Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



3 страница


два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь  

как наука, изучающая и массовые психические процессы, и поло-  

жение личности в группе. В этом случае, естественно, проблема-  

тика социальной психологии представлялась достаточно широкой,  

практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных  

школах социальной психологии, включался тем самым в ее пред-  

мет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых  

проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень со-  

держала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению кото-  

рого социальная психология изучает: 1) социальную психологию  

личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) со-  

циальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Пары-  

гин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология ис-  

следует: 1) изменения психической деятельности людей в группе  

под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психи-  

ческую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).  

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем  

основная идея была общей - предмет социальной психологии  

достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его опреде-  

лению - как со стороны личности, так и со стороны массовых  

психических явлений. По-видимому, такое понимание более все-  

го отвечало реально складывающейся практике исследований, а  

значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно  

и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае,  

наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в  

начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода.  

Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной  

психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотноше-  

ния с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоя-  

тельно дискутируется вопрос о <границах> социальной психологии.  

Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология  

есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психо-  

логии; 3) социальная психология есть наука <на стыке> психологии  

18  

и социологии, причем сам <стык> понимается двояко: а) социаль-  

ная психология отторгает определенную часть психологии и опреде-  

ленную часть социологии; б) она захватывает <ничью землю> - об-  

ласть, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.  

Если воспользоваться предложением американских социаль-  

ных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социаль-  

ной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в  

американской литературе), то все указанные позиции можно свес-  

ти к двум подходам: интрадисциплипарному и интердисциплинарно-  

му. Иными словами, место социальной психологии можно стре-  

миться отыскать внутри одной из <родительских> дисциплин или  

на границах между ними. Это можно изобразить при помощи сле-  

дующей схемы (рис. 1).  

1 ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД  

Позиция 1  

Позиция 2  

Позиция 3  

Позиция 4  

Социальная  

психология  

Психология  

Социальная  

психология  

Социология  

II ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД  

/7~\  

/ 1 Социальная  

("T психология,) Социология )  

_  

1 " Социальная  

( Психология Социология)  

психология / у  

Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии:  

(<границы> с социологией и психологией)  

Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все  

предложенные подходы по существу останавливаются перед од-  

ной и той же проблемой: какая же <граница> отделяет социальную  

психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии - с  

другой. Ведь где ни <помещать> социальную психологию, она все  

равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами.  

Если она часть психологии, то где граница именно социально-  

психологических исследований внутри психологии? Социология,  

если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами  

социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу  

специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуж-  

19  

дение можно привести и относительно положения социальной  

психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном  

подходе мы не уйдем от вопроса о <границах>: что значит <на сты-  

ке>, какой частью стыкуются психология и социология? Или что  

значит <самостоятельная дисциплина>: <отсекает> ли она какие-то  

части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то аб-  

солютно самостоятельные области, не захватываемые никоим об-  

разом ни психологией, ни социологией.  

Попробуем рассмотреть эти <границы> с двух сторон в отдель-  

ности. Что касается социологии, то ее современная структура обыч-  

но характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей  

социологической теории, специальных социологических теорий,  

конкретных социологических исследований. Следовательно, в сис-  

теме теоретического знания имеются два уровня, каждый из кото-  

рых соприкасается непосредственно с проблемами социальной  

психологии. На уровне общей теории исследуются, например, про-  

блемы соотношения общества и личности, общественного созна-  

ния и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но  

именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной  

психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В об-  

ласти специальных социологических теорий можно найти несколько  

таких, где очевидны и социально-психологические подходы, на-  

пример социология массовых коммуникаций, общественного мне-  

ния, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере осо-  

бенно трудны разграничения, и само понятие <границы> весьма  

условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнару-  

жить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделе-  

ния специфических аспектов исследования, специфического угла  

зрения на ту же самую проблему.  

Относительно <границы> между общей психологией и соци-  

альной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в  

стороне первую интерпретацию социальной психологии как уче-  

ния о социальной детерминации психики человека, ибо в этом  

смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-истори-  

ческую традицию, социальна, то специфическая проблематика  

социальной психологии, естественно, ближе всего к той части об-  

щей психологии, которая обозначается как психология личности.  

Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется  

личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная  

психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки  

проблемы личности, в частности в отечественной школе психоло-  

гии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматри-  

вается как <заданная> обществом. А.Н. Леонтьев отмечает, что де-  

20  

ятельность конкретных индивидов может протекать в двух фор-  

мах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с  

окружающим предметным миром. Но <в каких бы, однако, усло-  

виях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы струк-  

туру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из  

общественных отношений, из жизни общества> (Леонтьев, 1975.  

С. 82). С этой точки зрения в общей психологии исследуется струк-  

тура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее оста-  

ется класс специфических задач для социальной психологии. Не  

говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей пси-  

хологией (динамика развития межличностных отношений в груп-  

пах, сама природа совместной деятельности людей в группах и  

формы складывающегося общения и взаимодействия), даже отно-  

сительно личности у социальной психологии есть своя собствен-  

ная точка зрения: как конкретно действует личность в различных  

реальных социальных группах - вот проблема социальной психо-  

логии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как фор-  

мируются мотивы, потребности, .установки личности, но почему  

именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сфор-  

мировались у данной личности, в какой мере все это зависит от  

группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.  

Таким образом, сфера собственных интересов социальной пси-  

хологии просматривается довольно четко, что и позволяет отгра-  

ничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей  

психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу  

более точного выявления статуса социальной психологии между  

двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для оп-  

ределения областей исследования. Что же касается статуса, то  

споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психоло-  

гии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют  

основную линию этой полемики... До возникновения социальной  

психологии были две линии развития проблематики личности и  

общества: психология анализировала природу человека, социоло-  

гия анализировала природу общества. Затем возникла самостоя-  

тельная наука - социальная психология, которая анализирует  

отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}.  

Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, кото-  

рая анализирует природу человека в отрыве от природы общества.  

Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические тео-  

рии, хотя многие из них, признавая факт <влияния> общества на  

человека, не находят корректного решения проблемы о способах  

этого влияния. Понимание предмета социальной психологии и ее  

статуса в системе наук зависит от понимания предметов как пси-  

21  

Задачи социальной  

психологии  

и проблемы общества  

хологии, так и социологии (см. подробно: Социальная психоло-  

гия: саморефлексия маргинальности, 1995).  

Столь обширная дискуссия по поводу  

предмета социальной психологии -  

участь большинства наук, возникающих  

на стыке различных дисциплин. Точно  

так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно  

приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно  

крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить  

круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешен-  

ные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои  

собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете  

социальной психологии не может считаться вполне законченной,  

хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы прово-  

дить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не  

все точки над <1> поставлены. Как известный компромисс сложи-  

лось такое положение, что практически в нашей стране сейчас  

существуют две социальные психологии: одна, связанная преиму-  

щественно с более <социологической>, другая - преимуществен-  

но с <психологической> проблематикой. В этом смысле ситуация  

оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран.  

Так, например, в США социальная психология официально су-  

ществует <дважды>: ее секция есть внутри Американской социо-  

логической ассоциации и внутри Американской психологической  

ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, яв-  

ляется ли автор социологом или психологом по образованию.  

В 1954 г. в США по предложению известного социального пси-  

холога Т. Ньюкома в одном из университетов был поставлен лю-  

бопытный эксперимент: курс социальной психологии читался по-  

ловине студентов одного курса в первом семестре лектором-соци-  

ологом, второй половине во втором семестре - лектором-психо-  

логом. После окончания курсов студентам было предложено про-  

вести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она  

не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что  

прослушали совершенно различные курсы по совершенно раз-  

личным дисциплинам (см.: Беккер Г., Бесков А., 1961). Издан-  

ный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и назы-  

вается <Две социальные психологии>. Конечно, такая двойствен-  

ность вызывает ряд неулобств. Она может быть допустима лишь  

на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее пред-  

мете должна заключаться, между прочим, и в том. чтобы способ-  

ствовать однозначному решению вопроса.  

22  

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако,  

не только некоторой неопределенностью ее положения в системе  

наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма  

важной и существенной чертой социально-психологического зна-  

ния является его включенность (в большей мере, чем других об-  

ластей психологии) в социальную и политическую проблематику  

общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем  

социальной психологии, как психологические характеристики  

больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и тра-  

диционные для социальной психологии исследования малых групп,  

социализации или социальных установок личности связаны с теми  

конкретными задачами, которые решаются обществом определен-  

ного типа. В теоретической части социально-психологического  

знания непосредственно влияние конкретных социальных усло-  

вий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно  

сказать, что социальная психология сама является частью культу-  

ры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследо-  

вателей.  

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной со-  

циальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретичес-  

ких концепций, а также методов и результатов исследований. Как  

об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, боль-  

шинство практически ориентированных исследований в социаль-  

ной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными  

потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих  

исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения  

задач, в свое время поставленных практикой. Современные науч-  

ные исследования не могут осуществляться без определенной сис-  

темы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и  

цель, и определенную <окраску> основного направления работы.  

Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психоло-  

гии любой другой страны не имеет однозначного решения: ниги-  

листическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно,  

сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в  

современной социальной психологии введено понятие <социаль-  

ного контекста>, т.е. привязанности исследования к определенной  

социальной практике.  

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы приклад-  

ного исследования в социальной психологии. Исследования, про-  

водимые непосредственно в различных звеньях общественного  

организма, требуют не только высокого профессионального мас-  

терства, но и гражданской ответственности исследователя. Направ-  

ленность практических рекомендаций и есть та сфера, где соци-  

23  

альная психология непосредственно <вторгается> в общественную  

жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро  

стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о форму-  

лировании своей социальной позиции. Французский социальный  

психолог С. Московиси справедливо заметил, что задачи для со-  

циальной психологии задает именно общество, оно диктует ей  

проблемы (Московиси, 1984). Но это означает, что социальный  

психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко  

улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он  

может способствовать решению этих проблем. <Академизм> и  

<профессионализм> в социальной психологии должны органически  

включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущ-  

ности социальной <ангажированности> этой научной дисциплины.  

В современном обществе раскрываются многочисленные сфе-  

ры приложения социально-психологических знаний.  

Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей  

стране в конкретных исторических условиях, а именно в период  

существования социалистического строя, естественно, породила и  

новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традицион-  

ной социальной психологии явлений имеют место в любом типе  

общества: межличностные отношения, коммуникативные процес-  

сы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любо-  

му типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт,  

нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти,  

описанные в традиционной социальной психологии, явления при-  

обретают в различных социальных условиях порой совершенно иное  

содержание. Формально процессы остаются теми же: люди обща-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1289
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь