Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



17 страница


ние мнения), так и непосредственные проявления их в <действи-  

ях> (например, отталкивание другого при выполнении какого-то  

действия и т.д.). Главный аргумент, не позволяющий придавать  

этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней  

полностью опущена характеристика содержания общей групповой  

деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимо-  

действия.  

Здесь мы вновь сталкиваемся с острым методологическим во-  

просом о том, может ли в принципе методика социально-психо-  

логического исследования фиксировать содержательную сторону  

деятельности?  

В традиционных подходах подразумевается отрицательный от-  

вет. Более того, в известном смысле эта неспособность рассмат-  

ривается как отличительная особенность социальной психологии,  

т.е. включается в определение предмета этой дисциплины, кото-  

рая, согласно такой точке зрения, и должна исследовать лишь  

формы взаимодействий, отвечать на вопрос <Как?>, но не на во-  

прос <Что?> делается совместно. Отрыв от содержания деятель-  

ности получает здесь свою легализацию. Все методики, построен-  

ные на основе таких исходных позиций, неизбежно будут апелли-  

ровать лишь к формальному аспекту взаимодействий. При отсут-  

ствии других методик в определенных границах они могут, есте-  

ственно, использоваться, но надо помнить, что все они поставля-  

ют данные лишь относительно одного компонента взаимодейст-  

вия - его формы.  

Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны  

взаимодействия породила в истории социальной психологии тен-  

денцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущест-  

венно к исследованию взаимодействия в диаде, т.е. к взаимодейст-  

вию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в  

рамках теории <диадичесиого взаимодействия>, являют собой еще  

один пример того, насколько даже самое тщательное изучение  

формы процесса мало дает для понимания его сущности. При изу-  

чении <диадического взаимодействия>, а наиболее подробно оно  

исследовано американскими социальными психологами Дж. Тибо  

Ш  

и Г. Келли, используется предложенная на основе математической  

теории игр <дилемма узника> (Андреева. Богомолова, Петровская.  

1978). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, нахо-  

дящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строит-  

ся матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их вза-  

имодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная  

точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возмож-  

ности их поведения: <сознаться> и <не сознаться>, то, в принципе,  

каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет  

различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа избе-  

рет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций  

различных стратегий <узников>: оба сознаются; первый сознается,  

второй не сознается; второй сознается, а первый - нет; оба не  

сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбина-  

ции. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при  

различных комбинациях этих стратегий для каждого <игрока>. Этот  

выигрыш и является <исходом> в каждой модели игровой ситуа-  

ции. Применение в этом случае некоторых положений теории игр  

создает заманчивую перспективу не только описания, но и про-  

гноза поведения каждого участника взаимодействия.  

Однако сейчас же возникают многочисленные ограничения,  

которые влечет за собой применение этой методики к анализу ре-  

альных ситуаций человеческого взаимодействия. Прежде всего, как  

известно, в теории игр рассматриваются игры двух типов: с нуле-  

вой суммой и с ненулевой суммой. Первый случай предполагает,  

что в такой игре выигрыш одного точно равен проигрышу другого,  

т.е. ситуацию, крайне редко встречающуюся в реальном взаимо-  

действии даже двух участников.  

Что же касается игр с ненулевой суммой, аналогов которых  

можно найти значительно больше в реальных проявлениях чело-  

веческого взаимодействия, то аппарат их значительно сложнее и  

степень формализации значительно меньше. Не случайно, что их  

использование в социально-психологических работах встречается  

довольно редко. Применяемый же аппарат игр с нулевой суммой  

приводит к крайнему обеднению специфики социально-психоло-  

гического взаимодействия людей. В многочисленных ситуациях вза-  

имодействия при разработке стратегий своего поведения люди чрез-  

вычайно редко уподобляются узникам из дилеммы. Конечно, нельзя  

отказать этой методике в том, что в плане формального анализа  

стратегий взаимодействия она дает определенный материал, во  

всяком случае позволяет констатировать различные способы по-  

строения таких стратегий. Этим и объясняется возможность при-  

менения методики в некоторых специальных исследованиях.  

Подход к взаимодей-  

ствию в концепции  

<символического  

интеракционизма>  

Важность интерактивной стороны об-  

щения обусловила тот факт, что в ис-  

тории социальной психологии сложи-  

лось специальное направление, кото-  

рое рассматривает взаимодействие ис-  

ходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это  

направление связано с именем Г. Мида, который дал направле-  

нию и имя - <символический интеракционизм>. Выясняя со-  

циальную природу человеческого <Я>, Мид вслед за В. Джем-  

сом пришел к выводу, что в становлении этого <Я> решающую  

роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч. Кули  

0 так называемом <зеркальном Я>, где личность понимается как  

сумма психических реакций человека на мнения окружающих.  

Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становле-  

ние <Я> происходит действительно в ситуациях взаимодействия,  

но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других,  

а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она  

осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совмест-  

но с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у  

Мида выступает в двух формах: р1ау и ате. В игре человек выби-  

рает для себя так называемого значимого другого и ориентируется  

на то, как он воспринимается этим <значимым другим>. В соот-  

ветствии с этим у человека формируется и представление о себе  

самом, о своем <Я>. Вслед за В. Джемсом Мид разделяет это <Я>  

на два начала (здесь за неимением адекватных русских терминов  

мы сохраняем их английское наименование), <1> и <те>. <1> -  

это импульсивная творческая сторона <Я>, непосредственный от-  

вет на требование ситуации; <те> - это рефлексия <1>, своего  

рода норма, контролирующая действия <1> от имени других, это  

усвоение личностью отношений, которые складываются в си-  

туации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с  

ними. Постоянная рефлексия <1> при помощи <те> необходи-  

ма для зрелой личности, ибо именно она способствует адекват-  

ному восприятию личностью себя самой и своих собственных  

действий.  

Таким образом, центральная мысль интеракционистской кон-  

цепции состоит в том, что личность формируется во взаимодей-  

ствии с другими личностями, и механизмом этого процесса явля-  

ется установление контроля действий личности теми представле-  

ниями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря  

на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содер-  

жатся существенные просчеты. Главными из них являются два.  

Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в  

1 п  

этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва  

взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведе-  

ние человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обу-  

словлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек  

предстает как существо, обитающее в мире символов, включен-  

ное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим ут-  

верждением можно согласиться, поскольку в определенной мере  

общество действительно регулирует действия личностей при  

помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к  

тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры -  

все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важ-  

ный просчет концепции символического интеракционизма - ин-  

терактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа-  

ния деятельности, вследствие чего все богатство макросоциаль-  

ных отношений личности по существу игнорируется. Единствен-  

ным <представителем> социальных отношений остаются лишь  

отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку сим-  

вол остается <последней> социальной детерминантой взаимодей-  

ствия, для анализа оказывается достаточным лишь описание дан-  

ного поля взаимодействий без привлечения широких социальных  

связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет  

место. Происходит известное <замыкание> взаимодействия на  

заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен -  

и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недо-  

статочен.  

Тем не менее символический интеракционизм острее многих  

других теоретических ориентаций социальной психологии поста-  

вил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его  

роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что  

она по существу не различает в общении двух таких сторон, как  

обмен информацией и организация совместной деятельности. Не  

случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие  

<коммуникация> и <интеракция> как синонимы (см.: Шибутани,  

1961). Кроме того, концепция Мида вновь останавливается перед  

тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут  

быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе  

которой они возникают. Если эта связь общения (или любой его  

стороны) с деятельностью разрывается, следствием является не-  

медленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого  

социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изу-  

чения содержательной стороны общения.  

113  

Взаимодействие как  

организация совмест-  

ной деятельности  

Единственным условием, при котором  

этот содержательный момент может  

быть уловлен, является рассмотрение  

взаимодействия как формы организа-  

ции какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологи-  

ческая теория деятельности, принятая в отечественной психоло-  

гической науке, задает и в данном случае некоторые принципы  

для социально-психологического исследования. Подобно тому как  

в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне  

отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в  

социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь  

при условии включенности их в некоторую общую деятельность.  

Конкретным содержанием различных форм совместной дея-  

тельности является определенное соотношение индивидуальных  

<вкладов>, которые делаются участниками. Так одна из схем пред-  

лагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каж-  

дый участник делает свою часть общей работы независимо от дру-  

гих - <совместно-индивидуальная деятельность> (пример - не-  

которые производственные бригады, где у каждого члена свое за-  

дание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каж-  

дым участником - <совместно-последовательная деятельность>  

(пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимо-  

действие каждого участника со всеми остальными - <совместно-  

взаимодействующая деятельность> (пример - спортивные коман-  

ды, научные коллективы или конструкторские бюро) (Уманский,  

1980. С. 131). Психологический рисунок взаимодействия в каж-  

дой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных ис-  

следований установить его в каждом конкретном случае.  

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчер-  

пывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной  

стороны общения была установлена зависимость между характе-  

ром коммуникации и отношениями, существующими между парт-  

нерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная сис-  

тема взаимодействия сопряжена со сложившимися между участ-  

никами взаимодействия отношениями.  

Общественные отношения <даны> во взаимодействии через ту  

реальную социальную деятельность, частью которой (или формой  

организации которой) взаимодействие является. Межличностные  

отношения также <даны> во взаимодействии: они определяют как  

тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных  

условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и  

степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное  

или менее успешное сотрудничество).  

114  

Присущая системе межличностных отношений эмоциональ-  

ная основа, порождающая различные оценки, ориентации, уста-  

новки партнеров, определенным образом <окрашивает> взаимо-  

действие (Обозов, 1979). Но вместе с тем такая эмоциональная  

(положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не  

может полностью определять факт его наличия или отсутствия:  

даже в условиях <плохих> межличностных отношений в группах,  

заданных определенной социальной деятельностью, взаимодей-  

ствие обязательно существует. В какой мере оно определяется  

межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно  

<подчинено> выполняемой группой деятельности, зависит как от  

уровня развития данной группы, так и от той системы социаль-  

ных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рас-  

смотрение вырванного из контекста деятельности взаимодейст-  

вия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в  

каждом конкретном акте выявлена быть не может именно пото-  

му, что порождается более широкой системой деятельности, в ус-  

ловиях которой оно развертывается.  

Поскольку взаимодействия <одинаковы> по форме своего про-  

явления, в истории социальных наук уже существовала попытка  

построить всю систему социального знания, опираясь только на  

анализ формы взаимодействия (так называемая формальная соци-  

ология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности толь-  

ко формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная  

с исследованием <альтруизма>. Альтруизм относится к такой об-  

ласти проявлений человеческой личности, которые приобретают  

смысл лишь в системе определенной социальной деятельности.  

Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а  

оно не может быть понято лишь из <близлежащих> проявлений  

взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение чело-  

века, помогающего бежать злостному преступнику? Только более  

широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.  

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как  

осознается каждым участником его вклад в общую деятельность  

(Хараш, 1977. С. 29): именно это осознание помогает ему коррек-  

тировать свою стратегию. Только при этом условии может быть  

вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий  

на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно.  

что от меры понимания партнерами друг друга зависит успеш-  

ность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был воз-  

можен их <обмен>. Причем, если стратегия взаимодействия оп-  

ределена характером тех общественных отношений, которые пред-  

ставлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика вза-  

11  

имодействия определяется непосредственным представлением о  

партнере.  

Таким образом, для познания механизма взаимодействия не-  

обходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного  

индивида <накладываются> на представление о партнере, и как то  

и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными  

словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более  

детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ  

партнера по общению, от точности которого зависит успех со-  

вместной деятельности.  

Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотре-  

нию третьей стороны общения, условно названной нами перцеп-  

тивной.  

ЛИТЕРАТУРА  

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-  

альная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.  

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.  

Пер. с англ. М., 1988.  

Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.  

Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.  

Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987.  

Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.  

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1754
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь