|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииметоды. Самара, 1995. Раздел II ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Методологические проблемы исследова- ния связи обществен- ных и межличностных отношений Глава 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Если исходить из того, что социальная психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого пове- дения и деятельности) которые обуслов- лены фактом включения людей в ре- альные социальные группы, то первый эмпирический факт, с ко- торым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодейст- вия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; на- конец, какое место они занимают по всей сложной системе чело- веческих отношений? Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм <вплетения> индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на дея- тельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала суще- ствует какое-то <несоциальное> поведение, а затем на него накла- дывается нечто <социальное>. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама лич- ность, с одной стороны, уже <продукт> этих социальных связей, а с другой - их созидатель, активный творец. Взаимодействие лич- ности и системы социальных связей (как макроструктуры - об- 69 щества в целом, так и микроструктуры - непосредственного ок- ружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоя- тельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в обшей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором <социальном контексте>. Этот <кон- текст> представлен системой реальных отношений личности с внеш- ним миром. Проблема отношений занимает в психологии боль- шое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его свя- зи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не <относится> ни к чему и вообще <не относится>. Там, где существует какое- нибудь отношение, оно существует <для меня>, т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активнос- ти субъекта. Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения меж- ду собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом много- численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отноше- ний: общественные отношения и то, что Мясищев называет <пси- хологические> отношения личности. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены эконо- мические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой сис- тему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто <встречаются> индивид с индивидом и <отно- сятся> друг к другу, но индивиды как представители определен- ных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложив- шихся в сфере политической жизни, например, политических пар- тий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого 0 каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов- лены объективно, они есть отношения между социальными груп- пами или между индивидами как представителями этих социаль- ных групп. Это означает, что общественные отношения носят без- личный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социаль- ных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко- торое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается <функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каж- дого, занимающего данную позицию> (Кон, 1967. С. 12-42). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъ- ектом является не индивид, а общество. К такому пониманию со- циальной роли следует еще добавить, что существенным здесь яв- ляется не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином <ожидание>), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть <общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности> (Буева, 1967, С. 46-55). Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество мо- жет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как <преступ- ник>), иногда это одобрение или неодобрение может дифферен- цироваться у разных социальных групп, оценка роли может при- обретать совершенно различное значение в соответствии с соци- альным опытом той или иной общественной группы. Важно под- черкнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкрет- ное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятель- ности. Таким образом, указывая на роль, мы <относим> человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каж- дого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того. на- сколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернали- зации определяется целым рядом индивидуальных психологичес- ких особенностей каждого конкретного носителя данной роли. 71 Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущ- ности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную <лич- ностную окраску>. Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой <личностной окраски>, она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социаль- ной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индиви- дуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каж- дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло- нов поведения, она всегда оставляет некоторый <диапазон воз- можностей> для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным <стилем исполнения роли>. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных об- щественных отношений второго ряда отношений - межличност- ных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психо- логических). Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отно- шений в реальной системе жизнедея- тельности людей. В социально-психологической литературе высказываются раз- личные точки зрения на вопрос о том, где <расположены> меж- личностные отношения, прежде всего относительно системы об- щественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин, 1967. С. 146), в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974. С. 30) и т.д. Нам представляется (и это подтверждается много- численными исследованиями), что природа межличностных отно- шений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных от- ношений, не вне их (будь то <ниже>, <выше>, <сбоку> или как- либо еще). Схематически это можно представить как сечение осо- бой плоскостью системы общественных отношений: то, что обна- руживается в этом <сечении> экономических, социальных, поли- тических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 2). 72 Место и природа межличностных отношений <Общество> Идеологические Политические Социальные Экономические Отношения между группами Рис. 2. Межличностные отношения и общественные отношения- При таком понимании становится ясным, почему межличност- ные отношения как бы <опосредствуют> воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межлич- ностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безлич- ных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные} вновь воспроизводятся. Иными сло- вами, это означает, что в объективной ткани общественных отно- шений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосред- ственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное зна- чение. Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью во- обще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете явля- ется тот или иной вид общественных отношений, т.е. определен- ная социальная деятельность, но содержание и тем более их суш- 73 ность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осо- знание часто не идет далее знания того, что люди вступили в меж- личностные отношения. Отдельные моменты общественных отношений представляют- ся их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как <злой преподаватель>, как <хитрый торговец> и т.д. На уровне обыденного сознания, без специально- го теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть дей- ствительная реальность общественных отношений: вне их нет где- то <чистых> общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как не- повторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие <межличностная роль> как фиксацию положения челове- ка не в системе общественных отношений, а в системе лишь груп- повых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особен- ностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе го- ворят, что он <рубаха-парень>, <свой в доску>, <козел отпущения> и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социаль- ной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутана, 1968). Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи- ческая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического <климата> группы. Эмоциональная основа межличностных отно- шений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмо- ции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отноше- ний включает все виды этих эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуется имен- но третий компонент этой схемы - чувства, причем термин упот- 74 ребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что <набор> этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две боль- шие группы: 1 ) коньюнктивные - сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отно- шения другая сторона выступает как желаемый объект, по отно- шению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.; 2) дизъюнктивные чувства - сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсив- ность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть без- различным для деятельности групп. Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: прак- тически отношения между людьми не складываются лишь на ос- нове непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятель- ность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэто- му-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социаль- ной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними обществен- ных отношений. Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии ме- тод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложе- ние к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разрабо- танная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма по- пулярной. Сущность методики сводится к выявлению системы <симпа- тий> и <антипатий> между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных <выбо- ров> из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких <выборах> заносятся в особую таблицу - социометричес- 75 кую матрицу или представляются в виде особой диаграммы - со- циограммы, после чего рассчитываются различного рода <социо- метрические индексы>, как индивидуальные, так и групповые. При Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|