|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологииможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходи- мость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять ак- тивную позицию, основанную как на понимании реальных про- блем управления, так и на четком представлении о возможностях социальной психологии. 341 Развитие организации Самостоятельный блок проблем в свя- зи с психологией управления представ- ляет относительно новая область социальной психологии, полу- чившая название <развитие организации>, или <организационное раз- витие>. Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и вид- нейшие социологи, и социальные психологи: А. Маслоу, Ф. Херц- берг, К. Арджирис и др. Исследования в области организационно- го развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обес- печить более высокую квалификацию сотрудников не представля- ется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работа- ют организации, стала настолько сложной, что организация вы- нуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. Но это означает, что и система подготовки персонала должна учи- тывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников, без которой невозможно повысить эффективность деятельности организации. На этой основе и родилась концепция организаци- онного развития. В самом широком смысле слова организационное развитие оз- начает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспече- ние таких условий, при которых организация становится самооб- новляющейся системой, изменяющейся в зависимости от измене- ния ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершен- ствования структуры с учетом требований роста организации, по- вышения ее эффективности. Наряду с этим в программу организационного развития входит и огромная работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информированности сотрудников о деятельности орга- низации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений. Все в целом призвано интегрировать методы управле- ния в единую систему, что и послужит повышению эффективнос- ти, в частности тому, что организация должна лучше справляться с изменениями, которые могут происходить в окружающей среде (Базаров, 1994). Весь этот комплекс задач должен быть выполнен при помощи внутренних и внешних <агентов изменения>. Здесь-то и начинает- ся работа психолога: именно он может выполнить роль как внешне- 342 то, так и внутреннего <агента изменения>. Перед ним встает зада- ча обеспечения трех видов изменений: 1) <изменение> людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентаций и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры орга- низации, что предполагает изменение ее целей для лучшей адап- тации к изменениям во внешней среде, совершенствование систе- мы коммуникаций и т.д. Существуют различные подходы к соот- носительной оценке каждой из названных задач. Одни авторы (К. Арджирис) считают, что главный фокус в работе психолога дол- жен быть обозначен в области изменений личностных качеств со- трудников, другие полагают (И. Кац и Р. Кан), что главным явля- ется разработка стратегии изменения организации как таковой. Однако при любом наборе проблем психолог как <агент изме- нения> должен придерживаться совершенно точной стратегии: он не предлагает руководству организации конкретных решений (это было бы невозможно, так как он не компетентен в содержании деятельности организации), он лишь создает условия для руковод- ства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы при- нять оптимальное решение. Именно в этом роль психолога и как консультанта организации по ее развитию, и как прямого участ- ника процесса обучения персонала. Вся работа распадается на не- сколько этапов: сбор данных о состоянии организации, ее струк- туре, типе коммуникаций в ней; диагноз, основанный на анализе собранных данных, в ходе которого особо выделяются трудности, возникающие на пути решения проблем, и построение на его ос- нове плана дальнейших действий (Липатов, 1994); наконец, осу- ществление <вмешательства>, т.е. прежде всего работа по обуче- нию руководителей и персонала, в частности, путем специально разработанных программ тренинга. Сами группы, в которых реализуется программа обучения, раз- личны по своему составу - это может быть целое подразделение организации (сектор, команда), это может быть и специально со- ставленная группа из сотрудников разных подразделений, но вы- полняющих однотипную работу; это, наконец, может быть группа руководителей разного уровня. В зарубежной литературе отмечает- ся, что наиболее распространенным средством изменения органи- зации являются методы изменения ценностных установок и стиля руководства. Широко применяется так называемая <управленчес- кая лютрица>, опирающаяся на весьма известную в социальной психологии идею о двух возможных предпочтительных ориента- 343 Массовая коммуника- ция и реклама циях руководителя: на задачу или на межличностные отношения. Однако это лишь идеальные типы руководителя. В действитель- ности в каждом сочетаются в определенных комбинациях та и другая ориентация. При помощи управленческой матрицы для каждого руководителя вычисляется его стиль, а позже на этом основании и осуществляется его дальнейшее обучение с целью достижения оп- тимума. <Развитие организации> как направление практической работы социального психолога приобретает особое распространение в на- шей стране сегодня в связи с радикальными преобразованиями в экономике, возникновением новых типов организаций и необходи- мостью их приспособления к изменяющимся условиям в обществе. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов.поэтому про- блематика социально- психологических исследований в этой сфе- ре разрабатывается достаточно активно. Есть и удачные примеры приложения результатов этих исследований, применения их реко- мендаций в практике (Богомолова, 1991). Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, раскрывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследова- ний, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и интересные темы. Это связано с тем обстоя- тельством, что массовая коммуникация, а значит,и область пропа- гандистского воздействия, являются разновидностью массового общения людей, где информация распространяется преимущест- венно при помощи технических средств (печать, телевидение, ра- дио). Весь этот процесс организуется и направляется определен- ными социальными институтами. Высокая социальная ориенти- рованность массовой коммуникации и опосредованность обще- ния в ней техническими средствами естественно накладывают оп- ределенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта. Коммуникатор приобретает в системе массовой информации как бы <коллективный> характер, поскольку в его роли здесь вы- ступает не отдельный индивид, а определенная социальная груп- па. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в под- готовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Поэ- тому в данной области общения четко разграничиваются такие 344 функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансля- торов чужих идей (например, дикторы радио и телевидения), иг- рают тем не менее большую роль в процессе воздействия на лю- дей. Весьма своеобразной является в массовой коммуникации и аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и различной степени организованности: от такой малой группы, как семья, до участников массового митинга и т.п. Почти при всех условиях (за исключением устного публичного выступления лек- тора в относительно небольшой аудитории, что представляет со- бой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Специфически разрешается здесь вопрос и об <обратной связи>, которая не по- ступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс ком- муникативного акта. Такие же специфические особенности мож- но установить и относительно других компонентов структуры мас- сового коммуникативного процесса. При организации прикладных исследований приходится еще учитывать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприятия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же совершенно различны психологические механизмы воздей- ствия письменного и устного сообщений и т.д. Прикладные ис- следования в области массовой коммуникации и пропаганды долж- ны поэтому проводиться применительно к каждому специфичес- кому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений. Исследования такого рода больше продвинуты в со- циологии. Что же касается социальной психологии, то ее усилия пока весьма разрозненны, отдельные частные и весьма <локаль- ные> исследования здесь проводятся иногда по почину самих ис- следователей, иногда по прямым заказам, например отдельных студий телевидения. Так, интересные результаты дало исследование восприятия коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникато- ра вообще, и в условиях массовой коммуникации в особенности, заключается в том, что реципиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого коммуникатора. Исследования, в которых объектами были попу- лярные дикторы телевидения, показали, что для повышения эф- фективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора. Традиционно выделяемые в социальной психологии такие харак- теристики коммуникатора, как <доверие> и <привлекательность>, 345 приобретают особое значение в прикладном исследовании (Бого- молова, 1991). Цикл исследований посвящен проблемам оптимизации кон- такта коммуникатора с аудиторией за счет использования различ- ных форм общения: монологического и диалогического. Основ- ной набор изучаемых здесь проблем сводится к следующему: эф- фективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на ау- диторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования преимуще- ственно обращены к аудитории устного публичного выступления, рекомендации, содержащиеся в них, могут быть использованы час- тично и в других системах массовой коммуникации. В целом же ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследований сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовлетворительной: важность таких исследований осоз- нается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массовой информации многократно возрастает. К социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и исследования в об- ласти рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практи- ки. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относительно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии. В исследования проблем школы, тра- диционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно втор- гается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дис- циплины представлен в сфере образования: и общение, и функци- онирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных пре- образований школы, связанных с изменениями в обществе, имен- но в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба. Как и во многих других странах основными задачами психоло- гической службы в школе являются помощь в обеспечении разви- тия здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое дру- гое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие Школа и сами работники школы, и родители, и психологи различных спе- циализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии. Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при перечислении основных видов деятельности школь- ного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 1991): пси- хологическое просвещение, психологическая профилактика, пси- хологическое консультирование, психодиагностика, психокоррек- ция. В области психологического просвещения учителей и роди- телей социальный психолог концентрирует свое внимание на про- блемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социа- лизации для детей разного пола. Вообще необходимость психоло- гического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как ми- нимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно слож- но, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубов- ская, Тихомандрицкая, 1994). В области профилактики акцент на социально-психологичес- кие проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений учени- ка в общении с одноклассниками. В данном случае консультаци- онной работе должно предшествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено социально- психологическими метода- ми. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в шко- ле (образы ителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллек- тивах классов и т.д.). Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни психолог выполняет в школе прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некото- рых видов психологической деятельности. Для него даны два <объ- екта>, с которыми нужно работать. С одной стороны, школа в це- лом, как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все тре- бования, предъявляемые к психологу, работающему в области разви- тия организации: психолог проектирует ситуацию в школе с це- 347 лью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и много- плановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой системе, хотя,конечно, непосредст- венно они могут быть адресованы и конкретному лицу - директо- ру, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю. Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|