Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни



3 страница


для себя и для своего партнера.  

 

ПРИВЯЗАННОСТЬ  

Привязанность - другое "наклонное" отношение, на этот раз  

отношение Родитель-Ребенок (таблица 6 сверху вниз). В случае  

восхищения Взрослый одного человека поражает Ребенка другого.  

В случае привязанности Ребенок одного лица поражает Родителя в  

другом. Человек, чувствующий привязанность, выражает ее очень  

похоже на то, как мать или отец делают это по отношению к пре-  

лестному ребенку, а объект привязанности отвечает в простой  

детской манере. Это не роли. Это истинные чувства, возникающие  

из различных эго-состояний, а эго-состояния отличаются от ро-  

лей. Эго-состояния являются психологическими реальностями, по  

существу они являются единственными психологическими реальнос-  

тями, несмотря на то, что они легко могут быть фальсифицирова-  

ны. Они представляют собой системы чувств, которые сохраняются  

всю жизнь вполне независимо от ролей, несмотря на то, что роли  

могут неразрывно соединяться с ними и искажать их.  

При отношениях привязанности взаимодействия на уровне  

Взрослый-Взрослый могут происходить время от времени, но привя-  

занность сама по себе идет от Родительского эго-состояния и  

возбуждает ответ Детского эго-состояния. Во многих семьях роди-  

тели считают, что необходимо выглядеть серьезным, проявляя свою  

привязанность, и многие дети следуют этим инструкциям и твердо  

убеждены, что это необходимо. Такая привязанность, проявляемая  

с серьезной миной, называется заботой. Нет причины, однако, по-  

чему бы человеку не проявлять привязанность, будучи в хорошем  

настроении, а забота часто выглядит не столько действительно  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 11  

 

полезной, сколько немножко вымученной. В этом состоит ответ на  

один из удивительных вопросов жизни и смерти. Почему случается  

так, что безнадежные раковые больные узнают, что у них рак,  

несмотря на то, что ухаживающие за ними люди искренне стараются  

их одурачить? Они могут притворяться, что не знают этого, часто  

из уважения к тем, кто окружает их, поскольку раковые больные,  

также как и другие больные, обычно парни что надо и следуют  

дальше по своему сценарию. Однако, как правило, они знают об  

этом.  

Каким путем пациент выясняет это, и какая его часть знает об  

этом? Он понимает все, я думаю, потому, что независимо от того,  

насколько натурально остальные умудряются вести себя рядом с  

ним, всегда находится одно исключение: либо они не смеются, ког-  

да им следует смеяться, либо, если они это делают, они слишком  

быстро обрывают смех. Вот в чем ошибка людей, которые слишком  

сильно стараются "демонстрировать" заботу, которая является да-  

леко не самой полезной вещью. Они обескуражены такой страшной  

вещью как рак, и их пожелание смеяться или неловкость, когда они  

смеются, выдают диагноз, даже если их искренняя забота заставля-  

ет их желать скрыть его.Истинная забота, которую они могут иметь,  

спотыкается об их заботу как бы выглядеть заботливыми, портя та-  

ким образом картину. Требуется много мужества, чтобы оставить по-  

пытки выглядеть заботливым с раковым пациентом, но этого можно  

добиться и это окупает усилия, как показывают эксперименты с мед-  

сестрами (отделениями для раковых больных), ухаживающими за рако-  

выми больными.  

Вот как ненамеренное разоблачение тайны происходит. Давайте  

предположим, что миссис С делают операцию брюшной полости, чтобы  

выяснить причину ее болей, и хирург обнаруживает угрожающую опу-  

холь, которая станет фатальной в течение нескольких месяцев. Для  

того, чтобы избавить ее от страданий, все решаются сделать вид,  

что у нее нечто менее серьезное; несмотря на то, что они продол-  

жают держать ее в госпитале. Она очень встревожена и хочет знать,  

вынесен ей смертный приговор или нет. Но она одновременно очень  

боится его, поэтому она может задавать вопросы, но не слишком  

настаивать на получении прямых ответов. Она может быть не готова  

встать лицом к лицу с проблемами, которые из них возникают. Нес-  

мотря на это, она действительно хочет знать, выживет ли она.  

В то время как ее Взрослый избегает открытого ответа, ее Ре-  

бенок тайно прикладывает все усилия, чтобы получить его, и наблю-  

дает поведение людей очень очень внимательно, чтобы получить  

какие-либо ключи к разгадке. Заметив однажды, что люди смеются не  

так, как прежде, она начинает это проверять. Люди, которые были  

раньше безудержно веселыми, могут и сейчас допускать небольшие  

шалости, создавая видимость, что все в порядке, но они будут ог-  

раничивать их так, чтобы они уже не были безудержными. Бодрость  

доктора может отличаться от его отношения до операции или от его  

манеры поведения с другими пациентами. Озабоченный священник мо-  

жет перестать говорить даже "официально разрешенные шутки" о свя-  

щенниках и раввинах, о святом Питере и т.п. В результате миссис  

С. ежедневно может схватить дюжину примеров смеха, который стара-  

ются смягчить, или смеха, внезапно оборванного, и чрезвычайно  

скоро она уже знает, что ее дела очень плохи, и она знает, что с  

ней.  

В подобных случаях "проявление заботы" может казаться удов-  

летворительным для человека, который ее проявляет, но из-за ее  

вымученности такая забота работает не слишком хорошо. На деле  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 12  

 

"проявление заботы" как способ обращения с раковыми пациентами в  

течение длительного периода изнуряет как персонал, так и пациен-  

тов, и не приносит пользы ни тем, ни другим. Если пациентов расс-  

матривают как умирающих людей, то отделение для раковых больных  

превращается в мрачное заведение, именуемое обычно "Дом для неиз-  

лечимых" с неписанным девизом над дверью: "Чего вы ждете от че-  

ловека, который умирает от рака?" Если же с другой стороны, к ним  

относиться как к "очень живым, уважающим себя взрослым человечес-  

ким существам", то девиз превращается в следующее: "Что мы можем  

сделать для вас сегодня?" и сестры и доктора делаются живыми так-  

же как и пациенты.  

Это крайний пример того, в чем заключается разница между  

"проявлением заботы" и чувством привязанности.  

Истинная привязанность найдет помощь или будет полезной, ког-  

да это необходимо, и проявит заботу в критические моменты. Но  

когда "осуществление заботы" предшествует размышлению, оно может  

принести больше вреда, чем пользы, независимо от того, является  

забота подлинной или нет. Твердое убеждение "Я забочусь", (ска-  

занное громко или одновременно написанное) более эффективно, чем  

произвольные усилия выглядеть серьезным. Одна из причин для этого  

осторожного обсуждения заключается в том, что в то время, как Ро-  

дитель и Взрослый могут в действительности быть озабоченными, Ре-  

бенок обычно испытывает другое отношение, несмотря на то, что сам  

находится в опасности. Вследствие такой амбивалентности "чувство  

заботы" не должно становиться поводом для гордости или самодо-  

вольства как это часто бывает.  

В более мягких ситуациях, если человек получает привязан-  

ность, это позволяет ему смеяться над своими трудностями, но если  

он становится предметом заботы, он принужден выглядеть серьезным,  

чтобы оставить своих помощников удовлетворенными.  

 

ВКЛЮЧЕНИЕ  

До сих пор в нашей погоне за отношениями мы побывали во мно-  

гих различных комнатах: в рабочей комнате, в комнате для собра-  

ний, в яслях, в школе и в больничной палате. Теперь мы продолжим  

наши изыскания в спальне. Включение совпадает с буквальным смыс-  

лом этого слова: правильное лицо (т.е. то, которое нужно, - прим.  

перев.) нажимает на включатель, и весь человек загорается, от  

глаз к мозгу и вниз через грудь и живот, и еще ниже также. Нет  

классовых или Родительских предрассудков, обрезающих провода, и  

нет рациональных или Взрослых предосторожностей, выкручивающих  

пробки. Один только Ребенок загорается, и это либо происходит,  

либо нет. Это очень сходно с тем, что происходит во время имприн-  

тинга с птицами 8. Это скорее чувственный, нежели личностный ответ,  

и он является в основном визуальным. Другие чувства могут вносить  

свою лепту, он может также расцвечиваться мечтами и усиливаться  

за счет предыдущих разочарований, однако всплеск узнавания почти  

всегда идет от зрения.  

В случае импринтинга молодая птица будет включаться на визу-  

альный образ определенной формы и цвета и отвечать на объект, ко-  

торый может быть простым куском картона, так, как если бы это бы-  

ла ее мать. Тут нет места ни решению, ни свободному выбору; она  

включается определенным стимулом и отвечает автоматически. Стимул  

может быть всегда лишь силуэтом, однако эффект будет полным. По-  

добным же образом, столкнувшись с включателем, многие люди должны  

оставить иллюзию, что их чувства имеют смысл и вытекают из их  

жизни, поскольку они представляют автоматический ответ, могущий  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 13  

 

идти в разрез с Родительским или Взрослым предпочтением или логи-  

кой, как это тяжелым путем выяснил герой.  

Способность возбуждать этот ответ есть то, что всегда искали  

открыватели киноталантов, и в прежние времена ее называли многими  

именами, начиная от "Оно" до "Сексуальная привлекательность",  

сексуальной привлекательностью она и является.  

Фетишизм представляет собой специальный вид включения, в ко-  

тором мужчина получает толчок от определенной части женского тела  

или от каких-либо женских личных принадлежностей: волос или лент,  

рук или перчаток, ног или туфлей. Эти части тела или женские вещи  

называются некоторым "символическим замещением любимого челове-  

ка". Гораздо более правдоподобно, что они являются импринтингами  

раннего детства, обусловленными событиями, которые произошли как  

раз в правильный момент и при правильных обстоятельствах, для то-  

го, чтобы вызвать долговременную связь. Фетишизм очень трудно ле-  

чить частично или главным образом вследствие того, что мало кто  

из фетишистов хочет быть вылеченным. Многие из них испытывают та-  

кое же потрясение от вида или прикосновения или запаха их фетиша  

как наркоман от своего героина или metedrin. Перспектива отка-  

заться от этих глубоких волнений для откровенной страсти имеет  

для них мало привлекательности за исключением случаев, когда их  

фетиш настолько выходит из ряда вон, что это навлекает на них  

серьезные неприятности.  

Фетиш не является просто символом, не более чем является сим-  

волом ружье. Для фетишиста фетиш является реальной вещью, так же  

как ружье - реальная вещь для стрелка. Ружье не является символом  

пениса, но используется вместо него или в дополнение к нему, по-  

тому, что оно более смертоносно, чем кости и плоть, а смертонос-  

ность - это нечто, чего страстно желает. Поэтому  

он скорее пойдет охотиться, чем останется дома со своей женой.  

Даже игрушечный водяной пистолет нечто большее, чем фаллический  

символ. Он работает лучше, чем фаллос, поскольку его назначение -  

выстреливать метко струей воды с расстояния. Идея могла бы быть  

почерпнута из природы, и Ребенок может приходить в восторг от  

сходства, однако для него в этом содержится и многое другое 7.Од-  

ним элементом является искусство исполнения; Взрослый оценивает  

качество предмета, чем бы он не являлся: ружье ли это, водяной  

пистолет, старая домашняя туфля или перчатка.  

Многие мягкие фетишисты могут получать больше радости, чем  

большинство "нормальных" людей (на вечерах с коктейлем, к приме-  

ру), если им не препятствует чувство вины. Те, у кого на поверх-  

ности Родительское состояние, страдают от некоторого замешатель-  

ства в любовных отношениях, если таковые у них вообще имеются, и  

могут быть сбиты с толку преследующими их все более усиливающими-  

ся фантазиями. Они могут быть также привязаны к унизительным... и  

страдать от этого. Они фактически порабощены своим импринтингом и  

принуждены следовать за фетишем, а не за человеком, поэтому дело  

чистого случая среди личностей каждого сорта они окажутся или к  

кому будут привязаны. Твердый фетишист не часто становится хоро-  

шим мужем, если только ему не случится найти в точности правиль-  

ную жену.  

Поскольку до некоторой степени все мужчины имеют свои пред-  

почтения, а очень многие имеют по крайней мере мягкие фетиши,  

один из легчайших путей для женщины угодить мужчине и не отпус-  

кать его ни на шаг - это незаметно выяснить, в чем заключаются  

его фетиши, и быть снисходительной или даже стараться угодить им  

тайно.. Это бесспорно то, что делает (и делало на протяжении ис-  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 14  

 

тории) большинство удачливых возлюбленных. Много войн было начато  

и много королевств создано или потеряно из-за кусочка ленты или  

кружева, одетых в определенном соблазнительном месте. Однако это  

можно сделать более честно и может быть даже более эффективно,  

если спросить прямо его, каковы его фетиши, и потом стараться  

доставить ему удовольствие. Но поскольку фетиши фиксируются в  

раннем возрасте, они иногда оказываются отстающими от нынешнего  

стиля, что может смутить женщину. Даже если купальный костюм 1940  

года включает ее мужчину, она может по понятным причинам отка-  

заться носить его тридцать лет спустя.  

Это приводит нас к предмету часто пренебрегаемому: это конт-  

рфетишист, которого я хотел бы назвать фетишера. Почти все фети-  

шисты - мужчины. Но для каждого мужчины, который помешан на  

туфлях, есть женщина, готовая угодить и войти с ним в одну колею,  

и для каждого мужчины, приходящего в трепет от волос, найдется  

женщина, приходящая в волнение, когда ее локоны похищают.*  

У Хэвлока Эллиса есть много случаев такого взаимного попада-  

ния: мужчина, который жаждет, чтобы его топтали высокими каблука-  

ми, раньше или позже встретит женщину, которая мечтала всю свою  

жизнь о том, чтобы топтать каблуками. Такие женщины являются фе-  

тишерами, и о них очень мало известно, потому что они не слишком  

часто попадают в поле зрения профессионалов. Есть столь же много  

женщин, специализирующихся на волосах, перчатках, туфлях или ниж-  

нем белье, как и мужчин, упорно ищущих удовольствий, которые они  

могут предложить. Это справедливо не только в отношении описаний  

случаев, собранных Хэвлоком Эллисом и другими исследователями  

секса, но также и в отношении фетишистов, помещающих объявления о  

спросе и предложении в подпольных листках, таких как Беркли Барб.  

Теперь вернемся к "нормальному" включению. Есть мужчины,  

которые включаются при виде грудей, и мужчины, которые включа-  

ются при виде ног, - грудные мужчины и ножные мужчины, как они  

называют себя вежливо, - и оба сорта считаются нормальными. Од-  

нако, строго говоря, и не имея ввиду проступков, также предпоч-  

тения являются поползновениями в сторону каблуков фетишизма.  

Истинный фетишист не способен испытать эрекцию при отсутствии  

его фетиша, независимо от того, каким желанным является его  

партнер во всех остальных отношениях. Точно также, если ножному  

мужчине или грудному мужчине не позволили посмотреть или при-  

коснуться к его излюбленным местам, он может страдать от той же  

трудности. С другой стороны, нормальное включение основано на  

росте, весе, телосложении, осанке, походке, манере сидеть, чер-  

тах и поверхности кожи женжины: том, что обычно называют "инди-  

видуальностью", т.е. общих пропорциях ее тела, манере двигать-  

ся, ее лице и коже. Однако фетиши, ножные-грудные предпочтения  

и включение на "индивидуальность" - все они в равной степени  

обусловлены импринтингом, а в большинстве случаев его объектом  

является мать.  

Таким образом, включение является на деле отношением Ребе-  

нок - Родитель и укладывается в таблицу 6 (снизу вверх).  

---------  

* Фраза содержит намек на название произведения А.Попа "Похищение  

локона".  

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 15




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1163
Категория: Библиотека » Сексология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь