|
Андреева Г.М. » Методы социальной психологиинальном поведении манипуляцию всеми остальными людьми. Высказывается утверждение, что для последних подобная перспек- тива является благом, поскольку с них снимается тяжесть приня- тия решений, осуществления бесконечных выборов и т.д. Опера- торы манипулируют людьми, в каждом случае продуцируя опти- мальное поведение. Поэтому выигрывает общество, выигрывают сами люди, <освобожденные> от свободы, достоинства и т.д. Предложения, сформулированные в этой работе, настолько очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы человеческой личности, что они встретили в свое время самый резкий отрица- тельный отклик в американской литературе. Многие критики книги Б. Скиннера открыто заявили, что нарисованная перспектива от- дает фашизмом. Идея манипуляции человеческой личностью, до- веденная до логического конца, приводит к неприемлемой для человечества перспективе вмешательства психологии в святая свя- тых человеческой личности. Предложенное решение вопроса о возможностях психологической науки не может быть принято, исходя из элементарных требований гуманизма. В настоящее вре- мя, когда в психологии большое значение приобретает гуманисти- чесхая ориентация, ее требования особенно важно учитывать при обсуждении проблемы эффективности социально-психологичес- ких исследований. Гуманистическая ориентация в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) ставит во главу угла самоактуализа- цию и самореализацию человеческой личности, раскрытие всех ее потенциальных возможностей. Набор приемов и средств разраба- тывается для этой цели, включая прежде всего организацию групп социально-психологического тренинга. <Рост личности> - глав- ное условие самоактуализации человека. Понятно, что система мер, обеспечивающих этот рост и задаваемых в группах тренинга, не существует в вакууме, она не может быть изолирована от социаль- ных процессов, происходящих в обществе. Изменения в них, их характер обусловлены естественным ходом исторического разви- тия, социальной политикой, от которых зависит и положение лич- ности в системе этих процессов. Особое место в решении этой общей задачи должна найти и социальная психология. Ей предстоит выделить те социальные процессы, где именно она, своими средствами и методами, может служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей форме ре- шение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следу- ющем: социальная психология не может и не должна претендо- вать на манипулирование каждой отдельной человеческой личнос- тью. Она должна способствовать оптимизации отношений между людьми, условий для развертывания <сущностных сил> человека. Социальная психология направляет свои рекомендации не в сто- рону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторо- ну такого развития отношений между людьми, при котором каж- дый сможет свободно осуществить свой выбор, и выбор этот будет оптимальным с точки зрения как потребностей общества (груп- пы), так и с точки зрения отдельной личности. Теперь можно перейти от этой общей постановки вопроса к более конкретному описанию роли социального психолога, рабо- тающего в практике. Если социальный психолог проводит свои исследования на промышленном предприятии, то его позицию можно условно обо- значить как позицию человека, находящегося в центре разнооб- 329 разных отношений между администрацией и профсоюзом, между администрацией и рабочими, между профсоюзом и рабочими и т.д. Социального психолога интересуют все аспекты этих отноше- ний, свои рекомендации он делает относительно всех направле- ний этих отношений. Он не <воздействует> ни на профсоюз, ни на представителей администрации, ни на рабочих, он <воздействует> на отношения между ними, оптимизируя их. При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Было бы наивно думать, что в результате рекомендаций, полученных в прикладных исследованиях, могут быть немедленно решены все проблемы, возникающие в различных сферах жизни общества. Переоценка возможностей прикладного исследования так же опас- на, как и игнорирование его результатов. По-видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограничений. Прежде всего социальная психология имеет дело лишь с опре- деленной, а именно, психологической стороной общественных яв- лений. Развитие общественных отношений осуществляется по сво- им собственным законам, и всякое преувеличение роли психоло- гической стороны недопустимо. Любое исследование межличност- ных отношений в группе, как бы квалифицированно оно ни было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, детерминирующих поведение членов изучаемой группы. Корректная объяснительная модель функционирования группы может быть лишь результатом комплексных исследований, предпринимаемых всей совокупнос- тью общественных наук. Во-вторых, хотя прикладное социально-психологическое ис- следование в состоянии выработать хорошую рекомендацию, сле- дование ей обусловлено многими практическими соображениями - экономическими возможностями, организационными формами, даже политической ситуацией и т.д. Чтобы точно обозначить гра- ницы эффективности социальной психологии, надо заранее раз- работать класс задач, которые, действительно, могут быть решены ее средствами в каждой сфере жизни общества. Для более конкретного разрешения этой проблемы надо спе циально выделить еще одну составляющую социально-психоло- гического знания, а именно <практическую социальную психо- т"гию>. Практическая соци- Словосочетание <практическая соци- альная психология альная психология>, иногда заменяемое термином <социально-психологическое вмешательство>, представляет собой совершенно особую сферу де- ятельности ученых-психологов (Введение в практическую соци- 0 ФундаментальнаяПрикладная п 5: та Структура личности Массовое сознание Схемы конфликтов Ценностные ориентацииОбразцы поведения Ситуации в реальных группах Типы коммуникаций в Малых и больших группах о 0 ё С.. СМассовое поведение Восприятие инноваций Отдаленные последствия решенийСиюминутные предсказания (<здесь и теперь> - что будет) . Юношеская преступность Забастовки Глобальные Типы рекомендаций ] Инструметальные Примеры: восприятие населением конструктивная адаптация личности нового законодательства к новым условиям Роль социального психолога-практика Эксперт, консультант Руководитель группы тренинга Рис. 17. Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией альную психологию, 1994). Можно согласиться с тем, что практи- ческая социальная психология - разновидность прикладной со- циальной психологии, однако неправомерно отождеотвлять их. Для выяснения субординации этих двух сфер социально-психологи- ческого знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17). Из схемы видно, что фундаментальные и прикладные исследо- вания, несмотря на их различия, выполняют две сходные функ- ции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза, как это очевидно, различны. Однако важно, что продук- том и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундамен- тальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобаль- ные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную пер- спективу, в то время как рекомендации, следующие из приклад- ных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые <указа- 331 ния> или <советы>. Вместе с тем это лишь рекомендации, адресо- ванные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социаль- но-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. В зарубежной социально-психологической литературе в пользу этого приводятся два соображения. Первое касается принятия (или непринятия) так называемой <идеологии применения>, принимающей постулат о том, что нау- ка открывает некоторые истины, а затем они внедряются в прак- тику (Шихирев, 1985. С. 127). По мысли одного из критиков этой идеологии Дж. Поттера, ни о каком <плавном> применении ре- зультатов научного исследования к практике не может быть речи, поскольку, - если даже само по себе исследование ценно, - со- циальный контекст, в котором оно используется, ведет к транс- формации результатов. В противовес <идеологии применения> надо принять постулат о том, что практика сама выдвигает проблемы, в которых надо не только поставить диагноз, но и предложить спо- соб их лечения. Таким образом, установка психолога-практика - не столько на применение чего-либо, сколько на собственное осо- знание задачи, которую нужно ему же и решить. Второе соображение, высказанное М. Дойчем, касается того, каким образом эта установка практика формируется в деталях. Для этого Дойч описывает различия в конкретных позициях исследо- вателя и практика. Исследователь больше нацелен на анализ, а практик - на синтез в своих умозаключениях, исследователь мо- жет позволить себе некоторую самоиронию и скептицизм по от- ношению к своим результатам, практик должен демонстрировать большую уверенность, по крайней мере, перед своим клиентом, исследователь больше думает о том, что <интересно>, практик - о том, что <полезно>, он в большей степени прагматик; исследова- телю в целом безразлично его взаимоотношение с заказчиком (если не считать чисто конъюнктурных соображений), для практика ус- тановить контакт с клиентом - обязательное условие успешной работы; а отсюда - для него важен и интересен и он сам (Шихи- рев. 1979. С. 197). По-видимому, требует специального выяснения вопрос и о сравнении гражданской позиции исследователя и практика, что яв- ляется частью более широкого вопроса о гражданской позиции социальной психологии в целом. Ценности общества, принимае- 2 мые (или отвергаемые) каждым ученым естественно определяют и направление его исследований и заинтересованность в использо- вании их результатов. Но практик имеет дело с конкретным <кли- ентом>. Должен ли он быть озабочен тем, какова сфера деятель- ности этого клиента, какова степень ее просоциальной или анти- социальной направленности? Или для него <заказ есть заказ>, и он вообще не должен вникать в контекст, в котором заказ выполня- ется? Решение всех этих вопросов - дело личного выбора практи- ка, но необходимо лишь отметить, что ответственность выбора более важна для исследователя, чем для практика, поскольку всякое ис- следование, в том числе прикладное, более явно включено в неко- торую социальную проблему. Конечно, общий социальный и по- литический климат общества помещает и каждую практическую проблему в определенные рамки, но уровень ее решения практи- ком как бы смещает фокус на более конкретный план. Впрочем сами уровни вмешательства практической социаль- ной психологии в жизнь, конечно, также различаются. Авторы большой работы <Социальное вмешательство> называют возмож- ные стратегии, каждая из которых работает на своем уровне. Вот некоторые из них: 1) стратегия индивидуального изменения (когда объектом изме- нения выступает отдельный человек, часто, впрочем, для оптими- зации его существования в организации); 2) техноструктурная стра- тегия (что включает в себя вмешательство с целью оптимизации структуры какой-либо организации, или поисков альтернативы ей, или достижения ею соответствия окружающей среде); 3) стратегия базирования на определенном типе данных (что зависит от того, ра- ботает ли практик внутри организации или вне ее); 4) организаци- онное развитие, или культурное изменение как стратегия вмеша- тельства (весьма широко распространенная стратегия использова- ния различных психологических техник для совершенствования организации, в частности, процессов принятия решений в них, планирования, работы с персоналом). Эти стратегии не совпадают со сферами практической соци- альной психологии, но дают лишь некоторое представление об уровнях вмешательства, а также о ролях практикующего социаль- ного психолога. Что касается структуры деятельности психолога- практика на каждом из этих уровней, то естественно она зависит как от сюжета, с которым работает психолог, так и от его конкрет- ной роли. Можно лишь выделить самые общие черты и схему де- ятельности: выявление проблемы - диагноз - анализ - план вмешательства - вмешательство - оценка результатов (Шихирев, 1985. С. 136). Далее начинают складываться различия в зависимос- 333 1-й от ролей практика. Их обычно выделяют три: эксперт, консуль- тант, обучающий (в некоторых руководствах называемый <учитель>). Последовательность в перечислении ролей отражает степень вме- шательства и вместе с тем иллюстрирует движение от позиции исследователя-прикладника до подлинного практика. Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним про- анализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Существуют две модели распределения ответственности между экспертом и клиентом за плодотворность выбранного ре- шения: или эксперт в большей степени ответствен на первых ша- гах решения проблемы, а клиент - на последующей фазе; или (в случае, более предпочитаемом клиентом), как отмечает X. Хорнс- тейн, клиент стремится обеспечить равное включение и ответст- венность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Про- дукт деятельности эксперта - как и во всякой экспертизе - за- ключение. Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематичес- кого <курирования> какой-либо деятельности клиента или реше- ния им своих внутренних проблем. Роль консультанта варьирует в зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он че- ловека, который в свою очередь должен работать с людьми (на- пример, руководителя, врача, педагога) или он консультирует от- дельных граждан, которым нужна индивидуальная помощь в ре- шении каких-то их личных проблем. По сравнению с экспертом консультант, особенно во втором случае, осуществляет еще более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него в еще большей степени не только специальных навыков, но и личностных особенностей. При выполнении роли и эксперта, и консультанта обозначены, таким образом, две возможности: про- ектирование каких-то ситуаций в организации или помощь кон- кретному лицу. Обучающий, как правило, - человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг ка ак- тивное социальнопсихологическое воздействие- самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг - этобучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды. В качестве примера можно привести перцептивно-ориентирован- ный тренинг (Петровская, 1987), цель которого - развитие компе- тентности в общении, и тренинг делового общения, содержание которого раскрывается уже в самом названии (Жуков, 1988). Тре- 34 нинг использует различные формы, в том числе ролевую игру и групповую дискуссию (Богомолова, 1977). Несмотря на широкое развитие практики социально-психологического тренинга, в нем остается много сложных теоретических и методических проблем. Все описанные роли психологов-практиков требуют специаль- ного обучения их исполнителей. Традиционные способы подго- товки психологов здесь далеко недостаточны. Поэтому в связи с решением вопроса о статусе практической социальной психоло- гии необходимо и радикальное преобразование системы обучения специалистов. В нашей стране в настоящее время есть единствен- ная система подготовки психологов, без различия их будущего амплуа, это обучение на психологических факультетах универси- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|