определен- ную специфику, но тем не менее знание закономерностей функ- ционирования и развития малых групп может обусловить извест- ный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества. Можно выделить несколько классов 353 Служба семьи задач, которые могут быть решены и решаются на практическом уровне. Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей к созданию сшьи. В последние годы достаточно часто ставится во- прос о необходимости соответствующей работы школы в этом на- правлении, но при постановке такого вопроса иногда все сводится лишь к проблемам полового воспитания. Важность этого вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созданию семьи включает в себя и проблемы психологической подготовки. Это означает, что молодые люди должны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семей- ных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом со- держании. Например, такие вопросы, как вопросы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в современных обществах, об известной адаптации к этому новому их содержанию, - это вопросы, относящиеся в том числе и к компетентности социальной психологии. Некоторые элемен- тарные сведения о семье как об институте социализации ребенка также полезны не только молодым супругам, но и лицам, готовя- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|