|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиикоторые индивид дает членам группы, но это само по себе требует более глубокой интерпретации. Неоднократно отмечалась и дру- гая слабость методики, значимая при исследовании именно эмо- циональных контактов: отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбо- ра. Таким образом социометрическое направление как направле- ние исследования малых групп оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам. 199 Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспе- риментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вес- терн Электрик столкнулась с фактом понижения производитель- ности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до пригла- шения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению при- чин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить вли- яние на производительность труда такого фактора, как освещен- ность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей слож- ности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различ- ные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема экспе- римента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в эксперимен- тальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контроль- ной группе - при неизменной освещенности - производитель- ность труда также возросла. На третьем этапе в эксперименталь- ной группе были отменены улучшения освещенности, а произво- дительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифициро- вать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследо- ваний: теперь изменялась уже не только освещенность, но значи- тельно более широкий круг условий труда (помещение шести ра- ботниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уров- не более высоком, чем первоначальный. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт учас- тия работниц в эксперименте: осознание важности происходяще- го, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе при- вело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствова- ли объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности - потребности ощущать себя <при- надлежащим> к какой-то группе. Второй линией интерпретации 200 явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых не- формальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их лич- ной <судьбе> в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и нефор- мальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в част- ности. о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии имен- но на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском экс- перименте, возникла особая доктрина <человеческих отношений>, превратившаяся в официальную программу управления и препо- даваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса. Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получении нового факта - существования в малой группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное пре- имущественно с анализом каждого из двух типов групповых струк- тур, выявления соотносительного значения каждого из них в сис- теме управления группой. Школа <групповой динамики> представляет собой наиболее <психологическое> направление исследований малых групп и свя- зана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с со- здания в Массачусетсском технологическом институте специаль- ного Центра изучения групповой динамики (позже был перене- сен в Мичиганский университет, где существует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось на создан- ную Левиным <теорию поля>. Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание пси- хологических и социальных сил, его детерминирующих, была раз- вита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психо- логического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функци- онирования этих групп. Вся совокупность этих исследований по- лучила название <групповой динамики>. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с други- ми группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотно- 201 шение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, ли- дерство в группах. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, <групповая динамика> присталь- но исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопостав- ляла эффективность групповой деятельности в условиях коопера- ции и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого на- правления. Как и все психологическое наследие К. Левина, <групповая динамика> оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. Нет сомнения в том, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор. С другой стороны, теоре- 1 тический контекст - конструкции теории поля - является в зна- , чительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае ка- кой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они <работают> и в других теоретических рамках. Однако не решена еще полностью задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы, чего требует уважение к имени Левина и к его заслугам в психологии вообще и в социальной психологии в частности. Можно подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о малых группах в истории социальной психологии. Хотя три рас- смотренных направления несоизмеримы (трудно сопоставлять зна- чение теоретических посылок Морено и результатов левиновских исследований), каждое из них задало определенную линию в изу- чении малых групп. Но ни одно из них не предложило решений, которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки зрения специфического содержания групповой деятельности, ни- где не была подчеркнута специфика малых групп как элементов общественной структуры (это относится даже к исследованиям Мэйо, в которых в принципе было предложено соотносить ре- зультаты процессов, происходящих в группе, с более широким вне- групповым контекстом). В исследованиях малых групп можно об- наружить и совершенно иные теоретические подходы (например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналити- ческой ориентации или изучение групп с точки зрения интерак- 202 ционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве осно- вополагающего принцип реализации в малой группе определен- ного вида общественных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества. ЛИТЕРАТУРА Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологичес- ких исследованиях. Л., 1970. КричевскиЧ Р.Л., Зубовская Е.М. Психология малой группы, М., 1991. Щедрина Е.В. Референтиость как характеристика системы межлич- постных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. М., 1974. Глава 12 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ Исследование малых групп имеет в ка- честве своей предпосылки характерис- тику некоторой <статики> группы: оп- ределение ее границ, состава, компо- зиции. Но естественно, что главной задачей социально- психоло- гического анализа является изучение тех процессов, которые про- исходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зре- ния: во- первых, необходимо выяснить, как общие закономернос- ти общения и взаимодействия реализуются именно в малой груп- пе. потому что здесь создается конкретная ткань коммуникатив- ных. интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нуж- но показать, каков механизм, посредством которого малая группа <ловодит> до личности всю систему общественных влияний, в част- ности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое фор- мируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обрат- ное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определен- ную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект пробле- мы. Другая. не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем разви- тии как модифицируются на каждом из этапов различные груп- 203 Общая характеристика динамических процес- сов в малой группе повые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намно- го шире. чем он определялся, например, в школе групповой дина- мики. Здесь уместно сказать о том, что сам термин <групповая дина- мика> может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обо- значается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение тер- мина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые пре- имущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теорети- ческих схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам ла- бораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различ- ные характеристики групп. <Групповая динамика> в данном слу- чае - особый вид лабораторного эксперимента, специально пред- назначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия,когда термином <групповая дина- мика> обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движе- ние группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Преж- де всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на инди- вида (который в традиционной социальной психологии к <груп- повой динамике> не относится). Далее, это традиционно рассмат- риваемые в <групповой динамике> процессы групповой сплоченнос- ти, лидерства и принятия групповых решении с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием груп- пового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Дру- гой аспект динамических процессов представлен явлениями груп- повой жизни, возникающими при развитии совместной деятель- ности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рас- смотрения). В качестве своеобразного итога развития группы мо- 204 Образование малой группы жет быть рассмотрено становление такой специфической ее ста- дии, как коллектив. Процессы образования коллектива - в соци- ально-психологическом разрезе - могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. При характеристике процессов, связан- ных с образованием малых групп, сле- дуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах об- щественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе фак- торами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать.что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производствен- ная бригада создается в связи с возникновением нового производ- ства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда - в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне инди- видов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Имен- но здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ни- чего общего с психологическими механизмами образования груп- пы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внеш- них обстоятельств, обусловливающих возникновение группы. Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое офор- мление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к во- просу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объеди- няться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обыч- но абстрагировались от реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объ- яснить социальный процесс (а возникновение социальных групп есть социальный процесс) чисто психологическими причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному пси- 205 хологу как объект исследования, и его задача - шаг за шагом про- следить факт превращения объективно возникших групп в под- линно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований. Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существую- щих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее ин- дивидом. Это не столько проблема собственно образования груп- пы, сколько <подключения> к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|