|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиичек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две груп- пы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандин- ского, в другую - те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как <сторонники> Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект <своих> и <чужих> и были выявлены привержен- ность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заклю- чить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений - это преимущественно ког- нитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, соци- альное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представ- лять собой собственно социально-психологический аспект в изу- чении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независи- мо от объективных отношений, наличия или отсутствия противо- речий между группами факт группового членства сам по себе обу- словливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приво- дящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. Этим и заканчивается в его концепции процесс объяснения определенно- го типа отношений между группами. И хотя при таком объясне- нии выявлен действительно важный факт отношения между груп- пами - их восприятие црут другом, одно важнейшее звено анализа 251 оказывается опушенным. Это вопрос о том, насколько адекватной является фиксация межгрупповых различий, т.е. насколько вос- принимаемые различия соответствуют действительному положе- нию дел. Отсутствие ответа на этот вопрос привело к тому, что восстановление в правах когнитивного подхода (учет фактора меж- группового восприятия) вновь обернулось известной односторон- ностью позиции. Преодоление ее следовало искать на путях ново- го методологического подхода. Что же касается несомненной заслуги Тэшфела, поднявшего на щит саму проблематику межгрупповых отношений в социаль- ной психологии, то она должна быть оценена по достоинству. С точки зрения Тэшфела, именно область межгрупповых отноше- ний, будучи включена в социальную психологию, обеспечит ее перестройку в действительно социальную науку. Утрата социаль- ного контекста в американской традиции рассматривается как след- ствие ее ориентации только на <межличностную> психологию. Принимая полностью эти аргументы, остается лишь сожалеть о том, что переоценка чисто когнитивного подхода обернулась пре- пятствием для реализации обрисованной программы: выяснение причинно-следственных зависимостей в области межгрупповых от- ношений оказалось оторванным от детерминирующей их более ши- рокой системы общественных отношений. Чтобы стало ясным содержание этого принципа в данном контексте, необ- ходимо сделать несколько предвари- тельных замечаний относительно об- щего понимания проблемы межгрупповых отношений в отечест- венной социальной психологии (Агеев, 1983). Первое из таких замечаний касается определения предмета соб- ственно социально-психологического исследования проблемы. Как видно из ее анализа, вопрос этот может решаться по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракци- онизма - это область непосредственного взаимодействия, для ког- нитивизма - когнитивные процессы, сопровождающие взаимо- действие. Однако при том и другом подходах два узла проблемы остались не вполне ясными: отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Оба этих узла воз- никли в связи с промежуточным положением социальной психо- логии между психологией и социологией. В самом деле, если вся область больших социальных групп долж- на быть включена в предмет социологии, то в области межгруппо- 252 Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности вых отношений объектом социально-психологического анализа должны остаться лишь малые группы. Такой подход был долгое время достаточно типичным. Но критика переоценки малых групп в системе социально-психологическом знания привела к следую- щему: в ряде работ стал преобладать акцент на то, что в сфере социальной психологии необходимо рассматривать взаимоотно- шения именно больших групп, так как только в этом случае мож- но повысить социальную значимость самой дисциплины. Но по- добное ограничение области межгрупповых отношений (только анализом отношений больших групп) представляется также не- правомерным. Подобно тому, как проблема группы в социальной психологии включает в себя анализ и малых, и больших групп, область меж- групповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие <единицы> анализа име- ются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход. Отсюда - содержание второго узла: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? Прин- ципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отли- чие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодейст- вия (Агеев, 1983). Социально-психологический анализ концент- рирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологичес- кой категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъ- ективного отражения межгрупповых отношений с реальной дея- тельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех ког- нитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-следст- венные зависимости, обусловленность когнитивной сферы пара- метрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения всей области. В данном случае уместно рассуждение по аналогии: группы существуют объективно, и для социальной психологии важно, при каких условиях группа пре- вращается дитя индивида в психологическую реальность; точно так же межгрупповые отношения существуют объективно (их иссле- дование с этой точки зрения - дело социологии), и для социаль- 253 ной психологии важно, как этот факт отражается в сознании чле- нов групп и предопределяет их восприятие друг другом. Второе замечание касается самого термина <перцептивные про- цессы межгрупповых отношений>. Выше уже был обсужден во- прос о том. в каком смысле в социальной психологии употребля- ется термин <социальная перцепция>: отмечались его известная метафоричность и значительно более богатое содержание по срав- нению с термином <перцепция> в общей психологии. В предло- женной нами схеме перцептивных процессов был отмечен и тот наиболее трудный случай, с которым приходится иметь дело в об- ласти межгрупповых отношений, а именно: та модель социально- перцептивного процесса, когда и субъектом, и объектом воспри- ятия выступает группа. Понимание группы как целого в качестве субъекта социальной перцепции означает конституирование со- вершенно нового межгруппового уровня анализа социально-пер- цептивных процессов, и это заставляет проделать огромную рабо- ту по сопоставлению привычного для исследования межличност- ного восприятия и межгруппового восприятия. Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитив- ных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сум- ма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, груп- повое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это <целостность>, которая опреде- ляется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе (<все> и так-то или <не все> думают о другой груп- пе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это <унифи- цированность>, которая показывает степень распространения пред- ставлений о другой группе на отдельных ее членов (<все> в другой группе такие или <не все>) (Агеев, 1981). Целостность и унифици- рованность - специфические структурные характеристики меж- группового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного вос- приятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обла- дают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа,и фор- мирование таких процессов не только более длительный, но и бо- лее сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт <жизни> груп- пы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспри- нимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ "1 <:/1 другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности (Агеев. 1983. С. 65-66). Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к непосредственному взаимодействию (как это было в экспери- ментах Шерифа). Межгрупповые отношения и, в частности, пред- ставления о <других группах>, могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, как, напри- мер, в случае отношений между большими группами. Здесь в ка- честве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных условий, общественно-историческая деятельность дан- ных групп. Таким образом, межгрупповая деятельность может вы- ступать как в форме непосредственного взаимодействия различ- ных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных фор- мах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области международной жизни, когда образ <другого> (другой стра- ны, другого народа) формируется вовсе не обязательно в ходе не- посредственного взаимодействия, но на основе впечатлений, по- черпнутых из художественной литературы, средств массовой ин- формации и т.п. Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль стереотиповъ этом процессе. Восприятие чужой груп- пы через стереотип - явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относи- тельно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стерео- тип другой группы наполняется негативными характеристиками (<все они такие-то и такие-то>), он начинает способствовать фор- мированию межгрупповой враждебности, так как происходит по- ляризация оценочных суждений. Как уже отмечалось, особенно жест- ко эта закономерность проявляется в межэтнических отношениях. Уместно поставить вопрос о том, какова роль непосредствен- ного межгруппового взаимодействия в формировании и функцио- нировании таких стереотипов? Еще в 50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована <гипотеза контакта>, суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (Стефаненко, 1987. С. 244). Как видно, развитие исследований в области психологии межгрупповых отно- 255 Экспериментальные исследования психоло- гии межгрупповых отношений шений все в большей степени требует включения в анализ факто- ров совместной деятельности. Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгруп- повое восприятие, которое было выделено как специфически со- циально-психологический предмет исследования в области меж- групповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различ- ных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по- новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах. В серии экспериментов, выполненных в рамках изложенного подхода, про- верялось предположение о зависимос- ти межгруппового восприятия, в част- ности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельности. В первой серии экспериментов, проведенных на студенческих группах одного техникума в период экзаменационной сессии (Агеев, 1983), в качестве конкретных показателей адекватности межгруп- пового восприятия выступали: 1) прогнозирование групповой по- беды в ситуации межгруппового соревнования; 2) объяснение при- чин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревно- вании; 3) представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосред- ственно с экспериментальной ситуацией. Мерой адекватности слу- жила степень предпочтения по указанным параметрам, которая демонстрируется по отношению к своей группе. Эксперимент за- ключался в следующем: две группы студентов должны были одно- временно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. В двух экспериментальных группах сту- дентам сообщалось, что та группа, которая продемонстрирует в процессе семинарского занятия хорошие знания, получит <авто- матический> зачет, члены же другой группы останутся и будут сда- вать зачет обычным путем (каждый будет отвечать индивидуаль- но). Им объяснялось также, что общая групповая оценка будет складываться в ходе семинарского занятия из оценок индивиду- альных выступлений, каждое из которых получит определенную сумму баллов. Однако в ходе эксперимента сумма баллов остава- лась для испытуемых неизвестной; экспериментатор лишь назы- вал лидирующую группу. Причем в первой ситуации эксперимен- татор умышленно называл лидирующей все время одну и ту же ~> группу, а во второй ситуации - обе группы попеременно. В тре- тьей группе (выступавшей в качестве контрольной) студентам со- общалось, что автоматический зачет получит не та или иная груп- па в целом, а лишь часть наиболее успешно ВЫСТАВИВШИХ на семи- наре студентов независимо от их групповой принадлежности. Результаты этой серии экспериментов в целом подтвердили выдвинутые гипотезы: экспериментальные ситуации по сравнению с контрольной показали, что в условиях межгруппового соревно- вания наблюдалось: а) значительно большее количество выступле- ний и реплик в поддержку членов своей группы; б) значительно большее количество попыток регуляции выбора выступающих (сти- мулирование выступлений тех членов группы, которые увеличива- ют ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы); в) давление на экзаменатора (на его выбор выступающих). Кроме того, в экс- периментальных ситуациях, т.е. в условиях межгруппового сорев- нования, гораздо чаще по сравнению с контрольной ситуацией употреблялись местоимения <мы> и <они>, что само по себе явля- ется показателем идентификации с группой. По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значимо отличались от контрольной. Осо- бенно показательно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чужой групп: успех своей группы объясняли,- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|