|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиидва предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и поло- жение личности в группе. В этом случае, естественно, проблема- тика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее пред- мет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень со- держала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению кото- рого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) со- циальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Пары- гин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология ис- следует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психи- ческую сторону процессов общества (Мясищев, 1949). Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей - предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его опреде- лению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более все- го отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода. Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотноше- ния с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоя- тельно дискутируется вопрос о <границах> социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психо- логии; 3) социальная психология есть наука <на стыке> психологии 18 и социологии, причем сам <стык> понимается двояко: а) социаль- ная психология отторгает определенную часть психологии и опреде- ленную часть социологии; б) она захватывает <ничью землю> - об- ласть, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социаль- ных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социаль- ной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свес- ти к двум подходам: интрадисциплипарному и интердисциплинарно- му. Иными словами, место социальной психологии можно стре- миться отыскать внутри одной из <родительских> дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи сле- дующей схемы (рис. 1). 1 ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3 Позиция 4 Социальная психология Психология Социальная психология Социология II ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД /7~\ / 1 Социальная ("T психология,) Социология ) _ 1 " Социальная ( Психология Социология) психология / у Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии: (<границы> с социологией и психологией) Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед од- ной и той же проблемой: какая же <граница> отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии - с другой. Ведь где ни <помещать> социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально- психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуж- 19 дение можно привести и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном подходе мы не уйдем от вопроса о <границах>: что значит <на сты- ке>, какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит <самостоятельная дисциплина>: <отсекает> ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то аб- солютно самостоятельные области, не захватываемые никоим об- разом ни психологией, ни социологией. Попробуем рассмотреть эти <границы> с двух сторон в отдель- ности. Что касается социологии, то ее современная структура обыч- но характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в сис- теме теоретического знания имеются два уровня, каждый из кото- рых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, про- блемы соотношения общества и личности, общественного созна- ния и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В об- ласти специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, на- пример социология массовых коммуникаций, общественного мне- ния, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере осо- бенно трудны разграничения, и само понятие <границы> весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнару- жить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделе- ния специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему. Относительно <границы> между общей психологией и соци- альной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как уче- ния о социальной детерминации психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-истори- ческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части об- щей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психоло- гии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматри- вается как <заданная> обществом. А.Н. Леонтьев отмечает, что де- 20 ятельность конкретных индивидов может протекать в двух фор- мах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Но <в каких бы, однако, усло- виях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы струк- туру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества> (Леонтьев, 1975. С. 82). С этой точки зрения в общей психологии исследуется струк- тура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее оста- ется класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей пси- хологией (динамика развития межличностных отношений в груп- пах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже отно- сительно личности у социальной психологии есть своя собствен- ная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах - вот проблема социальной психо- логии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как фор- мируются мотивы, потребности, .установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сфор- мировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д. Таким образом, сфера собственных интересов социальной пси- хологии просматривается довольно четко, что и позволяет отгра- ничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для оп- ределения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психоло- гии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социоло- гия анализировала природу общества. Затем возникла самостоя- тельная наука - социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, кото- рая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические тео- рии, хотя многие из них, признавая факт <влияния> общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как пси- 21 Задачи социальной психологии и проблемы общества хологии, так и социологии (см. подробно: Социальная психоло- гия: саморефлексия маргинальности, 1995). Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии - участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешен- ные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы прово- дить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над <1> поставлены. Как известный компромисс сложи- лось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преиму- щественно с более <социологической>, другая - преимуществен- но с <психологической> проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально су- ществует <дважды>: ее секция есть внутри Американской социо- логической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, яв- ляется ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального пси- холога Т. Ньюкома в одном из университетов был поставлен лю- бопытный эксперимент: курс социальной психологии читался по- ловине студентов одного курса в первом семестре лектором-соци- ологом, второй половине во втором семестре - лектором-психо- логом. После окончания курсов студентам было предложено про- вести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно раз- личным дисциплинам (см.: Беккер Г., Бесков А., 1961). Издан- ный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и назы- вается <Две социальные психологии>. Конечно, такая двойствен- ность вызывает ряд неулобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее пред- мете должна заключаться, между прочим, и в том. чтобы способ- ствовать однозначному решению вопроса. 22 Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического зна- ния является его включенность (в большей мере, чем других об- ластей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и тра- диционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определен- ного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных усло- вий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культу- ры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследо- вателей. Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной со- циальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретичес- ких концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, боль- шинство практически ориентированных исследований в социаль- ной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные науч- ные исследования не могут осуществляться без определенной сис- темы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную <окраску> основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психоло- гии любой другой страны не имеет однозначного решения: ниги- листическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие <социаль- ного контекста>, т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике. Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы приклад- ного исследования в социальной психологии. Исследования, про- водимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мас- терства, но и гражданской ответственности исследователя. Направ- ленность практических рекомендаций и есть та сфера, где соци- 23 альная психология непосредственно <вторгается> в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о форму- лировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московиси справедливо заметил, что задачи для со- циальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московиси, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. <Академизм> и <профессионализм> в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущ- ности социальной <ангажированности> этой научной дисциплины. В современном обществе раскрываются многочисленные сфе- ры приложения социально-психологических знаний. Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традицион- ной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процес- сы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любо- му типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления при- обретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди обща- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|