|
Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни"Не ходи в мужскую комнату, потому что ты встретишь там плохого человека, который сделает с тобой что-то мерзкое", - говорит отец своему восьмилетнему сыну. Он повторяет это около раз в год, так что когда приходит время, мальчику становится любопытно, что это за мерзкая вещь, и он знает куда пойти, что- бы выяснить это. Другой отец умещал не только сексуальные инс- трукции, но весь жизненный сценарий в одну подростковую фразу: "Не дай себя поймать идущим в тот дом на Бурбон-стрит, где есть женщины, которые сделают все, что ты захочешь за пять долла- ров". Поскольку у мальчика не было пяти долларов, он украл их из кошелька своей матери, намереваясь пойти на Бурбон-стрит на следующий день. Но мать случайно сосчитала деньги, в тот же ве- чер отыскала, где мальчик спрятал их, и он был пойман и нака- зан. Он понял этот урок хорошо. "Если бы я пошел сразу после обеда, вместо того, чтобы откладывать до следующего дня, все бы сошло нормально". Он не был пойман с пятью долларами. Это хоро- ший сценарий не победителя. Если ты хочешь женщин, достань
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 35
деньги. Потратэ их как можно скорее, пока тебя не успели пой- мать. Ты не можешь выиграть, но ты безусловно можешь избежать проигрыша. Инструкции проигрывающего обычно звучат подобно сле- дующему: "Если тебе с первого раза не удалось, пробуй, пробуй, пробуй снова. Даже если ты победишь некоторых, продолжай попыт- ки, и ты обречен на проигрыш в конце, потому что ты не можешь победить их всех". Инструкции победителя звучат: "С какой стати вообще проигрывать? Если ты проигрываешь, это значит ты непра- вильно играл. Поэтому делай это снова до тех пор, пока не нау- чишься делать правильно". Если этому не помешает некая решающая сила, сценарий будет доведен до сладкого или горького конца. Таких сил три: величай- шие разрушители сценариев - массовые события, которые безжа- лостно обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и угнетение, которые застигают врасплох и уничтожают каждого пе- ред собой как непреодолимая космическая сила, спасающая тех, кому разрешено карабкаться на борт, и использующая их как побе- дителей. Вторая сила - психотерапия и другие превращения, кото- рые разбивают сценарии, и превращают проигрывающих в не-побеж- дающих ("Делание прогресса"), а не-побеждающих в победителей ("Выздоровление", "Впрыгивание", и "Появление света впереди"). В редких случаях третья сила побеждает, и сценарий разруша- ется автономным решением или пере-решением самого человека. Это случается с людьми, чей сценарий позволяет им принимать авто- номные решения. Наиболее очевидный пример недавнего времени - Мао Цзе Дун, глава Китайской Народной Республики, который начал как представитель среднего класса со сценарием среднего класса, и путем собственной внутренней борьбы стал тем, что он называет настоящим пролетариатом, так что он чувствовал себя комфорта- бельно в этой роли и некомфортабельно в роли, предписанной сце- нариемм среднего класса, которая вследствие главной силы Ки- тайской истории была ролью проигравшего 3. Путем впрыгивания в историю он стал победителем в войне и политике, а также и в ли- тературе, поскольку в лучшем случае немногие авторы новейших времен столь широко как он читаемы при их собственной жизни. Важно заметить, что сценарий не является "бессознательным" и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внима- тельного самонаблюдения. Единственная помеха - то, что многие люди с неохотой принимают существование такого жизненного плана и предпочитают демонстрировать свою независимость играя в игры - игры, которые сами продиктованы их сценарием.
с. Типы сценариев Сценарии планируются чтобы длиться всю жизнь. Они основаны на твердых детских решениях и родительском программировании, которое снова и снова подкрепляется. Подкрепление может прини- мать форму ежедневного контакта, как в случае мужчин, которые работают на своих отцов, или женщин, которые каждое утро звонят своим матерям, чтобы поболтать, или же оно может осуществляться менее часто и более тонко, но столь же сильно через периодичес- кую переписку. После того, как родители умирают, их инструкции могут вспоминаться более ярко, чем когда бы то ни было. На языке сценариев проигрывающий называется лягушкой 4, а победитель называется принцем или принцессой. Родители хотят, чтобы их дети были победителями или проигравшими. Они могут же- лать им быть "счастливыми" в той роли, которую выбрали для них,
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 36
но не желать чтобы они изменились за исключением особых случа- ев. Мать, воспитывающая лягушку, может желать своей дочери стать счастливой лягушкой, но подавит любые попытки дочери стать принцессой ("Кто ты по-твоему такая?"), поскольку мать сама была запрограммирована, чтобы воспитать ее как лягушку. Отей, воспитывающий принца, хочет, чтобы сын был счастливым, но часто он предпочтет увидеть сына несчастливым, чем превратив- шимся в лягушку ("Мы дали тебе все самое лучшее"). Победителя можно определить как человека, который выполняет свой контракт с собой и с миром. Это значит, что он решает сде- лать что-то, говорит, что берет на себя обязательство сделать это, и через длительное время делает это. Его контракт или стремление может состоять в том, чтобы иметь четырех детейй, стать президентом корпорации, прыгнуть с шестом на 17 футов, опубликовать хороший роман, создать искусственный ген, или сбить десять вражеских бомбардировщиков. Если он достигает це- ли, он победитель. Если он не имеет детей, остается служить на складе, растягивает связки на 16 футах, не идет дальше газеты, останавливается на куске хряща, или оказывается сбитым во время первого вылета, ясно, что он проигравший. Если он имеет троих детей, становится вице-президентом, берет 16 футов 11 дюймов, публикует детективный роман, открывает новую аминокислоту, или сбивает девять бомбардировщиков, он является ... - не проиграв- шим, но и не победителем. Важный момент тот, что он ставит цель сам, обычно на основе Родительского программирования, но со своим Взрослым, выбирающим окончательное обязательство. Заметь- те, что человек, планирующий двух детей, 16 футов, пять бомбар- дировщиков, и т.д. и выполняющий это, все равно победитель, в то время, как тот, который планирует четырех, а делает трех, планирует 17 футов, а делает 16 футов и 11 дюймов, или планиру- ющий десять, а делающий девять, является не-победителем, хотя он обгоняет победителя, чьи цели ниже. Если коротко выразить главное, то победитель, это тот, кто становится капитаном ко- манды, назначает свидание Королеве Мая, или побеждает в покере. Не-победитель никогда не приближается к мячу, назначает свида- ние статистке, или остается при своих. Проигрывающий не попада- ет в команду, не назначает свиданий, или проигрывается дотла. Обратите внимание, что капитан второй команды оказывается на том же уровне, что и капитан первой команды, поскольку каж- дый человек имеет право выбирать свою собственную лигу и должен быть судим по стандартам, которые сам себе выбирает. Как край- ний пример, "прожить на самую меньшую сумму денег, чем кто-либо на нашей улице, без того, чтобы заболеть" является лигой. Тот, кто сделает это - победитель. Тот, кто попробует и заболеет, - проигравший. Типичный, классический побежденный - это человек, который заставляет себя страдать от болезни или травмы без вся- кой серьезной причины. Если он имеет серьезную причину, тогда он может стать преуспевающим страдальцем, что является лучшим способом выиграть, проигрывая. Первая вещь. которая решается насчет сценария, это то, бу- дет ли он проигрывающим или выигрывающим. Это часто можно очень быстро выяснить слушая то, как человек говорит. Победитель го- ворит вещи типа: "Я сделал ошибку, но она больше никогда не повторится" или "Теперь я знаю, как правильно это сделать". По- бежденный говорит: "Если бы только ..." или "Мне бы надо было ... " и "Да, но ...". Что до не-победителей, то это люди, чьи сценарии требуют, чтобы они трудились изо всех сил, не в надеж-
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 37
де на выигрыш, но чтобы остаться с тем, с чем начал. Это люди "по крайней мере", которые говорят: "Хорошо, по крайней мере я не ..." или "В конце концов я и за это должен говорить спаси- бо". Не-победители поставляют блестящих членов, служащих и ра- бов, поскольку они верны, трудолюбивы и благодарны, и не склон- ны создавать неприятности. Социально это очень приятные люди, а в общине замечательные. Победители создают беспокойство для ос- тального мира только косвенно, когда они дерутся между собой и вовлекают ни в чем не повинных посторонних, иногда миллионами. Неудачники вызывают небольшие потрясения, к несчастью, потому что даже если они поднимаются на вершину, они все равно неудач- ники, и когда расплата настает, тянут других людей вместе с со- бой вниз. Лучший способ определить, удачник или неудачник перед то- бой, такой: Удачник - это человек, который знает, что он будет делать дальше, если он проиграет, но не говорит об этом, неу- дачник - тот, который не знает, что он будет делать, если про- играет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет. Таким образом, требуется всего несколько минут слушания, чтобы заметить удачников или неудачников за столом с азартными игро- ками или среди биржевых маклеров. Следующий пункт - это структуирование времени. Применитель- но к промежутку жизни индивида есть несколько типов сценарийно- го программирования времени. Шесть главных классов это Никогда, Всегда, До Тех Пор Пока, После, Снова и Снова, и сценарии Отк- рытого Конца. Их легче всего понять, обратившись к греческим мифам, поскольку греки хорошо ощущали такие вещи. Сценарии типа Никогда представлены Танталом, которй вечно должен был страдать от голода и жажды, видя перед собой пищу и воду, но никогда не пить и не есть снова. Людям с таким сцена- рием запрещено их родителями делать вещи, которых они больше всего хотят, и поэтому они проводят жизнь в танталовых муках и окруженные соблазнами. Они продолжают жить с Родительским прок- лятием, потому что Ребенок в них боится вещей, которых они же- лают больше всего, так что они по-настоящему истязают сами се- бя. Сценарии типа Всегда повторяют Арахну, которая осмелилась вызвать на состязание в рукоделии богиню Минерву, и в наказание была превращена в паука и приговорена проводить все свое время, плетя паутины. Такие сценарии идут от паукоподобных родителей, которые говорят: "Если это то, что тебе хочется делать, тогда ты можешь провести всю оставшуюся жизнь, делая это". Сценарии типа До Тех Пор Пока повторяют историю Язона, ко- торому было сказано, что он не сможет стать королем до тех пор, пока не выполнит определенные задания. В соответствующее время он получил свою награду и прожил десять лет в счастии. Геракл имел сходный сценарий: он не мог стать богом, прежде чем пробыл двенадцать лет рабом. Сценарии типа После идут от Дамокла. Дамоклу было позволено наслаждаться счастьем, быть королем до тех пор, пока он заметил меч, высящий над его головой, поддерживаемый единственным конс- ким волосом. Лозунг сценариев типа После - "Ты можешь порадо- ваться некоторое время, но потом твои беды настанут". Страх надвигающихся тревог, конечно же, делает радость трудной. Это люди, которые говорят: "Если слишком все хорошо, что-то плохое непременно должно произойти". Сценарии типа Снова и Снова - это сценарии Сизифа. Он был
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 38
приговорен катить тяжелый камень вверх по горе, и как раз в тот момент, когда он вот-вот должен был достичь вершины, камень скатывался вниз , и он должен был начинать все сначала. Это классический Я Почти Сделал сценарий, с одним "Если б только", следующим за другим. Сценарий Открытого конца это сценарий не-победителя или сценарий Пирога в Небе, он следует истории Филемона и Бавкиды, которые были превращены в лавровые деревья в награду за свои добрые дела. Старые люди, которые выполнили свои Родительские инструкции, не знают, что делать дальше после того, как все за- кончено, и проводят остаток жизни, как овощи или сплетничая, как листья, шелестящие на ветру. Это судьба многих матерей, чьи дети выросли и разлетелись, и мужчин, которые положили свои тридцать лет работы по условиям кампании и инструкциям своих родителей, и теперь живут одиноко на пенсии в мрачных гостини- цах и меблированных комнатах. Сообщества "почтенных граждан" наполнены парами, которые завершили свой сценарий и не знают, как структуировать свое время в ожидании Обетованной Земли, где люди, относившиеся к своим служащим хорошо, могут медленно вес- ти свои большие черные автомобили по правой стороне мостовой без того, чтобы кучка дурно воспитанных юнцов улюлюкала им вслед. се эти типы сценариев имеют свои сексуальные аспекты. Сце- нарии Никогда могут запрещать любовь или секс или то и другое вместе. Если они запрещают любовь, но не секс, то они являются разрешением на промискуитет, разрешение, из которого некоторые матросы и солдаты и бродяги извлекают все преимущества, и кото- рое проститутки и куртизанки используют, чтобы обеспечить су- ществование. Если они запрещают секс, но не любовь, они проду- цируют священников, монахов и монахинь, и людей, занимающихся добрыми делами, такими как воспитание детей-сирот. Люди промис- куитета испытывают танталовы муки при виде преданных возлюблен- ных и счастливых семей, в то время как сценарийные филантропы претерпевают пытки от желания перепрыгнуть через стену. Сценарии Всегда типично представляют молодые люди, изгнан- ные из дома за грехи, к которым подтолкнули их родители. "Если ты беременна, иди зарабатывай себе на жизнь на улице" или "Если ты хочешь стать наркоманом - твое личное дело" являются приме- рами этого. Отец, который выгнал дочь на произвол судьбы, мог иметь развратные мысли о ней с тех пор, как ей исполнилось де- сять, а тот, что выгнал сына из дому за курение марихуаны, мог напиться в ту же ночь, чтобы облегчить боль. Родительское программирование в сценариях До Тех Пор Пока является самым назойливым, поскольку оно обычно состоит из отк- рытых команд: "Ты не можешь иметь секс до того как выйдешь за- муж, и ты не можешь выйти замуж, пока должна заботиться о мате- ри (или пока не кончишь колледж)". Родительские влияния в сценариях После почти столь же откровенны, и вмсящий меч поб- лескивает с видимой угрозой: "После того, как ты выйдешь замуж и заведешь детей, твои беды начнутся". Если перевести в дейс- твия, это значит: "Срывай бутоны роз, пока можешь, Старое Время улетает, и тот самый цветок, что улыбается сегодня, Завтра бу- дет вызывать смех" 5. После замужества это сокращается до "Как только у тебя появятся дети, твои трудности начнутся с самого первого дня медового месяца." Но в наше время химики обеспечили надежный щит против клинка, который в противном случае был бы ее гибелью, так что она может быть королевой домашнего очага
Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 39
без того, чтобы ее счастье оказалось подвешенным появлением наследника до тех пор, пока она чувствует себя готовой к этому. Сценарии Снова и Снова продуцируют вечную подружку невесты и никогда невесту, так же как и других, которые стараются изо всех сил снова и снова, и никогда не преуспевают полностью. Сценарии Открытого Конца оканчиваются вместе со старанием муж- Категория: Библиотека » Сексология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|