Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



51 страница


нальном поведении манипуляцию всеми остальными людьми.  

Высказывается утверждение, что для последних подобная перспек-  

тива является благом, поскольку с них снимается тяжесть приня-  

тия решений, осуществления бесконечных выборов и т.д. Опера-  

торы манипулируют людьми, в каждом случае продуцируя опти-  

мальное поведение. Поэтому выигрывает общество, выигрывают  

сами люди, <освобожденные> от свободы, достоинства и т.д.  

Предложения, сформулированные в этой работе, настолько  

очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы человеческой  

личности, что они встретили в свое время самый резкий отрица-  

тельный отклик в американской литературе. Многие критики книги  

Б. Скиннера открыто заявили, что нарисованная перспектива от-  

дает фашизмом. Идея манипуляции человеческой личностью, до-  

веденная до логического конца, приводит к неприемлемой для  

человечества перспективе вмешательства психологии в святая свя-  

тых человеческой личности. Предложенное решение вопроса о  

возможностях психологической науки не может быть принято,  

исходя из элементарных требований гуманизма. В настоящее вре-  

мя, когда в психологии большое значение приобретает гуманисти-  

чесхая ориентация, ее требования особенно важно учитывать при  

обсуждении проблемы эффективности социально-психологичес-  

ких исследований. Гуманистическая ориентация в психологии  

(А. Маслоу, К. Роджерс и др.) ставит во главу угла самоактуализа-  

цию и самореализацию человеческой личности, раскрытие всех ее  

потенциальных возможностей. Набор приемов и средств разраба-  

тывается для этой цели, включая прежде всего организацию групп  

социально-психологического тренинга. <Рост личности> - глав-  

ное условие самоактуализации человека. Понятно, что система мер,  

обеспечивающих этот рост и задаваемых в группах тренинга, не  

существует в вакууме, она не может быть изолирована от социаль-  

ных процессов, происходящих в обществе. Изменения в них, их  

характер обусловлены естественным ходом исторического разви-  

тия, социальной политикой, от которых зависит и положение лич-  

ности в системе этих процессов.  

Особое место в решении этой общей задачи должна найти и  

социальная психология. Ей предстоит выделить те социальные  

процессы, где именно она, своими средствами и методами, может  

служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей форме ре-  

шение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следу-  

ющем: социальная психология не может и не должна претендо-  

вать на манипулирование каждой отдельной человеческой личнос-  

тью. Она должна способствовать оптимизации отношений между  

людьми, условий для развертывания <сущностных сил> человека.  

Социальная психология направляет свои рекомендации не в сто-  

рону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторо-  

ну такого развития отношений между людьми, при котором каж-  

дый сможет свободно осуществить свой выбор, и выбор этот будет  

оптимальным с точки зрения как потребностей общества (груп-  

пы), так и с точки зрения отдельной личности.  

Теперь можно перейти от этой общей постановки вопроса к  

более конкретному описанию роли социального психолога, рабо-  

тающего в практике.  

Если социальный психолог проводит свои исследования на  

промышленном предприятии, то его позицию можно условно обо-  

значить как позицию человека, находящегося в центре разнооб-  

329  

разных отношений между администрацией и профсоюзом, между  

администрацией и рабочими, между профсоюзом и рабочими и  

т.д. Социального психолога интересуют все аспекты этих отноше-  

ний, свои рекомендации он делает относительно всех направле-  

ний этих отношений. Он не <воздействует> ни на профсоюз, ни на  

представителей администрации, ни на рабочих, он <воздействует>  

на отношения между ними, оптимизируя их.  

При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Было  

бы наивно думать, что в результате рекомендаций, полученных в  

прикладных исследованиях, могут быть немедленно решены все  

проблемы, возникающие в различных сферах жизни общества.  

Переоценка возможностей прикладного исследования так же опас-  

на, как и игнорирование его результатов. По-видимому, здесь нужно  

иметь в виду два рода ограничений.  

Прежде всего социальная психология имеет дело лишь с опре-  

деленной, а именно, психологической стороной общественных яв-  

лений. Развитие общественных отношений осуществляется по сво-  

им собственным законам, и всякое преувеличение роли психоло-  

гической стороны недопустимо. Любое исследование межличност-  

ных отношений в группе, как бы квалифицированно оно ни было  

осуществлено, не исчерпывает всех факторов, детерминирующих  

поведение членов изучаемой группы. Корректная объяснительная  

модель функционирования группы может быть лишь результатом  

комплексных исследований, предпринимаемых всей совокупнос-  

тью общественных наук.  

Во-вторых, хотя прикладное социально-психологическое ис-  

следование в состоянии выработать хорошую рекомендацию, сле-  

дование ей обусловлено многими практическими соображениями -  

экономическими возможностями, организационными формами,  

даже политической ситуацией и т.д. Чтобы точно обозначить гра-  

ницы эффективности социальной психологии, надо заранее раз-  

работать класс задач, которые, действительно, могут быть решены  

ее средствами в каждой сфере жизни общества.  

Для более конкретного разрешения этой проблемы надо спе  

циально выделить еще одну составляющую социально-психоло-  

гического знания, а именно <практическую социальную психо-  

т"гию>.  

Практическая соци- Словосочетание <практическая соци-  

альная психология альная психология>, иногда заменяемое  

термином <социально-психологическое  

вмешательство>, представляет собой совершенно особую сферу де-  

ятельности ученых-психологов (Введение в практическую соци-  

0  

ФундаментальнаяПрикладная  

п 5: та Структура личности Массовое сознание Схемы конфликтов Ценностные ориентацииОбразцы поведения Ситуации в реальных группах Типы коммуникаций в Малых и больших группах  

о 0 ё С.. СМассовое поведение Восприятие инноваций Отдаленные последствия решенийСиюминутные предсказания (<здесь и теперь> - что будет) . Юношеская преступность Забастовки  

Глобальные  

Типы рекомендаций ]  

Инструметальные  

Примеры: восприятие населением конструктивная адаптация личности  

нового законодательства к новым условиям  

Роль социального психолога-практика  

Эксперт, консультант Руководитель группы тренинга  

Рис. 17. Отношения между фундаментальной, прикладной  

и практической социальной психологией  

альную психологию, 1994). Можно согласиться с тем, что практи-  

ческая социальная психология - разновидность прикладной со-  

циальной психологии, однако неправомерно отождеотвлять их. Для  

выяснения субординации этих двух сфер социально-психологи-  

ческого знания полезно обратиться к следующей схеме (рис. 17).  

Из схемы видно, что фундаментальные и прикладные исследо-  

вания, несмотря на их различия, выполняют две сходные функ-  

ции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций,  

феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и  

прогноза, как это очевидно, различны. Однако важно, что продук-  

том и фундаментального, и прикладного исследования является  

некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундамен-  

тальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобаль-  

ные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную пер-  

спективу, в то время как рекомендации, следующие из приклад-  

ных исследований, носят инструментальный характер: они более  

конкретны и могут быть интерпретированы как прямые <указа-  

331  

ния> или <советы>. Вместе с тем это лишь рекомендации, адресо-  

ванные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять.  

Сфера деятельности практического психолога принципиально  

иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не  

производит исследований, он сам вмешивается в некий социаль-  

но-психологический процесс, сам решает некоторую проблему.  

Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности  

исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование.  

В зарубежной социально-психологической литературе в пользу этого  

приводятся два соображения.  

Первое касается принятия (или непринятия) так называемой  

<идеологии применения>, принимающей постулат о том, что нау-  

ка открывает некоторые истины, а затем они внедряются в прак-  

тику (Шихирев, 1985. С. 127). По мысли одного из критиков этой  

идеологии Дж. Поттера, ни о каком <плавном> применении ре-  

зультатов научного исследования к практике не может быть речи,  

поскольку, - если даже само по себе исследование ценно, - со-  

циальный контекст, в котором оно используется, ведет к транс-  

формации результатов. В противовес <идеологии применения> надо  

принять постулат о том, что практика сама выдвигает проблемы, в  

которых надо не только поставить диагноз, но и предложить спо-  

соб их лечения. Таким образом, установка психолога-практика -  

не столько на применение чего-либо, сколько на собственное осо-  

знание задачи, которую нужно ему же и решить.  

Второе соображение, высказанное М. Дойчем, касается того,  

каким образом эта установка практика формируется в деталях. Для  

этого Дойч описывает различия в конкретных позициях исследо-  

вателя и практика. Исследователь больше нацелен на анализ, а  

практик - на синтез в своих умозаключениях, исследователь мо-  

жет позволить себе некоторую самоиронию и скептицизм по от-  

ношению к своим результатам, практик должен демонстрировать  

большую уверенность, по крайней мере, перед своим клиентом,  

исследователь больше думает о том, что <интересно>, практик - о  

том, что <полезно>, он в большей степени прагматик; исследова-  

телю в целом безразлично его взаимоотношение с заказчиком (если  

не считать чисто конъюнктурных соображений), для практика ус-  

тановить контакт с клиентом - обязательное условие успешной  

работы; а отсюда - для него важен и интересен и он сам (Шихи-  

рев. 1979. С. 197).  

По-видимому, требует специального выяснения вопрос и о  

сравнении гражданской позиции исследователя и практика, что яв-  

ляется частью более широкого вопроса о гражданской позиции  

социальной психологии в целом. Ценности общества, принимае-  

2  

мые (или отвергаемые) каждым ученым естественно определяют и  

направление его исследований и заинтересованность в использо-  

вании их результатов. Но практик имеет дело с конкретным <кли-  

ентом>. Должен ли он быть озабочен тем, какова сфера деятель-  

ности этого клиента, какова степень ее просоциальной или анти-  

социальной направленности? Или для него <заказ есть заказ>, и он  

вообще не должен вникать в контекст, в котором заказ выполня-  

ется? Решение всех этих вопросов - дело личного выбора практи-  

ка, но необходимо лишь отметить, что ответственность выбора более  

важна для исследователя, чем для практика, поскольку всякое ис-  

следование, в том числе прикладное, более явно включено в неко-  

торую социальную проблему. Конечно, общий социальный и по-  

литический климат общества помещает и каждую практическую  

проблему в определенные рамки, но уровень ее решения практи-  

ком как бы смещает фокус на более конкретный план.  

Впрочем сами уровни вмешательства практической социаль-  

ной психологии в жизнь, конечно, также различаются. Авторы  

большой работы <Социальное вмешательство> называют возмож-  

ные стратегии, каждая из которых работает на своем уровне. Вот  

некоторые из них:  

1) стратегия индивидуального изменения (когда объектом изме-  

нения выступает отдельный человек, часто, впрочем, для оптими-  

зации его существования в организации); 2) техноструктурная стра-  

тегия (что включает в себя вмешательство с целью оптимизации  

структуры какой-либо организации, или поисков альтернативы ей,  

или достижения ею соответствия окружающей среде); 3) стратегия  

базирования на определенном типе данных (что зависит от того, ра-  

ботает ли практик внутри организации или вне ее); 4) организаци-  

онное развитие, или культурное изменение как стратегия вмеша-  

тельства (весьма широко распространенная стратегия использова-  

ния различных психологических техник для совершенствования  

организации, в частности, процессов принятия решений в них,  

планирования, работы с персоналом).  

Эти стратегии не совпадают со сферами практической соци-  

альной психологии, но дают лишь некоторое представление об  

уровнях вмешательства, а также о ролях практикующего социаль-  

ного психолога. Что касается структуры деятельности психолога-  

практика на каждом из этих уровней, то естественно она зависит  

как от сюжета, с которым работает психолог, так и от его конкрет-  

ной роли. Можно лишь выделить самые общие черты и схему де-  

ятельности: выявление проблемы - диагноз - анализ - план  

вмешательства - вмешательство - оценка результатов (Шихирев,  

1985. С. 136). Далее начинают складываться различия в зависимос-  

333  

1-й от ролей практика. Их обычно выделяют три: эксперт, консуль-  

тант, обучающий (в некоторых руководствах называемый <учитель>).  

Последовательность в перечислении ролей отражает степень вме-  

шательства и вместе с тем иллюстрирует движение от позиции  

исследователя-прикладника до подлинного практика.  

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним про-  

анализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных  

нововведений, того или иного способа поведения в конкретной  

ситуации. Существуют две модели распределения ответственности  

между экспертом и клиентом за плодотворность выбранного ре-  

шения: или эксперт в большей степени ответствен на первых ша-  

гах решения проблемы, а клиент - на последующей фазе; или (в  

случае, более предпочитаемом клиентом), как отмечает X. Хорнс-  

тейн, клиент стремится обеспечить равное включение и ответст-  

венность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Про-  

дукт деятельности эксперта - как и во всякой экспертизе - за-  

ключение.  

Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не  

для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематичес-  

кого <курирования> какой-либо деятельности клиента или реше-  

ния им своих внутренних проблем. Роль консультанта варьирует в  

зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он че-  

ловека, который в свою очередь должен работать с людьми (на-  

пример, руководителя, врача, педагога) или он консультирует от-  

дельных граждан, которым нужна индивидуальная помощь в ре-  

шении каких-то их личных проблем. По сравнению с экспертом  

консультант, особенно во втором случае, осуществляет еще более  

непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от  

него в еще большей степени не только специальных навыков, но и  

личностных особенностей. При выполнении роли и эксперта, и  

консультанта обозначены, таким образом, две возможности: про-  

ектирование каких-то ситуаций в организации или помощь кон-  

кретному лицу.  

Обучающий, как правило, - человек, осуществляющий один  

из видов социально-психологического тренинга. Тренинг ка ак-  

тивное социальнопсихологическое воздействие- самая сложная  

часть практической психологии. В широком смысле слова всякий  

тренинг - этобучение. В зависимости от того, с кем и с какой  

целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды.  

В качестве примера можно привести перцептивно-ориентирован-  

ный тренинг (Петровская, 1987), цель которого - развитие компе-  

тентности в общении, и тренинг делового общения, содержание  

которого раскрывается уже в самом названии (Жуков, 1988). Тре-  

34  

нинг использует различные формы, в том числе ролевую игру и  

групповую дискуссию (Богомолова, 1977). Несмотря на широкое  

развитие практики социально-психологического тренинга, в нем  

остается много сложных теоретических и методических проблем.  

Все описанные роли психологов-практиков требуют специаль-  

ного обучения их исполнителей. Традиционные способы подго-  

товки психологов здесь далеко недостаточны. Поэтому в связи с  

решением вопроса о статусе практической социальной психоло-  

гии необходимо и радикальное преобразование системы обучения  

специалистов. В нашей стране в настоящее время есть единствен-  

ная система подготовки психологов, без различия их будущего  

амплуа, это обучение на психологических факультетах универси-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1700
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 4 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 1 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 2 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 3 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 10 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 9 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 8 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 7 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 6 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь