Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



11 страница


методы. Самара, 1995.  

Раздел II  

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ  

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  

Методологические  

проблемы исследова-  

ния связи обществен-  

ных и межличностных  

отношений  

Глава 4  

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

Если исходить из того, что социальная  

психология прежде всего анализирует  

те закономерности человеческого пове-  

дения и деятельности) которые обуслов-  

лены фактом включения людей в ре-  

альные социальные группы, то первый эмпирический факт, с ко-  

торым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодейст-  

вия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем  

детерминированы их различные формы, какова их структура; на-  

конец, какое место они занимают по всей сложной системе чело-  

веческих отношений?  

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, -  

раскрыть конкретный механизм <вплетения> индивидуального в  

ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим  

понять, каков результат воздействия социальных условий на дея-  

тельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот  

результат не может быть интерпретирован так, что сначала суще-  

ствует какое-то <несоциальное> поведение, а затем на него накла-  

дывается нечто <социальное>. Нельзя сначала изучить личность, а  

лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама лич-  

ность, с одной стороны, уже <продукт> этих социальных связей, а  

с другой - их созидатель, активный творец. Взаимодействие лич-  

ности и системы социальных связей (как макроструктуры - об-  

69  

щества в целом, так и микроструктуры - непосредственного ок-  

ружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоя-  

тельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование  

личности есть всегда другая сторона исследования общества.  

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в обшей  

системе общественных отношений, каковую и представляет собой  

общество, т.е. в некотором <социальном контексте>. Этот <кон-  

текст> представлен системой реальных отношений личности с внеш-  

ним миром. Проблема отношений занимает в психологии боль-  

шое место, у нас в стране она в значительной степени разработана  

в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация отношений  

означает реализацию более общего методологического принципа -  

изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для  

человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан  

в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его свя-  

зи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго  

распределены. Связь с внешним миром существует и у животного,  

но животное, по известному выражению Маркса, не <относится>  

ни к чему и вообще <не относится>. Там, где существует какое-  

нибудь отношение, оно существует <для меня>, т.е. оно задано как  

именно человеческое отношение, оно направлено в силу активнос-  

ти субъекта.  

Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений  

человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в  

отношения, но и целые группы также вступают в отношения меж-  

ду собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом много-  

численных и разнообразных отношений. В этом многообразии  

необходимо прежде всего различать два основных вида отноше-  

ний: общественные отношения и то, что Мясищев называет <пси-  

хологические> отношения личности.  

Структура общественных отношений исследуется социологией.  

В социологической теории раскрыта определенная субординация  

различных видов общественных отношений, где выделены эконо-  

мические, социальные, политические, идеологические и другие  

виды отношений. Все это в совокупности представляет собой сис-  

тему общественных отношений. Специфика их заключается в том,  

что в них не просто <встречаются> индивид с индивидом и <отно-  

сятся> друг к другу, но индивиды как представители определен-  

ных общественных групп (классов, профессий или других групп,  

сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложив-  

шихся в сфере политической жизни, например, политических пар-  

тий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или  

антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого  

0  

каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов-  

лены объективно, они есть отношения между социальными груп-  

пами или между индивидами как представителями этих социаль-  

ных групп. Это означает, что общественные отношения носят без-  

личный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных  

личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социаль-  

ных ролей.  

Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко-  

торое занимает тот или иной индивид в системе общественных  

отношений. Более конкретно под ролью понимается <функция,  

нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каж-  

дого, занимающего данную позицию> (Кон, 1967. С. 12-42). Эти  

ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не  

зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъ-  

ектом является не индивид, а общество. К такому пониманию со-  

циальной роли следует еще добавить, что существенным здесь яв-  

ляется не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что  

выражается термином <ожидание>), сколько связь социальной роли  

с определенными видами социальной деятельности личности.  

Можно поэтому сказать, что социальная роль есть <общественно  

необходимый вид социальной деятельности и способ поведения  

личности> (Буева, 1967, С. 46-55). Кроме этого, социальная роль  

всегда несет на себе печать общественной оценки: общество мо-  

жет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли  

(например, не одобряется такая социальная роль, как <преступ-  

ник>), иногда это одобрение или неодобрение может дифферен-  

цироваться у разных социальных групп, оценка роли может при-  

обретать совершенно различное значение в соответствии с соци-  

альным опытом той или иной общественной группы. Важно под-  

черкнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкрет-  

ное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятель-  

ности. Таким образом, указывая на роль, мы <относим> человека к  

определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.  

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а  

несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом,  

членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей  

предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или  

мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по  

себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каж-  

дого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того. на-  

сколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернали-  

зации определяется целым рядом индивидуальных психологичес-  

ких особенностей каждого конкретного носителя данной роли.  

71  

Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущ-  

ности ролевыми, безличными отношениями, в действительности,  

в своем конкретном проявлении приобретают определенную <лич-  

ностную окраску>. Хотя на некоторых уровнях анализа, например  

в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться  

от этой <личностной окраски>, она существует как реальность, и  

поэтому в специальных областях знания, в частности в социаль-  

ной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь  

личностями в системе безличных общественных отношений, люди  

неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индиви-  

дуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каж-  

дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло-  

нов поведения, она всегда оставляет некоторый <диапазон воз-  

можностей> для своего исполнителя, что можно условно назвать  

определенным <стилем исполнения роли>. Именно этот диапазон  

является основой для построения внутри системы безличных об-  

щественных отношений второго ряда отношений - межличност-  

ных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психо-  

логических).  

Теперь принципиально важно уяснить  

себе место этих межличностных отно-  

шений в реальной системе жизнедея-  

тельности людей.  

В социально-психологической литературе высказываются раз-  

личные точки зрения на вопрос о том, где <расположены> меж-  

личностные отношения, прежде всего относительно системы об-  

щественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с  

общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на  

самом верхнем уровне (Кузьмин, 1967. С. 146), в других случаях -  

как отражение в сознании общественных отношений (Платонов,  

1974. С. 30) и т.д. Нам представляется (и это подтверждается много-  

численными исследованиями), что природа межличностных отно-  

шений может быть правильно понята, если их не ставить в один  

ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд  

отношений, возникающий внутри каждого вида общественных от-  

ношений, не вне их (будь то <ниже>, <выше>, <сбоку> или как-  

либо еще). Схематически это можно представить как сечение осо-  

бой плоскостью системы общественных отношений: то, что обна-  

руживается в этом <сечении> экономических, социальных, поли-  

тических и иных разновидностей общественных отношений, и есть  

межличностные отношения (рис. 2).  

72  

Место и природа  

межличностных  

отношений  

<Общество>  

Идеологические  

Политические  

Социальные  

Экономические  

Отношения между группами  

Рис. 2. Межличностные отношения и общественные отношения-  

При таком понимании становится ясным, почему межличност-  

ные отношения как бы <опосредствуют> воздействие на личность  

более широкого социального целого. В конечном счете межлич-  

ностные отношения обусловлены объективными общественными  

отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда  

отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует  

подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.  

Существование межличностных отношений внутри различных  

форм общественных отношений есть как бы реализация безлич-  

ных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их  

общения и взаимодействия.  

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми  

(в том числе общественные} вновь воспроизводятся. Иными сло-  

вами, это означает, что в объективной ткани общественных отно-  

шений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и  

особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосред-  

ственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной  

психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное зна-  

чение.  

Предложенная структура отношений порождает важнейшее  

следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти  

отношения могут представляться единственной реальностью во-  

обще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности  

содержанием межличностных отношений в конечном счете явля-  

ется тот или иной вид общественных отношений, т.е. определен-  

ная социальная деятельность, но содержание и тем более их суш-  

73  

ность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в  

процессе межличностных, а значит, и общественных отношений  

люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осо-  

знание часто не идет далее знания того, что люди вступили в меж-  

личностные отношения.  

Отдельные моменты общественных отношений представляют-  

ся их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения:  

кто-то воспринимается как <злой преподаватель>, как <хитрый  

торговец> и т.д. На уровне обыденного сознания, без специально-  

го теоретического анализа дело обстоит именно таким образом.  

Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на  

поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными  

объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все  

усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть дей-  

ствительная реальность общественных отношений: вне их нет где-  

то <чистых> общественных отношений. Поэтому практически во  

всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух  

качествах: как исполнители безличной социальной роли и как не-  

повторимые человеческие личности. Это дает основание ввести  

понятие <межличностная роль> как фиксацию положения челове-  

ка не в системе общественных отношений, а в системе лишь груп-  

повых связей, причем не на основе его объективного места в этой  

системе, а на основе индивидуальных психологических особен-  

ностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо  

известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе го-  

ворят, что он <рубаха-парень>, <свой в доску>, <козел отпущения>  

и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социаль-  

ной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и,  

таким образом, в группе возникает целая система межличностных  

отношений (Шибутана, 1968).  

Природа межличностных отношений существенно отличается  

от природы общественных отношений: их важнейшая специфи-  

ческая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные  

отношения можно рассматривать как фактор психологического  

<климата> группы. Эмоциональная основа межличностных отно-  

шений означает, что они возникают и складываются на основе  

определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг  

к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида,  

или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмо-  

ции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отноше-  

ний включает все виды этих эмоциональных проявлений.  

Однако в социальной психологии обычно характеризуется имен-  

но третий компонент этой схемы - чувства, причем термин упот-  

74  

ребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что <набор>  

этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две боль-  

шие группы:  

1 ) коньюнктивные - сюда относятся разного рода сближающие  

людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отно-  

шения другая сторона выступает как желаемый объект, по отно-  

шению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству,  

к совместным действиям и т.д.;  

2) дизъюнктивные чувства - сюда относятся разъединяющие  

людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая,  

может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к  

которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсив-  

ность того и другого родов чувств может быть весьма различной.  

Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть без-  

различным для деятельности групп.  

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не  

может считаться достаточным для характеристики группы: прак-  

тически отношения между людьми не складываются лишь на ос-  

нове непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятель-  

ность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэто-  

му-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социаль-  

ной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в  

группе: как межличностных, так и опосредованных совместной  

деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними обществен-  

ных отношений.  

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах  

такого анализа. Традиционная социальная психология обращала  

преимущественно свое внимание на межличностные отношения,  

поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее  

был разработан арсенал методических средств. Главным из таких  

средств является широко известный в социальной психологии ме-  

тод социометрии, предложенный американским исследователем  

Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложе-  

ние к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность  

этой концепции давно подвергнута критике, методика, разрабо-  

танная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма по-  

пулярной.  

Сущность методики сводится к выявлению системы <симпа-  

тий> и <антипатий> между членами группы, т.е. иными словами, к  

выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем  

осуществления каждым из членов группы определенных <выбо-  

ров> из всего состава группы по заданному критерию. Все данные  

о таких <выборах> заносятся в особую таблицу - социометричес-  

75  

кую матрицу или представляются в виде особой диаграммы - со-  

циограммы, после чего рассчитываются различного рода <социо-  

метрические индексы>, как индивидуальные, так и групповые. При




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1100
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь