Берн Эрик » Секс в человеческой любви



3 страница


 

Хитрости природы  

 

В самом деле, большая часть человеческих отношений (по меньшей мере, 51 процент) основаны на надувательстве и увертках, иногда живых и занятных, а иногда порочных и злых. Есть лишь немногие счастливцы, такие как матери и дети, или истинные друзья и влюбленные, которые относятся друг к другу вполне прямо. Чтобы вы не подумали, что я цинично искажаю ситуацию, позвольте мне привести несколько примеров того, как Природа сама, через посредство эволюции, установила некоторые игроподобные транзакции. Некоторые из них кажутся столь циничными с человеческой точки зрения, что трудно решить, смеяться ли над ними как над шутками, или оплакивать их как трагедии 6. Тем не менее, их конечный результат – обеспечивание выживания видов. В самом деле, человеческие психологические игры также имеют большую ценность в смысле выживания, иначе игроки вскоре оказались бы вымершими. Их ценность, как для животных, так и для человека, не уменьшается, если мы посмотрим на них как на хитрости и шутки, так же как она не увеличится, если мы будем принимать их очень серьезно, как бы говоря, как сказал некто: «Я более серьезен и более возмущен; и поэтому я более справедлив, чем вы».  

Простейший пример биологической хитрости мы находим у домашних кур. С сентиментальной стороны история состоит вот в чем. После откладывания яиц она высиживает их с целеустремленной преданностью. Время от времени, с предусмотрительностью повивальной бабки, она переворачивает их так, чтобы живительное тепло ее тела достигало всех частей покрытого кальцием чрева, где подрастает ее семейство. В конце концов, в результате ее постоянства и заботы, вылупляются здоровые цыплята. В этом виде она предлагает человеческой расе чистый пример умного и твердого материнства.  

На самом же деле происходит следующее. Вследствие определенных влияний, идущих от желез, после того, как она отложила кладку яиц, ее живот разогревается. Движимая дискомфортом, она ищет вокруг себя подходящий объект, чтобы охладить свою пылающую грудь. Она садится на яйца, потому что они прохладные. Однако, через некоторое время она нагревает их и поэтому переворачивает их, чтобы прохладная сторона оказалась вверху, после чего с благодарностью принимает облегчение, которое они ей снова дают 7. После того, как она повторила это достаточное число раз, яйца лопаются, и она обнаруживает себя, к своему удивлению, перед лицом выводка цыплят.  

В самом деле, она была хитростью вовлечена в насиживание яиц, но это сработано точно так же, как если бы она знала, что она делает. Точно так же люди, играючись в сексуальные игры, могут получать в подарок младенцев, столь же здоровых и крупных, как у тех родителей, что их планировали. Это удобная иллюзия думать, что управляемая железами курица знает, почему она сидит на яйцах, и это удобно для движимых сценарием людей думать, что они знают, почему они делают то или иное. В одном случае сценарий (и заблуждения, которые сопровождают его) обеспечивается генами, в другом – Родительскими инструкциями.  

Еще более удивительной является невинность поведения самца колюшки. Колюшки по отношению к отцовству – то же самое, что куры по отношению к материнству. Самец колюшки столь же предан своему потомству, как курица-мать своему. Его первое дело, сразу после копуляции захватить оплодотворенные яйца в свой рот, потому что если мать доберется до них раньше него, она просто проглотит их как пищу. Но нежный отец помещает их в прозрачное гнездо своей собственной конструкции. После того, как он сделал это, под влиянием желез его челюсти прочно смыкаются, что не дает ему снова открыть рот. Он стоит на страже около яиц до тех пор, пока они лопнут, плавая вокруг гнезда пока не появятся мальки. Он продолжает защищать их, пока они не подрастут достаточно, чтобы постоять за себя и отважно поплыть в море. Все это время он ходит голодный, пока его челюсти не освобождаются снова. Этот пример отцовской преданности, стоящей на защите его выводка одновременно медленно голодая, не избежал внимания наших моралистов. Однако, действительная ситуация, по-видимому, иная. Чем более голодным он становится, тем яйца в гнезде выглядят все аппетитнее и аппетитнее. Он остается возле них, а также возле только что вылупившихся мальков, в надежде ими поживиться, чему мешают его запертые челюсти. Поэтому он остается на страже гнезда, которое теперь превращается в кладовку с едой, ожидая, когда его рот откроется. В конце концов он открывается как раз после того, как новорожденные детки уплывают прочь. В данном случае то, что кажется отцовской преданностью, на деле – неудавшийся каннибализм 8.  

Этот самый самец колюшки подходит ближе к игре Тантала, чем кто-либо еще в природе, кроме голодного человека. Но голодные люди – жертвы одной человеческой истории, которую они сами могут менять и меняют, в то время как колюшка – беспомощная и невольная мишень космической силы, с которой он ничего не в состоянии сделать. Он один из Чарли Чаплинов эволюции, смешной и печальный одновременно, поскольку он ждет своей доли только для того, чтобы она исчезла в тот момент, когда он собирается ее схватить.  

Следует заметить, что и курица, и колюшка оказываются подловленными. Что до курицы, то наживкой является прохладный объект, обещающий охладить ее горячую грудь. Это обещание исполнено, но откуда вдруг цыплята появляются столь неожиданно? «Теперь все ясно!» – говорит наседка, но она не научается на этом опыте и проходит через него снова и снова. Что до голодного колюшки, то приманкой является обещание пищи, и обещание не выполняется. Куда пропали мальки как раз тогда, когда рот освободился? Разочарованный папаша может только воскликнуть: «Почему это всегда случается со мной?»  

Выше по эволюционной лестнице, не так далеко от человеческой расы, мы находим другую шутку Природы, которая устраивается частью биологией и железами, частью самостоятельным выбором игроков. Это музыкальная комедия, разыгрываемая моржами в брачный сезон. Сначала появляются быки, которые скопляются на своей любимой скале или участке берега. Они делят участки с шумным раздражением и имитацией кровавых сражений, и самый сильный получает лучшую часть территории. Месяцем позже приплывают девочки – «коровы», как их называют, что не очень справедливо по отношению к их ловкости и грации. Каждая корова выбирает себе одного из тюленьих или загоняется в его гарем силой. К несчастью, в результате некоторые сильные и храбрые и красивые быки получают больше, чем причиталось бы им по справедливости, и разражаются новые битвы, поскольку некоторые кавалеры без дам пытаются похитить русалку или двух для себя. В конце слабейшие быки оттесняются и вынуждены жить, как лишенные любви холостяки.  

Интересно то, что все коровы уже беременны с предыдущего года, и они проводят месяц или два на брачной территории, наблюдая за битвами, прежде чем отплыть. Вскоре после того, как они рожают детенышей, они забирают их в воду, чтобы учить плавать. В то время, как они в море, победившие быки должны оставаться дома, охраняя свои домашние очаги и территорию. Но у холостяков нет территории чтобы охранять, поэтому они уплывают и присоединяются к дамам, которые в это время занимаются яслями 9. Таким образом, в конечном счете холостяки получают удовольствие, в то время как старые быки должны оставаться дома и заботиться о своих интересах, связанных с недвижимостью. Вот как это бывает с тюленями, и многие человеческие романы были написаны на более бедном материале, чем этот.  

Высшие обезьяны тоже, должно быть, читали некоторых классиков. Орангутанги идут прямо от Кама Сутры и предаются сексуальной жизни, свисая с деревьев. Они способны выдумать более акробатические позы, чем целый полк индусских философов. Бабуины более романтичны – нечто среднее между моржами и чем-то из Флобера и Стендаля. Большой папаша имеет гарем, оставляя большое число молодых самцов без самок. Эти холостяки скрываются на задворках сераля, и когда большой папа смотрит в другую сторону, какой-нибудь… проделывает фокус над одной из его наложниц. Она определенно старается приспособиться к нему, и если большой папа не учует этого, то природа идет своим путем, и любовники расстаются с дружелюбной радостью. Но если папа застает их за этим, то дама быстро проделывает обманный ход. Они отделяются и бросаются на землю, издавая негодующие звуки и указывая на своего Ромео, – то с таким же эффектом, как если бы она пронзительно кричала «Этот большой обезьян совершил изнасилование». На что большой папа говорит: «ОН сделал это, не так ли?» и мчится за приятелем, который устраивает ему веселую гонку вокруг долины. Это оставляет гарем широко открытым, включая ту девочку, котрая первой начала игру Рапо, а посему другие холостяки, которые наблюдали и поджидали в своих укрытиях, приближаются и занимаются с теми самками, которые поближе и изъявляют готовность.  

Биологический эффект этих гаремных сцен среди моржей и бабуинов заключается в распространении генов. Это способствует разнообразию в эволюции и таким образом служит полезной цели. Если бы каждый бык контролировал свою стаю как петух, и никто кроме него не мог в нее проникнуть, то образовалась бы прямая линия имбридинга и оба эти вида могли повторить судьбу динозавров. Но перераспределение благ благодаря проделкам этих веселых холостяков создает кросс-бридинг и вариации. На самом деле, наша человеческая раса, возможно, возникла как раз потому, что наши обезьяньи предки играли в Рапо и Давай Перевернем Все Вверх Дном пока Старик Бесится, поэтому мы не должны подавлять обезьяньи проказы, так как если бы их не было там, нас могло бы не быть здесь.  

Правда, все это может быть не покажется веселым большому папе-бабуину, или человеку, который думает, что бабуинам следовало бы иметь мораль построже или даже носить… 11, но на самом деле нет никакого преимущества в том, чтобы остальные из нас смотрели на это чрезмерно серьезно или возмущенно. В сущности, серьезность и негодование – это то, что вызывает войны, и если бы каждый стал смеяться, они бы вскоре бросили стрелять друг в друга. Это действительно один из твердо установленных принципов ведения химической войны. Каждая сторона знает, что тот, кто сможет принудить другую сторону к смеху, выиграет войну. Если смеющаяся сторона отплатит тем же самым, вся война целиком остановится, что с военной точки зрения более ценно, чем когда побеждает кто-то один. Поэтому тот, кто более серьезен и строг, чем ты, может быть более добродетелен, чем ты, но он также наделает больше бед, чем ты. Факт заключается в том, что если бы моржи и бабуины расхохотались над своими собственными игровыми номерами, игры были бы разрушены, и вещи уладились бы к более равноправному и мирному укладу жизни, где никому не причиняли бы обиды или боли. Но до тех пор, пока они не начнут смеяться, игры будут продолжаться, и точно также обстоят дела у людей.  

 

Что такое игра?  

 

Человеческие существа являются, кроме всего прочего, повышенными в цене медузами, и многие из них – «добровольных» действий и реакций ничуть не в большей степени результат свободной воли, чем реакции низших животных, от которых они поднялись. На низших ступенях, таких как колюшки, «игры природы» являются автоматическими ответами, почти полностью определяемыми генами. По мере того, как мы поднимаемся по ступеням к моржам и бабуинам, они все более и более усваиваются путем имитации и опыта. Человеческие психологические и транзакционные игры в большей степени программируются родителями, но это программирование почти столь же жесткое, как автоматическое программирование посредством генов у курицы. Человек – самое свободное из всех животных, но его жизненный сценарий и игры, сопровождающие его, делают его жертвой могущественной шутки, разыгрываемой неотвратимыми силами эволюции. Несмотря на наши стремления и нашу иллюзию понимания, мы немного лучше поэта, идущего с устремленным кверху взглядом и протянутыми руками к радуге, и поскальзывающегося на незамеченной им под ногами банановой корке или чем-нибудь похуже.  

Давайте теперь проанализируем «Игру курицы» и «Игру колюшки». В каждом случае имеется приманка, которая выглядит для игрока как одно, но на самом деле «предназначается» для совсем другого. Яйца назначаются для выведения цыплят, но курицу обманывает то, что они прохладные и она садится на них. Они ловят ее на том, что досаждают ей, а этим является горящая грудь. Как только она охлаждает себя, природа нажимает на включатель, и расплатой оказывается выводок цыплят. В случае колюшки яйца и мальки требуют защиты, и его обманным путем заставляют оставаться рядом, но для него они выглядят как съедобная икра. Его ловят на потребности момента, которой является голод. Снова природа нажимает включатель, и как только его рот освобождается, закуска уплывает, оставляя его разочарованным его расплатой.  

В «Игре моржей» слабостью папаши является его территория. Корова, вместо того, чтобы быть благодарной ему за охрану ранчо, занята ясельными заботами. В «Игре бабуинов» слабостью папаши является ревность. Самка играет на этом, а потом нажимает включатель, делая ту самую вещь, которую он старается предотвратить.  

Уже появляется схема для игр. Имеется приманка, которая обладает внешней привлекательностью, но в действительности служащая другой цели. Приманка ловит на определенной слабости, но после того, как жертва отвечает, происходит переключение. «Настоящая причина» обнаруживается и делает сюрприз под занавес. Для курицы, рыбы и обезьяны шутка Природы точно следует плану; для моржа она дает немного больше свободы, но все элементы присутствуют. Людям остается усовершенствовать эту схему, превратить в образ жизни и сочинить многочисленные варианты.  

В транзактных играх приманка, которая выглядит как одно, а на деле предназначена совсем для другого, называется ловушкой. Слабинка или нужда другого игрока, которая заставляет его ответить на ловушку, называется слабостью. Следующее за этим замешательство называется переключением. Таким образом, формула для всех транзакционных игр следующая:  

 

Ловушка + Слабость = Ответ–Переключение–Расплата  

 

Как пример рассмотрим следующую серию транзакций между женщиной и ее врачом, которая очень похожа на игру под названием Рапо.  

Джудит: Как вы думаете, мне когда-нибудь станет лучше?  

д-р К: Да, я так думаю.  

Джудит: Почему вы воображаете, что вы все знаете?  

Ясно, что вопрос Джудит был фальшивым, и доктор К. был обманут. Для того, чтобы более ясно понять, что в действительности произошло, мы можем перевести это на язык игр, который зовется Марсианским.  

Джудит (говоря как беспомощный маленький Ребенок): Помоги мне, С., Великий.  

Д-р К. (говоря как могущественный Родитель): Я, могущественный, могу помочь тебе.  

Джудит (говоря как наглый Ребенок): Спускайся вниз, Выдающийся Деятель.  

Этот Марсианский перевод показывает, что ловушкой является: «Помоги мне, О, Великий». Джудит явно льстит доктору и просит помощи, но в действительности держит в уме другое. Ее ловушка попадает точно в слабость доктора, который является скромное ощущение силы. Он отвечает соответственно, и в этот момент Джудит нажимает на переключатель, и они оба получают свой выигрыш (расплату). Джудит чувствует, что причинила боль, что ей нравится, а неосторожный доктор огорчается, что ему нравится по его собственным причинам. Таким образом, Ловушка + Слабинка = Ответ–Переключение–Расплата (Выигрыш). Природа выигрыша также делает ясным, что Джудит играет в Катись Отсюда, Выдающийся Деятель, а врач играет в дополняющую игру Я только Стараюсь Вам Помочь (ЯСВП) 12. Джудит завела его в капкан, так что вместо того, чтобы получить благодарность за хорошие намерения, он попадает в глупое положение, что является стандартным выигрышем в игре ЯСВП.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1009
Категория: Библиотека » Сексология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь