|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиива, с новым комплексом проблем, свойственных именно таким его характеристикам. Соображение о том, что социальная психология изучает <сквоз- ные> проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, уни- версальные механизмы, не может поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих механиз- мов различно в различных социальных контекстах. Следователь- но, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть - это именно осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый <социаль- ный контекст> для нас сегодня - это глубочайшая нестабильность общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных измене- ний. Нестабильность проявляется в рассогласованности этих из- 361 менений - по их направленности, по их темпу, по мере их ради- кальности в разных частях общественного организма (например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные преобразования в экономике). Термин <кризис> все чаще употреб- ляется для характеристики переживаемого периода. Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабиль- ность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда она возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетает- ся с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, неста- бильность <накладывается> и на тот образ общества, который су- ществовал в массовом сознании до периода радикальных преобра- зований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереоти- пов и ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психоло- гически особенно сложной потому, что в прежний период, в тота- литарном обществе, стабильность его декларировалась как офи- циальной идеологией, так и самой организацией общественной жизни. Ведь стиль жизни <в прошлом> содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданности их объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых ре- шений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с пре- образованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью. Это было поддержано и высокой степенью институционализированности общественных структур, жесткой регламентацией их деятельности. В становящемся новом типе общества его нормы - плюрализм мнений, допустимость различных вариантов экономических ре- шений, права человека - воспринимаются многими социальными группами достаточно тяжело. Что означает кризисное состояние общества для массового сознания? От четкого ответа на этот во- прос во многом зависит программа преобразования общества, да и самой социальной психологии, если она хочет ответить на вопро- сы общества. Уже сегодня можно обозначить те процессы, с кото- рыми сталкивается массовое сознание в ситуации нестабильности и которые требуют пристального социально-психологического вни- мания. Прежде всего это глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов. Сама природа стереотипов, распространенных в на- 362 шем обществе в предшествующий период, весьма специфична. Во всяком случае никакое из известных социально-психологических исследований не имело дела с такого рода стереотипами: они <жили> весьма долго (практически в течение всего существования совет- ского общества они передавались из поколения в поколение - <мудрость вождя>, <дружба народов>, <преимущества социалисти- ческой собственности>, <справедливость партийных решений> и т.п.); они имели чрезвычайно широкий ареал распространения (внедрялись в сознание практически всех социальных групп, хотя, конечно, в различной степени и с возможными частными исклю- чениями); они были поддерживаемы не только силой господству- ющей идеологии, но и институтами государства. Слом такого рода стереотипов непросто осуществляется в массовом сознании. Более того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов. Изменение системы ценностей - второй блок социально-пси- хологических феноменов, требующих особого внимания исследо- вателей. Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего классовых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеоло- гических нормативов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама со- бой разумеющаяся и, напротив, общечеловеческие ценности за- частуго интерпретировались как ценности <абстрактного гуманиз- ма>, т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уров- не это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях ради- кальных преобразований <старые> ценности во многом оказались разрушенными, а <новые> не приняты. Утрата ориентиров отно- сительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел. Кризис идентичности - еще один пример существенных изме- нений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психо- логии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне до- казать, что механизмом формирования социальной идентичности является категоризация - процесс <отнесения> индивидом себя к определенной социальной группе. Социальные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порожде- ния стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные катего- рии как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социаль- ные и этнические группы, обозначаемые определенными катего- 363 риями, или размывают свои границы или просто <исчезают> (как быть сегодня с такой, например, социальной категорией как <со- ветский человек>?). Последствия этого драматичны для многих социальных групп; пожилые люди испытывают потерю идентич- ности, молодежь - затруднения с определением своей идентич- ности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое - тоже не- стабильное - состояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно продолжить. Однако вывод уже ясен на основании приведенных примеров: социальная психология стал- кивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее. Это требует огромной работы всего профессионального сообщест- ва. Мало просто обновить проблематику социальной психологии (например, исключить из курса тему <психологические проблемы социалистического соревнования> или добавить тему <мотивы тру- довой деятельности в частной фирме>); мало также просто зафик- сировать изменения в психологии больших и малых социальных групп и личностей в той, например, части, как они строят образ социального мира в условиях нестабильности, хотя и это надо сде- лать. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анали- зу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования. С этой точки зрения все изложенное в данном учебнике - лишь база, основа для новых поисков. Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и исследованы, но содержа- ние их может существенно меняться, если взгляд социальной пси- хологии на общественные проблемы станет более пристальным и если она сумеет избавиться от нормативного характера, который был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей сте- пени будет считать своей функцией предписание того, как должно быть вместо предоставления человеку информации, оставляющей за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориента- ции социальной психологии в новых возникших проблемах (на- пример, в проблемах безработицы, резкой имущественной диффе- ренциации, возникновения организованной преступности и др.), но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дис- циплины в решении этих проблем.. Конечно, формы практичес- кой социальной психологии достаточно определились. Но вопрос заключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирова- ние, обучение) могут <работать> в новых условиях. Можно организовать, например, психологическую консульта- цию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиен- тов, людей, потерявших работ). Но как обеспечить в таком кон- сультировании учет динамики отношения к проблеме безработи- цы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и населения, в целом)? Как учесть в практике консультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение (<моего> положения, положения <моей> отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезно- вение) кредита терпения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливости), как сохранение потребности в само- уважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт) и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально- психологического вмешательства в общественную жизнь становятся недостаточными и требуют значительного обогащения. Формиро- вание иного статуса этой научной дисциплины в обществе - дело будущего. Ясно так же и то, что браться за выполнение этой зада- чи невозможно без овладения той совокупностью знаний, кото- рые уже накоплены в социальной психологии и которые изложе- ны в данном учебнике. ЛИТЕРАТУРА МГУ, Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. 138 с. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МТУ, 1990. 240 с. Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 994.170 с. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 1. М.: МГУ, 1980. 414 с. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 2. М.: МГУ, 1988. 430 с. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М. 1988. 109 с. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с. Артемов В.А. Введение в социальную психологию М., 1927. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 103 с. Беккер Г.. Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии / Пер. с англ. М.: Изд-во ин. лит., 1961. 893 с. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 196 с. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. 213 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс / Пер. с англ. 1988. 398 с. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.414 с. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. БлонскиЧ 17.17. Очерк научной психологии. М., 1924. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, 1991.126 с. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. 58 с. Бодалёв А..А. Восприятие и понимание человека человеком. М.. МГУ 1982 198 с. Боанева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978. Бролиен Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с. Буди.юва Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1971. 370 Будилова Е.А. социально-психологические проблемы в русской наук. М.: Наука, 1983. 230 с. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. М., 1976. 165 с. Васчлюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 198 с. Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской. О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с. ВыготскиН Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. Выготскчч Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. Выготскчч Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с. Гчбш Г.. Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. 294 с. Гозмон Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 166 с. Дчлчгенскчй Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126 с. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 127 с. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с. Зчмбардо Ф. Застенчивость/ Пер. с англ. М., 1992. Зчмняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.2200. КоломинскчЧ Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.347 с. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. Кон И.С. Открытие <Я>. М.: Политиздат, 1978. 366 с. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 174 с. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 333 с. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 268 с. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалекти- ческого материализма. М-Л., 1929. Косолапое Н.А. Социальная психология и международные отношения. М.: Наука, 1983.269 с. Крижанская Ю.С.. Третьяков В.17. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. 204 с. КричевскчЧ Р.Л., Дубовскоя Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. 194 с. Крччевскчч Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с. Кричевскш Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1993. 342 с. КрончкА.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982.157 с. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с. Кэмпоелл л. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с. Куччнскчч Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ. 1988. 205 с. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. 134 с. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. 371 Леонтьев А.А. Психолошя общения. Тарту, 1974. Леотпьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972. 565 с. Леочтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с. Ломов Б.Ф.. Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: МГУ, 1972. 201 с. Могуч В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.175 с. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 292 с. Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1975. 294 с. Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука. 1977. 228 с. Методы исследования межличностного восприятия. Под ред. Г.М. Андреевой и В.С. Агеева. М.: МГУ, 1984. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.172 с. Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит, 1958. 285 с. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949. Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 285 с. Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|