|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииние мнения), так и непосредственные проявления их в <действи- ях> (например, отталкивание другого при выполнении какого-то действия и т.д.). Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимо- действия. Здесь мы вновь сталкиваемся с острым методологическим во- просом о том, может ли в принципе методика социально-психо- логического исследования фиксировать содержательную сторону деятельности? В традиционных подходах подразумевается отрицательный от- вет. Более того, в известном смысле эта неспособность рассмат- ривается как отличительная особенность социальной психологии, т.е. включается в определение предмета этой дисциплины, кото- рая, согласно такой точке зрения, и должна исследовать лишь формы взаимодействий, отвечать на вопрос <Как?>, но не на во- прос <Что?> делается совместно. Отрыв от содержания деятель- ности получает здесь свою легализацию. Все методики, построен- ные на основе таких исходных позиций, неизбежно будут апелли- ровать лишь к формальному аспекту взаимодействий. При отсут- ствии других методик в определенных границах они могут, есте- ственно, использоваться, но надо помнить, что все они поставля- ют данные лишь относительно одного компонента взаимодейст- вия - его формы. Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тен- денцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущест- венно к исследованию взаимодействия в диаде, т.е. к взаимодейст- вию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории <диадичесиого взаимодействия>, являют собой еще один пример того, насколько даже самое тщательное изучение формы процесса мало дает для понимания его сущности. При изу- чении <диадического взаимодействия>, а наиболее подробно оно исследовано американскими социальными психологами Дж. Тибо Ш и Г. Келли, используется предложенная на основе математической теории игр <дилемма узника> (Андреева. Богомолова, Петровская. 1978). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, нахо- дящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строит- ся матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их вза- имодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возмож- ности их поведения: <сознаться> и <не сознаться>, то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа избе- рет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий <узников>: оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый - нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбина- ции. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных комбинациях этих стратегий для каждого <игрока>. Этот выигрыш и является <исходом> в каждой модели игровой ситуа- ции. Применение в этом случае некоторых положений теории игр создает заманчивую перспективу не только описания, но и про- гноза поведения каждого участника взаимодействия. Однако сейчас же возникают многочисленные ограничения, которые влечет за собой применение этой методики к анализу ре- альных ситуаций человеческого взаимодействия. Прежде всего, как известно, в теории игр рассматриваются игры двух типов: с нуле- вой суммой и с ненулевой суммой. Первый случай предполагает, что в такой игре выигрыш одного точно равен проигрышу другого, т.е. ситуацию, крайне редко встречающуюся в реальном взаимо- действии даже двух участников. Что же касается игр с ненулевой суммой, аналогов которых можно найти значительно больше в реальных проявлениях чело- веческого взаимодействия, то аппарат их значительно сложнее и степень формализации значительно меньше. Не случайно, что их использование в социально-психологических работах встречается довольно редко. Применяемый же аппарат игр с нулевой суммой приводит к крайнему обеднению специфики социально-психоло- гического взаимодействия людей. В многочисленных ситуациях вза- имодействия при разработке стратегий своего поведения люди чрез- вычайно редко уподобляются узникам из дилеммы. Конечно, нельзя отказать этой методике в том, что в плане формального анализа стратегий взаимодействия она дает определенный материал, во всяком случае позволяет констатировать различные способы по- строения таких стратегий. Этим и объясняется возможность при- менения методики в некоторых специальных исследованиях. Подход к взаимодей- ствию в концепции <символического интеракционизма> Важность интерактивной стороны об- щения обусловила тот факт, что в ис- тории социальной психологии сложи- лось специальное направление, кото- рое рассматривает взаимодействие ис- ходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направле- нию и имя - <символический интеракционизм>. Выясняя со- циальную природу человеческого <Я>, Мид вслед за В. Джем- сом пришел к выводу, что в становлении этого <Я> решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч. Кули 0 так называемом <зеркальном Я>, где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становле- ние <Я> происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совмест- но с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: р1ау и ате. В игре человек выби- рает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим <значимым другим>. В соот- ветствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем <Я>. Вслед за В. Джемсом Мид разделяет это <Я> на два начала (здесь за неимением адекватных русских терминов мы сохраняем их английское наименование), <1> и <те>. <1> - это импульсивная творческая сторона <Я>, непосредственный от- вет на требование ситуации; <те> - это рефлексия <1>, своего рода норма, контролирующая действия <1> от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в си- туации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия <1> при помощи <те> необходи- ма для зрелой личности, ибо именно она способствует адекват- ному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий. Таким образом, центральная мысль интеракционистской кон- цепции состоит в том, что личность формируется во взаимодей- ствии с другими личностями, и механизмом этого процесса явля- ется установление контроля действий личности теми представле- ниями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содер- жатся существенные просчеты. Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в 1 п этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведе- ние человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обу- словлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включен- ное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим ут- верждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры - все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важ- ный просчет концепции символического интеракционизма - ин- терактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа- ния деятельности, вследствие чего все богатство макросоциаль- ных отношений личности по существу игнорируется. Единствен- ным <представителем> социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку сим- вол остается <последней> социальной детерминантой взаимодей- ствия, для анализа оказывается достаточным лишь описание дан- ного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное <замыкание> взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен - и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недо- статочен. Тем не менее символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентаций социальной психологии поста- вил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Не случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие <коммуникация> и <интеракция> как синонимы (см.: Шибутани, 1961). Кроме того, концепция Мида вновь останавливается перед тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе которой они возникают. Если эта связь общения (или любой его стороны) с деятельностью разрывается, следствием является не- медленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изу- чения содержательной стороны общения. 113 Взаимодействие как организация совмест- ной деятельности Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организа- ции какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологи- ческая теория деятельности, принятая в отечественной психоло- гической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной дея- тельности является определенное соотношение индивидуальных <вкладов>, которые делаются участниками. Так одна из схем пред- лагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каж- дый участник делает свою часть общей работы независимо от дру- гих - <совместно-индивидуальная деятельность> (пример - не- которые производственные бригады, где у каждого члена свое за- дание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каж- дым участником - <совместно-последовательная деятельность> (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимо- действие каждого участника со всеми остальными - <совместно- взаимодействующая деятельность> (пример - спортивные коман- ды, научные коллективы или конструкторские бюро) (Уманский, 1980. С. 131). Психологический рисунок взаимодействия в каж- дой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных ис- следований установить его в каждом конкретном случае. Однако задача исследования взаимодействия этим не исчер- пывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характе- ром коммуникации и отношениями, существующими между парт- нерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная сис- тема взаимодействия сопряжена со сложившимися между участ- никами взаимодействия отношениями. Общественные отношения <даны> во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также <даны> во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество). 114 Присущая системе межличностных отношений эмоциональ- ная основа, порождающая различные оценки, ориентации, уста- новки партнеров, определенным образом <окрашивает> взаимо- действие (Обозов, 1979). Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях <плохих> межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодей- ствие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно <подчинено> выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социаль- ных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рас- смотрение вырванного из контекста деятельности взаимодейст- вия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно пото- му, что порождается более широкой системой деятельности, в ус- ловиях которой оно развертывается. Поскольку взаимодействия <одинаковы> по форме своего про- явления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная соци- ология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности толь- ко формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием <альтруизма>. Альтруизм относится к такой об- ласти проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из <близлежащих> проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение чело- века, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос. При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29): именно это осознание помогает ему коррек- тировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно. что от меры понимания партнерами друг друга зависит успеш- ность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был воз- можен их <обмен>. Причем, если стратегия взаимодействия оп- ределена характером тех общественных отношений, которые пред- ставлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика вза- 11 имодействия определяется непосредственным представлением о партнере. Таким образом, для познания механизма взаимодействия не- обходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида <накладываются> на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех со- вместной деятельности. Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотре- нию третьей стороны общения, условно названной нами перцеп- тивной. ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци- альная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|