Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



31 страница


которые индивид дает членам группы, но это само по себе требует  

более глубокой интерпретации. Неоднократно отмечалась и дру-  

гая слабость методики, значимая при исследовании именно эмо-  

циональных контактов: отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбо-  

ра. Таким образом социометрическое направление как направле-  

ние исследования малых групп оказалось крайне односторонним,  

чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.  

199  

Социологическое направление в изучении малых групп связано  

с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспе-  

риментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вес-  

терн Электрик столкнулась с фактом понижения производитель-  

ности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до пригла-  

шения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению при-  

чин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил  

свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить вли-  

яние на производительность труда такого фактора, как освещен-  

ность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей слож-  

ности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различ-  

ные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема экспе-  

римента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной  

группах были введены различные условия труда: в эксперимен-  

тальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост  

производительности труда, в контрольной группе при неизменной  

освещенности производительность труда не росла. На следующем  

этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе  

дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контроль-  

ной группе - при неизменной освещенности - производитель-  

ность труда также возросла. На третьем этапе в эксперименталь-  

ной группе были отменены улучшения освещенности, а произво-  

дительность труда продолжала расти; то же произошло на этом  

этапе и в контрольной группе.  

Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифициро-  

вать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследо-  

ваний: теперь изменялась уже не только освещенность, но значи-  

тельно более широкий круг условий труда (помещение шести ра-  

ботниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда,  

введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и  

т.д.). При введении всех этих новшеств производительность труда  

повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения  

были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уров-  

не более высоком, чем первоначальный.  

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще  

какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт учас-  

тия работниц в эксперименте: осознание важности происходяще-  

го, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе при-  

вело к большему включению в производственный процесс и росту  

производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствова-  

ли объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление  

особого чувства социабильности - потребности ощущать себя <при-  

надлежащим> к какой-то группе. Второй линией интерпретации  

200  

явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых не-  

формальных отношений, которые как раз и обозначились, как  

только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их лич-  

ной <судьбе> в ходе производственного процесса. Мэйо сделал  

вывод не только о наличии наряду с формальной еще и нефор-  

мальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в част-  

ности. о возможности использования ее как фактора воздействия  

на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии имен-  

но на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском экс-  

перименте, возникла особая доктрина <человеческих отношений>,  

превратившаяся в официальную программу управления и препо-  

даваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах  

бизнеса.  

Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то  

оно состоит в получении нового факта - существования в малой  

группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу  

для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло  

целое направление в исследовании малых групп, связанное пре-  

имущественно с анализом каждого из двух типов групповых струк-  

тур, выявления соотносительного значения каждого из них в сис-  

теме управления группой.  

Школа <групповой динамики> представляет собой наиболее  

<психологическое> направление исследований малых групп и свя-  

зана с именем К. Левина. Американский период деятельности  

Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с со-  

здания в Массачусетсском технологическом институте специаль-  

ного Центра изучения групповой динамики (позже был перене-  

сен в Мичиганский университет, где существует до сих пор).  

Направление исследований в этом центре опиралось на создан-  

ную Левиным <теорию поля>. Центральная идея теории поля, что  

законы социального поведения следует искать через познание пси-  

хологических и социальных сил, его детерминирующих, была раз-  

вита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их  

локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психо-  

логического поля явилось создание в лабораторных условиях групп  

с заданными характеристиками и последующее изучение функци-  

онирования этих групп. Вся совокупность этих исследований по-  

лучила название <групповой динамики>. Основная проблематика  

сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия  

их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с други-  

ми группами, каковы условия их успешного функционирования.  

Большое внимание было также уделено проблемам образования  

таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотно-  

201  

шение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, ли-  

дерство в группах.  

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают  

социальным поведением людей, <групповая динамика> присталь-  

но исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопостав-  

ляла эффективность групповой деятельности в условиях коопера-  

ции и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот  

перечень можно было бы продолжить, так как практически весь  

набор проблем малой группы был представлен в работах этого на-  

правления.  

Как и все психологическое наследие К. Левина, <групповая  

динамика> оказала большое влияние на последующее развитие  

социально-психологической мысли. Нет сомнения в том, что в  

рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные  

идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы  

некоторые из них, разработаны весьма оригинальные методики,  

сохраняющие свое значение до сих пор. С другой стороны, теоре- 1  

тический контекст - конструкции теории поля - является в зна- ,  

чительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае ка-  

кой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание  

теоретической концепции Левина сочетается с полным или почти  

полным принятием созданных им методик. Они <работают> и в  

других теоретических рамках. Однако не решена еще полностью  

задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой  

теоретической схемы, чего требует уважение к имени Левина и к  

его заслугам в психологии вообще и в социальной психологии в  

частности.  

Можно подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о  

малых группах в истории социальной психологии. Хотя три рас-  

смотренных направления несоизмеримы (трудно сопоставлять зна-  

чение теоретических посылок Морено и результатов левиновских  

исследований), каждое из них задало определенную линию в изу-  

чении малых групп. Но ни одно из них не предложило решений,  

которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки  

зрения специфического содержания групповой деятельности, ни-  

где не была подчеркнута специфика малых групп как элементов  

общественной структуры (это относится даже к исследованиям  

Мэйо, в которых в принципе было предложено соотносить ре-  

зультаты процессов, происходящих в группе, с более широким вне-  

групповым контекстом). В исследованиях малых групп можно об-  

наружить и совершенно иные теоретические подходы (например,  

традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналити-  

ческой ориентации или изучение групп с точки зрения интерак-  

202  

ционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве осно-  

вополагающего принцип реализации в малой группе определен-  

ного вида общественных отношений.  

Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы  

не дают целостной программы исследования реальных малых групп,  

функционирующих в определенном типе общества.  

ЛИТЕРАТУРА  

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.  

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологичес-  

ких исследованиях. Л., 1970.  

КричевскиЧ Р.Л., Зубовская Е.М. Психология малой группы, М., 1991.  

Щедрина Е.В. Референтиость как характеристика системы межлич-  

постных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.  

Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. М., 1974.  

Глава 12  

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ  

Исследование малых групп имеет в ка-  

честве своей предпосылки характерис-  

тику некоторой <статики> группы: оп-  

ределение ее границ, состава, компо-  

зиции. Но естественно, что главной задачей социально- психоло-  

гического анализа является изучение тех процессов, которые про-  

исходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зре-  

ния: во- первых, необходимо выяснить, как общие закономернос-  

ти общения и взаимодействия реализуются именно в малой груп-  

пе. потому что здесь создается конкретная ткань коммуникатив-  

ных. интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нуж-  

но показать, каков механизм, посредством которого малая группа  

<ловодит> до личности всю систему общественных влияний, в част-  

ности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое фор-  

мируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обрат-  

ное движение, а именно: каким образом активность личности в  

группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определен-  

ную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что  

происходит в малых группах. Но это только один аспект пробле-  

мы. Другая. не менее важная задача состоит в том, чтобы показать,  

как развивается группа, какие этапы она проходит в своем разви-  

тии как модифицируются на каждом из этапов различные груп-  

203  

Общая характеристика  

динамических процес-  

сов в малой группе  

повые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут  

быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намно-  

го шире. чем он определялся, например, в школе групповой дина-  

мики.  

Здесь уместно сказать о том, что сам термин <групповая дина-  

мика> может быть употреблен (и действительно употребляется) в  

трех различных значениях. Прежде всего данным термином обо-  

значается определенное направление исследования малых групп в  

социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что  

при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе  

проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е.  

определенная форма решения этих проблем. Второе значение тер-  

мина связано с обозначением определенных методик, которыми  

можно пользоваться при изучении малых групп и которые пре-  

имущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти  

методики в дальнейшем часто используются и в других теорети-  

ческих схемах, поэтому второе значение термина не обязательно  

привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам ла-  

бораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различ-  

ные характеристики групп. <Групповая динамика> в данном слу-  

чае - особый вид лабораторного эксперимента, специально пред-  

назначенный для изучения групповых процессов. Но может быть  

и третье употребление понятия,когда термином <групповая дина-  

мика> обозначается в отличие от статики группы совокупность тех  

динамических процессов, которые одновременно происходят в группе  

в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движе-  

ние группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.  

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Преж-  

де всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть  

отнесены не только непосредственные способы формирования  

группы, но и такие психологические механизмы, которые делают  

группу группой, например феномен группового давления на инди-  

вида (который в традиционной социальной психологии к <груп-  

повой динамике> не относится). Далее, это традиционно рассмат-  

риваемые в <групповой динамике> процессы групповой сплоченнос-  

ти, лидерства и принятия групповых решении с той поправкой, что  

вся совокупность процессов управления группой и руководства ею  

не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием груп-  

пового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Дру-  

гой аспект динамических процессов представлен явлениями груп-  

повой жизни, возникающими при развитии совместной деятель-  

ности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рас-  

смотрения). В качестве своеобразного итога развития группы мо-  

204  

Образование малой  

группы  

жет быть рассмотрено становление такой специфической ее ста-  

дии, как коллектив. Процессы образования коллектива - в соци-  

ально-психологическом разрезе - могут быть поэтому отнесены  

также к динамическим процессам, происходящим в группе.  

При характеристике процессов, связан-  

ных с образованием малых групп, сле-  

дуя принятому принципу, будем иметь  

в виду лишь процесс образования реальных естественных малых  

групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах об-  

щественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще  

всего они определяются внешними по отношению к группе фак-  

торами, например, условиями развития какого-либо социального  

института или организации, в рамках которых возникает малая  

группа. В более широком смысле можно сказать.что малая группа  

задается определенной потребностью общественного разделения  

труда и вообще функционирования общества. Так, производствен-  

ная бригада создается в связи с возникновением нового производ-  

ства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в  

систему образования, спортивная команда - в связи с развитием  

спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях  

причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне инди-  

видов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Имен-  

но здесь создается некоторая система предписаний относительно  

структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели  

групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ни-  

чего общего с психологическими механизмами образования груп-  

пы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внеш-  

них обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.  

Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое офор-  

мление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами  

группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны  

все психологические характеристики группы? Иными словами, это  

вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в  

психологическом значении этого слова. При таком подходе к во-  

просу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории  

социальной психологии, а именно: что заставляет людей объеди-  

няться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обыч-  

но абстрагировались от реального факта возникновения группы в  

связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объ-  

яснить социальный процесс (а возникновение социальных групп  

есть социальный процесс) чисто психологическими причинами.  

Социальные группы, в том числе малые, даны социальному пси-  

205  

хологу как объект исследования, и его задача - шаг за шагом про-  

следить факт превращения объективно возникших групп в под-  

линно психологическую общность. На этом пути возникают две  

возможности для исследований.  

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существую-  

щих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее ин-  

дивидом. Это не столько проблема собственно образования груп-  

пы, сколько <подключения> к ней нового члена. В этом случае  

анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1105
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь